Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Когда б вы знали, из какого трепа…(Заметки молодого блоггера)

Курбатов Рустам Иванович, директор негосударственного образовательного учреждения «Лицей «Ковчег» — XXI», г. Красногорск, Московская область

«...я думаю, что каждый учитель должен был бы вести блог, ведь в этом суть нашей профессии: говорить и писать, что думаешь».

Когда я получил от редактора портала pedsovet.org предложение вести блог, честно говоря, я не совсем понимал значение этого термина, а «блоггеров» путал с «диггерами».  «Неопытное мое дело, - ответил я тогда Сергею Сафронову, -  лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да примерюсь к ценам».

Временил я две недели.  К вопросу подошел серьезно:  купил и прочитал книжку о блогах. 

И два аргумента из этой книжки склонили меня к решению ввязаться в это дело.

Первый – о дезодоранте Рексона. Производители этого дезодоранта запустили по российскому телевидению, как вы возможно помните, рекламный ролик: лето, жара, девушка поднимает руку, а под мышкой у нее… маленький поросенок.  Но тюбик с дезодорантом Рексона во время приходит на помощь!  Так вот, блоггеры устроили обструкцию Рексоне за эту рекламу, усмотрев в ней оскорбление всех российских женщин, которые, получается, плохо пахнут. Фирма вынуждена была снять ролик с проката.

«Значит всё-таки можно, - подумал я, - можно как-то  воздействовать на  «производителей».  У меня нет никаких претензий к производителям дезодорантов. Но мне, как директору, приходится иногда иметь дело с такими структурами как Роспотребнадзор, Государственная пожарная инспекция, ну и так далее…

С людьми структур спорить трудно, не всегда даже успеваешь сказать, что думаешь, при личной встрече.  Но есть блоги – есть возможность писать, что думаешь.   А если пишут десятки, сотни, тысячи человек – то вот оно, общественное мнение. К этому придется прислушаться. Вот, извините, гражданское общество.

И второй аргумент, определивший мое решение. Я прочитал, что первые лица крупных корпораций во всем мире, чтобы установить открытые и доверительные отношения с клиентами, ведут персональные блоги. Например, ведет блог  председатель совета директоров GeneralElectric. Я подумал: «Чем я хуже?»

Первоначальный бульон

Прошел год. Срок небольшой – но все ж некоторые наблюдения.

Конечно, блоги и комментарии к ним  состоят на 94% из воды – как и организм человека.  Попросту говоря – из трепа.

Ну и ладно.

Ведь проблема нашей школы – после зарплат и ЕГЭ – отсутствие идеи.  Коммунистическая идея ушла, а что впереди – компьютеризация? Но это не идея, а так – инструмент.

Идея была в 90-е годы – возможность другой школы, построенной вокруг детского интереса, школы без насилия и принуждения, школы интересных дел  и развития мышления ребенка. Нулевые годы задвинули все эти мечты. Обнулили.

Нужна идея. Чтобы ясно было, зачем я, учитель,  каждое утро иду к детям. Идея – это громко сказано. Проще -  школе нужны свежие мысли. Какое-то движение воздуха  в классной комнате.

Ждать ее сверху? Много я читал министерских бумаг и пытался найти там что-нибудь свежее и бодрое. Пытался увидеть даже то, что чего там нет – ведь очень хотелось. После Закона об образовании и может быть письма о безотметочном обучении в начальной школе, появившегося лет 5-6 назад – ничего...

Какая глупость! Ждать от государства живой мысли. Не его это дело. Его задача – создать условия, организовать.

А мысль должна зародиться не наверху, а здесь – внизу.

Поэтому я верю  в учительские блоги. Мне кажется, что этот разговор, даже если и пустой пока, - все ж лучше того, который  на совещаниях в департаментах.

Треп лучше дикого языка, на котором говорит педагогика.

А может, это и есть корень бед школы – этот невозможный, нечеловеческий язык, на котором пишутся учебники по педагогике, язык статей большинства педагогических журналов, язык отчетов и планов.

Трудно хорошему учителю освободиться от этих штампов – и заговорить   простым языком. Языком, на котором говорят обычные люди, родители, дети...

Если в устной речи хоть как-то возможно – то на письме опять начинаются «дидактические задачи», «здоровье сберегающие технологии» и  «мониторинги уровня и качества, представленные в кластерной форме»

Так вот, я думаю, что треп блогов – это возможность освобождения от штампов педагогического языка и педагогического мышления.

Мысль, которой нет в школе и которую нечего ждать сверху,  может зародиться в первоначальном бульоне этого трепа. Естественным путем. По законам эволюции, путем выживания наиболее жизнеспособных молекул.

Только, как мы знаем, процесс возникновения жизни в природе занял сотни  миллионов лет…

«Слово как  поступок» в эпоху блогов.

Отношение к письменному слову, у русского человека другое, чем у европейца.

Европеец пишет легко, просто так. Письмо для него – как разговор.

Для русского  письмо – напряжение всех внутренних сил, почти страдание: «Мы лучше так скажем…»

Этот «страх письма» - конечно, плод  образования. Результат «трех ошибок – двойка» и  сочинений «как я люблю русскую природу». Нас учили писать не на том языке, на котором  говорим дома, на котором думаем – а на «правильном» и так сказать «литературном».

А на своем языке писать не учили -  иногда и отучивали. 

Мне кажется, интернет и блоги изменят наше отношение к письму. Теперь писать можно не только об «образе Татьяны» - а всякой ерунде обычной жизни.

