Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

«Огни больших городов» или «туманное» будущее сельских школьников

Абанкина Татьяна Всеволодовна, кандидат экономических наук, директор центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования ГУ-ВШЭ

В рамках масштабной программы ЮНЕСКО «Образование для всех» в последние годы разворачивается исследовательское направление «Образование, как старт для жизни». Российская часть этой программы в 2010 году была инициирована Институтом развития образования Высшей школы экономики, который провел собственное исследование, направленное на изучение карьерных, образовательных и миграционных стратегий сельских школьников, а также ожиданий их родителей. С некоторыми предварительными результатами этого исследования мы и хотели бы вас познакомить.

Проблемы и перспективы развития сельского образования постоянно находятся в фокусе внимания, как международных организаций, так и экспертов во многих странах мира.  В ноябре-декабре 2010 года в четырех российских регионах (Московской и Ульяновской областях, Алтайском крае и Республике Саха) были проведены социологические опросы учащихся предвыпускных классов сельских школ и их родителей.  Вряд ли покажется неожиданным, что во всех четырех регионах среди будущих выпускников сельских школ преобладающей оказалась установка на получение высшего образования.

Поступать в высшие учебные заведения по окончании школы сегодня намерены от 70% до 80% сельских школьников;

значительно меньшей популярностью среди ребят пользуются учреждения среднего специального образования – техникумы и колледжи (15-20% опрошенных);

сектор начального профессионального образования – пресловутые ПТУ – остался практически не востребованным (до 5%). 

Вообще, глядя на получившиеся цифры, складывается впечатление, что нынешние школьники почти не берут во внимание такую ступень, как начальное профессиональное образование. Это обстоятельство недвусмысленно указывает на то, что престиж ПТУ в глазах детей и их родителей действительно катастрофически упал, и это ощущение, по всей видимости, в одинаковой степени разделяют не только городские, но и сельские жители.

Справедливости ради стоит отметить, что родители сельских школьников, по всей видимости, более реалистично оценивают шансы своих детей насчет обучения в высших учебных заведениях, поскольку в этом отношении ожидания взрослых оказались более «приземленными» по сравнению с устремлениями школьников. В то же время, результаты исследования свидетельствуют о том, что эти желания совпадают почти на 90%, чего нельзя сказать о тех случаях, когда родители планировали отправить своих детей в ПТУ, колледж или техникум. Выяснилось, в частности, следующее: чем ниже статус учебного учреждения, на который ориентируются родители в выборе дальнейшего образования для своих детей, тем в меньшей степени последние склонны разделять планы своих родителей. Это свидетельствует о том, что сами школьники в массе своей более негативно оценивают престиж начального и среднего профессионального образования, что заставляет их вопреки ожиданиям родителей рассматривать иные образовательные стратегии.

И, тем не менее, спрос на профессионально-техническое образование есть, однако, он неодинаков в рассмотренных регионах. В Ульяновской и Московской областях, где промышленная инфраструктура более развита, и, как следствие, предоставляет более широкие возможности для выпускников соответствующих учебных учреждений, доля желающих продолжить свое образование в ПТУ и техникумах оказалась более высокой. И, наоборот, более низкой – в менее развитых в промышленном отношении Якутии и Алтайском крае. С другой стороны, разница эта оказалась настолько несущественной, что невольно напрашивается вывод о независимости устремлений сельских школьников от социально-экономической обстановки в регионе. Очевидным следствием этого является только одно: подавляющее число школьников и их родителей предпочитает ставить перед собой максимально высокую планку и ориентироваться, в первую очередь, на получение высшего образования не только вопреки реальным перспективам трудоустройства детей, но и порой вразрез с материальными возможностями семьи.

Действительно, как показали результаты исследования, несмотря на свой скромный материальный достаток, практически все опрошенные родители сельских школьников готовы понести дополнительные финансовые затраты, связанные с их обучением или проживанием в городе. Последнее обстоятельство особенно примечательно в свете того, что возможность продолжить образование дети и их родители на 80-90% связывают с необходимостью временного или постоянного проживания в городе. Весьма любопытна география этих предпочтений. Так, если в Московской области основными «центрами притяжения» практически в равной степени оказались Москва и близлежащий районный центр – Коломна (опрашивался Коломенский район), то в Якутии, Ульяновской области и Алтайском крае основные потоки (порядка 80%) замыкаются исключительно на областных центрах (Якутск, Ульяновск и Барнаул). Таким образом, «огни больших городов» не только не теряют своей привлекательности для селян – отсутствие необходимой инфраструктуры в близлежащих городах и селах практически не оставляют им другой альтернативы.

