Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

А жить когда будем?!

Фишбейн Дмитрий Ефимович, Главный редактор «Журнала руководителя управления образованием»

А что у нас есть в жизни кроме работы? А что мы сделали, для того чтобы иметь что-то кроме работы? А мы такие, с одной только работой, нужны кому-то?

Личная история

У меня старший сын закончил в этом году 7 класс. Ходил недавно на заключительное родительское собрание. На протяжении всего мероприятия испытывал смешанные чувства.

Классный руководитель, хорошая учительница с большим стажем, долго и с дрожью в голосе рассказывала о том, как много сил она отдаёт школе и детям, что почти вся её жизнь посвящена учительскому труду и т.д. При этом она с искренней горечью сетовала на то, что мало кто ценит её самоотдачу, что, к сожалению, «амортизацию души» педагога ничем не компенсируешь.

Я сидел и думал о том, что, наверное, я должен испытывать большую благодарность к педагогу, который всю свою жизнь посвятил обучению и воспитанию детей. При этом реально я чувствовал раздражение от того, что на меня как родителя «навешивают» чувство вины. Почему я должен сопереживать человеку, который сам сделал так, что ничего кроме работы в школе у него в жизни нет?  Почему вообще кто-то (государство, начальство, дети) должен что-то компенсировать человеку, который сам так выстроил свою жизнь?

 

А что кроме работы?

Константин Михайлович Ушаков, профессор АПКиППРО, главный редактор журнала «Директор школы», на своих лекциях приводит пример, который, по-моему, имеет к нашему обсуждению самоё прямое отношение.

Во время Великой отечественной войны по Северному морскому пути курсировали два типа судов-сухогрузов. Один представлял собой корабль с одним большим отсеком, который мог перевозить крупногабаритные грузы. Другой же тип судов имел определённое количество меньших по размеру отсеков.

При этом, что очень важно, отсеки второго типа судов были герметично изолированы друг от друга. Понятно, что происходило с этими типами судов при попадании в них торпеды: первый тип достаточно быстро шел ко дну, второй же за счет герметичных отсеков мог долго держаться на плаву.

Давайте теперь отнесемся в этом контексте к нашей жизни.

Если у Вас в жизни в основном существует только работа (какая бы любимая и замечательная она ни была), то Вы как тот сухогруз первого типа при больших неприятностях на работе или разочаровании в ней, вероятнее всего, «потонете», то есть поставите под угрозу всю свою жизнь. И Вы, полагаю, знаете немало примеров, как теряют смысл жизни такие люди, когда выходят на пенсию. И именно эти люди (как в примере с классным руководителем) очень тяжело переживают, когда не получают, с их точки зрения, адекватной награды за их беззаветный труд.

Если же у Вас кроме работы, присутствует многое другое, что Вас увлекает – шитьё, сад-огород, рыбалка, собака, путешествия и т.п., то Вы как сухогрузы второго типа имеете, так называемый, высокий уровень живучести. Даже если на работе у Вас всё начнёт рушиться, то другие изолированные отсеки Вашей жизни не дадут Вам опуститься на дно. И даже если отвратительная (как обычно) погода загубит весь Ваш урожай, то останется многое другое, что Вас увлекает.

Что особо грустно: мне кажется, что большинство из нас живут именно по первого типу.

Я сам про себя очень явственно осознал это лет пять назад. Дома вечером после работы я увидел своего младшего сына, делающего первые самостоятельные шаги. Я радостно поспешил поделиться замечательной новостью с женой, и … оторопел, услышав «Дорогой, я тебя поздравляю. Наш сын ходит уже пару месяцев, а ты только что удосужился это заметить!»

Я тогда хорошо понял, что можно работать с 8 утра до 8 вечера, появляясь дома для того чтобы поспать, что в результате этого надписей в моей визитной карточке будет ещё больше, но, главное, я столько пропущу в этой жизни, так много замечательного пройдёт мимо меня.

