Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

«Сопротивляющаяся реальность» образовательных технологий

Вершинин Сергей Владиславович, заведующий информационным центром, кандидат технических наук, Ульяновского институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Что дают школе информационные технологии? Странный, казалось бы, вопрос, тем не менее, заставляет задуматься над мифами и реальностью компьютеризации образования.

Существенной составляющей планов модернизации российского образования является компьютеризация. Журналы, конференции и т.п. заполнены материалами о школьных ИТ-достижениях. Постоянно говорится о «прорывных технологиях обучения» на базе компьютеров, о принципиальном повышении качества и доступности образования посредством использования сети Интернет.

На практике обнаружить улучшения не так легко. Собственно новых информационных технологий в сегодняшней педагогической практике используется немного. Как правило, новой технологией объявляется механическая замена школьной доски на компьютер с проектором.

Многие материалы, в названии которых упоминается «методика компьютерного урока», рассказывают просто о том, какие сообщения выводит на экран описываемая обучающая программа.Статьи и книги о компьютерах в образовании зачастую построены по незатейливой схеме, представляя собой большое предисловие, за которым, однако, не следует часть основная.    

Для придания правдоподобия несуществующим достижениям требуется, чтобы их описания не отражали реальность, а педантично заменяли то, что есть, на то, что должно быть. Регулярное воспроизводство этих описаний создаёт иллюзию, что результаты эти где-то совсем рядом. Как же им не быть, ведь о них постоянно говорят! Формируется нечто вроде виртуального мира, живущего и развивающегося по своим правилам, и не связанного с миром реальным.

Если приводить конкретные педагогические технологии и результаты их применения, вас могут уличить в подтасовках, поскольку это легко проверяется. Совсем другое дело, если свои действия и планы вам удалось подать как приемлемый и престижный текст. Например: используются современные информационные технологии, реализуется индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается индивидуальная траектория развития, проявляется забота о будущем нации, гарантируется доступность качественного образования.

В области компьютеризации такое манипулирование облегчается тем, что для большей части населения нашей страны компьютер остаётся чем-то существующим вне повседневного опыта, недоступным и непонятным.

Слава Интернету!

При конструировании нового текста сосредоточение внимания на отдельных фрагментах позволяет отвлечь от сопротивляющейся реальности. Вместо здания в целом предлагается проект отдельных его элементов. Причём вовсе не обязательно, чтобы эти элементы были принципиально важными или хотя бы существенными. Именно такой подход и позволяет создавать островки роскоши вместо восстановления разрушенной инфраструктуры системы  жизнеобеспечения. Компьютер в этом отношении используется как символ процветания, самых передовых технологий и высокого уровня жизни.

Впрочем, цели, заявляемые в виртуальной реальности, могут и отражать реальные потребности. Проблема в том, что предлагаемыми для их достижения средствами получить ожидаемый результат невозможно. «Прорывные технологии обучения» существуют не в американской школе, которую нас заставляют срочно копировать, а в альтернативной действительности реформ.

Интернет способен удовлетворить множество потребностей, большую часть которых он сам и создаёт. Интернет, это, во многом, индустрия развлечений. Нужно ли это школе?

Действительно, через Интернет можно найти весьма много информации. Но, избыточная информация приводит к тому, что она перестаёт восприниматься. Она всегда под рукой, поэтому совсем не обязательно ей пользоваться. В любой момент можно найти тексты тысяч книг (на пиратских сайтах), поэтому ... читать будем когда-нибудь потом.

В качестве одного из критериев оценки учителя национальный проект образование предусматривает объём времени, которое учитель и его ученики проводят в Интернете. Именно на таком уровне – не как они его используют, а, сколько времени проводят. Даже здесь нет ответа: а зачем школе Интернет?

Для школы наиболее чувствительным достижением новых информационных технологий стал новый уровень технологии списывания. Зачем что-то делать самому, если проще взять чужую работу из сети?  

