Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Что такое школа? От нуля до первых результатов

Шевченко Андрей Владимирович, директор школы № 98 имени Героя Российской Федерации генерал-полковника Г.Н. Трошева, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Директор школы-2016»

«Управленческий компромисс: опыт поиска баланса желаемого и возможного» – так звучала тема эссе на Всероссийском конкурсе «Директор школы-2016». Нам было прислано много достойных работ, где каждый рассказывал, что для него значит «пойти на компромисс» в профессии и в жизни, и какой самый сложный выбор ему пришлось сделать при решении трудных, порой судьбоносных задач. О своих компромиссах, профессиональных и личных, в конкурсном эссе рассказывает абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Директор школы-2016» Шевченко Андрей Владимирович, директор школы № 98 имени Героя Российской Федерации генерал-полковника Г.Н. Трошева.

Компромисс первый

Управление школой основано на  эффективном использовании ресурсов. У директора таких ресурсов множество, и самый главный — это время. Время расходуется на принятие решений, контроль процессов, проявление внимания, присутствие на заседаниях, пребывание на совещаниях. Необходимо время для выяснения всех деталей, а также для  влияния на изменение поведения. Его катастрофически не хватает для обдумывания сделанных поступков и анализа ситуации.

Время директора школы — ресурс весьма специфический, им могут распоряжаться многие — от молодого родителя, который только планирует через несколько лет отдать ребенка в школу, до представителя бесчисленных инстанций, которые особенно весной любят проверять пульс жизни у школы.

Сложно отстоять этот ресурс, когда на него посягает случай. Абсолютно любой случай с каждым из 1364 учеников или 64 педагогов. Болезни и победы, аварии и памятные события способны разрушить любой режим и распорядок. Никто  не может спрогнозировать внезапную вспышку ветрянки.

Мой первый компромисс — это один вечер на написание эссе. Этого мало, текст будет сырым и не структурированным. Сумбур мыслей будет командовать смыслами, но на другой чаше весов родительское собрание в пятом классе, где теперь учится поставленный в другой школе на учет и переведенный к нам не простой ученик с еще более не простым папой, и комплексная проверка качества образования с привлечением МЧС и СЭС.

Безусловно, внутри кричит червяк сомнения — почему не написал раньше?  Раньше был городской  конкурс «Учитель года», где червяк был членом жюри и молчал, была кропотливая работа по рецензированию нового учебника  кубановедения в 7 классе, и червяк сомнений снова был занят, так что один вечер — вполне разумный компромисс.

Компромисс второй

Моя школа начиналась с пустого красивого здания, куда меня, ничего не объясняя, привезли  посмотреть. Первое впечатление было ошеломляющим! Это не школа! Дворец, заповедник, храм — что угодно! Наше  здание построено по немецкой технологии, на стенах невозможно ничего написать, средний класс площадью 78 м2, просторные рекреации, зонирование пространства, кровати в начальных классах. Особенно меня потрясли подвал и чердак, куда можно приводить экскурсии. Все коммуникации в легкой доступности, замена трубы или проводки — это простой, понятный и легкий процесс. В насосном отделении чисто, светло — все по человечески, все продумано. В такую школу невозможно было не влюбиться, как не влюбиться в мечту о будущем, — будущем, в котором будет создана среда для дальнейшего развития, среда для создания таких условий, в которых ученики достигнут самых высоких личных результатов. С одной стороны, была стабильная, интересная и высокооплачиваемая работа заместителя директора, с другой — мечта и понимание того, что это тот самый единственный шанс, повторения которого не будет.

Решение было простое: я пошёл за мечтой. За призрачным шансом создать  школу, которая будет экстерриториальной для современной действительности, сформировать пространство, где «ботан» — будет высшим статусом, а пойти на урок и провести его вместо учителя — будет высшим знаком доверия к ученику.

Я надеюсь повлиять на технологию обучения, ведь невозможно закрывать глаза на иную структуру информационного пространства вокруг и продолжать использовать технологии не соответствующие времени.

