Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Некомпетентность учителя. Кто виноват?

Нечитайло Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 5 г. Губкина Белгородской области

Директор школы из числа наших экспертов, прочитав эту статью, назвал ее совершенно бессмысленным воплем души. Подобный всеобъемлющий пессимизм — явление, к сожалению, типичное. Именно ему мы во многом обязаны тем, что проблемы у нас не решаются, а загоняются в угол. Но, к счастью, есть и другие мнения, тоже директоров школы: «Кричать надо об этом во всех изданиях! Молчать уже нельзя!» Разделяя их точку зрения, мы публикуем материал и надеемся внести тем самым свой вклад в формирование действенной гражданской позиции педагогов.

 

Да, сегодня чуть не во всех бедах учеников обвиняют школу, учителей. Вот оно — «слабое звено»! И как просто его найти! Что особенно интересно — сами учителя готовы обвинить себя во всех бедах. И, прежде всего — в непрофессионализме. По материалам, периодически появляющимся в печати и на телевидении, действительно складывается впечатление, что в школе работают совершенно некомпетентные педагоги. Взять хотя бы так нашумевший телесериал «Школа» Валерии Гай-Германики. Да о каком профессионализме может идти речь, если иметь в виду, например, образ, созданный Еленой Папановой?

Но можно вспомнить и другой фильм — картинурежиссера Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника». Компетентность героя Тихонова ни у кого не вызывает сомнения, как и то, что подобные примеры были многочисленны в жизни советских школьников. А если вспомнить Сократа, то он высказал вообще невероятную для нашего времени мысль: выбравшие профессию врача или учителя помечены Богом. Уж так ли она невероятна, эта мысль?

Обвинить в разрушении нашего образования учителя — значит, ни с кого и ничего уже больше не требовать. С учителя, и в самом деле, сегодня спрашивается за всё. За плохо выученный урок, за плохо убранный класс, за не вовремя сданный отчет, за не пройденную классом флюорографию, за отсутствие ученика на уроке, за плохое поведение в столовой, за непосещение школьных утренников, за несобранные на спектакль деньги, за участие в очередном, 127-м, конкурсе…  Да, чуть не забыла: теперь учитель должен еще заполнять электронный журнал не реже двух раз в неделю: вносить в него оценки, записывать темы уроков, вписывать домашние задания. Правда, и обычный журнал пока существует, и его тоже нужно вести — ежедневно. Так что теперь учитель ведет «тройную бухгалтерию»: одну и ту же отметку проставляет трижды: в своем учительском дневнике, в школьном бумажном и в школьном электронном журнале. Попробуй не запутаться, не ошибиться! Но — самое главное! — где на все на это взять время?

Обвинять учителя во всех бедах, а тем более в некомпетентности — это, по крайней мере, выглядит снобистски.

А в чем же снобизм?

Да хотя бы в том, чтобы не замечать: учитель в российской глубинке лишен элементарного — доступа к образовательным ресурсам. В старых, небазовых, школах компьютеры уже на ладан дышат. Да и что, дневать и ночевать учителю на работе? Ах, как нашим чиновникам от образования этого хотелось бы! И все-таки рядовые чиновники еще не договорились до того, что предложил господин Фурсенко во время одной из телевизионных встреч с ним. Господин министр посоветовал сельским учителям не жаловаться на низкую зарплату, а больше трудиться на собственном подворье: выращивать скот, сажать на огороде овощи — словом, укреплять свое материальное благополучие. Правда, ничего не было сказано про то, что дело сельского учителя — обучать сельских школьников. Но до того ли министру образования? И все же хочется спросить его: и что же это за суперучитель такой? Отработал в поле, в коровнике или свинарнике, а потом подготовился к урокам да и провел их «на высоком методическом уровне»! Где в мире министр такое видел? Или наш министр переквалифицировался в сказочника? Или у сельского учителя должно быть три жизни? Да где там три! Ведь еще и дом нужно обиходить, и отмерить километры сельских дорог, и благополучно добраться до школы, и тетради не забыть проверить. О повышении компетентности в раскладе министра тоже ничего нет, даже упоминания, намека на это. Видно, он думает, что и так «сойдет для сельской местности». Но он ошибается.

