Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Образовательные стандарты: перезагрузка

Степан Викторович Шмелев, директор средней общеобразовательной школы №3, г.Нижний Новгород

1 сентября 2011 года в школах России и Нижегородской области начнётся переход к федеральным государственным образовательным стандартам. Переход будет осуществляться постепенно и в новом учебном году новые стандарты, затронут только 1-е классы. Одновременно с началом перехода на федеральные стандарты начального общего образования Министерством образования и науки РФ опубликован для обсуждения проект федерального государственного стандарта среднего общего образования. Если разработчики стандарта начального общего образования обошлись интеллигентно, то в проекте образовательного стандарта старшей школы заложены революционные изменения.

Мнение директора  средней общеобразовательной школы №3, г.Нижний Новгород, Шмелева Степана Викторовича в интервью нашему журналу:

 

На Ваш взгляд,  что же не устраивает разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов средней школы, третьей ступени обучения?

Необходимо оговориться сразу, что частично персональный состав разработчиков совпадает с персональным составом авторов реформирования системы российского образования. Это – Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, Александр Кондаков, гендиректор издательства «Просвещение», Александр Адамский, руководитель института проблем образовательной политики «Эврика».

Во-первых, идеологи реформирования российского образования считают, что одна треть современных старшеклассников в крупных городах не посещают школу, т.к. перешли на обучение в форме экстерната. Причиной данного факта, по их рассуждениям, является как раз существующая учебная перегрузка, а экстернат, как форма получения образования, позволяет освободить максимальное количество времени на занятия необходимыми предметами. 

На мой взгляд, как минимум данное утверждение не правдоподобно с точки зрения статистики. Нижний Новгород, бесспорно, относится к крупным городам России, при этом в 2010 году только 41 выпускник (0,25% от общего количества выпускников) получили среднее образование в форме экстерната.  При этом, ситуация в столице Приволжского Федерального округа является скорее всего правилом, а вот широкое распространение экстерната в двух столицах Москве и Санкт-Петербурге  стоит отнести к исключению.

Во-вторых, разработчики уверены, что школьная программа сильно перегружена и ученики просто физически не успевают осваивать весь материал, говорится давно и на разных уровнях. 

Как именно менялась школьная программа, в рамках действующих стандартов, за последние годы?  

Перегруженная программа за последние двадцать лет сильно «похудела». Значительно уменьшились учебные часы, отводимые на русский язык и литературу, нанесён ощутимый ущерб естественно-научному направлению школьного образования. Представьте себе, что часы по математическим дисциплинам (алгебра и геометрия) сократились с 6 до 4 часов в неделю (это порядка 136 часов в два года), образовательные стандарты первого поколения уже с 2005 года предлагают в 10-11 классах изучать не алгебру и геометрию, а математику, как в 1-6 классах!  В два раза сократилось учебное время по биологии, химии, физики. И это происходит в стране, где естественные науки стояли во главе развития страны и играли важнейшую роль в процессе формирования мировоззрения каждого гражданина.

Разработчики считают, что тема профессионально ориентированной  школы, обсуждаемая ещё 10 лет назад (имеется ввиду 2003 год – год утверждения концепции профильного обучения), так и не дала результата. Уже тогда предполагалось, что она станет заменой подготовительной системы для вузов…

На самом же деле профессионально ориентированная школа существует. Например, в школе, которой я руковожу профильные финансовые, экономические классы были открыты в 1991 году и успешно функционируют уже на протяжении 20 лет, т.е. задолго до разработанной реформаторами Концепции профильного обучения. Кроме того, сегодня, в Нижегородском районе нет ни одной школы, где бы не было профильных классов или классов с углублённым изучением предметов. В целом по Нижегородской области примерно каждый второй класс третьей ступени обучения является профильным.

Так что же предлагается проектом нового федерального государственного  стандарта среднего общего образования?  

Во-первых, три обязательных для изучения предмета. Эти три предмета будет изучать каждый ученик 10-11 класса независимо от места проживания, типа и вида образовательного учреждения. Таким образом, эти три предмета возводятся в ранг государственных, ведь они обязательны для всех старшеклассников. И это… - основы безопасной жизнедеятельности (ОБЖ), физическая культура, Россия в глобальном мире!

 А ведь в проекте ФЗ «Об образовании», который в настоящее время широко обсуждается гражданами РФ, по-прежнему, сохранилось следующее утверждение  (статье 18): «федеральные государственные стандарты обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации».

