Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

«Чтобы жить созидая…»

Файн Светлана Викторовна, к.ф.н., доцент Всероссийской академии внешней торговли

Как сделать так, чтобы события истории, в частности Второй мировой войны, были для школьников XXI века не сведениями со страниц учебников, а чем-то лично осознанным, осмысленным в сегодняшнем дне? Как научить учеников сострадать? Как решать напряженные ситуации в отношениях людей разных национальностей и культур, победить зародыши национализма, научить жить вместе? Комплексным и новаторским ответом на эти вопросы может стать международный проект «Молодежь Европы за мир без насилия».

Все эти вопросы так или иначе ставят перед собой ответственные педагоги, классные руководители, директора и завучи школ, осознающие, насколько важно, чтобы сегодняшняя молодежь училась строить более сплоченное общество для будущего нашей страны.

«Молодежь Европы за мир без насилия» — встреча старшеклассников и студентов из 10 стран: Венгрии, Германии, Грузии, Италии, Польши, России, Румынии, Словакии, Украины и Чехии. Группа встретится в Кракове, где запланировано посещение нацистского концлагеря Освенцим (Аушвиц-Биркенау).

Цель проекта — привлечь внимание к ошибкам прошлого, причинами которых были национализм, расизм, антисемитизм; укрепить межкультурные связи и привить чувство ответственности за совместно созидаемую историю. Детям нужно знать о ключевых, трагических и болезненных страницах истории для понимания современности и собственной идентичности, ценности и достоинства человеческой жизни, словом, для того, чтобы жить созидая.

Ранее в рамках данного проекта уже успешно прошли встречи:

• «Нет будущего без памяти. Молодежь Европы в Аушвице» 8–10 сентября 2008 года.

• «Мир без насилия. Вторая международная встреча» Краков — Аушвиц 9–11 сентября 2010 года.

Этапы проекта.

Проект состоит из подготовительного этапа, проводимого на национальном уровне, и международной встречи в Кракове.

На подготовительном этапе проходит представление проекта в школах и университетах. Подготовительные семинары позволяют молодым людям начать обсуждение тематики проекта и лучше понять ценность сохранения памяти и поддержания межкультурного диалога для созидания общего будущего. Важную роль играют свидетельства участников прошлых проектов и в особенности встречи с бывшими узниками гетто и лагерей.

В 2008 и 2010 годах в семинарах в университетах и школах многих европейских городов (Берлина, Братиславы, Брно, Будапешта, Бухареста, Варшавы, Ивано-Франковска, Киева, Львова, Москвы, Праги, Печа, Рима, Тбилиси, Щецина) ежегодно принимало участие до 20 тысяч молодых людей.

Центральным событием проекта станет международная встреча «Молодежь Европы за мир без насилия», которая состоится в Кракове с 20 по 23 сентября 2012 года, спустя 70 лет после начала массового уничтожения людей в концлагере Аушвиц-Биркенау. Во встрече примут участие до тысячи молодых людей из десяти европейских стран. Организаторы считают особенно важным личное присутствие в местах памяти, а также знакомство с людьми, пережившими холокост, что позволит глубже понять общую историю.

Перед посещением лагеря Аушвиц-Биркенау пройдет пленарная ассамблея в Кракове, в которой примут участие бывшие заключенные концлагеря и свидетели холокоста, это позволит молодым людям пообщаться с участниками тех событий.

Элжбета Лесяк, председатель фонда «Дети холокоста» в Малой Польше, участвовала в пленарной ассамблее в сентябре 2010 года. В начале войны Элжбете было всего 9 лет. Ее родители погибли. Элжбета осталась совсем одна. Чудом избежав депортации в концлагерь, она скрывалась в разных семьях. «Я чувствовала себя как бродячая собака, постоянно должна была убегать и прятаться. Я никогда не могла выйти, подойти к окну, не могла играть. Я должна была сидеть тихо и радоваться, если кто-нибудь приносил мне что-то поесть». «Всегда больно вспоминать эти события, — говорит госпожа Лесяк, — но мой долг как свидетеля убедил меня решиться на этот шаг».

