Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Школа без педагогического насилия

Ганузин Валерий Михайлович, кандидат медицинских наук, доцент, ГОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия

«До тех пор пока драки на переменах будут являться вариантом нормального поведения школьников, до тех пор, пока учитель может в «воспитательных целях» оскорблять и унижать нерадивого ученика, до тех пор, пока в классе будет избираться «мальчик для битья», – насилие будет процветать»*.

 

В. Ганузин

Школа, содействующая  укреплению здоровья, предусматривает открытость своей работы, которая, в свою очередь, способствует дальнейшему развитию, укреплению и сохранению здоровья учащихся в школах и подготовки учителей по вопросам укрепления и сохранения здоровья учащихся. Однако многие проблемы, возникающие в условиях педагогического процесса, часто остаются без должного внимания и воспринимаются как нечто обычное. К одной  из таких проблем относится и проблема  педагогического насилия в школе. На основании ранее проведенных  исследований нами предложены термин и классификация синдрома педагогического насилия в школе.

«Синдром педагогического насилия»– возникновение комплекса отклонений в состоянии здоровья школьников  под влиянием неадекватных педагогических методов, действий и учебных программ.

Классификация синдрома педагогического насилия:

1.Синдром легитимного (узаконенного) педагогического насилия.

2.Синдром административного педагогического насилия.

3.Синдром авторитарного педагогического насилия.                                                                                                               

Синдромом легитимного педагогического насилия мы обозначили введение утвержденных Министерством программ школьного образования, которые школьники не могут усвоить в силу сво­их физиологических и психических особенностей развития в результате чего появляются отклонений в состоянии здоровья. При этом, как для школьников и их ро­дителей, так и для учителей нет альтернативного решения. Авторы программ обычно ссылаются на аналогичные программы в других, наиболее раз­витых странах. При этом не учитывается эконо­мическое состояние и состояние здоровья детей в нашей стране. В настоящее время создано огромное количество программ, учебников, более 40% которых ориентировано на «продвинутый» уровень образования, в то время как доля одаренных детей в школах не превышает 6%, а имеющих высокие учебные возможности – 15% (6).  Возникновение функциональных отклонений и хронических заболеваний под  воздействием школьных программ, по данным ученых, чаще формируется у учащихся 1-4 и 10-11 классов.                                                                  

Синдромом административного педагогического насилия – возникновение отклонений в состоянии здоровьяу детей связанное с введением администрацией школы не узаконенных программ, обязательных и факультативных занятий, замену одних уроков другими (например, уроков физкультуры на уроки иностранного языка, математики и т.д.) по профилю школы, введение обязательного посещения школьниками начальных классов групп продленного дня и т.д.  Особая роль в формировании благоприятного климата в школе и классе принадлежит учителям. Любая форма плохого обращения педагога с детьми – насилие над ними, т. к. школьники, особенно начальных классов, не могут себя защитить.

Синдромом авторитарного педагогического насилия – возникновение отклонений в состоянии здоровья у детей, проявляющихся при непосредственном контакте учителя и ученика в условиях педагогического процесса. Оно может быть направлено на целый класс, группу школьников или непосредственно на конкретного ученика. При этом одновременно страдают школьники и их родители с одной стороны и сами педагоги – с другой.   При авторитарном педагогическом насилии у школьников можно выделить ряд общих признаков:

1.Страхи. В классах, где практикуется педагогическое насилие, школьники, особенно начальных классов, переживают чувство страха, незащищенности. Поведение их под действием страхов может быть разнообразным: от фантазерства, лживости, обмана, нерешительности, пассивности до аутизма и агрессивности. В ряде случаев у детей формируются  пограничные  психические состояния типа неврозоподобных и неврозы.                    

