Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Разнополое обучение: гендерный подход

Баурова Юлия Владимировна, аспирант Саратовского педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, ассистент кафедры «Международные бизнес-коммуникации» Института развития бизнеса и стратегий Саратовского государственного технического университета

«Гендерный подход» в обучении... Что же понимают под этим термином? С точки зрения автора статьи, гендерный подход может быть рассмотрен в качестве составляющего элемента личностно ориентированного подхода, учитывающего при этом «индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом». Зачем это нужно ребенку и школе? Как добиться эффекта от такого обучения?

Не секрет, что на современном этапе развития российская система как общего, так и высшего образования переживает процесс реформирования, требующего приведения качества и уровня образования в соответствие с международными стандартами. При этом учет индивидуальных особенностей учащихся является приоритетным на всех ступенях образовательного процесса.

В связи с этим особую актуальность приобретает понятие «гендерный подход».  

Как же организовать реализацию гендерного подхода на практике?

Если рассуждать глобально, то для этого, на наш взгляд, следует организовать работу сразу в нескольких направлениях, включающих создание особой организации процесса обучения, предполагающей выбор форм, методов, приемов обучения, заданий с учетом гендерных особенностей учащихся, изменение содержания образования и создание учебно-методической литературы нового образца, а также создание различных типов классов и школ, ориентированных на практическое применение гендерного подхода. В данном контексте уместно говорить о классах и школах раздельного и параллельно-совместного обучения.

Существование различных моделей обучения (раздельного  (однополого),  параллельно-совместного) оставляет вопрос выбора оптимальной модели для реализации гендерного подхода весьма дискуссионным, давая при этом право выбора администрации общеобразовательного учреждения.

 Школ с раздельным обучением относительно не много, так в республике Коми их насчитывается более 400, на Ставрополье – около 100, в Москве же подобных школ мало, при этом они носят название экспериментальных. К числу таких учреждений относятся конфессиональные школы, кадетские корпуса, женские училища сестер милосердия, институты благородных девиц, ряд гимназий. Однако, с нашей точки зрения, в основу деятельности большинства данных школ положен скорее полоролевой подход.

Мы полагаем, что осуществлению гендерного подхода наиболее соответствует модель параллельно-совместного обучения, которая может быть применена в масштабах современной общеобразовательной школы без ущерба для общего образовательного процесса. Более того, обучение в  классах параллельно-совместного обучения, предусматривающее раздельное обучение по предметам, в которых гендерные различия весьма значительны, таким как современные языки и математические дисциплины, позволяет интенсифицировать учебный процесс.

Подтверждением этого являются результаты исследования Кембриджского университета, доказывающие правомерность проведения однополых уроков по языку и математике даже в смешанных школах, так как результаты эксперимента выявили положительную динамику роста знания. Число положительных оценок у девочек по математике возросло с 68% до 82% (1997-2005), по языку у мальчиков – с 68% до 81% (1997-2004).

Очевидно, что внедрение гендерного подхода является целесообразным, однако при его реализации существует возможность столкнуться с рядом проблем, к которым прежде всего относится недостаточная подготовленность и информированность педагогического состава школы.

Анкетирование, включившее 60 работников системы общего образования, предлагающее 10 вопросов закрытого типа, проведенное нами  с целью осуществления анализа уровня интеграции гендерного компонента в систему общего образования, отношения педагогического состава к гендерной проблематике, внедрению гендерного компонента в педагогическое образование, подтверждает данное предположение.

Понятия «гендер», «гендерный подход» сочли знакомыми 80,5% опрошенных. Однако, пытаясь дать определение понятию «гендер», 41,6% преподавателей посчитали гендер явлением, обусловленным  различием между мужчинами и женщинами только по анатомическому полу. Вопрос, заключавшийся в необходимости перечислить документы, рекомендующие внедрение гендерных знаний и гендерного подхода в образовательную систему РФ, вызвал наибольшее затруднение. Только 17,2% опрошенных указали соответствующие ответы, 36% – проигнорировали данный вопрос. 48,8% респондентов посчитали осуществление гендерного подхода в обучении посредством выбора методов обучения наиболее предпочтительным, 7,3% не сочли применение гендерного подхода в процессе обучения необходимым. При этом 65,9% участников анкетирования отметили несоответствие современных учебных пособий требованиям дифференцированного обучения на основе гендерного подхода. 46,3% респондентов заявили о необходимости внедрения гендерного компонента на всех ступенях образования, от дошкольного до послевузовского. Наиболее перспективными областями проведения гендерных исследований были названы: социология (41,5%),  психология (36,6%),  педагогика  (14, 6%), лингвистика, литературоведение, теория коммуникации (4,9%). Проведенное нами анкетирование, в целом, продемонстрировало общую ознакомленность опрошенных с гендерной проблематикой, однако  также указало на недостаточный уровень осведомленности относительно основополагающих аспектов данной проблемы, подчеркивая при этом стремление к получению большего объема гендерных знаний (63,4%).

