Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

«Принцип желудя», или Как обрести смысл жизни и радость труда

Кошелев Александр Анатольевич, директор МСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Городец Нижегородской области, призер конкурса «Директор школы - 2011»

Когда в школе «что-то не так» каждый руководитель поступает, исходя из собственного опыта и ситуации во вверенной ему школе. А если школа «непростая», с особенными детьми, то и проблемы в ней могут отличаться от проблем обычных общеобразовательных учреждений.

Вы спросите меня, можно ли однозначно определить, какой человек способен работать в специальной (коррекционной) школе сегодня? Можно ли взрастить такого специалиста подобно растению, к примеру, как дуб? Попробуем перевести наш разговор в режим метафоры. Если у читателя создастся впечатление, что я таким образом хочу уклониться от прямого ответа на вопрос, предлагаю ему не утруждать себя попыткой проследить логику моего дальнейшего изложения.

Слышали ли вы о таком явлении, как «принцип желудя»?

«Принцип желудя гласит, что самое значительное, быстрое и легкое развитие всегда связано с нашими природными способностями. Метафора желудя говорит о том, что большинство из нас пытается воспринимать других людей так, будто они могут измениться, если захотят. Но нам нужно воспринимать людей иначе: необходимо увидеть, какие семена в них скрыты».  

Вот заходит как-то ко мне в кабинет одна из наших сотрудниц. Надо сказать уважаемый педагог, опытный и грамотный специалист, к мнению которой прислушиваются и дети, и другие учителя, да и я сам ее мнением дорожу.

Пришла и как-то тягостно печально, так устало смотрит на меня и говорит:  

- Наверное, пора мне уходить?

- Куда это?

- Да вот я на пенсии уже, надо место уступать молодым. А я вся выработалась уже. Надо, надо. Уходить надо вовремя. Я и к современным требованиям никак не адаптируюсь. Завучи все говорят об информатизации, аттестация теперь проходит по-новому. Да и вообще, темп и содержание жизни другие. Надо уходить.

Здорово меня озадачил этот разговор. Скажете, обычная вещь, уставший учитель-пенсионер желает заслуженного отдыха, спокойной жизни с заботами о грядках и цветах.  Отпусти с честью.

Да не просто все. Уж очень как-то горько от этих слов ее и такого взгляда, будто в самое сердце смотрит и хочет себя увидеть во мне, как в зеркале. Усомниться в правильности своих решений и снова обрести веру в то, что она нужна и от жизни не отстала.

Да, что-то не так в школе! Подумать обещал.

Следом – другой визит. Веселая, весенняя ко мне впорхнула воспитательница наша. Щебечет радостно, в глазах искры солнечные, так и сыплются: «На сессию ухожу. В Нижний поеду».

В пединституте учится. Скоро заканчивает, в феврале на будущий год.

- Радостная какая! Так учиться хочется?

- Александр Анатольевич, так отпуск получается!

- Как отпуск? А лекции, зачеты, экзамены?

Улыбается хитро: «Ну, это же все равно не работа! Это – свобода!»

- А здесь значит в неволе?

- Александр Анатольевич, ну вы же все понимаете, зачем так говорите.

Да. Все понимаю.

Скажете, ничего необычного, молодежь, в голове один праздник. Отучится, приедет, войдет в рабочий режим – все встанет на свои места. Если так рвется из школы, если здесь ничего так не радует, значит душой к школе «не приросла», работает потому, что надо работать. И, скорее всего, просто до лучших времен, пока сама жизнь что-то не предложит другое.

Да, что-то в школе не так!

Вспомнил недавний разговор с одной учительницей начальных классов. Уходит в декретный отпуск. Вся уже в своей новой жизни. Поговорили о семье, о ребенке, о планах на жизнь.

- Загадывать не буду, но, может быть, не скоро выйду. Три года уж точно буду дома, а там не знаю. Ошиблась я, наверное, с профессией. Вон одноклассница школу закончила, уехала в Нижний. Работает администратором в салоне красоты. Зарабатывает неплохо. Так там же тишина, покой. Звонок приняла, записала, ответила, и голова ни о чем не болит. А у нас! Уроки утром в классе, а вечером дома готовишься на следующий день. А работать как трудно, сколько нужно вложить сил, терпения, не говоря уже о знаниях, пока хоть чего-то добьешься от наших детей. Нет. Покоя хочу. Да и радости в работе давно не испытывала. А хочется, чтобы утром на работу бежать с удовольствием, а вечером также домой!