Указанное единство всегда достигалось и достижимо только благодаря инвариантной, обязательной части учебного плана. Таким образом объединить в единое целое многочисленные региональные и муниципальные системы образования, а так же государственные и муниципальные общеобразовательные средние школы призваны указанные три учебных предмета (ОБЖ, физическая культура и «Россия в глобальном мире»).

Естественно, что на фоне  понятного недоумения и негодования  возникает вопрос: «А, собственно, куда же подевалась царица наук математика?». Или ещё более тревожный вопрос: «А что, Президент Российской Федерации лишил русский язык статуса государственного?»

В этом месте очень хочется напомнить совсем свежие дебаты относительно единого государственного экзамена, который не предусматривал литературу в качестве обязательного предмета в рамках выпускных экзаменов. Дебаты были яростными длительными, но победили реформаторы. Сдаётся, что это был пробный шар.

Более того, пробный шар удался. Наступила очередь русского языка и математики. Этих предметов нет среди обязательных, а значит они не имеют права претендовать на то, что только при условии успешной сдачи этих двух предметов выпускник имеет право получить аттестат о среднем образовании. Обратите внимание насколько успешен оказался первый шар реформаторов. Проект стандарта средней школы опубликован, а дебатов, даже вялых, в обществе и средствах массовой информации не наблюдается.

Вернёмся к русскому языку и математике. Не пугайтесь. Разработчики оставили эти, и не только эти предметы в стандарте, совершив некоторую серию манипуляций.  Старшеклассникам будут предложены на выбор 6 предметных областей:

  • русский язык и литература,
  • родной язык и литература;
  • иностранный язык (в том числе второй иностранный язык);
  • общественные науки (обществознание, история, география, право, экономика), математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика),
  • естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология),
  • курсы по выбору (искусство, или предмет по выбору школы, или один курс из предметных областей).  

Всё перечисленное, по сути, не отличается от происходящего в сегодняшней школе. В чём же собственно новизна?  

В выборе! Разработчики оставили это право за учеником, несколько ограничив свободу выбора и существенно сократив число изучаемых старшеклассниками предметов.

Итак, каждый старшеклассник имеет право выбрать 7 предметов из шести предметных областей, то есть в обязательном порядке по одному предмету из каждой предметной области и ещё один предмет в одной из 6 областей. Следовательно, с учётом 3-х обязательных, стандарт среднего образования будет сводиться к изучению 10-ти предметов. Таким образом, планируется перезагрузка стандарта среднего образования, а значит и багажа знаний выпускника российской школы первой половины 21-го века.

При этом все предметы будут изучаться на двух уровнях. Обязательные предметы (всего их три) будут изучаться на базовом уровне в объёме три урока в неделю на протяжении 10 и 11 классов. Предметы по выбору (всего их 7) будут изучаться на профильном (3-4 предмета) или базовом (3-4 предмета) уровне. На профильное обучение каждого предмета будет отводиться 5 уроков в неделю на протяжении 10 и 11 классов.

А что же с перегрузкой?  На изучение 10-ти предметов потребуется:

3 обязательных предмета помножив на 3 урока в неделю = 9 часов;

3  профильных предмета помножив на 5 уроков = 15 часов;

4  предмета по выбору помножив на 3 урока = 12 часов.                     

ИТОГО: 36 часа в неделю.

Таким образом, обязательная нагрузка в новом стандарте будет соответствовать 36 часам в неделю.

Насколько это количество часов соответствует существующей нагрузке старшеклассников?

В настоящее время максимальная нагрузка в 10 и 11 классах по 36 часов в неделю. Хотя эта максимальная нагрузка касается только каждого второго класса (профильного). В другой половине классов (общеобразовательных) обязательная нагрузка составляет 27 часов в неделю в 10 классе и 25 часов в неделю в 11 классе. А это 4-5 уроков в неделю при 6-дневной учебной недели. Следовательно, 9 уроков в 10 классе и 11 уроков в 11 классе отводятся на факультативные и индивидуальные занятия, т.е. свободные для посещения. И старшеклассник сам определяет где получать дополнительные необходимые знания  в освободившееся время в школе, вузе или с репетитором.

А как быть с перегрузкой школьников?  

Ответ очевиден. Для половины нижегородских старшеклассников она возрастёт!

Для чего? Ведь по мнению  разработчиков проекта стандарта за 10 лет  старшая школа так и не стала профильной.   

