Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Психолог в табакерке

Резапкина Галина Владимировна, старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления, Центра развития психологических служб образования Федерального Института развития образования

Зачем нужна школе психологическая служба? Какой должен быть формат взаимодействия директора школы и педагога-психолога, чтобы результат их сотрудничества был продуктивен и для детей, и для учителей? И можно ли сегодня говорить о девальвации профессии психолога?

 

 Г. Резапкина

Последнее занятие курса повышения квалификации педагогов-психологов грозило перерасти в сеанс психотерапии: слушатели наперебой, с дрожью в голосе, рассказывали о директорах, которые не понимают смысл школьной психологической службы в целом и роли школьного психолога в частности, и педагогах, которые не хотят, чтобы им повышали самооценку или снижали тревожность, и вообще как-то не озабочены своим профессиональным и личностным ростом. Поэтому работу психолога не ценят, а самого не уважают, считают дармоедом, что в условиях «оптимизации» образования оптимизма не вселяет.

А ждут учителя и руководство от психолога волшебства типа «повышения учебной мотивации» отдельного ученика и всего  класса или, на худой конец, красивых отчетов о работе, в которых наглядно, в цифрах и диаграммах, показан результат его работы – что повысилось, углубилось и расширилось за отчетный период.

Язык не повернулся сказать коллегам: «Потерпите, скоро все закончится!»

Массовая штамповка специалистов, которые по определению должны быть «штучным товаров», привела к девальвации профессии психолога. «Мода на профессию» в очередной раз сыграла с молодыми людьми злую шутку – толпы выпускников ринулись на факультеты психологии, число которых стало расти в геометрической прогрессии. Это явление хорошо знакомо заводчикам собак – как только порода становится модной, начинается неконтролируемое разведение, которое может закончиться вырождением.  

«Психологическая общественность тусуется в кулуарах научно-практической конференции в психолого-педагогическом вузе. Коллега окликает знакомого: «Здравствуйте, Лев Семенович!» Студенточки испуганно перешептываются: «Сам Выготский пришел!»

Когда лет пятнадцать назад создавалась психологическая службы в системе образования, психологи задали вопрос А. Г. Асмолову, что делать, если директор не понимает, зачем школе нужен психолог. Александр Григорьевич тогда ответил в том смысле, что директора бывают понятливые, а бывают … разные. Так вот надо работать с «понятливыми».

Сейчас ситуация изменилась: не «штучные» психологи выбирают  себе директора, а директор – специалиста, который вписывается в его систему представлений о том, чем должен заниматься психолог. Некоторые руководители ищут специалиста по принципу: «Нужен мне работник – повар, кучер и плотник. Да где ж найти такого, работника не слишком дорогого?», упуская из виду, что, как и в сказке А. С. Пушкина, дешевый специалист может обойтись школе очень дорого. Задача усложнилась еще тем, что появилось много «разных» психологов.

Возможна ли гармония и как ее достичь?

Пятьдесят лет назад Дуглас Макгрегор предложил теорию «Х» и «Y». Стратегия Xпредполагает авторитарный стиль управления, основанный на убеждении, что человек от природы ленив, безынициативен, глуп и жаден, поэтому есть два способа управления им – кнут (угроза наказания или увольнения) и пряник (материальное поощрение).

Руководитель «Y» заинтересован в развитии творческих способностей подчиненных, использует гибкий контроль, самоконтроль и моральные стимулы, убежден, что ни один человек изначально не плох, а становится таким в результате плохой организации работы, то есть по вине руководителя.

Характеристики модели «Y» идеально вписываются в так называемую гуманистическую парадигму образования, поэтому психологи, воспитанные на ее принципах, в такой среде чувствуют себя «среди своих» и могут работать спокойно и уверенно, зная, что начальство их понимает и поддерживает.

В формализованной, жестко структурированной среде «Х», нацеленной на сиюминутный результат, как его понимает руководитель, психологи, да и педагоги, чувствуют себя винтиками большой машины, «школьного конвейера». Да и руководитель тоже – эту модель гениально описал В. Одоевский в своем «Городке в табакерке».

Директор, попавший на психологический тренинг, рассказывает участникам о необыкновенной атмосфере в его гимназии: «Ребята так гордятся своей гимназией, что любого, кто посмеет нас критиковать, вынесут вперед ногами». В иерархии жизненных ценностей гимназисты отдали предпочтение непопулярным у их сверстников «познанию», «творчеству», «красоте природы и искусству». Вот только в реальной жизни все не так красиво, как в анкетах. И психологи там почему-то не приживаются...

Считается, что модель «Х» – это вчерашний день менеджмента, а «Y» –его настоящее, но многолетнее и близкое знакомство с работой образовательных учреждений Москвы и Московской области заставляет в этом усомниться.  Авторитарные руководители и учителя пользуются бόльшим почетом и уважением, чем демократичные, потому как начальству с ними проще – у них дисциплина, они дают быстрый, измеримый и понятный результат, который психолог не может дать по определению (если может или думает, что может, то это –  не психолог).