Да, задача! Что-то в школе не так!

А бывает ли радость в нашей работе? И можно ли ее сохранить на долгие годы? Что же в школе держало учителей раньше? Может, они другими были? Или что-то нужно основательно менять в укладе жизни и работы? А можно ли вообще что-то изменить, и тем более человека?

В 1987 году мне, молодому специалисту, довелось работать учителем трудового обучения (столярное дело) в специальной (коррекционной) школе. Досталось же мне тогда хлопот! Это сейчас и учебник есть, и рабочие тетради. А тогда ничего этого не было. Программу разрабатывал сам, пособия изготавливал тоже сам. Сутками в мастерской школы пропадал!

Технологию обучения отрабатывал тоже сам. Работал с мальчишками в слесарной мастерской школы как учитель, а на местном заводе приходилось выступать в роли мастера, вводить наших особых детей в производственный процесс. А я ведь физик, а не трудовик! Кстати, жизнь как интересно оборачивается! Теперь уже, когда директором работаю, наша школа стала пилотной экспериментальной площадкой кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Института развития образования Нижегородской области. Именно здесь разрабатывались и проходили апробацию учебник «Профессионально-трудовое обучение. Столярное дело. 10–11 класс» и рабочие тетради к нему.  

Что мною двигало тогда? Ведь мне было нисколько не легче, чем сейчас, а в некоторых вопросах даже сложнее. Но сколько тогда было азарта, стремления найти правильное решение, дойти до истины, опять же, ради какой цели так самоотверженно работалось – хотелось найти способ, как детей научить, как им профессию в руки и сердце вложить, чтобы они обрели опору в жизни.

Я ведь сам горел! Потому и мальчишки вокруг меня тоже горели желанием добиться успеха. А породить такое желание у наших  особых детей ох как не просто!

Это я к тому, что, если хочешь радости в работе, сам должен ею жить, а не ждать, что кто-то тебе ее принесет! Как у Альбера Камю: «Для того чтобы мысль преобразила мир, нужно, чтобы она сначала преобразила жизнь своего творца».

Так как же сделать из уставшего от жизненной суеты учителя творца своей жизни и жизней тех, за кого он в ответе?

Как и дерево, каждый из нас несет в себе какие-то семена. Но менеджеры часто понимают это как раз наоборот. Они смотрят на этот маленький желудь в другом человеке и говорят: «Желудь, я думаю, у тебя большой потенциал. Немного обучения, немного труда — и ты станешь большим кленом». Но желудь может стать только дубом, прекрасным и сильным дубом, если правильно за ним ухаживать.

Если стараться желудь переделать, то что из него вырастет? Наверное, вы думаете, что дуб. Да, отвечу я, но очень неуверенный в себе дуб: ведь ему постоянно говорили, что быть тем, кто он есть, плохо. Он постоянно слышал, что ему необходимо быть кем-то другим, кем он стать просто не может.

Но что если тот же самый менеджер ведет себя по-другому и говорит: «Во-первых, я хочу выяснить, какова природа этого человека». Потом возникают и другие вопросы: «Как я могу развивать эту природу?», «Как мне выявить природные таланты этого человека, а потом создать план их развития?»

Нам в нашей школе есть за кого бороться. В школе работает высокопрофессиональный коллектив: дефектологи, учителя-логопеды, учителя-предметники, мастера производственного обучения, воспитатели, психолог, 66% – педагоги с высшим образованием, 57% – имеют первую квалификационную категорию, 7% – высшую; на базе школы круглый год работает районная межведомственная ПМПК.

Вот мы и решили пойти по пути выращивания педагога. Изучив каждого из них, выявив особенности стремлений и желаний, решили так построить работу, чтобы можно было кому вернуть, а кому и помочь обрести радость и смысл труда, а стало быть, и жизни. В общем, решили принцип желудя реализовать.

Технология управления такая есть – мотивационный аудит. Она призвана в рамках одной процедуры не только объединить различные уровни аудита персонала (системы консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы кадрового потенциала), но и отразить материальные и нематериальные составляющие мотивации его труда. Ее применение позволит:

·                 оценить мотивационный потенциал учителей и определить возможности его повышения, исходя из целей работы школы;

·                 оценить соответствие системы мотивации работников их чаяниям и потребностям;

·                 определить, насколько эффективна действующая система стимулирования работников;

·                 оценить, насколько эффективно администрация школы использует приемы нематериального стимулирования и мотивирования в работе с учителями;

·                 получить рекомендации по улучшению действующей системы мотивации учителей или разработке новой.