Я мечтаю, что учителя не будут нуждаться в средствах к существованию и смогут посвятить себя полностью работе, и, даже на уровне языка и смысловых понятий, учитель не будет думать, где заработать, потому что все заработки учителей —  это проблемы учеников и родителей. Я понимаю, что работа врачей и полиции — это недоработки учителей.

Решить этот внутренний конфликт мне не по силам, и мне удалось только отгородиться забором от внешнего мира, который в окружении школы представлен самым крупным торгово-развлекательным центром, ввести карточную систему доступа в школу и строго говорить о последствиях для всякого, кто на территории моей школы будет заниматься репетиторством.

Компромисс третий

Это была только моя школа… Для всех остальных ее не существовало. Юристы отказывались признавать здание школой и требовали оформления и постановки на учет, но без оформления земельного участка отказывались оформить здание, а здание невозможно оформить без кадастрового паспорта, а кадастровый паспорт..? Правильно — без оформления земельного участка!

Замкнутый круг удалось разорвать лично в кабинете руководителя службы, отвечавшего за оформление, после недели ежедневных встреч. Его тронули не мои мытарства и тупиковое состояние, а рассказ о том, что будет в этом здании, какие там для детей будут созданы условия и перспективы. Он подписал документ, и школа получила регистрацию, ИНН и прочие необходимые атрибуты. Может, эффективнее  было подать в суд или  идти жаловаться после первых трех неудачных общений  с вышестоящим руководителем. Но сегодня я понимаю, что решение было правильным — у школы есть замечательная ученица и родитель, который не раз выручал в сложных ситуациях по постановке на учет и оформлению имущества. Остается без ответа  только один вопрос — он тоже пришел за мечтой, и что будет, если наша школа не будет соответствовать его мечте об образовании?

Компромисс четвертый

Экономисты не считали постановку на учет  достаточным и  требовали имущества. Для спокойствия всемогущей Кристы необходимо имущество, чтоб открыть счет и получить субсидии для приобретения имущества. Другими словами, чтобы получить деньги на счет и купить мел, в школе должен быть мел, который можно поставить на учет. Никакие рассказы о том, что это будет лучшая школа во вселенной, что тысячи детей будут учиться в сказочных условиях, не действовали на этих сугубо профессиональных женщин.

Помогла та школа, откуда меня забрали из завучей, —  уникальная школа №71 в Московском микрорайоне города Краснодар. Не приходилось мне слышать до этого про школу, у которой в стандартном здании на 800 учеников в одну смену помещается до 20 только первых классов,  и вместе с  тем, школа входит в топ 500 лучших школ России, является базовой, занимает верхушки рейтингов по итогам ЕГЭ.

Директор Чернявская Светлана Федоровна передала нам в дар на новоселье мультимедиа проектор, который открыл счет школьному имуществу, и вечно будет находиться в актовом зале, даже когда его лампа перестанет светить, как почетный экспонат с инвентарным номером 000000001.

Компромисс пятый

Некоторые управленческие компромиссы просты и очевидны.  Несколько лет назад в нашей новой школе впервые появились старшие  классы. Для обучения были приобретены учебники русского языка С.И. Львовой, которые использовались многими школами  и давали хороший результат.  В прошлом году, в связи с бескомпромиссной борьбой издательств за прибыль, данный УМК исключили  из федерального перечня.

Долго формулировать проблему не пришлось — мы продолжаем учиться по запрещенным книгам или приобретаем новые учебники? Решение проблемы было простым — штраф за использование неверной линии учебников в разы меньше претензий прокуратуры по нецелевому использованию средств. Да здравствует штраф!

Компромисс шестой

Плановики были  самыми упорными и требовали детей — никуда не уйти от подушевого финансирования — ведь зарплата начисляется только по количеству душ. Мертвых душ не было, моя одна, живая, на финансирование не влияла. Приказ о назначении директором был издан в январе, приказ об открытии школы в марте — до первых детей был строжайший пост. С одной стороны, новая  школа почти существует, и в ней работают несколько человек, которые готовят ее к началу учебного процесса, формируют коллектив, принимают звонки и заявления о зачислении в школу, но основания для начисления зарплаты нет, пока в школе  дети не начнут учиться.  И опять спасла родная 71 школа: я продолжал там работать совместителем, поддерживал сайт, запускал электронный журнал, и это позволило моей семье выжить. Семья все понимала, ведь, когда два финалиста Всероссийского конкурса «Учитель года» вместе, это многое определяет.

