Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Публичность школы

Рачевский Ефим Лазаревич, Народный учитель Российской Федерации, директор ЦО №548 «Царицыно», г. Москва

Сегодня школа — один из центров публичности, еще никогда образование детей не вызывало острый общественный интерес так, как сейчас. Российские семьи прямо связывают образовательную успешность своих детей с их жизненным благополучием, и трепетно и внимательно следят за всеми изменениями, происходящими в школьной жизни. И школьных тайн становится все меньше…

 

Удивление  — эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации. Это реакция на отклонение от нормы.

 

Ничто так не побуждает к познанию мира, как тайна. Вне зависимости от наших возрастов, социальных статусов и самооценок мы всегда позитивно относимся к удивляющим нас событиям, объектам, чувствам.  Именно удивление сопровождает активную перестройку восприятия действительности. Сказки, авантюрные рассказы, приключения, неожиданные факты в рассказе учителя и даже моментально, как удар молнией, возникшая человеческая привязанность в природе своей основаны на такой эмоции как удивление. Вспомним такие комплементарные оценки «Он такой удивительный, непредсказуемый!»

Кончено же, в упорядоченной и ритмичной каждодневности, наполненной рутинными действиями, когда один день школьной жизни сменяется другим, когда времена года сменяются строго по расписанию, внесенному в директорскую циклограмму, а первый урок в расписании так же предсказуем, как последний, кажется, что удивлению нет места. Возникает острый эмоциональный дефицит, без которого детское восприятие новой информации, потребность решать сложные задачи и заниматься учебным проектированием непродуктивно, потому что неинтересно.

Отклонение от нормы воспринимается большинством как некая патология, нарушение порядка, регламента, уклада, права. Часто эти отклонения содержат в себе основания для наказания, обструкции, непримиримого отношения, сожжения на костре или изгнания из общины.

Но ведь именно отклонения от нормы, принятой сообществом, и привели к прогрессу в науке, познании бытия, тем мутациям, которые в конце концов привели к появлению homosapiens. Если мы выстроим в хронологическом порядке все действия героев ветхого и нового заветов, то увидим, что это все были отклонения от нормы.

Я никак не призываю на страницах почтенного журнала, большинство читателей которого привыкли к нормативным основам, на которых выстраивается работа школы, к разрушению основ. Недавно в одной короткой и публичной дискуссии мой оппонент настаивал на том, что сакральность школьного образования является одним из непременных факторов его успеха.

Разумеется, обладатель знания всегда находился на высшей ступени иерархической лестницы любого социума. Жрецы, шаманы, первосвященники, оракулы, академики, учителя и завучи в глазах общества, особенно той его части, что доверила им своих детей, были наделены  тайной. А раскрытие тайны содействует удивлению.

Сегодня  загадочности в школьной жизни становится все меньше, перестал быть тайной классный журнал, да и немного осталось в стране школ, которые, наряду с журналом электронным, ведут и журнал бумажный. Скорее всего, отдавая должное традициям, или так, на всякий случай, из-за ненадежности цифровой культуры. Появление электронных дневников и журналов привело к исчезновению некоторых ритуалов. Сегодня не стало объектов для пропажи, символических сожжений, подтирок и исправлений. Все помнят знаменитую картину Решетникова «Опять двойка», ее актуальность в прошлом, потому что об этой самой двойке родитель узнает задолго до того, как ребенок переступил порог родного дома, папа получил информацию о «двойке» по одному из многочисленных каналов информационных сетей.

Сегодня стали артефактами записки, те самые клочки бумаги, которые перебрасывались с парты на парту за спиной увлеченного учителя. Оперативная информацию о любви и дружбе, новом фильме или чужой тайне мгновенно передается через те же Сети.

С помощью цифровых технологий директор школы может сегодня посмотреть уровень заснеженности школьного двора, оценить травмоопасность в спортивном зале, заглянуть на кухню школьной столовой.

On-line трансляции заседаний Управляющих советов школ, родительских собраний, процедур аттестации руководителей образовательных организаций, записи всевозможных школьных акций, мероприятий и даже педагогических советов изрядно снизили напряженность таинственности школьного дела.

Школа живет в публичном открытом пространстве, и внутренний уклад школы тоже стал публичным и открытым.