Вернусь к метафоре о желуде: «Чем больше семян мы находим в себе и других, тем выше ценим людей такими, какие они есть, и тем более помогаем им развиваться в соответствии с их естественными склонностями, позволяя им полностью раскрыть свой потенциал»…

Собрал команду единомышленников: заместители директора, психолог, бухгалтер. Распределили сферы интересов.

Результаты оказались неожиданными.

Изучение особенностей мотивов и потребностей педагогов позволило определить мотивационный профиль каждого из них и коллектива в целом. Мы выделили 12 основных потребностей, которые существуют у сотрудников: стабильные взаимоотношения, содержательность работы, самосовершенствование и профессиональный рост, разнообразие работы, социальные контакты, востребованность, достижение цели, влияние и власть, креативность и признание, высокая заработная плата, хорошие условия труда.

Более того, уже теперь, обобщая опыт, я могу сказать, что мониторинг динамики мотивов и потребностей каждого педагога позволяет четко оценивать степень выраженности и значимости отдельных групп стимулов, позволяет определить ведущие мотивы педагогов на текущий момент времени и является индикатором различных мотивационных тенденций в коллективе. И это  хорошее средство для периодического пересмотра стратегических и тактических планов развития школы.

Как оказалось, в наше суетливое время учитель истосковался по размеренности в жизни и труде, по чувствам общности с коллективом, хочется ему быть нужным и востребованным, и чтобы я, как директор, мог каждому доказать его нужность и востребованность. А значит, нужен инструмент, позволяющий оценить результативность деятельности педагога. Как это ни парадоксально, но отсутствие должного контроля обесценивает любые усилия.

В специальной (коррекционной) школе учителю хочется видеть перспективы своего профессионального роста. (А что греха таить, наши учителя не допускаются на конкурсы «Учитель года», «Самый классный классный» и другие). Мы выпали из системы модернизации образования страны.

Что может ожидать учителя специального образования в будущем? Быстрая профессиональная и личностная деградация  и эффект интеллектуальной «заражаемости». Как говорится, с кем поведешься… Длительный период тесного взаимодействия с детьми с интеллектуальными нарушениями приводит к заимствованию у них особенностей мышления и обработки информации теми, кто в этот контакт включен. Кроме того, эффект социального вакуума. Каков на сегодняшний день в социуме статус педагога специального образования? Ни для кого не является секретом наличие глубокого размежевания между сферами общего образования и специального. Позиция «мы» и «они» отражает отчаянно низкий уровень социального сознания, когда не только сам человек с ограниченными возможностями здоровья воспринимается как нежелательный для постоянного общения субъект, малоуспешный и социально незначимый, но и лица, с ним связанные, приобретают тот же статус.

В общем, было о чем подумать.

Пересмотрели мы технологию стимулирования деятельности педагогов школы, сместив акцент в сторону нематериального поощрения. Теперь в положениях о материальном и нематериальном стимулировании педагогов школы четко определены критерии эффективности труда педагога, технология мониторинга эффективности и процедура вознаграждения.

Значимость нематериального стимулирования у нас выше значимости материальной. Критерии эффективности работы, позволяющие получить благодарность с занесением в трудовую книжку или почетную грамоту, гораздо более жесткие, нежели критерии эффективности, позволяющие претендовать на денежную премию. Существуют еще и другие виды стимулирования:  знаки отличия «Лучший кабинет», «Лучший по профессии», «Учитель-методист».

Правильность такой постановки вопроса стимулирования труда подтвердили слова одного из педагогов. Получив почетную грамоту, на одном из педсоветов она сказала ответное слово и вызвала бурю аплодисментов: «Вот ведь как оно бывает! Ведь когда премию получаешь, сначала приятно, а потом вроде как и пусто становится – ее воспринимаешь как должное. Да и радости особой нет. Ну что с нее, ну потратишь, одна радость –внуку что-нибудь куплю, он порадуется. И забудет потом. А грамота, она же как воплощение моего труда, сколько с ней связано воспоминаний, гордости. Я ж ее внуку покажу и скажу, как я ее получала, как трудилась, старалась, как дети мои старались вместе со мной, так и он мной гордиться будет. И сколько времени ни пройдет – эта гордость не уменьшится. Значит, нужна я была и детям моим, и школе моей!»