Таким образом, первым шагом в осуществлении гендерного подхода должна стать целенаправленная работа с педагогическим составом.

Гендерный подход в педагогической науке нередко связывают с учетом особенностей функциональной межполушарной асимметрии. Исходя из положений о функциональной асимметрии полушарий головного мозга,  целесообразным является разделение  учащихся на три гендерных типа: левополушарные, правополушарные и равнополушарные.

Существует мнение относительно различий в способах переработки информации левым и правым полушариями, что оказывает непосредственное влияние на особенности обучения представителей различных гендерных типов:

 

Таблица 1. Преимущество правого и левого полушария в специфических операциях по переработке информации

 

левое полушарие

правое полушарие

индуктивная обработка

дедуктивная обработка

восприятие абстрактных признаков

восприятие конкретных признаков

последовательная обработка

параллельная обработка

аналитическое восприятие

целостное восприятие

 

Согласно результатам исследований соотношение правополушарных и левополушарных учащихся составляет соответственно: 70,5% к 14,5% (6-9 лет); 53,0% к 29,5% (10-15 лет); 47,0% к 34,0% (15-20 лет); смешанный тип функциональной асимметрии устойчив во всех возрастных группах (16,0 – 18,5%).

Определение гендерного типа учащегося возможно, с нашей точки зрения, на основании сочетания моторных проб, метода дихотического прослушивания, пробы Розенбаха и проведения опроса (Мелентьева Т.И.)  Однако при отсутствии возможностей проведения дихотического прослушивания и ограниченности во времени можно ограничиться применением вышеуказанного опросника.

Определение гендерных типов учащихся является вторым шагом процесса реализации гендерного подхода.

Необходимо отметить, что основные педагогически значимые различия в подхо­дах к обучению представителей раз­личной функциональной организации мозга (левополушарных, правополушарных учащихся) представляют определенную дихотомию. Так, мышление учащихся левополушарного типа отличается индуктивностью, абстрактностью, объективностью, способностью приходить к выводам по определенным правилам, мышление же представителей правополушарного гендерного типа обладает дедуктивностью, образностью, конкретикой, субъективностью, способностью к особому восприятию наглядности. Вербальные процессы учащихся с доминантностью левого полушария основаны на принципе словообобщения с преобладанием произвольной речи, представители правополушарного гендерного типа отличаются способностью к непроизвольной речи, вербальные процессы данного гендерного типа основаны на принципе словопредставления. Следовательно, и когнитивные стратегии, предъявление и закрепление учебного материала, в частности  при обучении иностранному языку, способы контроля результатов учебной деятельности также неодинаковы для учащихся различных гендерных типов, что может найти свое отражение в ряде следующих  таблиц:

 

Таблица 2. Когнитивные стратегии учащихся левополушарного и правополушарного гендерных типов

 

когнитивные стратегии

левополушарные учащиеся

правополушарные учащиеся

последовательные

одновременные

временные стимулы

пространственные стимулы

дискретная подача информации

непрерывная подача информации

рациональный, рассудочный подход к решению задач

интуитивный, метафорический, активно-действенный подход к решению задач

информацию расчленяют, детализируют

информацию синтезируют, воспринимают более общие свойства 

 

Таблица 3. Особенности предъявления материала при обучении учащихся левополушарного и правополушарного гендерных типов

 

предъявление материала

левополушарные учащиеся

правополушарные учащиеся

поэтапно

целостно

вербальное толкование правила

наглядная модель

 

Таблица 4. Особенности закрепления материала при обучении учащихся левополушарного и правополушарного гендерных типов

 

