Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Куда деть бронзовую статую?

Чеченева Лилия Николаевна, начальник территориального отдела Юго-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области

В современной России всё большее распространение получают принципы формирования информационного общества. Развиваются услуги, оказываемые в электронной форме. Вот уже и у Президента РФ есть собственный сайт, на котором каждый гражданин может задать вопрос на самые животрепещущие темы. И только в школе из десятилетия в десятилетие копируются старые формы организации образовательного пространства.

 

Меняется время, меняется мир. Развиваются коммуникации, основанные на использовании информационных технологий. Изменяется содержание профессиональной деятельности в отраслях экономики и в социальной сфере, но содержание профессиональной деятельности учителя остаётся неизменным. Урок как будто законсервировали. В обществе возникает всё больше опасений, что он не решает тех задач, которые соответствуют времени. 

Каким же должен быть урок в современной школе?

Думаю, что как человек, совсем недавно ещё стоявший у школьной доски, я смогу, коллеги, вместе с вами обсудить этот непростой вопрос.

Главное на уроке – это хорошо организованная познавательная деятельность. Думаю, что никто из вас не станет спорить, поскольку тезис этот не меняется десятилетиями. Оставим за рамками сегодняшнего разговора рассуждения великих дидактов и признанных психологов о преобладающем типе восприятия и смене видов деятельности. Их твёрдо усвоил каждый  выпускник, получивший профессиональное образование по педагогической специальности.

Но каждый работающий по названной специальности должен понять: в условиях информационного общества, когда изменяются объем, источники информации, скорость информационных потоков, меняются и условия организации познавательной деятельности.

Однажды мне пришлось побеседовать со студенткой третьего курса Самарского государственного экономического университета, выпускницей школы, в которой я сама не так давно работала. Мы говорили о том, что в школе устроено не так, и способна ли школа вообще измениться? Моя собеседница привела очень образное сравнение: «Школа дала мне бронзовую статую, но не дала ножовку по металлу». Это выражение, на мой взгляд, довольно точно характеризует тот «багаж», который получает выпускник средней школы.

Попробуем его описать:

·        умение действовать по команде, реже – по четко заданному алгоритму;

·        способность подстраиваться под общий темп работы;

·        тренированная кратковременная память (этому очень способствует пересказ близко к тексту выученного на перемене абзаца из учебника);

·        умение сдерживать свои эмоции и держать «язык за зубами»;

·        умение оперативно списывать готовое решение (а зачем напрягаться, если точно такое же задание есть в решебнике, в тетради старшего брата или соседа по парте);

·        способность делать вид, что не замечаешь ошибки взрослых.

Почему же так происходит?

Традиционный урок – пример бездеятельности.

Даже трудно себе представить, в каком обширном информационном мире (чуть не сказала «море») живут сейчас наши дети. Они общаются в чатах и тематических форумах, зарабатывают деньги в качестве фрилансеров, тратят их в Интернет-магазинах, обмениваются книгами и фильмами, слушают музыку, общаются с иностранными друзьями и знакомыми.

Всё это, к сожалению, они делают не в целях изучения школьной программы. Хотя именно так они приобретают ценнейшие навыки поиска и отбора нужной информации, умение выражать свои мысли с помощью различных знаковых систем, выдвигать собственную позицию, расставлять приоритеты.

Что же мы предлагаем школьнику на уроке?

Общее обсуждение в течение сорока пяти минут урока двух-трёх страниц учебника. Преобладают примитивные схемы коммуникации: монолог, в крайнем случае – диалог. В целях визуализации материала используются записи мелом плохого качества на такого же качества доске. И это после феерии мультимедиавозможностей! Разве нарисованная на доске «планетная сигара»[1] даст представление об устройстве Солнечной системы? Разве описание картины по иллюстрации в книге не самого лучшего полиграфического исполнения заменит экскурсию в картинную галерею, пусть виртуальную?  Конечно же, нет.

