Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Динозавры прошлого, или Чему учить в школе будущего

Ковалевский Дмитрий Маркович, заместитель главного редактора «Журнала руководителя управления образованием»

Недалекое будущее…Ребенок диктует сочинение компьютеру, отсылает звуковой файл учителю, и, включив аудиоучебник слушает очередную главу, параллельно готовя видеокурсовую.. Это даже не «школа будущего», так как многое из этого существует уже сегодня. Но это новая модель школьного образования.

 

Прошлое и будущее существует только в нашем образном мышлении. Настоящее измерить нечем и поэтому невозможно. Время для нас – это череда событий. Мы их фиксируем по факту свершения, т.е. когда они остаются в прошлом. Мы их планируем, т.е. фиксируем в будущем. И прошлое, и будущее – в нашем сознании. Мы проектируем будущее, пропускаем его через себя и получаем прошлое…

Время уплотнилось. Время ускорило свой бег. События происходят стремительно, и вал их нарастает в геометрической прогрессии. Современные средства связи мгновенно информируют нас обо всем, что происходит кругом. Обо всем ли? Нет, так как:

  • это невозможно;
  • это не нужно;  
  • есть люди, которые считают, что знают, что нам нужно, а что – нет.

Эти люди формируют наше представление о происходящем вокруг нас, о настоящем, прошлом и будущем. Нас информируют даже не о самих событиях, а о точках зрения на события. И это не только СМИ – это школа.

Где мы узнаем, как все было раньше? В школе. Как мы что-то узнаем? Знакомимся с точкой зрения автора учебника. Кто выбрал именно этого автора? Какой-то дядя. Или тетя. Почему выбрали именно этого автора? Его точка зрения совпадает с идеологией государства.

Где мы учимся познавать настоящее? Где мы учимся жить в будущем? В школе? О каком настоящем может рассказывать учитель? О том, которое он знает (или думает, что знает). Или о том, о котором он считает, что должен рассказать.  

Меняется культура. Меняется стиль общения. Точнее, способы общения. Уже нельзя игнорировать высказывание вида «нет, никогда СМС не заменит настоящего живого общения по ICQ!». Да, не заменило. Зато пришел Скайп – с новыми возможностями. Каждое новое поколение рождается в новую эпоху общения – для них естественно то, что они видят и слышат с рождения. Если нам, взрослым, уже сложно представить, что завтра отключат все сотовые телефоны, то каково детям – т.н. «цифровому поколению»?

Ответьте на вопрос – как давно вы написали  последнее письмо и отправили его обычной почтой? Запечатали в конверт, приклеили марку и т.д.? Скорее всего, это было некое официальное письмо – у меня бывает пара таких писем в год, например, подписанный договор. По-другому поставлю вопрос – когда последний раз вы получили письмо, адресованное лично вам, от знакомого вам человека, пришедшее к вам по обычной почте? А как давно вы в последний раз писали письмо или хотя бы открытку ручкой?.. Когда последний раз вы получили письмо, написанное ручкой?.. А сколько писем вы посылаете по электронной почте?

Вопрос – есть ли у вас необходимость в умении писать ручкой (карандашом, неважно)? Этот же вопрос, но по-другому: чему важнее сегодня научить – писать ручкой или набирать слепым способом на клавиатуре? Если мы откажемся от обучения чистописанию ручкой – не стимулируем ли мы развитие коммуникационных технологий на новый виток?

А теперь еще интереснее и совсем крамольно – я считаю, что завтра выиграет та страна, которая сегодня откажется от обязательного обучения чтению и письму.

Сегодня молодежь не любит читать, но в ушах у них постоянно наушники. Где индустрия аудиокниг и аудиоучебников? По дороге домой старшеклассник вполне может слушать аудиокнигу «Война и мир». Зачем ему тратить время на ее прочтение? Мы жаловались, что экранизация романа не дает возможности познакомиться с неповторимым языком автора. Аудиокнига дает такую возможность. Каждое слово автора будет сохранено.