2.Изоляция. В большинстве случаев, когда практикуется педагогическое насилие, сам факт насилия открыто не обсуждается. Учителя дают понять школьникам, что не следует обсуждать создавшуюся ситуацию в классе с родителями или с друзьями. Это заставляет детей, участвующих в конфликте, чувствовать себя изолированными, не такими, как все в классе. Может  быть и обратная ситуация, когда педагоги открыто обсуждают конфликт, различными способами привлекая на свою сторону основную массу учащихся в классе (школе) и таким образом способствуют изоляции отдельного ученика или группы школьников.

3.Разочарование. Ряд школьников в силу ряда обстоятельств, таких как плохая подготовка на дошкольном этапе, определенный тип мышления, частые острые заболевания или длительная, периодически обостряющаяся хроническая болезнь, вынужденные пропуски уроков и др. не могут усвоить новые темы, не имея базовых знаний. Постепенно количество предметов, по которым ученик имеет неудовлетворительные оценки, увеличивается. Вместо понимания проблемы и помощи со стороны учителей, данные школьники получают обидные прозвища и оскорбления. Они разочаровываются в школе, а порой и в жизни. Постоянный стресс, который они испытывают, вырабатывает у данной группы учащихся определенное поведение. Одни становятся «двоечниками – хулиганами» и постоянно создают конфликтные ситуации в школе, на улице, в семье. У других появляются депрессивное настроение, чувство ненужности, лишнего человека в этой жизни.                                                                                   

4.Чувство «заслуженности» жестокого обращения. У ряда школьников, находящихся в изоляции и разочаровавшихся в себе, в конце концов, может сформироваться заниженная самооценка и чувство «заслуженности» жестокого обращения с ними со стороны учителей.

5.Вовлечение в конфликт. В старших классах встречаются сильные личности из школьников, которые хотят остановить педагогическое насилие и конфликты, периодически возникающие в классе между учителем и учеником. Такие школьники часто испытывают чувство ответственности за создавшуюся ситуацию, хотят разрешить конфликт. При этом они могут так глубоко вовлекаться в конфликт, что испытывают чувство собственной вины за создавшуюся ситуацию, становятся напряженными, нервными.  Опрос 220 студентов, ранее обучавшихся в школах различных регионов России выявил, что у 58,6% из них в период обучения в школе  отмечалось наличие конфликтов с учителями; 51,8% – боялись своих учителей; 35,1% – подвергались унижению педагогами; к 75,7% учителя относились несправедливо. Результатом таких взаимоотношений, согласно данным опроса, явилось ухудшение состояния здоровья учащихся. При этом у 67,1% школьников отмечались невротические расстройства; у 52,7% - угнетение настроения; у 22,5% – депрессивное состояние; у 14,4% – боли в животе; у 47,5% - головные боли; у 14,9% – обострения хронических заболеваний. Таким образом, синдром педагогического насилия является одним из факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье школьников.  Учитывая полученные данные, мы предлагаем обсудить возможность разработки и внедрения проекта «Школа без педагогического насилия» в рамках существующей в настоящее время программы «Школа, содействующая укреплению здоровья». Обсуждение, разработка и внедрение проекта должно осуществляться в несколько этапов. Задачей первого этапа проекта является привлечение к обсуждению проблемы педагогического насилия в школе всех участников образовательного процесса. Предварительно директор школы может обсудить данную проблему на педагогическом совете с целью заручиться поддержкой  педагогического коллектива. При этом администрации следует помнить, что в преимущественном большинстве школ предложение может встретить  молчаливое  сопротивлением или ссылку на то, что в их школе нет педагогического насилия. Это связано с тем, что часть учителей может увидеть в этом угрозу своему авторитету и профессиональному соответствию.                                                                                                            

На втором этапе должны быть сформулированы предложения по конкретным формам работы в этом направлении, разработан и утвержден сам проект «Школа без педагогического насилия». Кроме педагогов к разработке проекта могут быть привлечены юристы, психологи, инспектора по делам несовершеннолетним, уполномоченный Президента по делам ребенка, родители учащихся. Решение о внедрении проекта в конкретной школе необходимо утвердить на общешкольном собрании с участием родителей и представителей городского (районного) отдела образования.                        