Мы больше не будем бояться излагать мысль на бумаге; говорить то, что думаем, будем писать легко и свободно – как европейцы. Будем свободными людьми…

И всё-таки, думаю и надеюсь, мы сохраним  особое отношение к письменному слову. Пусть письмо в эпоху блогов будет легким и свободным,  но останется письмом, не превратится в простой пустой разговор.  Пустой разговор – словесный блуд – вообще-то, это грех.

Потому что для русского человека слово – нечто больше, чем коммуникативный акт.  Это поступок.

Самиздат наших дней

Услышал по радио, что Хиллари Клинтон назвала блоги «самиздатом наших дней».  Так и сказала по-русски: «самиздат». Я почувствовал прилив сил.

Мой друг Пьер, француз, забыв о том, что я у него в гостях, в воскресенье утром садится в машину, чтобы, преодолев 200 километров, опустить избирательный бюллетень на выборах в Законодательное собрание. «Я не могу, - очень серьезно говорит Пьер, - пренебречь правом, ради которого мои предки два века назад жертвовали жизнью»

Мои предки два века назад ничего не слышали о народном суверенитете и представительной власти; более того, как я подозреваю, они шли с вилами и топорами на тех, кто нес сюда эти элалите и фратерните. Да и я, сказать честно, не всегда хожу на выборы.

Но я не могу пренебречь другим правом – возможностью свободно говорить и писать. Тридцать лет назад «мои предки» если не жизнью жертвовали, то рисковали свободой и благополучием ради этого права.   

И пока интернет в нашей стране не регулируется государством, как в Китае и Белоруссии, пока мы можем не только свободно говорить на кухне, но и свободно писать – надо пользоваться этой возможностью.

Свобода слова для русского – что избирательное право для француза.

Я продолжаю вести свой блог.

И вообще, я думаю, что каждый учитель должен был бы вести блог,  ведь в этом суть нашей профессии: говорить и писать,  что думаешь. 

   
 
 
 

10.05.2011  |  Просмотров: 3049  |  Комментариев: 6

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Рустаму Ивановичу - 5+. К последнему предложению я бы еще добавил "и поступать, как говоришь и пишешь".

 Великов Андрей Владимирович   11.05.2011 в 10:49

 

Доброй ночи. Прочитала с интересом. Думаю, что треп блогов – не освободит от штампов педагогического языка и педагогического мышления - скорее, добавит новые обороты педагогических "изысков". А времени вам не жалко? С уважением, Антонина Николаевна.

 Таранец Антонина Николаевна   16.05.2011 в 23:11

 

Мы рождаем детей, забыв для чего. Потом думаем о том, как их воспитывать. Громоздим государство. Наверное, для того, чтобы дети и рождали мысли. Вот собрать бы эти мысли: сначала - детей. Чего они хотят от школы. Услышать мысли учителей. При каких условиях они будут хорошо обучать и воспитывать. Мысли директоров - что им мешает заботиться о детях и учителях. Проанализировать, а потом и принимать законы об образовании, и "выбирать" чиновников.

 Панина Наталья Николаевна   20.05.2011 в 10:55

 

«… ведь в этом суть нашей профессии: говорить и писать, что думаешь». А я, Рустам Иванович, не согласна с этим утверждением. Профессия учителя изначально предполагает наличие лжи. Наиболее часто лгут литераторы, ведь не испытывают же они чувство любви и уважения ко всем изучаемым в школе произведениям и их авторам. А о том, что им что-то или кто-то не по душе, им полагается умалчивать, а иначе как прививать любовь к родной литературе. Лгут воспитатели и классные руководители, пытаясь воспитать патриотизм и недоумевая при этом: «за что же Родина так нас, учителей не уважает?» Среди учителей преобладают молчуны и те, кто становится на сторону большинства. Для того, чтобы высказать наболевшее, многим нужен дополнительный толчок извне. Я давно подметила, если на каком – то коллективном мероприятии нет возмутителей спокойствия (таких бывает всего один-два), оно проходит без бурь и потрясений, основная масса, даже чем-то недовольная, расходится, тихо бурча и ворча. Учителю не свойственно быть белой вороной, он всегда держит в голове: «А что обо мне подумают дети, их родители, социум?» Просто так трепать языком учитель не станет, сто раз подумает и промолчит. Идеи и свое отношение к чему-либо он с охотой выдает чаще при условии анонимности опроса. И не потому что трус, врожденная интеллигентность не позволяет высказаться на чистоту.

 Дитрих Лилия Анатольевна   27.05.2011 в 09:59

 

писать надо блоги, писать и читать другие, комментировать, обмениваться идеями, критиковать, возмущаться, предлагать, порой, то что невозможно сформулировать устно, можно обдумать и изложить письменно, тогда голая идея обрастает плотью, конкретизируется. желаю удачи Рустаму Ивановичу

 Дагаев Глеб Борисович   30.05.2011 в 21:59

 

Мне очень понравилось то, что изложил Рустам Иванович. За одним исключением - сравнение с самиздатом. Я не знал, что это сравнение принадлежит Х.Клинтон, но понятно что это не мог сделать человек, выросший на самиздате. Разница не в содержательной части, а в социальной. Самиздат - владение им, распространение, чтение - преследовалось по закону и грозило как минимум проблемами, как максимум тюрьмой или психушкой. Чтобы ни написал Рустам Иванович в своём блоге - я могу читать его без вякого для себя риска, и даже ссылаться на него. Кто-то кажет, что это разница непринципиальная - но, уверен, что многие поймут и то, что я сказал.

 Максименко Павел Юрьевич   06.06.2011 в 23:22

 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.