21 сентября группа отправится в Аушвиц-Биркенау. Участники проведут все утро в Национальном музее лагеря «Аушвиц-1». Днем они соберутся в Биркенау, где пройдет мемориальная церемония, в ходе которой они в молчании проследуют вдоль железнодорожных путей смерти, ведущих к газовым камерам.

Встреча 2010 года и посещение лагеря Аушвиц-Биркенау оказало огромное влияние на всю группу. Опыт посещения мест холокоста позволил связать современную жизнь с историческими событиями.

Вспоминает Аня Грабовская, студентка МГППУ, в 2010 году — ученица московской школы №1384, участник проекта: «Мы стояли все вместе — молодые люди со всей Европы, и говорили на своих языках: «Мы хотим побеждать зло добром. Торжественно обязуемся сохранять мир, где все могли бы жить вместе: Мир без расизма! Мир без насилия!»

Вроде бы прошло почти два года с паломничества в Освенцим с друзьями Общины святого Эгидия под девизом «Молодежь Европы за мир без насилия», а вспоминается все с невероятной точностью.

Мы говорим, что «мы помним» про что-либо, чего не застали при нашей жизни, с чем не соприкоснулись, но поскольку нас это не коснулось, все равно рано или поздно мы это забудем. Поэтому и дана нам история, музеи, памятники, исторически ценные вещи, документы, истории жизни каждого человека. Просто говоря «я помню о жертвах Освенцима» и не зная ничего об этом, человек не говорит ничего. И не помнит. Поездка в Аушвиц-Биркенау дает шанс пережить это всем вместе. Она дает повод задуматься, прислушаться к словам свидетелей, понять, что месть никогда не является выходом, что единственным верным путем может быть мир.

Ведь не только в памяти дело. К сожалению, в современном мире очень часто встречаются националистические настроения, особенно среди молодежи, и это не может не беспокоить. Паломничество в Освенцим объединяет молодежь Европы общим горем прошлого, объединяет потомков тех, кто был врагами, дает возможность вместе пережить эту дорогу в Аушвиц, почтить память погибших в Освенциме и во время Великой Отечественной войны. Главная дорога не в Аушвиц, главная дорога оттуда, когда возвращаешься вместе со своими ровесниками из самых разных стран и понимаешь, что мы вместе, а пока мы вместе, война не наступит никогда и события Освенцима не повторятся.

Я стояла тогда вместе со всеми, мы говорили, что будем сохранять мир без насилия, и я еле-еле сдерживала слезы. Потому что чувствовала, как я всех их люблю, как будто знаю с самого рождения, и как хочу, чтобы наш мир действительно был таким — без насилия, чтобы мир и любовь были во всем мире».

После посещения лагеря будут организованы группы, которые обсудят события Второй мировой войны, причины холокоста в Европе и необходимость памяти, возможности для молодежи строить общества без ксенофобии и насилия и занимать активную позицию в помощи людям, чье достоинство попирается.

Дискуссионный подход, применяемый в этих группах, делает молодых людей активными участниками проекта, вносящими свой вклад в совместное размышление об общих ценностях уважения к достоинству личности человека.

По возвращении домой многие участники проводят встречи в своих школах и университетах, распространяют материалы о проекте, готовят публикации на интернет-сайтах, активно противостоят историческим стереотипам, предрассудкам в отношении людей другой национальности или социального положения, стараются развивать историческую память как основу построения будущего.

Цели проекта:

· сохранение памяти о холокостекак способ преодоления сегодняшних предубеждений, расизма и равнодушия;

· повышение толерантности и взаимопонимания между представителями разных наций;

· формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности, самостоятельной мысли;

· предотвращение ксенофобии, расизма, антисемитизма и насилия.

Организатором проекта, в сотрудничестве с основными университетами и многочисленными школами разных стран, выступает международная организация Община святого Эгидия.

Община святого Эгидия была сформирована в Риме в 1968 году, и сегодня насчитывает более 60 тысяч членов в 75 странах на всех континентах. Община святого Эгидия известна на международном уровне своими проектами социального, культурного и гуманитарного характера. Более 40 лет она активно занимается работой по воспитанию молодежи, развитию навыков диалога и мирного сосуществования в странах Европы и всего мира. В России и на Украине эту работу проводят группы добровольцев «Друзья Общины Святого Эгидия».