Третий этап -  реализация проекта в конкретной школе. Данный проект не должен предусматривать репрессивных мероприятий, сиюминутных и быстрых форм улучшения ситуации в школе. Не надо думать, что уволив педагогов с авторитарным стилем преподавания, учебное заведение сразу превратится в "Школу без педагогического насилия". Процесс улучшения ситуации в школе это длительный процесс, требующий кропотливой работы с педагогическим персоналом, школьниками и их родителями. В качестве инструмента контроля психологической атмосферы в школе может служить анкетирование учащихся средних и старших классов с целью получения максимально полной информации о случаях педагогического насилия в школе.                                                                                              

Нами предложен экспресс-метод для определения синдрома авторитарного педагогического насилия (8). Он проводится с помощью анкеты, которая включает в себя ряд вопросов, отражающих взаимоотношения учеников и педагогов:

А. 1. Были ли у Вас конфликты с преподавателями?                                 Да/Нет

2. Боялись ли Вы своих преподавателей?                                                    Да/Нет

3. Подвергались ли Вы педагогом унижению?                                            Да/Нет

4. Относились ли к Вам педагоги несправедливо?                                    Да/Нет

Б. Перечисленные выше взаимоотношения с педагогами явились причиной развития у Вас:

а) невротического состояния                                                                        Да/Нет

б) угнетения настроения                                                                                Да/Нет

в) депрессивного состояния                                                                         Да/Нет

г) головной боли                                                                                               Да/Нет

д) боли в животе                                                                                              Да/Нет

е) боли в сердце                                                                                              Да/Нет

В. Если у Вас имелись хронические заболевания, то негативное взаимоотношения с педагогами приводили к их обострению?                                                                     Да/Нет                                                

Данная анкета заполняется анонимно школьниками под руководством школьного психолога. Итоги анкетирования должны доводиться до администрации и педагогического коллектива школы. В свою очередь, администрация, контролирующая психологический климат в школе и классах, при выявлении случаев педагогического насилия должна корригировать стиль работы педагогов с учениками.

Таким образом, разработка и внедрение проекта "Школа без педагогического насилия" в действующую программу "Школа, содействующая укреплению здоровья" позволит исключить административное и авторитарное педагогическое насилие в общеобразовательной школе, что будет способствовать улучшению психического и физического здоровья, как школьников, так и педагогов. Поскольку синдром педагогического насилия является одним из факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье школьников, мы предлагаем следующие пути профилактики данного синдрома:                                                                                                     

Во-первых, родители должны получить советы детского врача и психолога, какую программу в школе сможет освоить их ребенок.  Во-вторых, администрация школы должна контролировать психологический климат в школе и классах, при необходимости корригировать стиль работы педагогов с учениками, а также не должна внедрять авторские программы обучения, не прошедшие сертификации. В-третьих, должна быть координация деятельности медицинских, педагогических работников и психологов в изучении данного синдрома, что позволит скоординировать их совместную работу по профилактике заболеваний и оздоровлению детей в условиях образовательного учреждения.

*Касаткин В. Н., Константинова Т. П., Манелис А. Г. и др. Здоровье. Предупреждение насилия в школе -  М., 2005, 174 с.

   
 
 
 

21.09.2011  |  Просмотров: 6128  |  Комментариев: 9

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Статья не понравилась. Уважаемый Валерий Михайлович рассматривает проблемму со своей медицинской "колокольни". Но в таком случае любое воспитание - это "педагогическое насилие", т.к. под этот термин подходит любое требование предъявляемое к ребёнку, которое он в данный момент выполнять не хочет. Заставляете же вы, уважаемые колеги медики, вставать и начинать двигаться больного после операции превозмагая боль. Фактически вы совершаете над ним насилие, но это насилие идёт человеку во благо. Я не отрицаю, что проблемма существует, но здесь необходима очень тонкая психолого-педагогическая работа. А сваливать всё в одну кучу - это путь к раздуванию всеобщей родительской истерии по поводу того, что над их детьми в школе издеваются.