Идея обучения через Интернет сама по себе представляется заманчивой.Обучаешься у себя дома, в наиболее удобное время и в наиболее подходящем темпе. Даже учебные материалы получаешь, не выходя из дома.  Но снова возникает вопрос – зачем в школе учитель? Не лучше ли всех учеников перевести на самостоятельное обучение? Пусть сидят себе дома и учатся «по индивидуальной траектории»... Но, видимо, ещё остались люди, понимающие, что вовсе не все дети способны изучить школьный курс самостоятельно.

Больше компьютеров!

Персональных компьютеров, становится все больше. И на работе, и в школе, и дома. Аппаратное и программное обеспечение быстро развиваются. К сожалению, в большой степени это развитие определяется интересами рынка, которые редко совпадают с интересами общества. Рынок формирует потребности, выгодные ему, а не обществу.

Так компьютер усиленно превращают в электробытовой прибор – «домашний центр развлечений» с ограниченной функциональностью и завышенной стоимостью. Бывает, что такие компьютеры даже не комплектуются клавиатурой, хотя обязательным считается их подключение к Интернету. В этом контексте идея всеобщего компьютерного обучения вызывает вопрос – нужно ли этим заниматься школе? Может быть, тогда обучать и пользованию телевизором? Или дети научатся этому сами, да ещё и быстрее, чем в школе?

В рассмотрение эффективности новых информационных технологий не включается, в частности, стоимость самих компьютеров.Иногда это формулируется открыто: «ведь учебники дорогие – а компьютерную программу легко переписать бесплатно». (Кстати, переписывание программ без разрешения автора является пиратством). Случается, что рассматриваемое средство действительно даёт некий выигрыш, но он оказывается незначительным на фоне затрат на его реализацию, и общая эффективность получается отрицательной.

Как во много раз увеличить затраты связанные, например, со школьной доской?

1.Можно заставить использовать фломастеры вместо мела (это потребует специальную доску, салфетки, растворители, очистители и пр.). При этом можно ещё и изобразить заботу о детях – дескать, меловая пыль опасна для здоровья (а пары растворителей не опасны).

2. Можно вместо доски использовать видеопроектор. Снабдить доску координатным датчиком и принтером, позволяющим распечатать написанное на доске.

3. Подвесить доску на рельсы и перемещать её с помощью электромоторов с дистанционным управлением.

Всё это, в принципе, может действительно оказаться удобным в некоторых ситуациях, но абсурдно увеличенная стоимость таких устройств делает нецелесообразным их массовое применение. Тем не менее, всё это предлагается сегодняшней школе совершенно серьёзно. Впрочем, какие шутки с такими деньгами. Стоимость «интерактивной доски» начинается в районе сотни тысяч рублей, а по своей функциональности она соответствует манипулятору «мышь», только очень неудобному и неэргономичному.

Ещё больше компьютеров!

Чтобы компьютер был эффективным, он должен быть персональным.Доступ к нему должен предоставляться тогда, когда он необходим. Один компьютер на школу или один компьютерный класс обеспечить этого не в состоянии. Для школы в 900 учащихся один компьютерный класс означает, что каждый ученик может попасть в него на 1 час в неделю.

В «информатизированных» странах, на которые нам предлагают равняться, нормой считается 1 компьютер на 2-3 учащихся. То есть, на ту же школу в 900 учащихся понадобится 300-450 компьютеров – 30-40 компьютерных классов.

Британское Королевское экономическое общество провело в целом ряде европейских стран изыскания о коэффициенте полезного действия компьютера в качестве учебного инструмента. В том, что этот инструмент в высшей степени эффективен, сомнений, кажется, не было до последнего времени ни у кого. Иначе программы обучения в британских школах не стали бы превращаться в дигитальные (цифровые), а компьютер не вытеснил бы потихоньку учебники, да и саму школьную доску из класса. Оказывается, обольщаться на его счет поспешили. Результаты исследования свидетельствуют, что чем меньше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем лучше их результаты в контрольных работах по родному языку и математике.

Королевское экономическое общество выступило посему с заявлением, гласящим следующее: «Несмотря на многочисленные заявления политиков и разработчиков программной продукции, имеющиеся данные свидетельствуют, что использование в школах компьютеров не приносит пользы в повышении базовых навыков чтения и счета».

