Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Профессиональный конкурс и линия директора

Вашарина Юлия Евгеньевна, зав.кафедрой общественных дисциплин МОУ Ульяновский городской лицей при УлГТУ, координатор Интернет-сообщества «Готовим(ся) к экзаменам, аттестации, конкурсам»

Что такое профессиональный педагогический конкурс — производственная необходимость или гримаса тщеславия? Как руководителю относиться к нему?

Вопрос о  профессиональных конкурсах — один из самых обсуждаемых в учительском сообществе. На  крупнейшем портале «Сеть Творческих учителей» высказывались совершенно противоположные точки зрения по этому поводу. Попробуем объективно представить позиции сторон — учителей и администрации — в этой дискуссии и найти ответы на ряд вопросов, важных для организации успешной учебной и методической работы в коллективе. 

Итак, нужны ли профессиональные конкурсы педагогов? Какова роль администрации при подготовке учителя к конкурсу? Как  организовать трансляцию опыта? Начнем с первого, главного. При всей риторичности вопроса здесь не все так однозначно.

Первая точка зрения.

—  Чем чаще участвуешь в конкурсах, тем лучше. Это новый опыт. Не получишь награды, зато увидишь, услышишь  других, возьмешь на заметку что-то новое. Именно поэтому любой результат можно расценивать как положительный. 

— Участие в конкурсе — это такой творческий заряд! Часто именно учителя, не участвующие в конкурсах, «запускают свои классы». Учитель, получивший признание коллег, не позволит себе «псевдоактивности». Но преувеличивать роль конкурсов я не склонна:  в любом деле есть «издержки производства».

— Самоуважение (не последняя вещь!) подкрепляется. Понимаешь, что не такая ты уж серая мышка. Сколько нового в себе открываешь! 

—  Сейчас огромное количество таких увлекательных конкурсов! Жаль, времени не хватает везде попробовать свои силы.

— Это школа мастерства, осмысление своей системы работы; появляются единомышленники.                         

Вторая точка зрения.

— Деньги, которые вкладываются в конкурсы, можно было бы направить на повышение квалификации в том, в чем испытываешь нехватку.В первую очередь — в психологических умениях. «Повышение квалификации» в рамках конкурса часто определяется желанием  удовлетворить жюри.

— Хотелось бы, чтобы все профессиональные конкурсы проходили в летний период и не отрывали учителя от учебного процесса. 

— Что бы кто не говорил, но, если учитель занят в конкурсе, то класс заброшен. А сам он заботится о том, чтобы получше представить свой труд на бумаге.   

— За 15 лет работы не видела ни одного объективного конкурса. Наверное, конкурсы повышают статус. Повышают ли они уровень мастерства? Не думаю. Ты на конкурсе — если ты и так уже мастер, а если нет — ты туда и не попадёшь. В последние годы приходит одна мысль: конкурс упростит аттестацию. И все. 

Проблем  при подготовке к конкурсам не просто много, а СЛИШКОМ много.  Срывается планомерный учебный процесс, критерии конкурса и  состав жюри часто вызывают вопросы у конкурсантов.  Да и деньгам, потраченным на организацию некоторых конкурсов,  можно было бы найти лучшее применение.  Отдали бы директорам, а уж они бы точно потратили их с умом. На крышу, чтобы она не текла, на новое спортивное оборудование. Нет! При новом подходе к аттестации директор заинтересован в большом количестве конкурсантов-победителей, а иначе он останется без учителей с высшей категорией. И как следствие получит проблему со статусом школы и набором  учеников. Родители теперь хотят отдавать детей в престижную школу: ЕГЭ на носу, любимому чаду нужна хорошая подготовка в вуз.  А если у педагогов низкий профессиональный уровень, то и контингент придет соответствующий. Доказывай тогда родителям и проверяющим, что хоть категории невысокие, но результаты ЕГЭ хорошие. Встречают-то по одежке… . Победы в конкурсах необходимы  при аттестации на первую и высшую категорию, а чтобы побеждать — нужно участвовать.

«Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам<…> в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях» (Приказ Минобрнауки РФ от 24.03.2010 N 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.04.2010 N 16999))

Это еще один аргумент за то, что конкурсы — производственная необходимость, шанс показать себя и свое учебное заведение, получить заслуженную награду. Страна должна знать своих героев. И тут возникает второй вопрос: «помоги себе сам»  или «поможем всем миром»? Должна ли администрация помогать учителю, участвующему в конкурсе? А может: «это ты делаешь для себя, какая нам от этого польза?»

Точка зрения учителя.