Особо хочу отметить, что со смещением акцента в сторону нематериального стимулирования труда у педагогов в речи часто стали появляться слова «наша школа», «моя школа».

Значит, получается, что, хотя наше меркантильное время пытается нам внушить, что рубль стоит во главе всего, жизнь показывает совсем другое: зарплата сама по себе не может никого мотивировать, это всего лишь цементирующий фактор, удерживающий от поиска нового места работы. Наиболее мотивирующим является немонетарный фактор – личностная заинтересованность в труде и удовлетворение потребности человека в признании в коллективе результатов его труда, личностный смысл.

Не правда ли, неожиданный результат?

Решили вопрос и с оптимизацией потребности в самосовершенствовании и профессиональном росте педагогов. Во-первых, стремление быть лучшим, получить высокий балл в рейтинге эффективности стимулировало у сотрудников школы инициативность и потребность в творчестве. Во-вторых, появилась потребность в совершенствовании системы профессиональных знаний, умений и навыков.

Наладили работу по подготовке учителей к аттестационным процедурам. С этой целью по договору с ГОУ ДПО «Институт развития образования» Нижегородской области организовали на базе школы курсы повышения квалификации в количестве 144 часов для всего коллектива. Активизировали работу методобъединений по подготовке учителей к аттестации: подбор и изучение литературы, помогающей подготовиться к прохождению процедуры тестирования, проведение в школе экзаменационных сессий как в рамках методобъединений, так и на уровне всей школы.

У учителей исчезла тревога и страх перед аттестацией, учителя-ветераны и молодежь стали чувствовать себя гораздо увереннее.

Силами учителей школы организовали курсы по освоению компьютерной техники, одни стали обучать других. Появилась общность интересов у молодежи и учителей со стажем. Теперь они стали ближе друг другу. Их  больше не разделяют границы недоверия и непонимания.

И опять положительный косвенный результат – возрос дух коллективизма, единения среди педагогов. Появилась потребность к близкому общению, созданию и сохранению дружеских связей между поколениями. Сложились в коллективе традиции неформальных отношений – праздники, дни рождения.

Закрепление привычки к систематическому труду над совершенствованием профессиональных знаний и умений актуализировало такое направление работы, как развитие инновационного потенциала личности педагога как совокупности ресурсов (интеллекта, здоровья, воспитания, развития), обеспечивающих стремление к профессиональному творчеству в условиях модернизации образования. Такая постановка вопроса непосредственно выходит на проблему поиска перспектив развития учреждения и специального образования в целом.

Вы спросите, можно ли сегодня, в эпоху кризиса смыслов, определить перспективы развития специальной (коррекционной) школы? Я думаю, ответы здесь будут разными. Но все они сойдутся на одном: пока не определены место и социальное назначение в современной России специального образования, о перспективах говорить невозможно. Нужно обретение новых смыслов деятельности!

Мы нашли для себя решение. Определили смысл деятельности школы и каждого педагога в отдельности.

Специфика развития наших учащихся и воспитанников особым образом регламентирует направленность деятельности специальной (коррекционной) школы – это формирование личности, способной к социальной адаптации и профессиональной самореализации.

Однако мы посчитали, что этого недостаточно для наших детей. При этом узость цели как раз и приводит к нивелированию смысла деятельности педагога, к застою в работе.

В качестве возможного варианта такой системообразующей цели работы нашей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIIIвида еще в 2006–2007 учебном году была избрана такая: обеспечение условий «врастания в культуру» обучающихся с интеллектуальными нарушениями как фактора компенсации нарушенного интеллектуального и оптимизации полноценного личностного развития через формирование систем актуальных знаний, умений и навыков, а также ценностных отношений к сложившимся социальным нормам и культурным традициям. Каково было увидеть подтверждение правильности выбранного нами пути в положениях Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, появившейся в 2010 году!

Нам ли, жителям Городца, не говорить о необходимости формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья прочных культурно-ценностных отношений.

Городец обладает огромным историко-культурным потенциалом, входит в Союз малых городов России. Его наследие отражает различные стороны культурной жизни страны: города-крепости, центра деревянного судостроения, центра старообрядчества, города русского купечества и ремесел, города, связанного с именем Александра Невского.

Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья системы культурных ценностей, национальной гордости и осознания своей причастности к культурным традициям своего края –  вот он смысл обучения и воспитания, мощный фактор личностного развития не только обучающихся, но и педагогов.

Сформулированная цель соответственно потребовала пересмотра содержания модели личности выпускника, а также модели личности учителя специальной коррекционной школы.

