Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

«Стандарты» и «шаблоны» столичного образования

Терешатова Екатерина Евгеньевна, шеф-редактор журнала «Директор школы»

В феврале 2011 года состоялось совместное заседание Президиума Общественного совета Москвы и Общественной палаты по образованию в городе Москве. Темой заседания послужило состояние системы московского образования, а также вопросы, связанные с российским законодательством в области образования. Основным докладчиком на встрече стал руководитель Департамента образования столицы Исаак Калина.

На заседании присутствовали руководители органов исполнительной власти города, депутат Мосгордумы, представители Совета ветеранов Москвы, Совета молодых учителей города, руководители Центров образования.  Вопросов для обсуждения было много, часть из них пересекалась с проблемами образования не только Москвы, но и субъектов РФ. Одни из основных вопросов, которые Калина затронул в своем выступлении, касались механизмов системы образования, подготовки и переподготовки кадров и стандартов старшей школы.

Исаак Иосифович Калина, Министр Правительства г.Москвы, руководитель Департамента образования:

О потенциале системы образования

На мой взгляд, мы должны говорить  не сколько о модернизации системы образования, сколько, о модернизации механизмов дальнейшего развития системы московского образования. Я полагаю,   это точнее, так как со временем появляется потребность если не в новых механизмах, то, по крайней мере, в их модернизации. Но это, ни в коем случае не смена курса, это использование возможностей для дальнейшего развития системы.

Если говорить о механизмах, то я назову такие как нормативно-подушевое финансирование,  но и первый и второй механизм работают только в том случае, если в  системе есть механизм «участия общества в системе образования».  Не подмена управления управлением общества, не перекладывание на общество ответственности за систему образования, а именно активное, объективное, независимое  участие общества в управлении образованием.  Следующий механизм – это, как я уже говорил, максимальное доверие к сильным образовательным учреждениям, и контроль и помощь отстающим. Ну и, конечно же, системное обучение работающих педагогов и управленцев и открытие возможностей для прихода новых специалистов.

Мне кажется, что сегодня московская система образования должна и дальше продвигаться по пути того, чтобы стать еще более мощным реальным ресурсом развития города в целом.  Еще одна цель, которую можно и нужно формулировать – московская система образования должна быть позитивным и консолидирующим фактором в жизни москвичей. Если эти две цели, одинаково понимаемые и разделяемые, принимаются, то из них вырисовывается некоторый пакет первоочередных задач. Я бы обозначил их так: московский стандарт качества. У Москвы есть два важнейших особых условия, которых, к сожалению, нет у других субъектов РФ – это высокий образовательный потенциал населения, и возможности системы образования. Т.е. сегодня в Москве семья с тремя дипломами о высшем образовании на двух родителей – это нормальная московская семья. И это уникальный ресурс, который определяет особый уровень потребности москвичей, но и у Москвы есть адекватные этому возможности системы образования, которые, к сожалению тоже не у каждого субъекта РФ есть. Предыдущий опыт моей работы позволяет давать мне такое сравнение.

О московском стандарте качества образования

Я хочу напомнить, что  английское слово «стандарт» и немецкое слово «шаблон» мы сегодня понимаем как:  «шаблон» – «иначе нельзя», а «стандарт» – «хуже нельзя». Поэтому, то «хуже чего» нельзя   субъекту РФ и «хуже чего» нельзя Москве – это две разные планки. И у Москвы должен быть более высокий стандарт качества образования, чем, к сожалению, сегодня может потребоваться субъекту РФ. И этот высокий московский стандарт качества  на наш взгляд должен включать в себя более широкий спектр выбора для семьи, для ученика, который дает уникальная возможность Москвы, в отличие от других субъектов. И, конечно же, высокий уровень содержания. Мы должны помнить, что кроме системы школ на территории Москвы есть еще огромная мощная система дополнительного образования, вузов, музеев и других институтов, которых нет в других городах, но в Москве эти ресурсы не использовать было бы ошибочно. И это все дает уникальные возможности выбора другого спектра и другого уровня.  Кроме этого, в Москве есть современные, в том числе, электронные методики преподавания. Москва всегда была и будет пионером в использовании технологий, и то, что за последние три года не очень обновлялось техническое оснащение школ, сегодня есть поручение Департаменту информационных технологий от мэра  столицы в ближайшие годы, разрабатывая программу информатизации, рассмотреть в  первую очередь вопросы информатизации системы образования. И речь идет не о закупке компьютеров, а  об организации мощных каналов интернета для расширения широчайших возможностей использования в учебном процессе всех тех электронных ресурсов, которые сегодня есть.