Не только у сельского, но и у городского учителя школьная нагрузка удручающе высока. Работать приходится не просто «для работы», а еще и для отчета, для баллов, для заполнения журнала и много еще для чего. На это не то что 24-х, но и 48 часов в сутки мало. Когда уж тут обучаться и повышать свою компетентность?! Но, может, пора не только начинать серьезный разговор об отсутствии условий для повышения уровня преподавания, но и создавать их, эти условия? Конечно, чего проще? Отчитался чиновник по отчетам из школ — и может не замечать никаких проблем до начала следующего отчетного периода. А между тем в большинстве школ нет условий даже для проведения самых что ни на есть традиционных, обычных уроков. Зато всё хвалимся, как в базовых школах замечательно. Отобрали у трех–пяти школ деньги на содержание одной базовой, то же самое сделали и с зарплатой учителей — и рапортуем об успехе реформы. Это даже не начало конца нашего образования, это подлинный финиш. Занятие учителя научной работой — дело интересное и может быть даже прибыльным. Но в школе учитель нужен совсем не для того. Стараясь работать на пресловутые баллы стимулирующей надбавки, он вынужден отказываться либо от подготовки к урокам, либо ото сна, что чревато ранним «выгоранием» и уходом на пенсию по инвалидности. К этому подводит нас, учителей, и отсутствие полноценного летнего отдыха. Ведь летом в школьных лагерях работаем тоже мы. Учительский отпуск, таким образом, полностью не используется. Хотя, конечно, разве мизерная зарплата позволит учителю поехать на отдых, побывать в путешествии, подлечиться в санатории? Вот и получается, что в новый учебный год он входит уставшим, без денег, без новых книг и обучающих материалов. К тому же в школе его ждет огромное количество разных «надо».

Кому нужна компетентность, которую учитель должен обеспечивать себе исключительно сам?  Например, вот так. Когда в моем кабинете сломался мультимедийник, после того как им попользовалась во время семинара соседняя школа, ремонт прибора обошелся мне почти в 11 тысяч — в те самые, которые мне вручил сын со словами «подарок ко дню рождения». Или так: из своей зарплаты ежегодно оформляю подписку на 4 журнала: «Русский язык в школе», «Литература в школе», «Русская словесность» и «Русский язык и литература для школьников». В последние разы это удовольствие обошлось мне более чем в пять тысяч (2560 рублей — на второе полугодие 2010 года и 2710 рублей — на первое полугодие 2011 года). А горячо любимое министерство образования выделяет нам 100 рублей ежемесячно, т. е. 1200 в год, на методическую литературу. При этом 200 рублей из них мы отдаем за подписку на периодику для школьной библиотеки. И еще. Чтобы осуществлять свою «компьютерную компетентность», учитель должен, например в нашем городе Губкине Белгородской области, ежемесячно выкладывать 550 рублей за Интернет. Только тогда скорость загрузки материалов для работы на уроках будет максимальной. Я не говорю уже о том, что нужны для принтера расходные материалы, что бумага в пачке за 160 рублей заканчивается очень быстро, что электроэнергия влетает в копеечку... Так во сколько же обходится учителю его желание хорошо работать, быть компетентным?

Не могу не сказать и об официальных курсах повышения квалификации. Теперь учитель обязательно должен проходить их один раз в пять лет. Для себя я давно уже определила, что более бесполезного занятия, чем эти курсы, не знаю. Почему? А что они дают рядовому учителю? Краткий курс молодого бойца. Ничего не имею против нашего Института повышения квалификации в г. Белгороде и его преподавателей. Они не виноваты, что существует заказ общества готовить «по минимуму», на который и выделяются деньги. Или вообще не выделяются — и тогда даже таких курсов не бывает. Говорю не голословно, потому что уже два года не могу пройти их из-за отсутствия финансирования на это в управлении образования. Правда, в каком именно — в городском или областном, нам не объясняют. Проводятся краткосрочные курсы, например двухнедельные, где учат составлять презентации и работать с различными приложениями. Но ведь хочется большего. Например, посещать психотренинги. Получать на курсах методички и памятки, разработки уроков. Освоить новейшие методы работы с детьми, не  желающими учиться. Но все это стоит так дорого, что рядовой учитель уж никак  не сможет позволить себе этого.  