Стала! Попробуйте сами ответить на вопрос: «А ваш собственный ребёнок по окончании 9 класса, в 15 лет представлял,  кем он хочет быть: физиком или лириком? А может быть космонавтом?»

В том-то и дело. Однако разработчики стандарта приняли за вас и вашего ребёнка решение: каждый выпускник основной школы обязан знать, кем он хочет стать, а следовательно и определить профиль старшей школы.  

Не буду расставлять акценты. Пусть каждый сам сформулирует отношение к конкретным изменениям в стандарте. Их немало. По сравнению с действующим государственным образовательным стандартом время, отводимое на изучение предмета «Основы безопасной жизнедеятельности», увеличится с 34 до 204 учебных часов. Увеличивается объём учебного времени (со 136 часов до 204) на физическую культуру, в то время как в начальной школе объём учебного времени остаётся без изменений. Резко сокращается познавательный кругозор старшеклассников. Смоделируем ситуацию конкретного выпускника. Итак, Ваш ребёнок закончил 9-й класс основной школы и совместно с Вами вынужденно выбрал экономический профиль обучения в старшей школе. Следующая задача, стоящая перед Вашей семьёй – выбор профильных предметов. Для выполнения этой задачи вам потребуется приказ министерства образования и науки, который утверждает перечень испытаний для получения по выбранному направлению высшего профессионального образования. В настоящее время такой приказ Минобра РФ издаётся к 1 февраля на вступительную кампанию текущего года. Следовательно, при выборе профильных предметов Вам вместе с ребёнком придётся руководствоваться только предполагаемыми вступительными испытаниями.

Таким образом, руководствуясь приказом министерства образования и науки РФ 2011 года, Ваш ребёнок должен выбрать в качестве профильных предметов русский язык, математику, обществознание и иностранный язык. Безусловно, через два года, после окончания средней школы результаты ЕГЭ ребёнок подаст по трём предметам, но вот какой будет третий предмет (обществознание или иностранный язык) позднее решит вуз.

Итак, Вы определили набор из семи предметов к которым необходимо добавить три предмета по выбору из оставшихся двух предметных областей…..

Обсуждение федерального государственного стандарта среднего образования заканчивается 15 февраля текущего года.

Материал подготовила Е.Терешатова.

   
 
 
 

21.01.2011  |  Просмотров: 10113  |  Комментариев: 6

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Это очень хорошо, что опубликование новых стандартов не вызывает, пока хотя бы, шума и истерик. Может стоит спокойно подумать и честно ответить на свои же вопросы? Такие как "кому в жизни оказались нужны мои логарифмы, интегралы, производные", "кто не смог прожить эту жизнь без законов Ома, Ньютона, Лейбница и прочих эйнштейнов", "кто понял и пожалел, что жизнь его не состоялась потому, что он так и не смог отличить симбиоз от генезиса"? Оставьте это профессиональному образованию. А школа (общее образование) действительно должны прививать навыки безопасной и здоровой жизни. Поэтому ОБЖ и физическая культура. Так как все должны знать, что если хочешь жить долго и счастливо, то надо хотя бы мыть руки, чистить зубы, не совать в рот всякую дрянь, и хотя бы полчаса, но каждый день, шевелиться и желательно на свежем воздухе. И, конечно, история своей страны. Желательно, правдивая, оставляющая место для анализа и дискуссии, так как жизнь не белая и не черная, а разноцветная. Кстати, никакого изменения содержания образования первые стандарты не принесли. Количество часов сократили, но материала попытались напихать еще больше. И вообще, школа должна научить учиться, а дальше все, что ему надо, человек в состоянии взять сам.

 Великов Андрей Владимирович   22.01.2011 в 09:43

 

Вы, Андрей Владимирович, оптимист! Откуда такая уверенность что История своей страны будет излагаться объективно, без вранья, а не в угоду тех, кто у руля!? Еще вопрос: увеличив количество часов на ОБЖ, вероятно, о кадрах тоже позаботились? Люди, которые будут учить безопасности должны быть тоже нового формата, с современными методами и технологиями обучения.... Жаль, что вы так и не поняли значение закона Ома и других законов мироустройства, но вообщем каждый сам определяет необходимый ему багаж... знаний. Можно ведь выбрать разные способы жития - искателем, открывателем, созерцателем, прихлебателем, паразитом и т.п. Выбор за человеком... но чтоб его сделать надо быть посвященным.... Вы считаете, что для счастья надо хотя бы мыть руки и двигаться? Это важно, обычно эти навыки ребенок приобретает в дошкольный период (при нормальных родителях - дома!) Вряд ли это может быть содержанием школьного образования. А с вашим подходом мы будем плодить гоблинов, а не человека будущего! Правда управлять ими легче! Вероятно задачи у общества и власти стали расходиться!