Проблема открытости порождает множество вопросов, потребность в новых правилах взаимоотношений, изменения традиционных действий в образовательной повседневности, да и самих правил школьной жизни.

В недалеком прошлом на таких мероприятиях, как педсоветы с концовкой в виде покаяния грешников без права на сокрытие виновных; педагогические консилиумы с вечной повесткой дня «что с ним (учеником) делать и как ему (ученику) жить дальше?»; классные собрания с порицающими выводами — никогда не  становились достоянием широкой публики, они носили камерный, замкнутый корпоративный характер вне зависимости от того, в какой школе проводились — в образовательном гиганте столицы или крохотном сельском поселении.

Сегодня это невозможно. Мы ведь не знаем, кто из участников подобных акций включит камеру своего смартфона, и на каком сомнительном или уважаемом ресурсе эту запись разместит, и как она повлияет на спокойную и размеренную жизнь школьного сообщества.

Например, одна из самых старых и привычных форм публичного представления школы народу — родительские собрания. Это одно из знаковых педагогических действий, на которых не столько информировали о современных достижениях педагогической науки или о содержании основных образовательных программ, сколько подводили итоги личных и коллективных побед и неудач. На них определяли жертву и лидера, стыдили родителей за непрофессионализм в деле воспитания и часто обозначали особые нужды класса и школы.

Многие из нас помнят тревожные минуты ожидания дома перед невидимым учебником алгебры возвращения родителей после такого собрания. Самым грустным был ответ на вопрос «Обо мне что говорили?  — «Про тебя ничего не говорили. Ни плохого, ни хорошего». Иногда подобное отсутствие оценки лидерских качеств могло привести к стремлению совершить подвиг, никак не укладывающийся в каноны требований школьного распорядка.

Собрание как встреча предполагает активное участие, коллективное обсуждение, рефлексию, выработку решений. Но мы-то с вами знаем, что эти конференции были похожи на руководящее послание в виде ответственного монолога со стороны школьной власти. 

Конечно же, бывали дискуссии. Как правило, они касались форм и способов проведения выпускных вечеров, а эти выпускные акции в последнее девятилетие стали продвигаться сверху вниз: от 11-классников к выпускникам детского сада. Форма примерно одинаковая, расходы разняться.

А хотят ли родители этой коллективной рефлексии? Возможно, но при условии, что эту большую группу, озабоченную качественным образованием своих детей чем-нибудь сильно удивили, но удивив, не смогли раскрыть адекватно суть фокуса.

Так например, было с массовым использованием дидактических систем развивающего обучения, не вполне понятого родителями, ведь их учили совсем по-другому. Нам известны случаи родительских бунтов, требовавших возврата к привычному, родительские собрания, превращавшиеся по своему накалу в античные форумы, на них даже проходили голосование ЗА или ПРОТИВ этих непонятных дидактических систем.

Но ведь непонятое удивить не может, как не может заставить улыбнуться непонятая шутка.  Когда в школу пришел ФГОС начального образования с такими мудростями, как деятельностный подход и метапредметность, с недооцененной отцами угрозой для диванных просмотров  футбольных матчей проектной деятельностью, никаких бунтов не было, потому что в аббревиатуре содержатся магические символы: федеральный, государственный  и стандарт.

С появлением сетевого общения родительские собрания стали по-настоящему выразителями позиций и мнений каждого, более того, они проводятся в любое время без привязки к конкретному месту.  Привожу небольшой фрагмент обсуждения домашнего задания (орфография и пунктуация участников переписки сохранены):

28.01.16, 13:42:55: А каникулы будут дополнительно? Не в курсе?

28.01.16, 13:43:46: Род. Комитет Лёня: Про доп каникулы не могу сказать

28.01.16, 14:12:01: На сайте школы написано что обстановка пока в норме, никаких каникул и карантина не объявляется

28.01.16, 14:13:31: : Ок

28.01.16, 14:16:54: Род. Комитет Лёня: ЛА (учитель) сегодня ходила подписывать выезд на экскурсию, Лилия Захаровна не подписала, сказала никаких выездов пока

28.01.16, 14:21:16: Это наверное другое, это меры предосторожности

28.01.16, 14:21:47: А чтоб школу закрыть, смотрят реально сколько заболело детей

28.01.16, 15:25:19 Род. Комитет Лёня: Экскурсия "Бабаевский" перенесено на 19 апреля

Вдруг врывается не по делу:

28.01.16, 16:23:40: Дорогие родители, приветствую!