Вот и остаемся мы один на один со своими многочисленными проблемами, да еще самоедствуем и обвиняем сами себя в некомпетентности. 

   
 
 
 

23.08.2011  |  Просмотров: 6937  |  Комментариев: 4

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

"Господин министр посоветовал сельским учителям не жаловаться на низкую зарплату, а больше трудиться на собственном подворье: выращивать скот, сажать на огороде овощи — словом, укреплять свое материальное благополучие" - отлично сказано. Хотелось бы сказать товарищу Фурсенко: " -А не хотели бы Вы, сами, хоть на немного стать простым учителем в обычной сельской школе?". (Может тогда вся его спесь поубавится). Да и вообще надо ввести практику для наших чиновников поработать 3 месяца без отрывочно каждый раз через 3 года в обычной сельской или городской школе. И что бы это была не столичная, и не школа новой постройки.

 Корнев Игорь Валерьевич   09.09.2011 в 10:05

 

"Я умоляю!" - как говорил один герой фильма. Если автослесарь непрофессионал - кто должен это исправлять? В самую первую очередь - ему самому надо поднять свой профессионализм. И либо он это сделает, либо останется почти без средств к существованию. Вы не будете говорить про снобизм владельцев авто, которые хотят работающий автомобиль._____________ Так что профессионализм учителя - это его личная забота в первую очередь. Можно книги поискать, в интернете полазить. Конечно, никто учителей не научил оценивать информацию, но взрослый человек уже может начать в этом практиковаться.____________ Так что давайте уже начинайте шевелиться сами, дорогие учителя!

 Пешков Игорь Алексеевич   12.10.2011 в 09:23

 

А приводить в пример "идеализированного" обаяшку Тихонова из советского фильма с идеализированной школой - не верно. Так как в чём он профи? У него - такого замечательного, проблемы с его учениками! Могут быть проблемы в авто у проф механика? Только не надо говорить, что авто проще человека! Авто существует 100 лет, а педагогика - тысячи. Уже пора выйти на более профессиональный уровень.___________ Писатели и режиссёры - это не разработчики профессионализма - это увеличительные стёкла - они обращают внимание на проблемы. Но когда они их решали? __________ Новость для тех, кто не хочет открывать законы в этой области - они уже открыты. Осталось их найти. Это уже гораздо проще.

 Пешков Игорь Алексеевич   12.10.2011 в 09:29

 

Одна из основных причин некомпетентности учителя - отсутствие науки об обучении. В массовой школе мы имеем средневековое кустарное производство, где все наши надежды связаны с мифическим, неизвестно откуда возникающим мастерством отдельного учителя. Кстати, отсутствие науки об обучении, объясняющей законы функционирования и развития процесса обучения, делает невозможной и разработку научно обоснованной концепции реформирования современной школы. Кто в этом виноват? Этой задачей вот уже на протяжении многих лет занимаются рука об руку Российская академия образования (РАО) и Министерство образования и науки. Много исписано бумаг псевдонаучными текстами, много разработано различных программ и концепций, много потрачено государственных денег на "реализацию" всех этих концепций, однако поднять школу на новый качественный уровень так и не удается. Несостоятельность и беспомощность сотрудников РАО и Минобрнауки в реформировании системы образования приводят к тому, что уже сам Президент страны вынужден выступать с личной инициативой создания "Нашей новой школы". Смешно, господа!.. и горько. Что делать? В первую очередь нужно распускать РАО. Средства, отпускаемые на содержание работников РАО, использовать в целях реального перехода от классно-урочной школы к новому способу обучения, к демократической системе обучения по способностям. Подробности можно найти в книгах В.К.Дьяченко, детальное изучение которых, кстати сказать, должно быть включено в программы всех педагогических вузов.

 Рязанов Вячеслав Александрович   28.12.2011 в 12:08

 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.