Сочинения – представьте себе, как 25 учащихся в классе приносят в качестве сочинения mp3 файл. Учитель вечером садится в кресло-качалку, включает проигрыватель и слушает сочинения, рассказанные учениками. Насколько расширятся возможности такого сочинения! Например, можно включить в сочинение музыку. А можно и видео добавить – почему нет? И кому какое дело, как это пишется. Все равно уже сейчас неграмотность повальная. Надо ли с ней бороться? Надо ли искусственно поддерживать уходящую культуру? Можем ли мы, имеем ли право намеренно тормозить развитие детей, обращать их в прошлое, бесконечно воспроизводить опыт предыдущих поколений? Ведь современные средства позволяют намного лучше и полнее раскрыться! Будущее становится с одной стороны все более неопределенным и мы уже не можем, как столетия назад, быть уверенным, что внуки будут жить так же и в том же обществе, что и мы сами и что им потребуется то же, что и нам. С другой стороны, будущее сейчас максимально приближено к нам, и мы его реально делаем прямо сейчас. Мы все живем в проекте. Наша деятельность сегодня – проектна по сути.

Как мы обучаем? Мы записываем или переписываем образы в сознании обучаемого в соответствии с нашими представлениями. Идеология. Мы формируем прошлое и будущее. Мы конструируем идентичность. Мы меняем классическое «Настоящее – это следствие прошлого, и причина будущего» на «Настоящее – это следствие будущего и причина прошлого». Сегодня мы уже изобретаем не то, что нам поможет справиться с прошлыми проблемами, как это было всегда, с момента изобретения колеса и еще раньше – до начала времен. Мы изобретаем то, что будет востребовано для решения проблем, которые еще не возникли и/или не оформились в очевидные проблемы. Нам все более некогда отвлекаться на прошлое – будущее нас буквально засасывает. Большой адро́нный колла́йдер. Очень большой.

На мой взгляд, совершенно НЕ очевидно, что в этой ситуации ребёнку может и должна помочь школа. Потому что наша школа еще не стала школой XXI века. Мы все к этому не готовы. Кроме, может быть, детей. Наши реформы образования строятся по моделям прошлого. Мы не стремимся заглянуть в будущее, чтобы сделать решительный прорыв. Да и кому делать этот прорыв? Возраст – чем старше мы становимся, тем дальше отходим от способностей революционно менять мир. Однако сегодня эволюция настолько ускорилась, что начинает сильно походить на революцию. А мы, динозавры, не готовы к этому.

Тогда кто? По всей видимости, коллективный разум. Дети, общаясь друг с другом, вырабатывают некие общие ценности, которые служат для них ориентиром и о которых могут и не подозревать взрослые. Новая культура, рождающаяся в социальных сетях Web 2.0 и благодаря которой упомянутая технология уступает место Web 3.0 – новому сетевому культурному феномену с высококачественным контентом и сервисами. Пример работы такого коллективного разума вне Интернет – прием «пробок» (автомобильных) у населения – вещь полезная и невозможная без коллективного участия.

Могут ли сегодня учителя обеспечивать необходимую помощь ребенку для жизни и формирования себя в мире? Причем, не только в рамках одной страны, пусть и многоконфессиональной и поликультурной. Все-таки современная жизнь человека выходит за пределы государства. Может ли «вчера» научить «завтра» в условиях «сегодня» – сегодня высокоскоростного, сегодня с высочайшей степенью неопределенности всего, что было и что будет?

И я еще раз спрашиваю – имеем ли мы право тормозить развитие новой культуры? Нам жаль нашу культуру. Меня спрашивают – так что же, и Гамлета учить не будем? Так может и не надо уже? Мы стараемся впихнуть культуру всех предыдущих поколений в полном объеме в головы поколения next. Надо ли? Да, что-то сохранять необходимо – как образ прошлого. Однако сегодня создается столько нового, что на изучение старого в предлагаемом объеме у молодежи нет ни сил, ни желания – и это оправдано.