Если же отталкиваться от долгосрочных планов будущих выпускников сельских школ относительно места их дальнейшего проживания и трудоустройства, то складывающуюся ситуацию нельзя охарактеризовать иначе, как массовое бегство молодежи из сел. Во всех четырех регионах устойчивое желание жить и работать в селе имеет лишь каждый десятый из опрошенных нами школьников. Опять же, как и в случае с устойчивой установкой на получение высшего образование, эти устремления практически никак не связаны с возможностями трудоустройства. Так, в частности, в Алтайском крае, где занятость в сельском хозяйстве из всех рассмотренных регионов преобладает, желающих пустить корни в селах среди будущих выпускников сельских школ оказалось меньше всего – 8%.

Вряд ли кто-нибудь возьмется оспорить тезис о том, что большинство родителей желает лучшего будущего для своих детей, или, что сами дети хотят этого не меньше, чем их родители. Это утверждение как нельзя верно не только в отношении образования, но и в отношении профессий, которые хотели бы освоить будущие выпускники сельских школ. Так, несмотря на то, что на вопрос о будущей специальности сельские школьники отвечали с высокой долей неопределенности, общая картина их профессиональных предпочтений весьма красноречиво свидетельствует в пользу того, что они, как правило, претендуют на более престижные профессии. В подавляющем числе случаев – 70-75% – школьники действительно выбирают именно такие профессии, освоить которые представляется возможным исключительно в рамках системы высшего профессионального образования. Любопытно, однако, что наряду с типично городскими – экономист, юрист, программист, психолог и т.п. – одними из наиболее популярных выборов сельских школьников оказалась профессия врача и школьного учителя. Это обстоятельство, как представляется, идет вразрез со сложившимся в наше время стереотипом о снижении престижности «бюджетных» профессий, по крайней мере, среди сельской молодежи. По всей видимости, это отражает определенную инерцию в ориентирах сельского населения, согласно которым социальный престиж врачей и учителей по-прежнему является достаточно высоким, чтобы компенсировать сравнительно невысокий уровень материального достатка, которым довольствуются сегодня представители соответствующих профессий в регионах, и уж тем более в селах.

Подытоживая результаты исследования, нельзя сказать, что мы столкнулись с чем-то неожиданным или противоречащим собственной интуиции. Однако ключевой вопрос, который волновал нас в этой работе, заключался не столько в обобщенной характеристике предпочтений сельских школьников, сколько в том, чтобы определить те факторы, которые способствуют формированию среди них устойчивого желания обустраивать собственное будущее, не покидая, или, по крайней мере, не теряя связь с селами. Задача эта является особенно актуальной в свете принимающей угрожающие масштабы депопуляции сельских территорий страны. Так, согласно недавнему заявлению замглавы Минрегионразвития       С. Юрпалова, с 1990 г. в России исчезло 20 тыс. сел и деревень. Сегодня эта ситуация еще больше усугубляется непрекращающимся демографическим спадом и последствиями мирового экономического кризиса, что провоцирует дальнейший отток наиболее динамичной и мотивированной части молодежи из сельской местности в города.

Однако, как наглядно свидетельствует опыт того же Алтайского края, такая простая и, казалось бы, очевидная мера как создание возможностей для соответствующего трудоустройства в действительности вряд ли способна переломить эту тенденцию – настолько велико желание молодежи «утекать» из сел. И если характеристика этой «дрейфующей» части сельских тинейджеров оказалась настолько пестрой, что не дает возможности однозначно судить об их мотивах к бегству, то в отношении тех, кто в качестве наиболее вероятной рассматривает для себя именно сельскую карьеру, можно вполне определенно набросать следующий не внушающий оптимизма портрет. Прежде всего, в эту категорию попали те, кто демонстрирует слабую успеваемость в школе и потому имеет мало шансов на поступление в учреждения профессионального образования. Отсюда неудивительно, что речь идет в основном о ребятах, а не девушках, которые в среднем проявляют больше усердия и устремлений в процессе обучения. Но, пожалуй, наиболее грустным является обстоятельство, никак не связанное с личностными качествами: выяснилось, что желание жить и работать в селе проявляется у школьников тем сильнее, чем дальше расположены их села от региональных столиц. Таким образом, значительная часть тех, кто выбирает сельскую карьеру, делает это попросту из обреченности, а именно – отсутствия возможности более или менее регулярно бывать в городе, не говоря уже о возможности временного проживания, доступности инфраструктуры развлечения и т.д. Неудивительно, что дети, оказавшиеся в подобной ситуации, чаще остальных испытывают различные фобии и предубеждения относительно городской жизни (например, боятся попасть в плохую компанию или считают, что в городе к выходцам из села относятся плохо).