Однако сюрпризы на этом не кончаются. Еще одно заключение того же исследования режет под корень и другое устоявшееся убеждение. Оказывается, доблестное владение компьютером влияет на шансы успешного трудоустройства и успешного заработка не более, чем умение пользоваться телевизором или карандашом».

Ученые пришли в ходе этого исследования к однозначному заключению, что в школах, которые до зубов вооружены компьютерами, ученики показывают худшие результаты, нежели там, где компьютеров негусто. Почему же? Оказывается, потому, что компьютеры подменяют собой и не дают продвигаться другим, более эффективным формам обучения.

О проекторах и презентациях

Итак, в виртуальной реальности реформ использование компьютеров в школе, особенно средств сети Интернет, создало технологии обучения, принципиально улучшившие образование. В чём заключаются эти улучшения, и по каким параметрам они наблюдаются – всё это остаётся на уровне вводных лозунгов. Всеобщей эйфории нисколько не мешает констатация снижения качества образования на всех уровнях.

 А основным способом их использования стали «презентации». Программа для подготовки рекламных листков коммерческих фирм неожиданно была объявлена революционным средством обучения. Учителя с радостью помещают конспекты своих уроков в «презентацию» и совершенно серьёзно рассказывают об этом, как о творческих достижениях.

Сам факт использования компьютера и проектора уже считается показателем резко возросшей эффективности урока. Это подкрепляется наукообразными рассуждениями о том, что одну и ту же информацию одни люди лучше воспринимают на слух, другие на вкус, и так далее.  

При полном отсутствии связи с реальностью процесс создания презентаций становится интенсивным и перманентным. Такая работа не требует ни квалификации, ни мыслительных усилий, поэтому ставится на поток. Деятельность переключается с содержания на оформление. Кадры презентаций становятся всё менее информативными. Их назначение – отвлечь слушателя от того, о чем говорит автор.

Электронные учебники

Следующей по упоминаемости новой информационной технологией является использование «электронных учебников». Их полезность также постулируется самим фактом существования материала в компьютерном виде. Что такое электронный учебник, остаётся неопределённым, и разные авторы, пользуясь этим, дают простор своей фантазии, конструируя всевозможные неинструментальные определения. Доходит просто до визгливого лопотания, когда, например, автор заявляет, что им выведена «формула электронного учебника».

Дополнительным аргументом считается бесплатность их тиражирования (компьютер загадочным образом тоже считается бесплатным). А ведь ни о какой бесплатности электронных учебников речи нет. Они создаются как товар и предназначаются для продажи. Переписывание чужих материалов без разрешения автора является воровством, или, как сейчас модно говорить, пиратством.

Нужно обратить внимание на то, что читать текст с экрана существенно тяжелее, чем печатный текст: глаза устают заметно быстрее, и даже голова работает заметно хуже. А разрекламированные возможности наложения на текст структуры ссылок оказались для учебников бесполезными (хотя для справочников она может быть и удобной).

О программных продуктах

На рынке учебных программ существуют сотни и тысячи программных продуктов для школы – по самым разным предметам. В целом, их полезность хорошо характеризует опыт применения пакета программ, поставлявшегося вместе с компьютерными классами в сельские и городские школы по «президентской программе». В него вошло больше 20 компакт-дисков, отобранных по специальному всероссийскому конкурсу. После полутора лет эксплуатации этих программ в школах страны был сделан вывод, что, к сожалению, для школ они непригодны.

Причин здесь много:

  • разнобой школьных программ по каждому предмету;
  • качество самих компьютерных программ;
  • структура процесса обучения в школе;
  • недостаточная «компьютерная» квалификация учителей и т.д.

Но принципиальным является то, что все эти программы ориентированы на самостоятельную работу учащихся. В школе они могут быть использованы как дополнительный материал для занятий, с соответственно незначительной долей времени, отводимого на них.

Неужели, всё так плохо?

Да нет, вовсе не всё. Компьютеры существуют и развиваются. Люди используют их для самых разных целей. Существуют специалисты по самым разным сторонам «компьютерной жизни».