Я иногда завидую молодым – я стар, и нет мне места в их новом мире… Но он неизбежен. Будет ли конфликт? Отцы и дети в масштабах культур, народов и стран? Я думаю, не будет. Молодежь нас сделает «по-тихому» – коллективный разум окажется сильней. И это не пессимизм – это реализм и это прогресс. А кто знает, как погибала Атлантида?

Хорошо, что нет вопроса – кто виноват. Но остается вечный – «что делать?».

Пусть старая школа умирает естественно. Не надо ей мешать. Все действительно инновационные процессы надо запускать параллельно. Настоящее образование люди (и дети, и взрослые) будут получать альтернативными современными путями. Пусть школа работает по-прежнему. Новая школа современных людей будет рождаться рядом. Что действительно необходимо сделать – начать процесс освобождения не от самих школ, а от некоторых обязательных вещей.

Отказ от обучения чтению – фантастика, бред или реальность? Сегодня эмигранты во многих странах не могут прочитать инструкцию к лекарствам. Это факт и один из критериев грамотности населения. Производителям необходимо, чтобы лекарства покупали и употребляли, причем употребляли правильно, иначе их могут привлечь к ответственности. Что им легче (дешевле) – научить читать всех неграмотных или придумать способ восприятия инструкции без чтения? Самый примитивный способ давно изобретен – схема с последовательностью нарисованных действий.

Культура чтения и письма не исчезнет никогда. Как и сейчас сохраняются древние промыслы и ремесла – их хранят мастера художественных промыслов. Однако отказ от обязательного обучения чтению послужит стимулом для двух направлений (одновременно, параллельно или взаимоисключающе).

Первое – это развитие эмпатии. Вы обращаете внимание, как сегодня молодежь пытается символами передать эмоции? Сообщения в чатах и на форумах пестрят смайликами. Часто слова вообще отсутствуют в сообщениях. Писать слова долго, как я уже говорил – мир ускоряется. Быстро и емко – это про смайл. Люди делятся не только словами. Но и чувствами. И обратите внимание, какая востребованность в смайликах! Уже и редактор Wordавтоматически преобразует знаки :-) в J. А там, где это невозможно (не предусмотрены смайлы, например, в контакте) молодежь ставит просто знаки, которые все понимают. Например, <3.

Избрав письменность как способ коммуникации мы, возможно, повернулись спиной к другим способам. И, возможно, мы их уже никогда не откроем для себя, мы разучились воспринимать мир по-другому.

Зато мы совершенствуем информационно-коммуникационные технологии. И объясните мне, зачем завтрашнему первокласснику уметь писать, если он сможет просто наговорить текст на компьютер? Если этот же компьютер воспроизведет ему любой текст, причем с любого языка – либо сразу с переводом, либо на родном языке, либо с переводом на третий язык – да как угодно. Зачем ему навыки чтения? Зачем тормозить его развитие? Время, которое мы сегодня затрачиваем на обучение чтению и письму, можно будет использовать гораздо более эффективно. И я еще раз хочу повторить свою ужасную мысль – страна, которая первой сознательно откажется от обязательного обучения чтению и письму станет лидером во всех областях. Естественно, для этого нужен определенный потенциал. Это – новая эпоха. Постиндустриальное общество, информационное, экономика знаний… Все пройдет, и это пройдет.