Ещё один очень показательный факт. По данным исследования Центра социологических исследований МГУ «Учитель в эпоху перемен» около 50 % российских учителей ни разу за год не посещают кинотеатр. А ещё 20% ходят в кино один раз в год. Вспомните, когда Вы последний раз были в театре или кино.

 

Почему так происходит и что же делать?

Понятно, что мы все задаем себе вопросы «Почему же так»?» Что же делать?». Попробую поделиться собственными решениями.

В теории менеджмента присутствует известная история про одного из президентов Гарвардского университета. Когда ему предложили этот пост, он сказал: «Я с честью и удовольствием приму Ваше предложение, но только я не могу ходить на работу по средам, так как должен ездить в Вашингтон». Работодатели условие приняли.

На самом деле никуда он по средам не ездил; просто ему нужно было время, чтобы побыть в тишине и почитать.  Он полагал, что хотя бы день в неделю руководителю необходимо проводить наедине со своими мыслями. И это должны уметь все руководители – отстраниться, поразмышлять о сути своей работы, продумать новые проекты или распутать рабочую проблему.

Кроме того, отсутствие руководителя на рабочем месте вынуждает подчинённых принимать самостоятельные решения, что положительным образом сказывается на их чувстве ответственности и причастности к общему делу.

Упоминаемый президент Гарвардского университета говорил, что в тот момент, когда количество звонков ему от подчинённых в среду снизилось до двух в день, он посчитал, что работа по выработке самостоятельности при принятии решений у сотрудников достаточно успешна.

Вывод № 1.  Иногда не ходить на работу!

Я понимаю, что от такого решения Ваше начальство будет совсем не в восторге, но, чёрт побери, было ведь такое неглупое понятие как методический день.

Ещё одна история (образ). Американские ученые Уильям Онккен и Дональд Васс, занимаясь проблемой управления временем, ввели понятие «обезьяна на плече».

Представьте себе, что к Вам приходит подчинённый и излагает одну из проблем, с которой он сейчас столкнулся. Что делаете Вы? Если Вы действуете по принципу «Спасибо большое, я с этим разберусь», «Положите мне на стол, я ознакомлюсь», то автоматически проблема сотрудника становится Вашей проблемой, то есть обезьяна (=проблема), которая сидела на его плече, очень быстро перебирается на Ваши плечи.

При этом понятно, что через короткое время Вы как руководитель становитесь просто обвешаны большим количеством обезьян (=проблем). Мало того, что один человек не в состоянии решить все проблемы, самое грустное, что в этом случае уж точно ни о каком хобби или походе в кино думать уже невозможно.

Вывод № 2.  Научитесь говорить «нет». И не чувствуйте себя виноватым. Прерогатива каждого – устанавливать границы.

Не знаю, насколько Вы в курсе результатов исследования ведущей международной консалтинговой компании McKinsey&Company «How the world’s best-performing school systems come out on the top», 2007.

Суть этого исследования состояла в том, чтобы выявить, какие факторы напрямую влияют на успешность системы образования. Были выявлены определённые показатели, я бы сейчас хотел обратить внимание на один из них.

Так вот: в успешных системах образования работают учителя, которые могут что-то ещё кроме того, что учить детей. Исследование показало, что учащимся очень интересно взаимодействовать с педагогами, которые увлечены не только работой, а туризмом, дайвингом, игрой в теннис, собаководством и т.д. Но ведь Вы понимаете, что увлечение делает их специалистами в этой сфере. Педагог начинает собой представлять ещё кого-то кроме того, кто объясняет правила правописания.

Вывод № 3.  Найдите себе увлечение. Не препятствуйте своим подчинённым заниматься их любимым досугом. Используйте тех, кто может (знает, умеет) что-то необычное.

И напоследок об очень вроде бы простой вещи. Вы вообще замечаете, во сколько уходите с работы? Да, да – уже совсем стемнело, а Вы всё на работе. И самое грустное ещё и в том, что когда пробуешь проанализировать что из выполненных сегодня дел можно записать себе в актив, то список получается жутко коротким. Да, говорил по телефону, с кем-то что-то обсуждал, читал документы и т.д. и т.п.