 Порошин Олег Владимирович   22.09.2011 в 12:11

 

Уважаемый Олег Владимирович! В статье обсуждается не педагогическое насилие, а СИНДРОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ, т.е. ухудшение состояния здоровья школьников под влиянием неадекватных педагогических методов, действий и учебных программ. Иначе это называется "ДИДАКТОГЕНИЯ". Рекомендую прочитать - Касаткин В. Н., Константинова Т. П., Манелис А. Г. и др. Здоровье. Предупреждение насилия в школе - М., 2005, 174 с.

 Ганузин Валерий Михайлович   18.03.2012 в 18:48

 

Это наукообразие. Кратко если сказать: насилие существует в разных видах и дети ему больше подвержены, так как слабы физически и не знают, что с насилием делать. Учителя физически сильнее и уже в жизни сталкивались с насилием, но как правило - так не узнали - как с насилием справиться (с управленческим, государственным и т.д.) Потому смешно думать, что они научат этому детей._____________ Это огромная проблема. Но она решена и ответы на это можно найти, если поискать. Правда, не среди медицинских источников. И тем более - не среди психологических.___________3) Медицина к проблемам обучения и насилия никакого отношения не имеет. Разве что может помочь реабилитировать тело пост-фактум после произошедшего. И даже это имеет только относительную пользу, так как 100% реабилитировать медицина не в силах.

 Пешков Игорь Алексеевич   12.10.2011 в 09:06

 

Цитаты И.А.Пешкова "Медицина к проблемам обучения и насилия никакого отношения не имеет." Уважаемый Игорь Алексеевич! Разрешите с Вами не согласиться. Медицина к этому имеет прямое отношение. "Разве что может помочь реабилитировать тело пост-фактум после произошедшего. И даже это имеет только относительную пользу, так как 100% реабилитировать медицина не в силах." В статье говориться не о реабилитации, а о профилактике синдрома педагогического насилия, т. е. о профилактике ухудшения физического и психического здоровья школьников в процессе их обучения в школе.

 Ганузин Валерий Михайлович   18.03.2012 в 19:08

 

Тема статьи актуальна. Обязательные образовательные стандарты, запрет ставить двойки и оставлять на второй год, ЕГЭ, и бич сегодняшнего общества - отсутствие Государственной системы просвещения, познавательных потребностей, снижение учебной мотивации школьников - всё это ставит недостаточно профессионального учителя и ученика как бы по разные стороны баррикады. Статья актуальна особенно сейчас, когда первоклассники стали обучаться по новым ФГ образовательным стандартам, а условия для комфортного физического и психологического самочувствия детей во время их пребывания в школе во второй половине дня в обычной массовой школе создать очень трудно.

 Баранова Людмила Сергеевна   15.10.2011 в 16:50

 

Уважаемая Людмила Сергеевна! Спасибо за отзыв и понимание проблемы.

 Ганузин Валерий Михайлович   18.03.2012 в 18:52

 

Уважаемые коллеги! Ответьте, пожалуйста, если кто-то из Вас в своей школе апробировал хотя бы элементы того о чем написано в статье. И какие результаты получили от этого.

 Ганузин Валерий Михайлович   05.08.2012 в 12:28

 

Год сменяет год, а проблема становится все острее. Думаю, чо "в лоб" ее решить невозможно. Нужно менять СОДЕРЖАНИЕ СОБРАЗОВАНИЯ,

 Редюхин Владислав Иванович   12.02.2013 в 06:09

 

Уважаемый Владислав Иванович! Спасибо за комментарий.

 Ганузин Валерий Михайлович   23.03.2013 в 00:24

 


 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.