А сегодня – письмо папе отправляет четырехлетний ребенок, который не умеет читать и писать. Зато он умеет говорить и видит на экране компьютера нужные символы. Щелкнул мышкой – сказал в микрофон – снова щелкнул – сохранил. Еще пара щелчков – и электронное письмо с вложенным звуковым файлом уходит по адресу. А насколько более информативно такое письмо! Не только слова – тональность, эмоции… А если добавить видео? Нет ничего проще! А ведь малыш не умеет читать и писать. А коммуникационную потребность в дистанционном общении удовлетворяет. Причем в его сознании восприятие расстояния формируется совершенно по-другому. Папа сейчас за 20 тысяч километров? И что? Я включаю Скайп – вот он, мы разговариваем, я его вижу и слышу…

Это естественные тренды. Их нельзя игнорировать. Мы ответственны не только перед прошлым, но и перед будущим! И учить прошлому тоже можно обучая будущему! Нам пора понять и принять – уже нет времени обучать прошлому и даже настоящему. Но мы продолжаем это делать. Потому что нет других учителей. Потому что не представляем других способов массового образования. Потому что цепляемся за прошлое. Потому что прошлое тянет нас назад. Потому что наша модернизация образования – никакая не модернизация в прямом значении этого слова. Это не приведение образования к современным требованиям. Это попытка догнать уходящий поезд. Ту-ту…

   
 
 
 

19.01.2011  |  Просмотров: 5645  |  Комментариев: 22

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Поздравляю Вас, Дмитрий Маркович с прекрасной статьёй! После её публикации я предвижу шквал оттзывов и комментариев. И они, скорее всего, окажутся полярными. От восторга до обвинения Вас в шизофрении и ереси. Возможно, Ваша статья опередила время. Скорее даже не время, а текущее состояние общественного мнения. Как бы там ни было, я считаю, что очень хорошо, что такая статья появилась!

 Ардабьев Владимир Николаевич   20.01.2011 в 12:27

 

Спасибо, Владимир Николаевич! Просто хотелось напомнить, что существуют другие пути развития в нашей техногенной цивилизации. Ведь всегда можно свернуть с казалось бы предначертанного пути, посмотреть под другим углом на очевидное. В конце концов, Великий Змей многому научил индейцев, но не дал им колеса и не научил им пользоваться. И цивилизация шла по другому пути, и кто знает, до каких способов передвижения они бы додумались... Может, и космос мы бы уже осваивали все-таки по-настоящему, а не болтались на орбите. Ведь что такое 300 км? Даже по земным меркам - это не расстояние. А по космическим? Абсолютный ноль. Как изменить традиционное восприятие времени и расстояния? В современной традиционной системе обучения - практически никак. Вот об этом, наверно, статья.

 Ковалевский Дмитрий Маркович   21.01.2011 в 10:47

 

Дмитрий Маркович, у меня нет ни восторга, ни обвинений по поводу вашей статьи.... Есть желание высказать не согласие по отдельным ее моментам: -АБСОЛЮТНО не согласна с тем, что детей не нужно учить читать и писать! НО при этом согласна с тем, что это необходимо делать не в школе, а дома и гораздо раньше! Моей племяннице через пару дней 2 года, а она уже знает 13 букв и безошибочно их узнает и озвучивает! И это при том, что с ней никто особо не занимается - достаточно раз назвать букву на которую ребенок указал и она сама озвучивает эти буквы постоянно, показывая на них везде, где только они встречаются... Ей нравится процесс обучения чтению и она сама к нему стремится.... Сколько было радости у ребенка, когда она самостоятельно прочитала имя любимого героя – ослика ИА!!!! -у нее еще очень плохо получается, но свою любимую букву А девочка уже старается написать!... Письмо ручкой/карандашом хорошо развивает моторику, а значит и определенные отделы мозга, что очень важно! -для использования программ записи/воспроизведения аудио/видео действительно особых способностей не требуется и это замечательно, но этим и ограничиваться........? Если следующие поколения не будут уметь читать текст, то как они будут читать чертежи, схемы,.... как двигать прогресс? Кто будет создавать новую технику, которая будет понимать аудио-команды? -Очень интересно, как на картинке нарисовать "Осторожно, аллергики! В состав препарата входит МЕТАПЕКС"? Вместо метапекс может быть любой препарат/компонент... Как? Может быть мой возраст не позволяет мне рисовать такие картинки. Кстати, эти картинки все должны понимать однозначно!