Но было бы нерационально использовать информационные технологии исключительно в качестве средства наглядности. Они дают учителю возможность не только демонстрировать красивые картинки. Картинок в Интернете много, чаще всего на поверхности информационного моря совсем не те, которые нужны детям. Задача учителя – помочь школьнику узнать, что есть совсем другие ресурсы, и научить воспользоваться ими через систему разнообразных учебных заданий.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют учителю:

·        обеспечить познавательный процесс с использованием образовательных ресурсов сети Интернет;

·        организовать эффективную коммуникацию в целях индивидуализации образовательной траектории учащегося;

·        организовать сетевую коммуникацию для совместной групповой работы;

·        активизировать познавательную деятельность учащихся;

·        повысить мотивацию к учению.

Моя собеседница сказала, что два года учебы в университете мотивировали ее к изучению английского языка так, как не мотивировала школа за семь лет. На мой вопрос «Чем же отличается школьная система обучения от системы обучения в университете» она ответила, что «в университете учиться проще, потому что нет жесткой системы контроля посещения занятий, и студент может сам выбрать то, что ему интересно».

Вчерашняя выпускница отметила и иной стиль общения между студентами и преподавателями, назвав его «облегчённым»: «В школе наши стремления «спросить, переспросить» воспринимались скорее негативно, а в университете преподаватели стараются именно для того, чтобы у нас появились свои собственные мысли и чтобы мы их озвучили».

Смотрите, студент может выбрать то, что ему интересно. Школьник в условиях классно-урочной системы такой возможности не имеет. Интересно ему или не интересно – большинство преподавателей это не волнует. Мало того, даже если ребенку интересно, и он задает вопрос (а мы-то с вами знаем, что именно вопрос свидетельствует о возникшем познавательном интересе), то негативная реакция воспоследует значительно чаще, чем конструктивная. Мы, имеющие профессиональное образование по педагогической специальности, прекрасно знаем эти формулировки: «вопросы потом», «ты нам мешаешь», «ну что же тебе неймётся» и даже «вежливое»  «закрыли все рты».

А ведь успешному процессу познания способствуют эмоции: это радость узнавания, восторг от учебной победы, чувство причастности к общему делу, удовлетворение оттого, что твоя помощь оказалась ценной для члена группы.

До сих пор не смолкают споры о том, может ли «железо» заменить живого учителя. На каком-то этапе школьного образования может, в некоторых случаях даже должно!

В условиях современного насыщенного информационного общества пыльная книжка, потрёпанная карта, скучные упражнения, монологическая речь учителя и запрет на живое обсуждение вряд ли способны создать ситуацию познавательного интереса, вызвать положительные эмоции от активной и результативной деятельности.

К слову, ЕГЭ подвергается критике в том числе за то, что в экзаменационной аудитории отсутствуют знакомые лица. Это, дескать, влияет на процесс воспроизведения  выпускниками усвоенных знаний. Как тут не вспомнить о собаке Павлова? Что же это за знания, если ученик забывает их, когда не видит привычного выражения лица и жестикуляцию своего учителя.

Совсем недавно в Юго-Восточном образовательном округе состоялся Фестиваль методических идей молодых педагогов Самарской области. Около двухсот молодых учителей школ области на методических площадках обменивались своим пока небольшим, но интересным опытом. Методическая идея одного из участников, ставшего в итоге лауреатом на своей площадке, состояла в том, что ряд тем по информатике его ученикам в режиме он-лайн преподавали специалисты. Скажем, архитектуру компьютера объяснял техник из Москвы, а тему «Сети» – системный администратор из Красноярска. Почему возникла такая идея, наш лауреат объяснил просто: «Вы представляете, как я им за целый год надоел?»  Возможно, в этом ответе есть определенная доля кокетства. Возможно, молодой человек и сам пока не понимает ценность того, что он делает, в особенности в условиях низкого уровня готовности педагогического корпуса к внедрению информационно-коммуникационных технологий. Но он определенно отдаляет своих учеников от собаки Павлова.

Что же необходимо сделать для того, чтобы педагогисмогли в полной мере использовать информационно-коммуникационные технологии для организации активной познавательной деятельности учащихся?

Первое, самое срочное. Записать педагогов школы на дистанционные курсы, чтобы они смогли на практике методом погружения в короткий срок освоить технологии Интернет.

Второе, самое важное. Заместитель директора по учебной работе должен побудить педагога-предметника проанализировать содержание по учебному курсу и определить, какие темы он может преподавать с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Третье, самое затратное. Обеспечить для каждого учителя-предметника на его рабочем месте создание условий для работы в современной информационной среде.