 Беляева Ирина Викторовна   22.01.2011 в 23:36

 

Ирина Викторовна, позвольте ответить по пунктам: 1. Закон Ома и прочие законы мироздания я действительно благополучно забыл и не испытываю по этому поводу никакого дискомфорта, так как эти знания абсолютно не входят ни в личную, ни в профессиональную сферу моих интересов, не оказывают на меня никакого влияния. Так смело об этом пишу потому, что за прошедший день провел эксперимент среди своих друзей и коллег (обратился к ним с вопросом, как влияет на их жизнь и состояние знание "законов мироустройства"), в результате которого получил аналогичный моему заявлению результат. Более того, утверждаю, что подобная судьба ожидает процентов 80-90 школьных знаний, которые невероятными усилиями и нервами осваиваются нашими школьниками и оказываются в перспективе абсолютно бесполезными. К моей великой радости кроме школы в моей судьбе был еще университет, который дал мне самое полезное умение: научил меня работать с информацией, а по сути учиться самому. Поэтому, как только судьба поставит меня перед неизбежностью и необходимостью усвоения закона Ома, мне не составит особого труда это знание восстановить. Я знаю, как это делать. Отсюда следует 2. Школа в своем нынешнем воплощение не только не эффективна, но и вредна. Не только не формирует у детей необходимого им на всю жизнь навыка самостоятельно добывать знания, но еще и наносит непоправимый вред их мировоззрению, растаскивая единое мироздание по узконаучным предметным коморкам. Вот и учат ("мучат") они у нас химию, физику и прочие умные вещи, не понимая, что говорят то о разных свойствах, одного и того же мира. Еще раз: оставьте специальное знание профессиональному образованию, а общее образование должно формировать общность мироощущения. Из этого следует 3. Говорю об истории, хотя это касается всех предметов. Если бы преподавание истории сводилось не к заучиванию учебника (а в этом смысле, действительно к чьей-то частной интерпретации событий), а к изучению первоисточников и попыткам на их основе анализа событий и выработке личных оценок и смыслов, представлению альтернативных точек зрения, рассмотрению того, как другие страны решали подобные проблемы и чего достигли, (т.е. опять же собственно знание перестало бы быть самоцелью, а на первый план выходили бы навыки анализа и выбора альтернатив), то уже скоро мы бы имели других граждан, другое общество, другую страну. И других правителей, так как выборы бы тогда из гастрономической области (чья лапша развесистей), действительно бы стали выборами идей и альтернатив развития. 4. Вводя в свой коммент понятие счастья, я не имел ввиду "счастье от незнания", а говорил о "счастье быть здоровым", и здесь действительно роль гигиены и движения трудно переоценить. Если мы такие посвященные, то откуда к нам возвращаются болезни и прочие радости (простите, вши, например), о которых благополучно забыли еще в начале прошлого века? И сколько таких посвященных сгинуло, только потому, что не обладали элементарными навыками выживания, оказания первой помощи и безопасного поведения? 5. Про кадры педагогические на этом сайте сказано уже много, повторятся не хочу. Утверждаю, что педагогические кадры сегодня все более теряют профессионализм, пребывают во власти стереотипов и не способны решать те задачи, которые ставит перед ними время. Что делать? Готовить новые кадры. 6. Гоблинов современная школа с успехом плодит и сегодня. Прежде чем возражать, на несколько минут включите телевизор. И последнее 7. Если школа сегодня готовит человека будущего, то почему к ней столько вопросов? Может образ будущего у современной школы и общества уж очень не совпадает?

