Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Педсовет как Чудо

Курбатов Рустам Иванович, директор негосударственного образовательного учреждения «Лицей «Ковчег» — XXI», г. Красногорск, Московская область

Что такое педсовет, и как он проходит? Каждый директор и школьный учитель хорошо знает, насколько тоскливым может быть это мероприятие, на которое вынужден собираться педагогический коллектив школы. Но если из «вынужденной необходимости» педсовет становится одним из самых ожидаемых событий школьной жизни, то происходит волшебство…

Все знают, что такое школьный педсовет…

Учитель литературы нашей школы, человек серьезный и степенный,  через два часа, как правило, покидает аудиторию, извиняясь: «Простите, я больше не могу. Я угорел…»

Я –  директор школы -  обычно возвращаюсь после педсовета домой с давлением 180 на 140,  на грани гипертонического криза.

А сегодня в нашей школе случилось чудо...
Никаких «пленарных заседаний» с монологами директора у доски, более того – никаких заседаний «по методическим объединениям», на которых по сотому разу говорятся уже известные вещи, ну и никакой заранее известной «повестки дня»

Ну, ведь, в конце концов, мы пытаемся сделать для детей другую – нескучную – школу. Без неподвижного сидения за партой, без буквального прохождения программы, без схоластики и зубрежки. Так неужели учителя, взрослые люди, не заслужили права на такое же отношение к себе?  В «нескучной школе» и педсовет должен был бы быть нескучным.

Итак, каждый учитель, а нас 55 человек, предлагает свою тему, можно и две-три темы. То, что он может рассказать, что он умеет делать, чему может научить…

Кто-то написал записочку с тремя темами за две минуты, кто-то сказал сразу категорическое нет: «Не-е-т, только не я… Чего я буду рассказывать?», но список из сотни (!) тем получился.

А вы, дорогой коллега, если б вам предложили провести семинар  (круглый стол, мастер-класс) для учителей своей школы, какую тему бы вы предложили? Ведь это непросто. Надо подумать и понять: А что я действительно умею делать? В чем я чувствую себя мастером? И что я могу рассказать и показать своим коллегам?

Так вот, список  из сотни тем, начало списка… Снимать видеофильмы на английском языке, делать газеты по естествознанию, рисовать "пикторгаммы"  по истории, лепить из глины, работать с компьютерными программами на уроках русского языка, организовывать поездки в другие города, проводить подвижные игры на улице, измерять высоту деревьев в лесу (школа находится в лесу), делать батик…
Каждая тема – на час. Одновременно проводят семинары  четыре-пять человек. Они объявляют свои темы, и каждый учитель идет туда, куда хочет.

Учитель английского рисует пионы на студии по батику. Учитель химии месит глину в гончарной мастерской.  Учитель математики обсуждает с учителем русского языка последний номер литературного журнала, только что полученного из типографии. Учитель французского ищет общий язык с учителем немецкого. Учитель физики... учитель физики расстроен, что хочет пойти сразу на три семинара. И учитель начальной школы, которому пришла в голову мысль сделать "радиопередачу" об этом чудесном дне... (Передачу можно послушать на сайте «Нескучная школа»)

Это был первый педсовет за семнадцать лет работы школы, на котором, я не сказал ни слова. Вот оно, директорское счастье.

Правда, первые два часа приходилось уговаривать: «Ну, готов кто-нибудь? Ну, может с Вас начнем?» А потом пошло. Разумеется, каждому руководителю семинара хотелось, чтобы слушателей собралось побольше, и в ход пошли самые разные методы агитации и пропаганды.

Учитель математики  принесла в класс конструкцию из трех огромных палок для измерения то ли площади школьного участка, то ли высоты деревьев… Ну неважно, учителя, увидев эти палки и поняв, что всё это будет проходит на чистом воздухе, бросились на улицу, так и не узнав, какие темы были предложены другими ведущими «мастер-классов».

Учитель химии, который два дня вежливо отказывался от участия в этом безумном педсовете, объявил, что он готов научить проводить опыты по  получению чистых химических веществ. И два десятка взрослых людей, которые последний раз держали пробирку с химикатами в 10 классе школы, поспешили в кабинет химии…

Зачем, скажете вы, учителю истории или литературы уметь получать химически чистые вещества? Не знаю.  И не важно, ведь если они пошли делать опыты – значит, это им зачем-то  нужно…

Конечно, я думал, что наш «педсовет» будет более серьезно-методическим: каждый расскажет о своих наработках, методических приемах и разных организационных «штучках». А всё пошло легко и весело:  кабинет рисования, гончарная мастерская, театральный кабинет не могли вместить в себя всех желающих. Какие уж тут «методические наработки»!

Одним словом, мы вели себя в точности как дети. Дети, если им предоставляют право выбора никогда  не идут на серьезные предметы – они идут, бегут, на улицу, на ремесло, на рисование, на театр, на опыты по химии, в конце концов. И лишь некоторое время спустя, набегавшись и наигравшись, садятся «за науки».

Наш педсовет длился всего два дня. Не хватило времени «набегаться и наиграться», но все-таки, справедливости ради надо сказать, что были и серьезные темы семинаров.

Учителя начальной школы вместе с коллегами по  географии и биологии  обсудили, как лучше готовить  проекты  по  естествознанию. Учитель русского языка договорился наконец-то с историком, кто и в какое время будет работать  с текстами, написанными на уроках истории.