Только вот школа выпала из этой жизни и живёт в изолированном, сконструированном для неё виртуальном пространстве.А пока образование живёт в этом мире с его фантастическими результатами, не будет даже тех сравнительно скромных реальных результатов, которые оно может получить от использования компьютеров. Их место по-прежнему будут занимать уродливые фантомы, и на поддержку этих фантомов будут уходить огромные рабочие и денежные ресурсы.

Сложно сказать, реален ли выход из созданного положения и какова дальнейшая судьба информационных технологий в школе. Остаётся надеяться, что с ростом квалификации пользователей им будет легче оценивать результаты компьютеризации не по чужим лозунгам, а по своим достижениям. И компьютеры в школе займут подобающее им место одного из вспомогательных технических средств обучения.

   
 
 
 

14.04.2011  |  Просмотров: 5720  |  Комментариев: 7

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

С большинством согласен. Особенно про презентации. По-поводу компьютера и интернета: причины низкой эффективности в той политике, которую ведет государство - нет единой политики в сфере снабжения техникой, нет критериев успешности применения техники в образовательном процессе. Например, интерактивные доски - в каждой школе их может быть несколько штук, но при этом разных фирм - это же большая глупость - учителя не могут обмениваться опытом, нарабатывать методики и материалы. С другой стороны, посмотрите сайты Nachalka.com и Letopisi.ru - какие проекты проводятся там, какова активность детей.... Я с вами не согласен в одном: "Стоимость «интерактивной доски» начинается в районе сотни тысяч рублей, а по своей функциональности она соответствует манипулятору «мышь», только очень неудобному и неэргономичному." Здесь сразу две ошибки: первая стоимость - ИД+проектор меньше 100 т.р. Вот, например, SMART Board 660 http://www.edcommunity.ru/catalog/42/6737/ - приличная доска 50 т.р. сюда плюс проектор 20 т.р = ну явно меньше 100 т.р. Вторая ошибка - ИД совсем не "неудобная мышь". Вы пообщайтесь с людьми, профессионально использующими ИД, например, здесь Edcommunity.ru, вам расскажут про то, как работать с ИД, чтобы она была не просто "неудобной мышкой"

 Афонин Сергей Борисович   15.04.2011 в 14:39

 

К ВОПРОСУ О ТЕХНОЛОГИЯХ и СРЕДСТВАХ (ИД - новое средство обучения, а не "неудобная мышь", просто нужно научить и научиться пользоваться этим средством эффективно). Ретроцитатник: Школьники во все времена зависели от технологий, а взрослые очень сокрушались по этому поводу :) "Школьники сегодня слишком зависят от грифельных досок, которые стоят очень дорого. Что будет делать ученик, если его доска разобьется? Он не сможет научиться писать." (Из выступления на собрании учителей, 1703 г.) "Школьники сегодня очень зависят от бумаги. Они не знают, как правильно пользоваться грифельной доской, чтобы не обсыпать себя мелом с ног до головы. Что они станут делать, когда у них не будет достаточно бумаги?" (Отчет директора школы, 1815 г.) "Школьники сегодня слишком зависят от чернил. Они не знают, как заточить перочинным ножиком карандаш. Перо и чернила никогда не заменят карандаш!" (Журнал Национальной ассоциации учителей, 1907 г.) "Школьники сегодня слишком зависят от чернил, которые продаются в магазине. Они не умеют делать их сами. Когда у них закончатся чернила, они не смогут заниматься, потому что им будет нечем писать. Это очень печальная ситуация в современном образовании." (Журнал «Сельский американский учитель», 1928 г.) "Школьники сегодня слишком зависят от авторучек. Они не умеют писать металлическими перьями. Родители не должны позволять детям такую роскошь, потому что в реальном мире, на производстве и в офисах еще редко встретишь подобные экстравагантные приспособления." (Газета «Родительский комитет», 1941 г.) "Шариковые авторучки разрушат систему образования в нашей стране. Школьники просто постоянно выбрасывают старые и покупают новые. Банковские служащие и офисные работники никогда не позволят себе подобной роскоши." (Журнал «Federal Teachers», 1950 г.) Источник: http://iteach-2008.blogspot.com/2009/10/blog-post_21.html