И задача сегодня  – это качество отбора этих ресурсов и мощность каналов интернета. Также, нужно оптимальное, а в старшей школе уже лабораторного уровня, оборудование и оснащение. Московские школы, по среднероссийскому показателю, конечно, оснащены достаточно хорошо, но я уверен, что сегодня уже не физкабинет, и не химкабинет в привычном смысле этого слова нужен многим современным школам. А для получения образования на профильном уровне, углубленном, нужны уже лаборатории и такие лаборатории есть. Они поставлялись в рамках ФЦП (Федеральная целевая программа) развития образования. 

О безопасности школ

Я бы отметил еще одну задачу, это задача безопасности и высокой культуры пребывания детей в школе. В свое время, года 4 назад, мы проводили Всероссийский семинар в Москве, и  тогда посетили несколько десятков образовательных учреждений, где коллеги  отмечали высокий уровень обеспечения безопасности и культуры пребывания детей в школе. Но, к сожалению, мы погрешим против истины, если скажем, что все 4040 образовательных учреждений Москвы имеют такой уровень. Есть очень большое количество образцов и мы будем стремиться подтянуть остальные школы до параметров этих образцов.

О кадровом потенциале педагогического корпуса

Конечно же, ничего существенно не изменится в лучшую сторону, если не будет дальнейшей мощной работы по развитию педагогического корпуса столицы. К сожалению,  несмотря на то, что в  Москве есть достаточно серьезная финансовая поддержка молодых специалистов –   доплата в размере 40% в базовой ставке, а для отличников-выпускников даже 50%  – это все равно не создает мощного вливания молодых специалистов в систему образования. Мы сегодня ставим перед собой задачу  серьезной работы с самими вузами и выпускниками. И не только педагогических вузов, потому как выпускники университетов, с необходимой психолого-педагогической подготовкой, могли бы стать очень хорошими преподавателями, особенно в школах с углубленным изучением предметов или в профильных классах.

О повышение квалификации педагогических кадров

Конечно, серьезная задача – это не только привлечение молодых кадров, но и оказание помощи в эффективной переподготовке тем коллегам, которые уже работают.  Для этого МИОО прорабатывает задачу вовлечение в систему переподготовки кадров не только привычного института повышения квалификации, но и всей той мощной базы, которая есть в Москве в виде федеральных вузов и лучших учебных общеобразовательных заведений столицы, на базе которых могли бы проходить стажировку преподаватели, получающие повышение квалификации. Поэтому МИОО становится координатором такой подготовки сегодня, все учителя заявляются через этот институт, а институт нанимает на субподряд МИФИ , МФТИ и т.д. И тогда физики и математики могут проходить обучение в лабораториях данных вузов. Эта работа начиналась  в Москве, и я думаю, что с новыми финансовыми механизмами это будет легче. При этом, понятно, что у  Москвы, при достаточно унифицированном законе «Об образовании», есть многообразие видов, форм и типов образовательных учреждений.

К сожалению, бывает, что учреждение, получив определенный статус, считает что статус – это индульгенция от всего, но тут надо работать на соответствие удержание этого статуса. Но такие учреждения, которые по сути дела сформировали сегодня слой образцов, примеров к которым должна подтягиваться вся система, заслуживают индивидуального подхода. Более того, мы приняли решение, что при всей необходимости контроля, существует значительное число учреждений, которые многолетними и стабильными, достоверными результатами заслужили право на то, чтобы не контролировали их, а направляли людей на учебу. И сегодня идет отбор такого списка учреждений, которые используются  в качестве стажировочных площадок для преподавателей и руководителей, он будет открытым.