Как школе стать участником проекта «Молодежь Европы за мир без насилия»?

Проект «Молодежь Европы за мир без насилия» осуществляется раз в два года. К участию в проекте-2012 приглашаются старшеклассники и организованные группы из любых школ.

Информация для администрации и преподавателей школ, заинтересованных в участии в проекте «Молодежь Европы за мир без насилия» – 2012:

1. Связаться с российским оргкомитетом встречи необходимо до 15 мая 2012 года.

2. Оргкомитет вышлет дополнительные материалы, которые могут быть использованы для подготовки старшеклассников к поездке.

3. Списки групп школьников с сопровождающими их преподавателями должны поступить в российский оргкомитет не позднее 1 июня 2012 года.

4. Оргкомитет оказывает содействие в получении визы Республики Польша.

5. Оргвзнос на мероприятие в Кракове (проживание, питание, расходы на проведение конференции) составляет 60 евро с человека на все время пребывания.

6. Дорога до Кракова оплачивается отдельно. Возможности оргкомитета по содействию в организации переезда обсуждаются отдельно в каждом случае в зависимости от местоположения школы.

7. Оргкомитет готов предоставить дополнительную информацию и ответить на все вопросы по проекту.

На сайте ped-praktika.ru Вы можете прочитать  про методы курсовой работы.

 

Координатор проекта в России:

Файн Светлана Викторовна, к.ф.н., доцент Всероссийской академии внешней торговли.

8-916-6783681,<

santegidiofriends@gmail.com

   
 
 
 

28.03.2012  |  Просмотров: 5214  |  Комментариев: 9

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Уважаемая Светлана Викторовна! Наверное было бы интересно как западным, так и российским участникам проекта «Молодежь Европы за мир без насилия» посетить и мемориальные места в России. Например, Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. www.museum.ru/M107 - официальная страница Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда - W395, официальный сайт blokadamus.ru/ эл. почта: gmmobl@mail.ru А на встрече в концлагере в Польше прочитать поэму А. А. Галича " Кадиш", посвященную великому Янушу Корчаку. http://www.mnemosyne.ru/homo/galich-7.html

 Ганузин Валерий Михайлович   30.03.2012 в 19:22

 

Очень жаль, что по такой важной и болезненной для общества проблеме нет дискуссии.

 Ганузин Валерий Михайлович   15.04.2012 в 11:30

 

Уважаемый Валерий Михайлович! Большое спасибо за отклик и интерес. Мы посещаем и мемориальные места в России, но Освенцим важен как место общего страдания многих европейских народов в самом сердце Европы, в каком-то смысле символ абсолютного зла. Видела Вашу статью о школе без насилия, очень интересно. Может быть, кто-то из Ваших студентов в Ярославской медицинской академии хотел бы присоединиться к нашему проекту? было бы прекрасно. Рада буду связаться с Вами, мой мейл s.fain@mail.ru.

 Файн Светлана Викторовна   04.05.2012 в 03:31

 

Уважаемая Светлана Викторовна! Спасибо за ответ. Попробую с Вашим предложением выйти на студенческий профком и международный отдел академии. Я преподаю на 6 курсе. Мои студенты уже малоподвижны и больше интересуются трудоустройством. О результатах сообщу на Вашу эл.почту. Я думаю, что посещение музея обороны и блокады Ленинграда, музея мужества и народной скорби, будет очень полезным для нашей и западной молодежи. Да и не только для молодежи.

 Ганузин Валерий Михайлович   04.05.2012 в 23:56

 

Вот меня всегда напрягает фраза в педагогике "комплексным новаторским ответом может стать". И всегда хочется сказать - хватит новаторствовать. Хватит ставить на детях эксперименты. Их в школы отдали для того, чтобы их научили, а не для того, чтобы они были "кроликами" на экспериментальных площадках различного уровня, да чтобы на них еще какие кандидаты в кандидаты и т.п. товарищи, эксперименты проводили... Была в СССР отлично и досконально разработана теория и практика и психологии и педагогики преподавания и воспитания. Академии над этим работали. Эксперименты давно проведены. Результаты получены и все поправлено... Так давайте это использовать... Использовать грамотно... И тогда более не надо будет экспериментировать над детьми, ведь кардинально нового ничего все равно не придумано, зато нервов убито... и детских, и учительских, и родительских... Да и кошельки родительские от этих экспериментов постоянно страдают. Давайте все же остепеняться, коллеги.