Вывод № 4.  Распечатайте и повесьте себе на видном месте плакат.

Никто на смертном одре не скажет:

"Я должен был проводить больше времени на работе".

Никогда не обращали внимание на то, как часто называют конкурсы педагогического мастерства или формулируют их девизы – «Сердце отдаю детям!». 

А может лучше не надо!

   
 
 
 

20.06.2011  |  Просмотров: 4215  |  Комментариев: 17

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Очень хорошо написано, Д.Е.! Все выводы убедительны, особенно, №4.

 Ардабьев Владимир Николаевич   20.06.2011 в 17:53

 

Владимир Николаевич, читаю Вас иногда. И тем более нахожусь в недоумении: такое впечатление, что вы недавно сдавали со своими учениками ГИА по русскому языку. Это только там в инструкции написано про то, что надо указать номер предложения для подтверждения своей мысли. Простите, если обидела. Возможно, Дмитрий Ефимович близкий Вам человек, и обращаться к нему можно вот так запанибратски, через инициалы. Но со стороны смотрится более, чем странно. Ещё раз извините.

 Воронина Елена Владимировна   21.06.2011 в 00:35

 

Елена Владимировна! Не принимайте Вы эти вещи близко к сердцу. Может быть, нам всем надо быть проще? Я бы вообще голосовал за американизированное обращение без отчества. А уж от уважаемого старшего коллеги тем более. -:)

 Фишбейн Дмитрий Ефимович   21.06.2011 в 10:14

 

Уважаемая Елена Владимировна Воронина! Я принимаю все Ваши извинения, потому что в комментарии чувствуется крепкая учительская "закваска": заметили недостаток, "отчитали" провинившегося. Я всё понял, тоже извините, я так больше не буду!

 Ардабьев Владимир Николаевич   21.06.2011 в 15:11

 

Владимир Николаевич, так умилительно читать Ваш диалог с Еленой Владимировной.:-) Тут даже не в "закваске" дело. Скорее отличительная черта российской интеллигенции, придающая ей особый шарм: от души умыть и извиниться, потом еще добавить и опять извиниться. "Высокие отношения!"

 Великов Андрей Владимирович   21.06.2011 в 18:45

 

О, да!

 Ардабьев Владимир Николаевич   21.06.2011 в 20:07

 

Андрей Владимирович! Отличное наблюдение! -:)

 Фишбейн Дмитрий Ефимович   23.06.2011 в 12:12

 

Владимир Николаевич, спасибо на добром слове! Приятно, тем более от Вас.

 Фишбейн Дмитрий Ефимович   21.06.2011 в 10:11

 

Большое спасибо, Дмитрий Ефимович!

 Ардабьев Владимир Николаевич   21.06.2011 в 15:06

 

«Я сегодня совершил 7 добрых дел. И где благодарность?» Странная позиция учителя. На мой взгляд, любовь = забота. Сердце отдавать всё без остатка — неразумно. Чем дальше родных и близких любить станем? И про «увлечения на стороне» — хорошо (цветы или пироги, это неважно), ибо детям интересен учитель-человек, а не «говорящая голова».

 Воронина Елена Владимировна   20.06.2011 в 19:01

 

Дмитрий Ефимович, допускаю, что сейчас добрая часть читающих этот материал покачала головой, соглашаясь с написанным, и... пошла работать дальше. И где здесь причинно-следственная связь - большой вопрос. Действительно ли я так работаю, что "люблю" свою работу? А может наоборот. (Хотя кого любит работа известно из устного народного творчества). Ведь и правда, кто везет - на том и едут. Иногда рад бы "стряхнуть", а не "стряхивается". Многие трудоголиками становятся по неволе. И самое обидное не то, что много делаешь, а то, что многое делаешь без явной пользы. Хотя не соглашусь, что с потерей работы такие люди "тонут". Скорее строят себе новый сухогруз. Ну, да ладно. СКОРО ОТПУСК! (Вернее опять его половина. Когда будет вторая?... В следующей жизни, наверно).