Об оценке учащихся

При этом другой задачей контроля, которую, мы вынуждены ставить, это то, что с введением ЕГЭ, некоторые педагогические коллективы в нарушении всех привычных канонов методики преподавания, стали подстраивать учебный процесс под натаскивание на ЕГЭ.  Вся методика, по которой нас учили, говорит о том, что она должна идти тематическая, системная, а не сугубо по билетам. Вот этот контроль за преподаванием всех предметов становиться сегодня задачей внешнего контроля за системой. И тут важна организация индивидуального учета достижений учащихся. Наверное, не только московская беда, но всей системы образования в том, что мы привыкли оценивать учеников по количеству совершенных ими ошибок. Конечно же, мы в первую очередь должны оценивать продвижение учеников по количеству позитивных результатов. Это немного другая система взаимоотношений между школой и учеником. 

О системе колледжей

Если говорить о системе колледжей, системе подготовки рабочих кадров для Москвы, то мне приходилось последнее время работать с директорами колледжей. Мы провели собеседование с каждым директором колледжа, рассмотрели, где именно должен коллектив колледжа усилить свои действия, чем мы можем помочь каждому колледжу. Потом провели семинар с директорами колледжей, и я должен сказать, что результат получился очень удачный: большинство из 77-ми колледжей, с которыми мы работали, это колледжи, обладающие достаточно мощным потенциалом. Не так давно я забрал двух директоров колледжей на работу в Департамент, так как это люди, которые, пройдя школу колледжей, могут многое дать всей системе. И самое главное, с чем мы сегодня стараемся работать, это свести воедино интересы предпринимателей Москвы, работодателей и интересы колледжей. Должен отметить наши объединения работодателей и  представителей бизнеса,  в частности, промышленника Вадима Дымова, который у себя на площадке ведет семинар для директоров колледжей, и не только тех, которые готовят кадры для его предприятия. Я думаю, что система колледжей в Москве оказалась достаточно сформированной, и  надеюсь, что мы еще не раз увидим хороший результат работы колледжей в столице.

О стандарте старшей школы

Стандарт старшей школы был выложен на сайте Министерства образования со словами «проект для обсуждения». Кроме того, срок введения этого стандарта – в далекой перспективе. В свое время мы в 142 постановление Правительства РФ, в котором упорядочивается разработка и утверждение стандартов, внесли пункт: Минобр имеет право вносить изменения в стандарт. Мы понимали, что утверждаемый в 2011 году стандарт, который начнет работу 2020 – это только ориентир, и сам документ потребует достаточно много изменений. Поэтому, на мой взгляд, стандарт должен быть таким, чтобы мы понимали, как он будет работать к заявленному сроку, и чтобы события 2020-го года адекватно оценивались из системы координат 2011-го года.

Итак, подытожу:  стандарт, утвержденный в 2011 году, введение которого предполагается с 2020-го года, в соответствии со 142 постановлением Правительства РФ, может и будет, претерпевать коррекцию. И с этой точки зрения, этот проект является для нас важным ориентиром на то, каким может быть образование в 2020 году.

 

 

   
 
 
 

28.02.2011  |  Просмотров: 5261  |  Комментариев: 4

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Катя, вопрос программы развития образования Москвы - политический. Предлагаемая программа содержит немало рациональных зерён, отражающих традиции российского образования. Однако, лидер тем и отличается, что он - лидер. Москву всегда отличало широкое поле креативности. Возникали школы - неоднозначные и спорные, но притягивающие к себе, вызывающие дискуссии и дающие импульс к развитию образования в регионах. Люди всегда ехали в Москву именно за идеями. Если Москва идёт по пути общефедеральных реформ, то в чём смысл её лидерства?

 Руднев Евгений Анатольевич   28.02.2011 в 16:56

 

Евгений Анатольевич, в традициях нашего журнала - обращаться к сотрудникам, коллегам и читателям уважительно.

 Ковалевский Дмитрий Маркович   01.03.2011 в 10:18

 

А почему Москва не должна идти по пути общефедеральных реформ? А Москва - это уже не Российская Федерация? А кроме концентрации ресурсов, в чем лидерство Москвы?

 Великов Андрей Владимирович   03.03.2011 в 10:42

 

:)

 Руднев Евгений Анатольевич   01.03.2011 в 12:17

 


 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.