     17.04.2012 в 19:03

 

Вот меня всегда напрягает фраза в педагогике "комплексным новаторским ответом может стать". И всегда хочется сказать - хватит новаторствовать. Хватит ставить на детях эксперименты. Их в школы отдали для того, чтобы их научили, а не для того, чтобы они были "кроликами" на экспериментальных площадках различного уровня, да чтобы на них еще какие кандидаты в кандидаты и т.п. товарищи, эксперименты проводили... Была в СССР отлично и досконально разработана теория и практика и психологии и педагогики преподавания и воспитания. Академии над этим работали. Эксперименты давно проведены. Результаты получены и все поправлено... Так давайте это использовать... Использовать грамотно... И тогда более не надо будет экспериментировать над детьми, ведь кардинально нового ничего все равно не придумано, зато нервов убито... и детских, и учительских, и родительских... Да и кошельки родительские от этих экспериментов постоянно страдают. Давайте все же остепеняться, коллеги.

     17.04.2012 в 19:03

 

Вот меня всегда напрягает фраза в педагогике "комплексным новаторским ответом может стать". И всегда хочется сказать - хватит новаторствовать. Хватит ставить на детях эксперименты. Их в школы отдали для того, чтобы их научили, а не для того, чтобы они были "кроликами" на экспериментальных площадках различного уровня, да чтобы на них еще какие кандидаты в кандидаты и т.п. товарищи, эксперименты проводили... Была в СССР отлично и досконально разработана теория и практика и психологии и педагогики преподавания и воспитания. Академии над этим работали. Эксперименты давно проведены. Результаты получены и все поправлено... Так давайте это использовать... Использовать грамотно... И тогда более не надо будет экспериментировать над детьми, ведь кардинально нового ничего все равно не придумано, зато нервов убито... и детских, и учительских, и родительских... Да и кошельки родительские от этих экспериментов постоянно страдают. Давайте все же остепеняться, коллеги.

     17.04.2012 в 19:03

 

Вот меня всегда напрягает фраза в педагогике "комплексным новаторским ответом может стать". И всегда хочется сказать - хватит новаторствовать. Хватит ставить на детях эксперименты. Их в школы отдали для того, чтобы их научили, а не для того, чтобы они были "кроликами" на экспериментальных площадках различного уровня, да чтобы на них еще какие кандидаты в кандидаты и т.п. товарищи, эксперименты проводили... Была в СССР отлично и досконально разработана теория и практика и психологии и педагогики преподавания и воспитания. Академии над этим работали. Эксперименты давно проведены. Результаты получены и все поправлено... Так давайте это использовать... Использовать грамотно... И тогда более не надо будет экспериментировать над детьми, ведь кардинально нового ничего все равно не придумано, зато нервов убито... и детских, и учительских, и родительских... Да и кошельки родительские от этих экспериментов постоянно страдают. Давайте все же остепеняться, коллеги.

     17.04.2012 в 19:03

 

Вот меня всегда напрягает фраза в педагогике "комплексным новаторским ответом может стать". И всегда хочется сказать - хватит новаторствовать. Хватит ставить на детях эксперименты. Их в школы отдали для того, чтобы их научили, а не для того, чтобы они были "кроликами" на экспериментальных площадках различного уровня, да чтобы на них еще какие кандидаты в кандидаты и т.п. товарищи, эксперименты проводили... Была в СССР отлично и досконально разработана теория и практика и психологии и педагогики преподавания и воспитания. Академии над этим работали. Эксперименты давно проведены. Результаты получены и все поправлено... Так давайте это использовать... Использовать грамотно... И тогда более не надо будет экспериментировать над детьми, ведь кардинально нового ничего все равно не придумано, зато нервов убито... и детских, и учительских, и родительских... Да и кошельки родительские от этих экспериментов постоянно страдают. Давайте все же остепеняться, коллеги.

     17.04.2012 в 19:03

 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.