Но даже это не самое главное. Я не знаю, как выразить словами это «самое главное». Это был какой-то глоток чистого воздуха – глоток свободы… Каждый, почти каждый, хотел что-то рассказать, походу придумывая новые темы и расстраиваясь, если ему не хватило времени или не удалось набрать группу; разрываясь между желанием провести самому «мастер- класс» и посетить семинары коллег: «Ну как же, я  хочу и фильм снимать, и про  аудионовости послушать…» Эти два дня мы вели себя как настоящие дети.    

Произошло чудо. Секрет его прост – два секрета. Никто (ни ребенок, ни взрослый) не любит сидеть и слушать – а любит делать что-либо сам. В нашем случае - рассказывать, делиться опытом. Никто (ни ребенок, ни взрослый) не любит, когда за него решают другие – каждый хочет быть свободным. В нашем случае – выбирать, куда идти и чему учиться.  После этих двух дней возврата к нормальному педсовету уже быть не может. На следующих каникулах будет «вторая серия».

«Послевкусие»

Некоторые учителя не смогли сдержать эмоций: высказались не только устно, но и письменно…

Светлана Александровна, учитель математики:

Как известно, педагоги - это самый тяжело раскачиваемый народ. Попробуй расшевели таких интересных, многогранных, но усталых-усталых в конце четверти учителей…

Сорок учителей каждый урок расходятся по группам, заявленным здесь же, и работа начинается: непросто сначала, как в горку -  а ко второй половине дня коллеги начинают по-доброму возмущаться тяжелому выбору: «Ведь хочется побывать одновременно и там, и там…» Многие учителя впервые оказываются у своих коллег и восхищаются каким-то новым дидактическими "фишкам", записывают  пришедшие в голову мысли как географическую идею транспонировать на физику или математику.

Александр Рудольфович, учитель истории:

Это совсем не тот педсовет, к которому приучила советская школа - с долгим и нудным подведением итогов, процентами успеваемости, посещаемости, и т.д. и  т.п. с пространными методическими выкладками, ничего не оставляющими, кроме головной боли и желания забыть всё услышанное как можно скорее.

Наш педсовет превратился в настоящий педагогический совет, когда в свободной форме мы можем поделиться друг с другом какими-то наработками, "придумками", "фишками", которые могут облегчить всем жизнь - и учителям и ученикам. Ведь это же азбучная истина - учиться и учить легко только тогда, когда это интересно. Почти  каждый учитель выступил как в роли ведущего "семинара", так и  в роли слушателя, причём, слушателя активного, принимающего непосредственное участие во всём происходящем действии.

Увы! «Нельзя объять необъятное» - вот и приходится лихорадочно соображать, что предпочесть - игру на русском или новое в компьютерных технологиях, кино на уроках географии или пятна на Солнце…

Ну и самое важное, на мой взгляд, то, что всё это делается от души, от внутренней потребности человека поделиться с другим чем-то хорошим. Ничто не в состоянии заменить настоящее живое общение. А после общения с профессионалами, любящими своё дело, остается изумительное «послевкусие» (простите за такое гастрономическое сравнение).

   
 
 
 

10.03.2011  |  Просмотров: 13623  |  Комментариев: 3

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

А при чем здесь педсовет? Если проблема только в том, что нечем заняться - так педсовет тут ни причем...

 Великов Андрей Владимирович   11.03.2011 в 10:24

 

Я бы дала описанному выше событию одно из двух названий: "Предметное ассорти" или "Педагогическая тусовка". Как известно, педагогический совет должен в результате своей работы подвести итоги, принять одно или несколько решений. Интересно, Рустам Иванович, какое решение было принято на этом мероприятии?. Согласна, что скучно слушать одного выступающего, надо менять формы, давать возможность каждому учителю попробовать себя в роли оратора, проявить инициативу и творчество. Тематику педсоветов определять совместно, коллегиально. Но, как бы вы не изощрялись, основа, стержень в виде какой-то определенной мысли, объединяющей коллектив идеи, должен быть.

 Дитрих Лилия Анатольевна   14.03.2011 в 17:19

 

Педагогическая тусовка тоже нужна. В конце концов, наш конкурс "Директор школы" - тоже своего рода управленческая тусовка. Вопрос Лилии Анатольевны понятен, комментарий Андрея Владимировича - тоже. Я попытаюсь их объединить, если получится. Итак, что такое педсовет и зачем он нужен? Классически это: Педагогический совет (педсовет) - постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Педсовет проводится для рассмотрения и решения основных вопросов учебно-воспитательной работы школы. В этом случае перед заседанием педсовета необходимо, во-первых, определить проблему, которую предстоит решить (нет проблем - можно и не собираться, и тут Андрей Владимирович прав), а во-вторых - принять решение по этой проблеме (как справедливо замечает Лилия Анатольевна). Таким образом, даже если формой проведения педсовета выбраны мастер-классы, в результате проведения педсовета должно быть оформленное документально решение какой-то проблемы. Нет решения - не было педсовета (как органа управления). Было совместное времяпровождения (очень интересное, насыщенное и на мой взгляд, ПОЛЕЗНОЕ с большой буквы). Но ведь не всегда проблемы решаются запланировано, и решения не всегда принимаются на официальных собраниях, и проблемы-то не всегда видятся изнутри - надо сменить угол зрения. Возможно, Рустаму Ивановичу удалось оформить в документ то самое "послевкусие"? В котором отражена проблема и пути ее решения? А может, проблема была именно в отсутствии неформального профессионального сотрудничества? И тогда - это действительно педсовет высокого уровня.

 Ковалевский Дмитрий Маркович   17.03.2011 в 17:11

 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.