 Чулихина Елена Александровна   15.04.2011 в 17:58

 

Какая резкая статья. Создается ощущение, что автор считает новые технологии – злом. Но ведь это лишь инструмент и его эффективность всегда зависит от того, в чьих руках он находится. Данная проблема начинается с того, что оборудовав школы «мультимедийными комплектами», забыли провести ликбез и научить учителей адекватно этим пользоваться. Вот и получается, что учителя (большинство из которых априори считает компьютер сложным и проблемным устройством) применяют его в меру своего понимания. Покажут презентацию, со вставленным туда текстом и радуются: «Вот, мы продвинутые, мы использует технологии!» Да и на курсах по «ИКТ-компетенции» ведущие часто не понимают, как использовать то или иное средство или программу. По поводу использования сети Интернет – не надо перегибать палку. Никто сейчас не призывает перевести детей на самообучение. Просто дистанционные курсы являются отличной поддержкой для учащихся, которые в силу тех или иных обстоятельств пропускают уроки. Такие курсы позволяют «прогульщикам» наверстать упущенное, пройти тот или иной материал, отработать полученные навыки и умения, выполнить дополнительные задания. Разве это плохо? Опять же – всё зависит от учителя – насколько грамотно он выстраивает дистанционный курс, объясняет его назначение и контролирует использование. Наличие интернета в классе позволяет вписать в урок такие элементы, как клипы, видеоролики и т.д. Я не говорю уже о том, что сейчас активно используется такая вещь, как электронный дневник, которая позволяет эффективно общаться с родителями и активнее вовлекать их в процесс обучения. Что касается маркерной доски в классе – откуда столько пессимизма? В моем классе маркерная доска выполняет одновременно две функции – это и экран для работы проектора и рабочая поверхность. Да, я покупаю маркеры, но зачем салфетки и растворители??? На дворе 2011 год и любой маркер для белой доски стирается обычными тряпками, какие используются в домашнем хозяйстве. И да, меньше пыли, чистая одежда учителя и учеников и руки от мела не сохнут. Цитата: «Стоимость «интерактивной доски» начинается в районе сотни тысяч рублей» - простите, это в каком городе такие цены? Даже в Москве, которая не является самым дешевым местом в России интерактивная доска доступна начиная с 45 тысяч. Хорошо бы проверять данные, прежде чем указывать цифры в статье.

 Журавлева Александра Валериевна   11.05.2011 в 17:37

 

Назад в будущее!!!??? Начал читать с недоумением и чувством внутреннего протеста , однако, кое в чем все-таки согласился с автором. Например, про презентации. Презентация иной раз становится самоцелью урока, презентацией ради презентации. Однако, иногда бывают толковые и полезные презентации. Не всегда можно подать информацию с помощью мела и доски. Эпоха требует других способов подачи информации, на пальцах как раньше учить невозможно, дети быстро переключат внимание на что-нибудь более интересное, мобильный телефон например. ЦОРы разосланные в школы -это конечно полный бред и напрасная трата денег, их бы на улучшения качества интернета затратить. Диски быстро устаревают, неудобны в использовании, к тому же стоят на балансе, и поэтому заперты в сейфы директоров. )) Доски в большинстве своем пылятся в школах, играют роль атрибута современности школы и в лучшем случае используются как экраны для медиапроекторов (через которые показываются "злосчастные" презентации ), но когда учитель грамотно и виртуозно владеет этой доской (я один раз видел) урок становится занимательным и интересным на все 100 %. Ключевая проблема, что мы не умеем это использовать (только "КОСЫНКА") и не хотим (ковыряться надо в программах, тексты форматировать, проще мелом раз и все) и иногда не можем (например, по причине возраста). Отключим интернет в школах, ИД в музей и по Руссо "назад в природу!!!" Но использование современных технологий в мире уже не отключить и не запретить никакими приказами и поэтому выход один научиться этим пользоваться эффективно, мудро и грамотно и подача материала будет интересней и Вам полегче будет.