Вот когда оказался востребован инновационный потенциал личности учителя. Как его выявить, как взрастить? И опять мы возвращаемся к началу – можно ли вырастить учителя, чтобы в нем увидеть и поддержать его задатки и способности, то есть из желудя вырастить дуб, а не делать из него клен!

Отработанная технология мотивационного управления опять оказалась результативной. Новый виток инициативы педагогов позволил существенно расширить систему дополнительного образования в школе, что безусловно отразилось на качестве учебной работы детей и педагогов. Учителя через методобъединения выступили с инициативой организации в школе таких кружков, как «Мастерские ремесел», «Музей истории г. Городца», «Музей культуры быта». Активизировалась деятельность кружков художественной самодеятельности. Чувство гордости за достижения края и переживание сопричастности к жизни школы, города послужили основанием для высоких достижений детей. (А в них ведь скрыт кропотливый, каждодневный, наполненный смыслом труд учителя).

Школа принимает активное участие в районных, областных спортивных соревнованиях, конкурсах, где обязательно получает призовые места. В 2011 году наши учащиеся включены в состав российской команды по программе специальных олимпийских игр, мы заняли 3-е место в областной спартакиаде среди специальных коррекционных школ по лыжным гонкам в 2010–2011 учебном году. Коллективу школы вручены благодарственное письмо «За активное участие в работе III международной православной выставки», диплом «За участие в региональном интеграционном фестивале творчества детей в 2010 году», диплом участника фестиваля «Добрые дела» общественного движения «Добрые дети мира» и множество других наград.

Обретение педагогами смысла своего труда через систему мотивации, через совершенствование целей и задач работы школы сделало актуальной потребность в участии в управлении процессом развития школы. Теперь уже каждому важно осознавать свою личную ответственность за принимаемые решения и осознавать долю своего личного вклада в деятельность школы.

Поэтому сегодня мы модернизировали систему управления: методический совет выполняет функции совета по развитию школы. Он стал средством интеграции и мобилизации всего коллектива школы-интерната, а значит и средством развития личности педагога, его инновационного потенциала.

Так я снова хочу спросить вас: какой человек способен работать в специальной (коррекционной) школе сегодня? Можно ли взрастить такого специалиста?

Сегодня много говорят о кризисе и его последствиях. Антикризисные меры переходят в стадию кампаний, суетно и беспрестанно все перестраивающих и дополняющих, улучшающих и т.п. А суть проблемы состоит в том, что в этой суете потерялся человек с его потребностью в наполненных смыслом жизни и труде.

Так кто же он, наш учитель, – ничейный журавль в небе или синица в чужой руке?

   
 
 
 

21.02.2012  |  Просмотров: 5170  |  Комментариев: 3

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Очень жизненная и нужная статья. Уважаемый Александр Анатольевич!Очень важны Ваши слова " А суть проблемы состоит в том, что в этой суете потерялся человек с его потребностью в наполненных смыслом жизни и труде. Так кто же он, наш учитель, – ничейный журавль в небе или синица в чужой руке?". Эти слова одновременно можно отнести к администрации, учителям, воспитателям и детям с ограниченными возможностя. Ради этих детей и их будущего и трудятся сотрудники интерната. А какое оно будет это во многом зависит от Вас. Родители, в большинстве случаев, их уже предали. Надежда у детей только на Вас. Я провожу врачебную профессиональную консультацию выпускникам такого же интерната. Как говориться даю путевку в жизнь. Хотелось бы, может не в этой статье, прочитать о судьбе Ваших выпускников. Валерий.

 Ганузин Валерий Михайлович   04.03.2012 в 15:55

 

Наши выпускники неплохо социализируются в жизни: многие продолжают обучаться в специальных группах в ГАПТе, в Рекшино,углубляют полученные в школе знания и умения по профилям штукатурно-малярного дела,швейного,по профессии цветовода.Большинство наших выпускников имеют семьи,а затем мы обучаем и социализируем в обществе уже их детей...

 Копылова Алиса Михайловна   02.04.2012 в 15:54

 

Хорош учитель тот,в котором от природы заложена учительская "жилка",учительский талант,или кто очень хочет научиться этому таланту,а наставники и помощники всегда найдутся и,конечно, немаловажно вовремя поддержать учителя морально,создавая необходимые условия для проявления и роста его мастерства.

 Копылова Алиса Михайловна   02.04.2012 в 16:10

 


 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.