28.01.16, 16:24:12: Все сделали уже задание по математике N 265?

28.01.16, 16:25:00: Да, сделали

28.01.16, 16:25:08: Дети разве проходили уже 0,1.....и так далее?

28.01.16, 16:25:44: 291мм = 0,291дм

28.01.16, 16:26:22: Или я старею?) С трудом сама-то посчитала!)

28.01.16, 16:26:43: Ребёнок не имеет представления даже, как это делать!

28.01.16, 16:27:04: Математики выручайте)

28.01.16, 16:27:07: Там отпе

28.01.16, 16:27:21: Отпе?

28.01.16, 16:28:53: Ваня сказал, что это опечатка

28.01.16, 16:29:13: Что именно опечатка?

28.01.16, 16:32:29: Должно быть: дм,см,мм

30.01.16, 16:12:46: Здравствуйте родители. Кто нибудь сделал уроки,? Какое задание по математике и русскому.? На сайте что-то напутано, разобрать не можем.

30.01.16, 16:13:15: Мы сделали то, что на сайте

30.01.16, 16:16:48: Там на сайте рустренаже рномер 11 и 12? Если это страницы, то мы это делали, если номер тоже делали.

Я думала это математика, тоже не совпадает.

30.01.16, 16:18:19: +7 926 3375712: ,номер диктантов. Мы это не делали, поэтому сделали сегодня

30.01.16, 16:20:26: Теперь понятно. Мы то в рабочей тетради ищем! Нам по диктантам не дали. Все теперь ясно.спасибо

30.01.16, 16:20:44: Род. Комитет Лёня: Лиль, у нас в дневнике записано по матем.  264(1,2), 268(3)

30.01.16, 16:22:51: Хорошо. спасибо.у нас не написано. И странно почему тренажеры по русскому не дали, дома у нас их нет.

30.01.16, 16:23:34: Собирали на проверку у некоторых и не раздали

30.01.16, 16:24:46: Понятно. спасибо. Будем математику делать.

02.02.16, 18:31:52 Добрый вечер. Подскажите по математике на карточке красной ручкой задание задали 258(3). В интернете 278(3) а на сайте 278. Так какую делать? Кто знает

02.02.16, 18:50:09: Родительский Комитет Лёня: У нас на кариочке написано 278 (3)

02.02.16, 18:55:41: Может разные варианты?

02.02.16, 18:57:07: Родительский Комитет Лёня: Задания совподают. Видимо ошиблась в номере. На сайте тоже 278

02.02.16, 18:57:34: Род. Комитет Лёня: А мы вообще сделали только по карточке)

02.02.16, 19:13:56:Понятно. спасибо

05.02.16, 20:03:48: Добрый вечер, подскажите, пожалуйста, по русскому что задали?

05.02.16, 20:05:34: Род. Комитет Лёня: Добрый вечер! На сайте стр. 16 номер 298

05.02.16, 20:06:42: +7 903 2229529: Этоже вчерашнее задание

05.02.16, 20:08:25 Род. Комитет Лёня: Руслан сказал что ЛА сказала больше не будет по русскому домашку задавать, сами выбирайте какое упр делать, не знаю насколько эта инфа верна

 

А вот  про совсем другое (орфография и пунктуация участников переписки сохранены):

14.04.16, 8:56:46: : Уважаемые родители, доброе утро. Те, кто хотят поддержать ЛА, просьба сегодня после уроков или завтра с утра  подписать ответное письмо на обвинения в адрес ЛА. Проблемы периодически возникают у всех, в отношениях между педагогом и родителями... Я занимаюсь педагогикой 15 лет и знаю всю ситуацию изнутри.. Всегда найдутся довольные и не довольные родители, всем мил не будешь! Больше требований предъявляйте к своим детям, педагог ведёт Ваших детей, но учатся они сами! Остался ещё один год до окончания начальной школы и я, за то, чтобы ЛА довела моего ребёнка до конца! Письмо у Елены Пресновой. С уважением, Елена

14.04.16, 9:10:17: Доброе утро! Мы бы с удовольствием подписали письмо, но Лиза болеет и в школу не ходит. Ели можно, подпишите за нас. Мы полностью поддерживаем нашего учителя!