закрепление материала

левополушарные учащиеся

правополушарные учащиеся

ряд последовательных тренировочных упражнений

свободное продуцирование с опорой на модель

опора на вербальную память, произвольное запоминание

использование учебных текстов, перевод текста на родной язык

опора на смысловую память и другие модальности, организация непроизвольного запоминания и повторения

аутентичные тексты, понимание содержания с опорой на догадку

 

Таблица 5. Особенности осуществления контроля при обучении учащихся левополушарного и правополушарного гендерных типов

 

контроль

левополушарные учащиеся

правополушарные учащиеся

возможны внеконтекстные задания с предложением вариантов выбора

задания в контексте,

свободное продуцирование

регламентированное время

нерегламентированное время

 

Особое значение при организации учебного процесса, как было отмечено выше, имеет выбор методов, форм и средств обучения на основании гендерного подхода. При этом, мы считаем гендерно обусловленное применение методов наиболее оптимальным, что связано с большей константностью форм и средств обучения при одновременной вариативности рассматриваемой дидактической категории метода.

С нашей точки зрения, предпочтительный выбор метода обучения на основании гендерного типа учащегося может быть представлен следующим образом:

 

Таблица 6. Особенности применения методов обучения при реализации гендерного подхода

 

гендерный тип учащегося

методы обучения

перцептивные

 

 

логические

 

 

гностические

 

 

левополушарный

словесные

(беседа, рассказ)

наглядные(иллюстрации, демонстрации)

практические

(упражнения)

 

индуктивные

аналитические

репродуктивные

равнополушарный

словесные

(беседа, рассказ)

наглядные(иллюстрации, демонстрации)

 практические

(упражнения)

 

индуктивные

синтетические

аналитические

репродуктивные

правополушарный

наглядные (иллюстрации, демонстрации)

практические

(опыты)

дедуктивные

синтетические

поисковые (частично-поисковые)

 

Разделение учащихся на небольшие учебные группы согласно их гендерным типам, осуществление процесса обучения ряду предметов языкового и математического циклов в рамках параллельно-совместного обученияс учетом особенностей мышления, вербальных способностей, когнитивных стратегий, предъявления и закрепления учебного материала, осуществления контроля, соответствующих каждому гендерному типу, осознанного выбора методов обучения – составляет третий шаг применения гендерного подхода.

Таким образом, реализация гендерного подхода имеет практическую значимость для развития индивидуализированных форм обучения, раскрытия личностных способностей. Проведение гендерных исследований в рамках образовательной системы способствует изучению механизмов когнитивных процессов у учащихся разного пола, изменению типа преподавателя в области социально-гуманитарных наук, интеграции гендерных знаний в педагогическую практику и организации образовательного процесса с учетом международного опыта. 

   
 
 
 

23.08.2011  |  Просмотров: 10956  |  Комментариев: 3

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Ну, очень "научно". _________1) А это ничего, что точные физические расчёты показывают, что в объём материи равный мозгу нельзя записать информацию больше чем за 3 (три!!!) месяца жизни человека? Такие физические расчёты можно связать с "учёными" рассуждениями о мозговой активности? Учитывая, что у Пастера не было одного полушария и у Ленина тоже, но они как-то жили и работали... 2) а куда при гендерном обучении девать девочко-мальчиков? или гомосексуалистов? В отдельные школы? Это ведь не только мода! Таких всегда было около 10%. Довольно много...

 Пешков Игорь Алексеевич   12.10.2011 в 09:37

 

У автора статьи не нашла ссылки на мою диссертацию "Гендерный подход к обучению школьников" (защищена в 2005 году в г. Саратове). Полагаю, что часть представленного материала не отражает всю суть гендерного подхода, описанного мною ранее.

 Константинова Ольга Александровна   24.01.2012 в 20:38

 

Уважаемая Ольга Константиновна! Почему автор статьи должна делать ссылку именно на Вашу диссертацию? Она использовала Ваши данные без ссылки на автореферат или на опубликованную Вами статью? А может она не согласна с Вашими данными. Научная работа и заключается в том, что-бы исследователь дал новые данные по изучаемой проблеме. А потом в статье так полно не отразишь полученные данные, по сравнению с диссертацией ( даже по различию в объемах этих работ). Хотелось бы узнать мнение автора статьи по этому вопросу.

 Ганузин Валерий Михайлович   11.09.2012 в 11:30

 


 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.