— Учитель, выходя на конкурс, должен представить целый пакет документов о своих достижениях, новых методиках. Но главное — грамотно оформить материалы об этом. Здесь без помощи администратора не обойтись. Но в жизни нередко  приходится все делать самому. Сама с этим столкнулась. Имея огромную нагрузку,  многие учителя отказываются выходить на конкурсы.

— Да какая там помощь, слова доброго не скажут. А сертификаты, грамоты и дипломы подавай на блюдечке… С каким вопросом не обратишься, в ответ слышишь: "Это не мои обязанности" или "Вы же и сами можете всё сделать".  Я тоже участвовала в районном конкурсе два года назад. Никакой поддержки от администрации. Характеристику, и ту сама на себя писала.

— Целый месяц мы работали над большой программой, оставаясь после занятий. Все прошло замечательно. Не успели отойти от впечатлений, как издается приказ об участии в конкурсе. Имеет ли администрация право в приказном порядке, не предупредив, заставить участвовать в нем? При отказе требует объяснительную, угрожает выговором. А ведь у учителя еще масса дел: подготовка к урокам, методическая работа, проверка тетрадей и другая, оплачиваемая, деятельность, связанная с прямыми обязанностями. Борьба за гранты стала гонкой за призами. Мы живые, передышка нам нужна, семьи есть. А тут работай, работай и работай, выполняй волю администрации.

— До того как я согласилась выдвинуть свою кандидатуру на конкурс, администрация долго убеждала меня в том, что у меня будет поддержка и помощь, рабочая группа. На деле оказалось всё наоборот. Но зато, когда я вошла в «десятку», школа не забыла сказать об этом в своих отчётах. Но самое обидное другое. Целый год прошу администрацию оборудовать мой кабинет английского языка, всё тщетно. А ведь моя победа принесла школе грант в 500 тысяч рублей.

— Чаще завучи и методисты не помогают никак. Но бывает, что все работают на одного — тоже неправильно, ведь это конкурс учителя, а не школы. 

В дискуссии прозвучала не только критика позиции администрации, были  и конструктивные предложения.

— Учитель физики, работающий в 11 классе, имеет многократную нагрузку: подготовку к уроку — раз; подготовку к ЕГЭ —  два; классное руководство (стопроцентное) — три; бумажную отчетность  по предмету и классу — четыре; совещания, учебу и т. д. А еще и семья, о которой администрация как будто забывает. Во многих школах есть завуч по новым технологиям, пора вводить и должность по сопровождению грантов (что делать, в какой форме, к какому числу и многое другое). Как у депутата есть представитель и группа помощников, примерно так же должно быть и у учителя.  У многих учителей выход на конкурс заканчивается  нервным срывом.

По-моему, ОЧЕНЬ дельное предложение. Действительно, подготовкой к аттестации и  методическим сопровождением конкурсов должен заниматься  подготовленный специалист.  Учителям прямо в школе обязательно должна быть доступна информация о текущих конкурсах, о сроках,  о том, что требуется сделать, чтобы  принять участие. Более результативным и менее трудоемким станет процесс подготовки к конкурсу, если на всех этапах будет организована поддержка «своего» конкурсанта. Но именно поддержка, а не «принудительно-добровольная»  помощь всех на благо одного человека.  И отношения в коллективе станут более теплыми и душевными.  Когда педагоги будут чувствовать заботу администрации, во главе с директором, они горой будут стоять за «свое» начальство. Директор просто обязан проводить протекционистскую политику в интересах своего коллектива. 

Еще один момент для размышления: если в конкурсах принимают участие директор  и завучи, то как это сказывается на обстановке в коллективе?  

Точка зрения учителя.

— В этом году участвовала в конкурсе. Желания попробовать еще — нет. Много говорилось о прозрачности конкурса, а на деле  двое победителей (из  4-х) на муниципальном уровне  вызывают множество вопросов. Ответа  в комитете по образованию не дали. В конкурсе учителей должны участвовать  учителя. А то учитель  разрабатывает программу,  двигает детей, а другой — завуч (но кандидат наук)  — занимается методикой и пишет статьи. Детей в глаза не видит, но он — лучший!??? Это как? 

Конкурс конкурсу рознь. Есть конкурсы для директоров («Директор школы–2010» — первый всероссийский конкурс для руководителей образовательных учреждений), для завучей («Лучший завуч», Всероссийский конкурс «Заместитель директора школы–2010»), есть — для учителей. Может, стоит участвовать в  «своих» профессиональных конкурсах, в «своих» номинациях? Может, лучше бежать по разным стартовым дорожкам? Тогда поддержка «зрителей» и «коллег по команде» обеспечена. Хотя с новыми квотами, выделенными для победителей ПНПО (1 тысяча  на всю страну), этот вопрос практически снят: конкурентов мало, на всю область 10–20 человек. (Квоты субъектов Российской Федерации на денежное поощрение лучших учителей на 2010 год.) 