Это не означает, что одни лучше, а другие – хуже (вспомним, чем закончилась наивная попытка доброго мальчика из рассказа Одоевского установить в табакерке справедливый порядок), но в какой-то мере объясняет проблемы, которые испытывают школьные психологи, вынужденные работать в чуждой по духу среде.

Вариантов развития событий для психолога не так уж много.

Оптимистичный вариант:компетентный психолог встречает «понятливого» директора «Y», и в полной гармонии они трудятся долго и счастливо.

Пессимистичный вариант:хороший или «разный» психолог работает в школе, руководимой «мистером» или «миссис» Х до тех пор, пока не смирится или не приспособится к этой системе, не уйдет сам или его не вынудят уйти.

Утопичный вариант:гениальный психолог изменяет сознание руководителя «Х», и, соответственно образовательную среду в отдельно взятой школе, и в полной гармонии все трудятся долго и счастливо.

Реалистичный вариант:нас всех «оптимизируют», и проблема взаимодействия психолога с руководителем и коллективом рассосется сама собой. Эта формулировка была апробирована лет восемь назад, когда были «оптимизированы» территориальные центры профориентации. Теперь мы как археологи собираем фрагменты разрушенной системы. Последствия этой «оптимизации» в полной мере нам еще предстоит ощутить. Но профконсультантов тогда было в сотни раз меньше, чем сегодня – психологов. А еще есть социальные педагоги, логопеды, да и сами учителя…

Не только судьба школьной психологии зависит от того, какая стратегия возобладает в обществе.

 

 

   
 
 
 

21.09.2011  |  Просмотров: 6763  |  Комментариев: 15

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

"Утопичный вариант:гениальный психолог изменяет сознание руководителя «Х», и, соответственно образовательную среду в отдельно взятой школе, и в полной гармонии все трудятся долго и счастливо."______________ В том то и дело, что уже заждались от психологов результатов в изменении сознания. И не дождутся, так как они это делать не умеют. Так что самый реалистичный и верный, а главное - полезный для всех (в том числе и для психологов!) вариант - психология исчезнет полностью вместе с ВУЗами и факультетами, которые плодят этих умельцев пускать красиво пыль в глаза диаграммами и статьями ни о чём (типа о двух Х- У руководителях)___________Если просто посмотреть на голые факты - то появление психологов в школах привело к падению уровня знаний и широкому распространению наркотиков, табака и секса в школе. И это не случайно, это и есть настоящий результат их работы. Сядьте и поконспектируйте - что скажут психологи по ТВ или в газете. 70% - сексуальная озабоченность. 30% - безграмотные и глупые разговоры про поведение людей.

 Пешков Игорь Алексеевич   12.10.2011 в 08:50

 

Игорь Алексеевич, попробуйте еще раз перечитать статью. Я как раз пишу о перепроизводстве и низкой квалификации психологов. В этом я с Вами согласна. Кстати, реалистичный вариант в статье тоже есть, просто у вас взгляд, вероятно, застрял на буквах Х и У, и на остальные буквы в статье вы не обратили внимание. Это к вопросу о сексуально озабоченных психологах ) Ваш личный негативный и, вероятно, очень скудный опыт общения с психологами - не повод для глобальных и "глубокомысленных" выводов.

 Резапкина Галина Владимировна   16.10.2011 в 20:18

 

Как было бы здорово, если опыт был скудным! Какой журнал не открой - статья психолога, в каждой школе - в штате есть, по радио - психологи, по ТВ - психологи... Но как вы абсолютно верно пишете - результатов никто не видит... Наверное потому, что их НЕТ.

 Пешков Игорь Алексеевич   06.01.2012 в 15:23

 

Кстати, систему профоориентирования развалили как раз психологи. Как они продолжают развал системы работы с кадрами до сих пор. Всё что они могут - это провести тесты и сказать человеку - какие у него способности. но в 95% случаях это для человека как раз не откровение - он с этими способностями много лет знаком. Так что в этой области кто-то смог наконец оценить непрофессионализм психологов. Будем надеяться, что и в других областях прозрение наступит раньше, чем эти области будут до "археологических останков" разрушены психологами.

 Пешков Игорь Алексеевич   12.10.2011 в 08:54

 

"А потом, на развалинах часовни..." "Простите, часовню тоже я развалил?"

 Резапкина Галина Владимировна   16.10.2011 в 20:20

 

Что-то Вы сами себе противоречите, уважаемый Игорь Алексеевич, то "... всё, что они (психологи) могут - это провести тесты и сказать человеку - какие у него способности, то во всех глобальных бедах в стране, как Дьявола, обвиняете: "... появление психологов в школах привело к падению уровня знаний и широкому распространению наркотиков, табака и секса в школе. И это не случайно, это и есть настоящий результат их работы" Извините, но за такое обвинение можно и к суду привлечь.