 Жигулина Надежда Николаевна   21.01.2011 в 08:55

 

Спасибо. Надежда Николаевна! "Если следующие поколения не будут уметь читать текст, то как они будут читать чертежи, схемы,.... " - значит, не будет чертежей, схем, будет что-то другое, на порядок эффективнее. "Кто будет создавать новую технику, которая будет понимать аудио-команды?" - над этим давно работают, и результат совсем не за горами. А аллергики... Я не знаю специфики, но почему-то думается, что проблема решится :-). А в целом - в недавнем интервью А.А. Ферсенко увидел поддержку своим идеям: "Миссия образования - не только обучать и переобучать в соответствии с быстро меняющимися требованиями экономики и общества, но и предугадывать, а в некоторых случаях формировать новую реальность и готовить к ней людей". http://mon.gov.ru/press/smi/8155/

 Ковалевский Дмитрий Маркович   21.01.2011 в 10:51

 

Спасибо, Дмитрий Маркович, за ссылку. Но ничего конкретного я в ней не увидела.... "...Стэнфорд и Гарвард, Кэмбридж и Оксфорд, Мюнхенский технический университет и Высшая политехническая школа Франции, существенно выигрывают в сравнении со средним российским вузом. Но если сравнивать мехмат или факультет новых материалов МГУ, Санкт-Петербургский академический университет Жореса Ивановича Алферова или Московский физтех со многими французскими, немецкими или американскими университетами, то ситуация будет обратная...", а почему? Раньше не было понятия сам. изучения материалов по всем (не только профильным) дисциплинам, а сейчас?.... Трудоемкость 200 часов, а аудиторно - 20 часов, т.е. 180 часов на самостоятельную работу - практически студенты должны весь объем изучать самостоятельно, а с преподавателем - минимум общения и защита своих знаний. Аудиторно 10%-30% по всем предметам – это, увы, уже норма. И это называется американским подходом к образованию...., а в указанных министром ВУЗах (в цитате выше) такой же процент самост. изучения материала? Или процентов на 80 - 90 - работа с преподавателем, поэтому и результат другой... Прежде, чем студент сможет эффективно развивать свои знания, ему надо дать основу. Только с хорошей основой он сможет быстро и эффективно развиваться! Да, уровень подготовки преподавателей в Москве и регионах разный, но и в регионах с новой системой ситуация только ухудшилась. Ведь материал, объясняемый преподавателем усваивается в разы быстрее и проще, и трудоемкость рассчитана на обучение. Увы, реально процентов 30 стандарта дается, а остальное в корзине… Посмотрите на гос. стандарты и рабочие программы по ВУЗам страны…. А что касается новых технологий, то огромное количество природных катастроф не в пользу усиления зависимости от электричества (полностью согласно с Беляевой Ириной Викторовной, хоть это уже неотъемлемая часть жизни). Все роботы трудятся на программах – 1 небольшой сбой и робот робота не починит, как и неграмотный человек. А если надеемся, что одним движением мысли создадим города, комфорт и всеобщее счастье, то не надо плодить неграмотность так рано – можно остаться ни с чем. Основная проблема школ – нехватка учителей, решебники – и, как следствие, уменьшение нагрузки на мозги…. А если мозги постоянно не тренировать, то они теряют способность быстро и эффективно трудиться задолго до биологической старости. В школе будущего надо учить разнообразнее и глубже, а свое узкое направление выбирать, оканчивая школу. Это мое мнение….

 Жигулина Надежда Николаевна   25.01.2011 в 10:54

 

Браво! и даже БРАВИССИМО!!! Наша модернизация - это даже не попытка что-то догонять, это бег на месте, имитация движения. Обучающая и воспитывающая среда обитания действительно становятся реальностью. Прогресс не остановить, и Вы абсолютно правы, что этот же прогресс естественным образом отберет из исторического опыта то, что сохранит свою актуальность. Единственное, что вызывает сомнение, это подвижническая миссия образования. Мне кажется, что смена образовательной парадигмы возможна только революционным путем. Как показывает исторический опыт именно образование на определенном историческом этапе (при смене эпох) играет роль консерватора и тормоза, пока всем не становится очевидным его закостенелость и "ископаемость".