И все же, один несомненно положительный мотив, хоть и слабо, но сдерживающий желание школьников оставить «отчий дом», был нами обнаружен. В частности, оказалось, что дети, чьи родители ведут собственное, пусть и небольшое дело, склонны более позитивно оценивать перспективы собственного трудоустройства в селах. Исходя из этого, можно было бы предположить, что раннее трудовое воспитание и возможность передачи дела по наследству принадлежат к числу тех необходимых предпосылок, которые формируют среди сельских школьников устойчивое желание остаться или, по крайней мере, вернуться после получения образования.

Завершая это краткое знакомство с результатами исследования, хотелось бы отметить что они никоим образом не претендуют на всеобъемлемость. Мы живем в очень большой стране, значительная часть регионов которой не была охвачена нашим проектом. Не исключено, что по мере расширения перечня участвующих в исследовании регионов, некоторые из полученных нами результатов могут быть скорректированы. Тем не менее, полученные результаты уже сегодня дают многим из нас пищу для серьезных размышлений. Является ли сложившаяся сегодня в российских селах ситуация оптимальной? Как выглядят в этом свете перспективы развития села и сельского хозяйства? Может и должна ли существующая сельская средняя школа стать активным участником предстоящих трансформаций? Если мы хотим избежать тотального обезлюдивания российских сел, на эти и другие, связанные с данной проблемой, вопросы нам предстоит отвечать в самое ближайшее время.

 

           Абанкина Татьяна Всеволодовна,

кандидат экономических наук,  директор центра прикладных экономических исследований и разработок

Института развития образования ГУ-ВШЭ,

Красилова Анна Николаевна,

кандидат экономических наук,

старший научный сотрудник Лаборатории сравнительного анализа

развития постсоциалистических обществ НИУ-ВШЭ;

Ястребов Гордей Александрович,

младший научный сотрудник Лаборатории сравнительного анализа

развития постсоциалистических обществ НИУ-ВШЭ.

   
 
 
 

10.03.2011  |  Просмотров: 4534  |  Комментариев: 2

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Материал хоть и не претендует на всеобъемлемость, но очень ярко иллюстрирует тот факт, что наше образование сегодня не выполняет главной своей задачи - не обеспечивает воспроизводство кадров. (Имеет место вопрос: зачем тогда нужна такая система образования?) И общее образование, как основа образования профессионального, здесь не исключение. Есть о чем подумать, особенно в свете продолжающегося обсуждения ФГОС старшей школы?

 Великов Андрей Владимирович   11.03.2011 в 10:18

 

Если акцентировать внимание на ЦЕННОСТЬ самого человека несмотря на его образование и прочее, так и напрашивается мысль о прекращении унижения человека села. Особенно сельчанина, у которого руки "умнее". Человеку на самом деле не так уж много и надо для того, чтобы прожить счастливую жизнь. Чтобы сохранить село, необходимо создать соответствующие условия обучения будущего сельчанина: природосообразность, развитую мастерскую, элементы начального профессионального образования (машиноведение ...). В конце концов "троечники и двоечники" в настоящее время выращивают хлеб, производят мясо, молоко. Я еще не видел, чтобы бывший отличник завел в принципе не работающий трактор и поехал пахать. --- ЕГЭ надо сдавать по желанию. В среднпрофессиональные учебные заведения принимать без всяких результатов ЕГЭ, по целевым направлениям местных производств.

 Рафиков Наиль Загреевич   07.04.2011 в 15:17

 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.