 Баранова Людмила Сергеевна   15.10.2011 в 15:29

 

Людмила Сергеевна, позиция Игоря Алексеевича очень удобна, если надо на кого-то переложить вину за все беды в образовании, да и в стране. Правда, с такой немотивированной агрессией я встречаюсь первый раз.

 Резапкина Галина Владимировна   16.10.2011 в 20:28

 

Вполне мотивированная агрессия. И надеюсь, вы будете с ней всё больше и больше встречаться. Пока люди просто не хотят уже с психологами общаться, несмотря на подавляющее количество рекламы. Так что эмоции ухудшаются. Был энтузиазм, потом интерес, сейчас надоели уже психи, а там их будут уже "посылать"...

 Пешков Игорь Алексеевич   06.01.2012 в 15:28

 

Вы перед судом постройте графики уровня наркомании, курения, секса и успеваемости и сравните с графиком числа психологов в школах и числа их статей в СМИ. Может какие-то идеи появятся...

 Пешков Игорь Алексеевич   06.01.2012 в 15:31

 

Ой, вы, оказывается, хаббардист... Это многое объясняет... Хорошая штука интернет!

 Резапкина Галина Владимировна   06.01.2012 в 15:47

 

Да, я саентолог, не скрываю это и горжусь этой принадлежностью. Но в отличие от вас я не вешаю на других ярлыки и сужу не по названию, а как в Библии пишут - по делам! Саентологам есть чем гордиться! И мне лично тоже. ________________ Есть психологи, которые хотят помочь, но у них не получается, несмотря на корочки, они ищут способы помощи. А кто ищет - тот находит. Но , увы, я чересчур много видел самодовольных психологов - это создаёт имидж всей профессии. Так что - как перейдёте к делам от слов - обращайтесь...

 Пешков Игорь Алексеевич   07.01.2012 в 13:37

 

Узнаю коронный прием всех сектантов: при отсутствии аргументов ссылаться на Библию :) Предмет вашей гордости в цивилизованных странах давно уже вне закона. А в России вы свободно резвитесь на образовательном портале и рекламируете свои тренинги. Насчет обращайтесь - это вряд ли... Слишком часто приходилось общаться с жертвами подобных "обращений". Да вы и сам - жертва, только этого не понимаете. Видать, хорошо вас отформатировали, если вы даже не в состоянии понять комментируемые вами тексты. Жалко ваших потенциальных клиентов. Я, пожалуй, напишу статью о дианетике, а то народ подзабыл, что это за беда. Будете консультантом?

 Резапкина Галина Владимировна   07.01.2012 в 15:56

 

Уважаемая Галина Владимировна! Хочу выразить Вам свою благодарность за Вашу отличную программу "Психология и выбор профессии", по которой я работаю второй год. Веду уроки в девятых классах, мне выделили час в неделю для профориентационной работы. Комитет по культуре и делам молодежи купил нам автоматизированную диагностическую программу фирмы "Амалтея" "Отбор в профильные классы" - блок из 9 тестов, которая полностью сочетается с Вашей программой. Мы с профконсультантом Комитета по культуре (сохранилась у нас такая единица!) - фанатом своего дела, просто счастливы - лучшего и придумать ничего нельзя для наших детей. Отличные знания даёт Ваша программа, дети получают результаты диагностики, обработанные компьютером, нам очень легко и просто работать, благодаря Вам! Ещё раз огромное спасибо за заботу о школьных психологах! И не обращайте внимания на всяких неудовлетворённых и сексуально озабоченных психологических вампиров вроде Пешкова, не тратьте на них Вашу энергию, они этого не стоят!

 Назарова Ольга Александровна   04.04.2012 в 18:24

 

Уважаемая Ольга Александровна, спасибо за добрые слова! Захотелось еще что-нибудь "натворить" : )

 Резапкина Галина Владимировна   10.04.2012 в 22:28

 

Да, пожалуйста Галина Владимировна, напишите такую статью. А то порой жутко становится, как, не брезгуя ничем, агрессивно, борются за рынок духовно-душевных услуг разного рода сектанты. Школьные психологи, между прочим, постоянно проходят курсы повышения квалификации и аттестацию с экзаменами, а если не проходят, то в основном, уходят из школ, или их, как Вы заметили "оптимизируют". А кто "оптимизирует"ЭТИХ"? Развернули в СМИ целую войну против психологов, а цель- белыми нитками шита - привлечь к себе доверчивых растерявшихся граждан.

 Баранова Людмила Сергеевна   21.01.2012 в 03:23

 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.