 Великов Андрей Владимирович   21.01.2011 в 15:54

 

Спасибо, Андрей Владимирович! За последние годы мы огородили себя таким количеством имитаций, что мало кто — включая самых успешных имитаторов — понимает сегодня, что это за мир, который мы создаем, и куда мы движемся. В чем цель имитаций, какой во всем этом смысл? В том-то и дело, что в мире имитаций цель – ничто, а движение – все. В мире имитаций цели являются мнимыми, а выгоду получает не тот, кто работает на результат, а тот, кто умеет извлекать ее из самого процесса имитации движения к результату. Так что не ищите смысла, лучше – имитируйте. Лозунг наш – «Имитируй или проиграешь!» (http://www.newsland.ru/News/Detail/id/380795/cat/10)

 Ковалевский Дмитрий Маркович   21.01.2011 в 17:37

 

В точку! Действительно получается, как я уже говорил, "просто процесс люблю".

 Великов Андрей Владимирович   22.01.2011 в 09:10

 

Комментарий удален

 Ковалевский Дмитрий Маркович   21.01.2011 в 17:37

 

С интересом прочитала, Дмитрий Маркович, вашу статью. По ходу чтения возникало много вопросов.. Вы пишите люди формируют наше представление о прошлом, настоящем и будущем... Да, конечно - ведь мы живем в обществе с определенной культурой... Учат родители, учителя, люди и события вокруг, все окружаещее нас заставляет думать, решать, строить перспективы... Что здесь плохого? Реальность настоящего не может научить человека будущего? Ерунда... Наше общество развивалось от первобытного до современного уровня, пользуясь наработками настоящего дня. В любой реальности сегодняшнего дня есть ростки завтрашнего. Школа - это отражение состояния общества... и только! Это очень важная составляющая сохранения преемственности поколений. Вы предлагаете перестать учить читать, почему только читать? Можно еще назвать много того, чему есть казалось бы альтернатива... Можно перестать подметать и мыть пол вручную, так как есть пылесос... Однако, есть масса обстоятельств при которых требуется умение делать это вручную... Атавизмы отмирают сами, им не надо помогать! Если вдруг чтение станет обузой для человечества, то уйдет незаметно, найдя себе замену. НО аудиокниги ни есть прямая замена книги. Это просто удобный способ экономии времени... но и здесь есть свои минусы. Читая книгу сам, ты создаешь СВОЙ образ, а не воспринимаешь чужое представление о героях этой книги. Я много слушаю аудиокниг, так как много времени нахожусь в дороге, поэтому могу поделиться впечатлениями. Многое зависит от того как озвучен материал, иногда книгу невозможно слушать - акценты и эмоции при чтении кажутся неуместными... Смайлики это тоже символ, как и буквы. Только буквы научились складывать и сочетать во фразах и предложениях таким образом, что мысль приобрела объем, окраску, выразительность и т.д. И последнее, у человека несколько каналов приема информации, так зачем ограничивать зрительный? Человек сложная система - кто-то лучше поглащает информацию ушами, кто-то глазами, кто-то считывает считывает пальцами рук. Таким образом, ваша статья не превносит ничего нового, лишь констатирует факты развития нашего общества. Вы переживаете за школу? Напрасно... все придет в свое время, причем, если в управлении государством будет превалировать малограмотная публика, то будет кому искажать миссию образования и школы в частности.

 Беляева Ирина Викторовна   22.01.2011 в 00:08

 

"Школа - это отражение состояния общества... и только!" Всегда ли? Тогда почему сегодня к школе столько претензий? Может потому, что общество ушло уже далеко вперед?