 Великов Андрей Владимирович   21.06.2011 в 12:55

 

Да, вполне вероятно, Андрей Владимирович, Вы правы. Хорошего отпуска. -:)

 Фишбейн Дмитрий Ефимович   21.06.2011 в 14:19

 

Об увлечениях. Я недавно получила серьезную травму. Целый месяц вынуждена была проваляться дома. Чтобы не изнемогать от вынужденного бездействия, решила вспомнить молодость, и начала вязать. Этим рукоделием я занималась более 30 лет назад, когда дети были маленькие и денег не хватало. Думала – не смогу, но руки вспомнили. Связала даже пару серьезных вещей, но главное – поняла, что теперь мне не так страшно будет на пенсию уходить, есть увлекательное для меня и полезное для семьи дело. Так и на работе я последнее время перестала засиживаться, дома другое незаконченное дело ждет! По поводу учителей и театров. Выезжаем мы частенько и в Москву, и в Калугу, и в Брянск на спектакли, концерты, экскурсии. И с детьми и без. Но к высокой стоимости билета добавляется не менее высокая стоимость проезда, поэтому процент театралов не очень высок. Как говорится: «Рады бы в рай, да долги не пускают»! Но зато огороды есть, по-моему, у всех. О благодарностях. И все-таки ждут учителя особого отношения и премий от руководства, цветов и подарков от детей и их родителей. Не смотря на то, есть у них еще увлечения или нет. А почему только учителя, я думаю людям разных профессий свойственно помимо зарплаты за свой добросовестный труд ждать еще каких-то наград. Просто именно у учителей есть возможность публично признаться в этом (или намекнуть). Хотя, конечно, меня всегда коробит от этого «выпрашивания».

 Дитрих Лилия Анатольевна   22.06.2011 в 11:50

 

Уважаемый, Дмитрий Ефимович, большое спасибо за интересную статью. Тем более, что сам недавно задумался об этой проблеме. Меня отрезвила фраза: «Есть ли у тебя время для того, ради чего ты работаешь?». Но вопрос, мне кажется, еще в том - как мы становимся такими? Общество готово видеть в учителе одержимого трудоголика и если это не так, то выражает своё возмущение. Вот и приходится соответствовать ожиданиям и далеко не у всех хватает духу иметь своё мнение на этот счёт.

 Порошин Олег Владимирович   29.06.2011 в 17:26

 

От души повеселилась над наблюдениями по поводу "высоких отношений" российской интеллигенции - прелесть что такое! Уважаемый, Дмитрий Ефимович, спасибо за тонкие и точные наблюдения и выводы. Все так. И, как я понимаю, речь ведь не только об учителе. Думаю, что обезьяны на плечах - от привычки перестраховываться у тех, кто боится пропустить "ляп" подчиненного и получить нарекание!!!! Такие руководители и сами не живут и подчиненных мордуют за каждую запятую, как за преступление перед Родиной, что порождает цепную реакцию. Но и отсутствие обезьян приводит к тому, что пока президент или премьер не дадут личное указание проверить, например, технику безопасности в каком - нибудь "Закутайске" ничего не работает. Россия...

 Москвитина Лариса Николаевна   15.07.2011 в 09:11

 

Уважаемый, Дмитрий Ефимович, большое спасибо за интересную статью. После 20 лет работы в школе, тоже пришла к таким выводам. Думаю, что мы становимся такими (как этот классный руководитель )из-за загруженности на работе(кол-во уроков, бумажная работа..), да ещё домой приходишь, работа не заканчивается(тетради, планы уроков и т.д). Тут не до занятий любимым делом, не до друзей и гостей.! Но меняться нужно нам самим, а вообще хотелось бы существенных изменений в самой системе образования. Загружены и дети, и педагоги.

 Полищук Галина Николаевна   31.08.2011 в 00:22

 

Настолько все верно сказано. Но переделать менталитет очень сложно.

 Юсупова Айгуль Зуфаровна   13.05.2012 в 21:22

 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.