Поможет здесь и домашний компьютер. Уж если в школе совсем тяжелая ситуация с материально-техническим оснащением, пусть хоть домашние задания будут заданы и выполнены в современном формате. Назавтра ученики с удовольствием и с уважением к учителю будут обсуждать их,  и стремиться получить новые.

Вы должны помочь педагогу поверить в свои силы. Вспомните, ведь был момент, когда каждый из нас не умел плавать, или водить машину, или печь торт «Наполеон», но мы ведь смогли этому научиться? Освоив новый навык, мы обретаем некоторую долю повышенного комфорта, связанную с властью над временем, пространством или чем-то еще.

Сумев создать информационно и коммуникационно насыщенную современную образовательную среду, педагог приобретёт уважение учеников и коллег, самоуважение и удовлетворение от результата. А школа, в которой работают такие педагоги, приобретёт неизмеримо больше.

И наш географ сможет «направить» учащихся в любую точку мира, чтобы они (а не он), составив презентацию из картинок и видеофрагментов, рассказали одноклассникам о достопримечательностях, которые произвели на них наибольшее впечатление.

Учитель музыки легко сможет прослушивать и анализировать любые музыкальные произведения.

Вместе с учениками педагог сможет на уроке организовать запись подкастов или видео с ответами на какой-то учебный вопрос, чтобы потом ученики в парах или группах смотрели, слушали и обсуждали их вместе с товарищами.

Учитель иностранного языка может договориться с учителем из другого города, и ученики будут он-лайн обсуждать, к примеру,  погоду на английском языке.

Математик сможет в он-лайн режиме устроить «соревнование» по решению задач с учащимися другой школы.

У педагога непременно получится устроить урок вопросов и ответов в форуме или чате.

Разве такие уроки ученики захотят прогулять?

Информационно-коммуникационные технологии коренным образом меняют учебную среду. Нужно только найти оптимальное соотношение различных форм организации учебного процесса.

А бронзовую статую мы сдадим в музей.

 


[1] «Планетная сигара» - условное название совокупности планет Солнечной системы, расположенных на одной линии. Катастрофическая теория образования Солнечной системы Джинса. < http://m31.in/planet14.html>. 

   
 
 
 

19.12.2011  |  Просмотров: 5005  |  Комментариев: 2

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Здравствуйте, думаю, вы в курсе, что недавно проходила интернет перепись учителей. http://ria.ru/society/20111206/508255819.html "В переписи приняло участие 82,627 тысячи учителей, что составило 7,85% от численности всех школьных учителей России. По данным интернет-переписи, почти все участники (94%) имеют дома компьютер, а на работе лишь три четвертых участников (74%), интернетом на работе могут воспользоваться лишь 62% педагогов." О чём говорить? Реально только 8% учителей постоянно пользуются интернетом, и это те самые продвинутые, и из них только треть может воспользоваться интернет ресурсами на уроке. Не надо быть математиком, чтобы посчитать, сколько учеников смогли виртуально побывать в музеях и посмотреть не плохие иллюстации, а качественные фото и видеоматериалы. Условий для этого нет. Пора уже реально смотреть на вещи - школы за чертой бедности! Я знаю, что показать, где посмотреть, на принести свой компьютер в школу я не готова!

 Уварова Татьяна Николаевна   24.12.2011 в 15:27

 

Идею очень легко проверить: набираете средних учеников (по тестам,оценкам и прочему) и садите их в ваш идеальный класс. через полгода делаете проверку этого класса и "контрольного". Я просто уверен, что разница будет настолько незначительной, что вбрасывать уйму денег на оборудование и материалы, плюс на переобучение преподавателей вряд ли захочется. __________________________ С другой стороны, я знаю неизвестные учителям вещи, которые позволяют мне с листком бумаги и ручкой добиваться таких результатов, которых не могли добиться в школах много лет. А я занимался с разными учениками - и из обычных школ и из элитных, но для исправления знаний почему-то ещё и меня позвали. И после интернет-урока опять кого-то будут звать... Хотите узнать мою тайну? www.repetitor-5.ru _______________________ А оценка того, что выпускает школа очень здравая, полностью согласен.

 Пешков Игорь Алексеевич   06.01.2012 в 15:17

 


 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.