 Великов Андрей Владимирович   22.01.2011 в 09:12

 

Спасибо, Ирина Викторовна! "Учат родители, учителя, люди и события вокруг, все окружающее нас заставляет думать, решать, строить перспективы... Что здесь плохого?" - ничего плохого! Я разве сказал, что это плохо? Вопрос - чему учат и чему вообще способны научить. "Школа - это отражение состояния общества..." - с точки зрения социальных отношений - да, а с точки зрения образовательного процесса - школа в последние десятилетия все сильнее отстает от жизни в плане технологий, в том числе и педагогических. "Вы предлагаете перестать учить читать" - я не предлагаю перестать учить читать, я предлагаю отказаться от ОБЯЗАТЕЛЬНОГО обучения чтению. У ученика должен быть выбор. Это одна из причин отставания школы от жизни - отсутствие выбора. Детей в школе вообще не учат выбирать, а жизнь этого требует постоянно. В отличие от того уклада, который был еще лет 50 назад, когда степень определенности будущего была в разы выше. "Можно перестать подметать и мыть пол вручную, так как есть пылесос... Однако, есть масса обстоятельств при которых требуется умение делать это вручную..." - эти обстоятельства - деньги. Пылесос - это тоже вручную. Нам не хватает ресурсов для внедрения техники, которая, с одной стороны, может следить за чистотой, с другой стороны, производить материалы, которые не пачкаются. Нам просто легче, дешевле и удобнее прикрываться "необходимостью ручного труда". "Если вдруг чтение станет обузой для человечества, то уйдет незаметно, найдя себе замену" - совершенно согласен, уйдет незаметно. И я про это говорю - пусть старая школа умирает естественно. "Читая книгу сам, ты создаешь СВОЙ образ, а не воспринимаешь чужое представление о героях этой книги" - совершенно согласен. Здесь необходимо, на мой взгляд, чтобы был выбор - читает книгу один диктор (и чтобы можно было выбрать - мужской голос или женский) или это многоголосая постановка - и другие есть требования. Согласен. Кроме того, необходимо учить слушать эти аудиокниги. Это тоже непросто с непривычки. "Смайлики это тоже символ, как и буквы" - согласен, просто смайл - мгновенный практически, что соответствует современному течению времени. "у человека несколько каналов приема информации, так зачем ограничивать зрительный" - абсолютно согласен. Следует, однако, учесть, что современный ребенок живет в ситуации видеоклипа - со всех сторон его окружают зрительные образы, очень быстро меняющиеся картинки, а ему надо успеть вычленить самое важное за секунды. "если в управлении государством будет превалировать малограмотная публика" - можно, я оставлю без комментариев? :-)

 Ковалевский Дмитрий Маркович   24.01.2011 в 13:18

 

Оглянитесь! Общество ушло далеко вперед? Стесняюсь спросить - в чем? В потребительском использование чужих технологий и нелепом примеривании чужих систем образования, экономических моделей и др. То что ребенок дошкольник сел за компьютер и быстрее взрослого все освоил на уровне пользователя, не есть прогресс... Это возрастной период у малыша, когда он легко и с удовольствием поглащает огромную массу знаний, это определенный этап его развития. И от взрослых, находящихся рядом, зависит то, в каком направлении будет происходить научение, взросление, воспитание малыша. Кстати, о голосовых технологиях - а каким образом будут коммуникации осуществляться в разгул стихии, например, когда электричество вдруг раз и кончилось? А компьютером собственно и делать-то нечего будет? Наше общество имеет прямое, как в зеркале, отражение - в школе, садике, учреждениях профобразования.... Мы пользуемся благами прогресса, не имея полного представление о том, как оно работает, что лежит в основе.... Пройдет несколько десятилетий и со сцены сойдут создатели тех игрушек, которыми человечество так живенько играет, и кто знает как дальше пойдет виток развития цивилизации.

 Беляева Ирина Викторовна   22.01.2011 в 16:41

 

Согласна с Вами, Ирина Викторовна. Новое – это хорошо забытое старое. И вся эта модернизация – сплошной обман. В прошлом, которое так не нравится Дмитрию Марковичу, дети изучали азбуку церковнославянского языка и одновременно познавали мир, который в ней был отражен. Детей надо учить родному языку, владению словом, а не смайликами.