Конкурс прошел,  а что дальше? 

Точка зрения учителя.

— Популяризация опыта особого смысла не имеет. Основная ценность учителя — он сам, а другого такого нет. Его методы и приемы часто не подходят другим. К тому же ряд хороших учителей остаются за кадром конкурсов. Одни не желают связываться с бумажной волокитой, а другие не подходят психологически.

— Отсутствие трансляции опыта — самая серьезная проблема. Победил ведь не ради победы, а ради общего дела. 

— Познакомиться с работой коллег — участников конкурсов, практически невозможно. Хорошо, если кто-то из организаторов конкурса опубликует эти материалы.

Большинство педагогов солидарны в том, что необходимо организовать передачу опыта победителей профессиональных конкурсов и  начинать надо со своего «родного» учебного заведения.  Например, можно выпустить газету,  буклет, поздравить на школьном сайте, организовать вебинар, веб-конференцию (удобство этих форм заключается в том, что каждый участник находится у своего компьютера). Вариантов много.  Например, прозвучала  на портале  такая интересная информация: 

— В Гатчинском районе есть интересный опыт трансляции — «методические поезда», в которых участвуют учителя, победившие в различных конкурсах. Организацией занимаются методисты. 

Стоит использовать этот опыт на уровне  методических объединений школы, района, города, области. Не пропадут даром бессонные ночи учителя при подготовке к конкурсу, а, кроме того, это прекрасный ход для пиаркампании школы.

Думаю, из приведенных мнений можно сделать такой вывод: директор в новых условиях школьной реформы должен объединить усилия всего коллектива для достижения успеха в реализации поставленных задач.  От директора зависит, какая атмосфера существует в его учебном заведении. Радость, гордость за коллегу — эти чувства характеризуют настоящую команду. Когда коллектив такой, то это показатель того, что у школы НАСТОЯЩИЙ директор. 

   
 
 
 

14.04.2011  |  Просмотров: 7328  |  Комментариев: 2

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Все вышесказанное верно. Особенно насчет требований к олимпиадам. Сравнивать учителей, работающих в гимназиях-лицеях с обычными школами это не реально. У первых возможностей нанять репетитора, принимая настойчивые рекомендации ведущего учителя, гораздо больше, шире возможностей оказаться слушателем предметных курсов при институтах. У вторых - кроме собственного желания и знаний ведущего педагога - ничего. Каких бы он семи пядей во лбу не был...на одну планку с первым не встать никогда. Вывод? При оценке деятельности обязательно учитывать данные социального паспорта школы. Для чего-то он ведь ведется! И его данные более-менее объективны, т.к. отражают количественный состав по пунктам критериев. Все остальные документы "готовятся" для конкурсов и "ура"-отчетов. Учитель-учителю - РОЗНЬ!

 Ямкина Елена Владимировна   21.05.2011 в 13:27

 

Вы абсолютно правы. Место работы учителя не может быть показателем его профессионализма. Многие достойные учителя, "Учителя" с большой буквы, не участвуют в конкурсах, да и на аттестацию сложно выходят. Конечно этому много разных причин, но настоящий учитель "от Бога" не нуждается в признании своих заслуг. Гордиться такими педагогами должна школа, а значит и поддерживать, и помогать, и показывать опыт своих коллег - задача администрации.

 Сорокина Наталья Владимировна   08.06.2011 в 08:03

 


 

Новые материалы

«Работать хочется»

Рачевский Ефим Лазаревич

Четыре месяца из жизни Тихона

Кучеренко Елена Анатольевна

О системах оценки…

Приходько Сергей Сергеевич

Рецепты компромиссов

Селиванова Надежда Анатольевна

 


 

Самые популярные материалы

О системах оценки…

Приходько Сергей Сергеевич

Четыре месяца из жизни Тихона

Кучеренко Елена Анатольевна

Рецепты компромиссов

Селиванова Надежда Анатольевна

«Работать хочется»

Рачевский Ефим Лазаревич

 


 

Самые обсуждаемые материалы

Рецепты компромиссов

Селиванова Надежда Анатольевна

О системах оценки…

Приходько Сергей Сергеевич

Четыре месяца из жизни Тихона

Кучеренко Елена Анатольевна

«Работать хочется»

Рачевский Ефим Лазаревич

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.