14.04.16, 9:19:42: +7 916 4658025: Доброе утро! Мы готовы подписать, но я Полину забираю в 14.10, подпишите за нас тоже пожалуйста.

14.04.16, 9:24:04: Доброе утро! С 14 я буду у школы с письмом))

14.04.16, 10:26:47: Уважаемые родители! В связи с тем, что ситуация вышла на обсуждение именно таким образом, хочу всех поставить  в известность. Мною было написано письмо. Претензия очень даже обоснованная, педагог оставил моего ребенка в плохом состоянии одну в фойе школы без  мед работника, не позвонив мне или мужу.

 с лозунгами и провокациями я к родителям с этим вопросом не ходила! ни кого не подбивала. Поэтому с этим вопросом мы пошли к руководству, которое надеюсь примут правильное решение. Если бы вашего ребенка каснулась такая ситуация, я думаю каждый из вас встал на защиту.

14.04.16, 10:29:35: Лиля, никакой бурной агитации против Вас или за ЛА никто не ведёт... У всех есть право на своё мнение..

Вас не устраивает педагог? Переводитесь к другому...

14.04.16, 10:30:27: Это решит руководство. я не хочу больше вступать в дурацкие дискуссии.

14.04.16, 10:33:05: Лилия, здравствуйте. Скажите, а как сейчас самочувствие у Даши?  Ульяна говорит, что Даша давно не ходит, эта ситуация еще до каникул случилась?

14.04.16, 10:38:14: Спасибо. Сейчас все хорошо. Из-за сложившейся ситуации мы не можем ходить в школу.

14.04.16, 10:43:55: Правильно ли я поняла, что у вас не было претензий к учителю как к педагогу, дающему знания, но именно оставление  ребенка одного имело место быть?

 

Соблюдая требования 152 ФЗ о защите персональных данных, я убрал все фамилии и номера почты. Но обратите внимание на время общения, это ведь самый разгар рабочего дня. А еще говорят про разные цветные революции….

 

Информационная открытость школы оценивается по-разному, кто-то отчаянно этому сопротивляется или считает делом второстепенным, для других открытость и публичность — привычное состояние. Причем есть закономерность: информационная закрытость школы неизбежно сказывается на ее популярности, качестве образования, учебных и социальных результатах. Открытые школы мобильны, умеют принимать стратегические решения, у них не чувствуется уныния ни в вестибюле, ни на уроке. Школы были открытыми или наглухо запечатанными вне зависимости от развития информационных технологий.  Делалось это в инициативном порядке, и когда основным регулятором отношений в образовательном пространстве страны стал «Закон об образовании в России», появление 29 статьи этого закона «Информационная открытость образовательной организации»: «…Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет.», не вызвало никаких проблем и затруднений. Наоборот, эта статья зафиксировала то, что стало уже повседневной практикой».

 Задолго до ее появления, стали размещаться публичные доклады школьных руководителей, структурированные и понятные, протоколы заседаний управляющих советов, приказы и информация об образовательных программах, способах принятия решений, информационных потоках, важные локальные акты, правила и основы корпоративной культуры, появились отзывы о школе и обсуждения школьной жизни, проводились открытые голосования, учителя стали делать и размещать свои личные страницы.

Предметом удивления сначала был сам факт информационной публичности, затем — возможность оперативно и открыто решать возникавшие проблемы, затем успех, как следствие этой открытости.

 

 

 

 

   
 
 
 

25.04.2017  |  Просмотров: 1587  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые материалы

«Работать хочется»

Рачевский Ефим Лазаревич

Четыре месяца из жизни Тихона

Кучеренко Елена Анатольевна

О системах оценки…

Приходько Сергей Сергеевич

Рецепты компромиссов

Селиванова Надежда Анатольевна

 


 

Самые популярные материалы

О системах оценки…

Приходько Сергей Сергеевич

Четыре месяца из жизни Тихона

Кучеренко Елена Анатольевна

Рецепты компромиссов

Селиванова Надежда Анатольевна

«Работать хочется»

Рачевский Ефим Лазаревич

 


 

Самые обсуждаемые материалы

Рецепты компромиссов

Селиванова Надежда Анатольевна

О системах оценки…

Приходько Сергей Сергеевич

Четыре месяца из жизни Тихона

Кучеренко Елена Анатольевна

«Работать хочется»

Рачевский Ефим Лазаревич

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.