 Топоркова Наталия Ивановна   23.01.2011 в 09:20

 

Спасибо за мнение, Наталья Ивановна. "Детей надо учить родному языку, владению словом" - абсолютно согласен. Учить языку - обязательно! Вопрос - какими средствами это делать. А смайлики здесь ни при чем - мы же не учим их оперировать смайликами, они сами делают этот выбор. Почему-то им так удобно. Вместо "люблю тебя" вставить символ, предусмотренный в определенной программе или написать

 Ковалевский Дмитрий Маркович   24.01.2011 в 13:23

 

Мы не вправе тормозить развитие новых форм, но равно и не вправе отказывать в праве на жизнь формам старым. То же письмо - это не только письмо, но и мелкая моторика, например. Но не в этом дело. Вы прекрасно знаете, что было время, когда говорили, что кино угробит театр. И театр жив, и кино процветает. С появлением видеомагнитофонов прочили крах индустрии кинотеатров - а открываются новые и не пустуют. И домашнее видео живёт параллельно. Новое не должно заменять старое, оно должно расширять возможности.

 Максименко Павел Юрьевич   31.01.2011 в 03:08

 

Я с Вами, Павел Юрьевич, абсолютно согласен. "Культура чтения и письма не исчезнет никогда" - и это правильно и хорошо. Но сегодня мы пока "отказываем в праве на жизнь формам" новым. Не догоняем, не успеваем за временем. А "мы должны ходить за ним стадом, за временем" (А.Г. Каспржак на семинаре в ГУ ВШЭ).

 Ковалевский Дмитрий Маркович   04.02.2011 в 18:01

 

Да нет, не отказываем - если не начинаем следовать моде. Просто нужно быть в меру консервативном и не слущать новомодных гуру - мы ещё и старых гуру не до конца выслушали :-)

 Максименко Павел Юрьевич   04.02.2011 в 18:09

 

Мы их до конца и не сможем выслушать - старых гуру. Просто не сможем. Уже пора слушать ребенка.

 Ковалевский Дмитрий Маркович   03.03.2011 в 09:54

 

Стоит ли стадом то ходить? Время быстротечно, причем, в заданном направлении.... Может для того, чтоб всем миром ощутить прелесть технического прогресса, пойти старым проверенным способом? Подготовить условия (обучить технологиям и необходимым знаниям следующее поколоние) и затем уже приступить к плану реализации.... Тогда смайлик будет удачным дополнением, но не заменой! Скайп, смс и другие средства коммуникаии останутся в прошлом, уступив более современным, но не в коем случае не подменяя простое человеческое общение! Это ведь так важно для нас людей

 Беляева Ирина Викторовна   04.02.2011 в 23:37

 

Насчет "заданного направления" - это очень спорно. Все с точностью до наоборот, сегодня мы живем во время, обладающее высочайшей степенью неопределенности, в отличие от условий, в которых жили еще каких-то 200 лет назад. Пока мы будем готовить условия, технологии, которым мы будем обучать, устареют. Вы предлагаете модель, которая и так сегодня работает. Увы... Все дальше отбрасывая от современности, именно благодаря "старому проверенному способу" - он слишком стар и не годится уже.

 Ковалевский Дмитрий Маркович   03.03.2011 в 10:00

 

Дмитрий Маркович, я о направлении течения времени... а вы о чем?! А по поводу старого проверенного способа (обучить и заняться реализацией задуманного) вы не очень убедительны, считая, что пока готовятся условия - технологии устаривают... Конечно, можно привезти компьютер в глухую африканскую деревню, где ничего о ПК не слышали... Только использовать вряд ли его будут по назначению... Отсюда следует - низкая результативност!

 Беляева Ирина Викторовна   04.03.2011 в 00:35

 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.