 Великов Андрей Владимирович   24.01.2011 в 10:05

 

Спасибо, Андрей Владимирович, за подробный ответ на мой комментарий! Как бы вы сейчас не открещивались от школы, это все же стартовая площадка.. Ваш старт прошел вполне успешно - вы поступили в университет. Да, конечно, образовательная среда университета больше располагает к самостоятельности, реализации права выбора, анализу, синтезу и интерпретации любой информации.... но согласитесь и возрастной период обучения в школе и ВУЗе несколько разнится.... Разные подходы, требования, задачи обучения.... Ваша ирония по поводу необходимости знания законов мироздания меня удивляет. Вы считаете, что в 21 веке нет необходимости знать физические и др. законы? А как же понимать и анализировать информацию, каждодневно расширяющуюся в своем объеме? Как объяснить своим детям откуда берется радуга, почему у водоплавающих крылья не намокают, что такое молния...... Физика - наука оприроде! Природа существует по своим законам и важно хотя бы немного разбираться в происходящем. И еще, вы лукавите говоря, что законы Ома и др. вам без надобности... Вы говорите, что научились работать с информацией и вам не составит большого труда эти законы восстановить. Обращаю ваше внимание на слово - восстановить! А это совсем другое дело - постичь знание заново или восстановить в памяти... Для того чтоб рассуждать в рамках исторических, надо с базовыми знаниями научиться работь.

 Беляева Ирина Викторовна   24.01.2011 в 23:04

 

Мне бы очень не хотелось уходить от предмета дискуссии. Автор говорит о стандарте средней (общей) школы, то есть той ступени образования, на которой предполагается выбор школьниками своей дальнейшей образовательной траектории в профессиональном образовании. И надо дать им возможность экономить время и силы, занимаясь теми предметами, которые им нужны для поступления. И в этой связи обязательность ОБЖ и физкультуры рассматривается не с точки зрения возведения их в статус нынешний таких предметов как математика или русский язык, а лишь с точки зрения обязательного включения их в каждый профиль как общих предметов для изучения (и заметьте, совсем не для экзамена). А то, о чем Вы говорите, на ступени основного образования по замыслу авторов вполне реализуется, и русский язык, и математика остаются там обязательными экзаменами, т.е. бех успешного освоения этих курсов попасть на следующую ступень вроде бы затруднительно. Своими комментами я не лукавлю, а преследую одну лишь цель, призывая педагогов прощаться с зашоренностью и стереотипами и действительно пытаться что-то действительно менять в интересах ребенка. В противном случае поменяют нас.

 Великов Андрей Владимирович   25.01.2011 в 14:38

 

Возвращаясь к напечатанному. Почитаем руководителей. http://www.rian.ru/edu_news/20110202/329393076.html "МОСКВА, 2 фев - РИА Новости. Проект федерального государственного стандарта для старшей школы, вызвавший активную критику учительского и родительского сообщества, не будет внесен в Минобрнауки без достижения консенсуса, заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. "На сегодняшний день даже не стоит вопрос о его реальном внесении. Этот проект находится в обсуждении", - сказал министр, выступая в среду в Совете Федерации. Фурсенко подчеркнул, что с 1 сентября 2013 года может начаться апробация нового стандарта в некоторых школах, а "в полной мере он будет задействован не раньше 2020 года". Министр подтвердил, что, согласно проекту стандарта, четыре предмета действительно будут обязательными для всех старшеклассников. "Но они не в коей мере не являются основными", - подчеркнул Фурсенко. Он сравнил предметы ОБЖ и физкультура с гигиеническими навыками, которыми должен владеть каждый ребенок. "Нельзя же не учить ребенка чистить зубы, у него из-за этого будет хуже со здоровьем", - отметил глава Минобрнауки. Проект федерального образовательного стандарта (ФГОС) для старшеклассников, разработанный Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования, принципиально меняет подход к обучению в старшей школе. Главный принцип - возможность выбирать, какие предметы ученик 10 и 11 класса будет изучать на минимальном уровне (интегрированный курс), а какие - более серьезно и основательно (базовый или профильный уровень) Уровень влияет на количество часов, отводимых на изучение предмета. разработчики ФГОС выделили шесть предметных групп. Первая группа - это русский язык и литература, а также родной язык и литература, вторая группа - иностранные языки, третья - математика и информатика, четвертая - общественные науки, пятая - естественные науки, шестая - искусство или предмет по выбору. В каждой из групп, по замыслу авторов стандарта, ученик сможет выбрать один-два предмета. Кроме того, есть три предмета, для которых вариации будут невозможны. Это курс "Россия в мире", ОБЖ и физкультура. Они будут обязательными для всех. Таким образом, число предметов в старших классах, изучаемых школьником, сократится с 16-21 до 9-10. У Учеников останется время на подготовку самостоятельного исследовательского проекта, что также станет обязательной частью обучения в старшей школе".

 Великов Андрей Владимирович   03.02.2011 в 09:58

 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.