 Дагаев Глеб Борисович   30.05.2011 в 22:26

 

Статья провисела на сайте уже месяца два, наверно, можно считать, что основные отклики получены. Попробую ещё раз сформулировать проблемы. --- 1. Компьютер – не «прорывные технологии обучения», а некоторое удобство. 2. Чем больше компьютеров в школе, тем обучение хуже. 3. Низкая эффективность школьной компьютеризации не происходит от неумения. Она принципиальна, и за ликвидацией неграмотности нет «прорывных технологий». 4. Затраты на компьютеризацию (а уж тем более «в должном объёме») абсурдно велики. --- Эффективность инструмента определяется не только умением его использовать, но и возможностями самого инструмента. Есть множество областей, где компьютер очень эффективен, но образование к ним не относится. Хорошие компьютерные программы существуют, но их гораздо меньше, чем предполагается – в силу именно принципиальной ограниченности дидактических возможностей компьютера. Интерактивная доска выросла из полезного инструмента – графического планшета. Но этот инструмент полезен узкому кругу специалистов – художникам, имеющим навыки работы с реальными кистями и красками. У нас в области тоже много энтузиастов её использования, но даже в демонстрационных уроках нет специфики именно интерактивной доски. Показывают компьютерную программу. Через проектор. На интерактивной доске. Значит, используют интерактивную доску... Да и всех задевшая стоимость в сто тысяч находится не где, а когда. Interwrite Board 1077 – 101.222,46 руб. Да, за три года с написания первого варианта этой статьи, цены снизились, но полезность доски не возросла... Хороший пример с шариковыми ручками и грифельными досками. Только говорит он об обратном... Скажите, школьное обучение с внедрением шариковых ручек улучшилось? Они создали «прорывные технологии обучения»? Единственным результатом оказалась ликвидация чистописания. Наверно, оно было вредным... (впрочем, лично для меня отмена чистописания была большим облегчением). Но, в отличие от компьютеров, стоимость использования шариковой ручки примерно такая же, как перьевой ручки с чернилами. Кстати, на Западе идут смелые эксперименты по отмене обучения детей письму и счёту – пусть считают и пишут только на компьютерах. Может быть, это и хорошо... «Компьютеризация» идёт не первый десяток лет. Если вначале можно было ссылаться на трудности переходного периода, то сейчас такие ссылки как минимум странны. Ну, и уж запрещать использование новых технологий не призывает никто. Речь надо вести о соразмерности затрат и результата, и о формировании реальных ожиданий от новых технологий.

 Вершинин Сергей Владиславович   06.06.2011 в 16:15

 

Информационные технологии - это всего лишь "технологии" и их применение не самоцель урока. Все должно быть рационально, методически оправдано и, конечно же, достаточно профессионально. Дистанционное обучение тоже может пригодиться в случаях обучения детей-инвалидов или в вечерних школах, где основной состав учащихся - работающие и семейные люди. А Интернет для школы - это только большой объем разноплановой информации и задача школы - научить отбирать и перерабатывать необходимую. Так что проблема скорее в грамотном использовании новых возможностей, а не в количестве времени, проведенном за компьютером ученика или учителя, о чем мы периодически вынуждены отчитываться перед вышестоящими организациями.

 Сорокина Наталья Владимировна   08.06.2011 в 07:41

 

Мне кажется, что истина, как всегда, посередине. Без компьютеризации школе не обойтись и сточки зрения технологий образования, и с точки зрения технологий управления, и с точки зрения имиджевых технологий. Но с другой стороны, господа чиновники поставят оборудование в школу (то которое они считают нужным), а на завтра развёрнутый отчёт о том, как мы его эффективно применяем. Вот и приходится учительницам и вымучивать на скорую руку, что ни будь яркое, но простенькое. А тот, кто спокойно осваивает эту аппаратуру, может похвастаться действительно интересными находками. Из своего опыта могу сказать, что продуманное использование интерактивной доски на уроки может сэкономить до 10-15 минут учебного времени, а как распорядиться этим временем пусть решает учитель.

 Порошин Олег Владимирович   29.06.2011 в 17:55

 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.