 

Компромисс седьмой

Школа это дети. Первые ученики школы были незабываемыми: они ходили по полупустому зданию, как в музее,  не бегали, не орали, умеренно безобразничали и во многом сохранили восторженное отношение к своей школе. Сейчас это необычно  и удивительно звучит, но … в переполненном спальном районе мегаполиса первых учеников я набирал в школу по объявлениям  в газетах, на форуме, на остановках, в магазинах. Пришли очень разные дети, с разной судьбой и разными взглядами на школу. Были и отличники, переехавшие из других частей нашей Родины. Особенно Хабаровск и Дальний Восток прислали значительную долю контингента, но были и ребята сложной судьбы, которых попросили перейти среди учебного года в другую, новую школу, где им, наверняка, будет лучше.

Именно в это время моя директорская коллекция пополнилась изрядным количеством ножей, а знания в татуировках и таблетках значительно расширились. Изменить ситуацию удалось только стократным убеждением, что здесь другая школа — здесь весело и без таблетки, безопасно и без ножа и вдоволь способов проявить, зарекомендовать себя, быть крутым и успешным без дворовых пантов и понятий.

В итоге школьная среда пересилила дворовую. Я понял это, когда дежурный пятиклассник сделал замечание новенькому восьмикласснику словами: «У нас здесь так не принято!»  И стоявшие рядом подтвердили, а не начали высмеивать. Получил подтверждение, когда старшеклассник вопил: «Я его не тронул! Я его не тронул!» —  после столкновения с несущимся первоклашкой. Я очень надеюсь, что он и за пределами школы сохранит такое отношение и останется человеком. Пошли на уступки все. В школе не было сформированной корпоративной культуры, и атмосфера нового, необычного, замечательного светлого будущего оказалась созвучной детским душам, и они попрятали все темное и гадкое в себе. На время. Надеюсь, на все время.

 

Компромисс восьмой

Школа — это учителя. Набрать коллектив нельзя. Можно принять на работу единомышленников, из которых в будущем, возможно,  сформируется содружество профессионалов. И обязательно появится результат. Набирая коллектив, я исходил из принципа, что в школе нужны люди лучше меня, умнее меня, профессиональнее меня. Если я пел лучше, я не брал такого учителя пения, если я рисовал лучше, то ждал другого педагога. Только восьмой физик не смутился и ответил на вопрос про правило буравчика на примере ладони. В итоге в школе из 64 педагогов 31 с опытом школьного административного прошлого. А бывших директоров не бывает!

В этом году школе 4 года, она пережила кризис 3 лет, когда ушли несколько сильных педагогов, которые стояли у ее создания — два уехали в Москву, там их профессионализм оценили в четыре  раза большей зарплатой, один бывший завуч руководит собственной школой. Это был не простой компромисс — учителя уехали не вдруг, и заму предложили школу не случайно.

В новой школе, формируя единую образовательную среду, мы выбрали программу, по которой решили идти все вместе. С целью методической поддержки заключили трехсторонний договор с издательством и методической службой. Получили статус муниципальной площадки, провели мастер-классы, открытые уроки с приглашением гостей из соседних школ, которые работали по такой же программе. Пригласили и  специалистов из Москвы. Прошел один семинар, второй. На третий уже наших учителей пригласили в столицу и прельстили там  финансовым благополучием.

 

Нет у нас больше этих специалистов. Нет больше площадки. Не приглашаем больше чужих агентов влияния. Я понимаю всю упущенную выгоду от бездеятельности в данном направлении, но ущерб для организации сейчас значительней возможных благоприобретений в будущем. Вектор планируемых решений в региональной специализации, но понимания модели, в которую можно оформить взаимодействие,  пока нет, и  у нас методическая рецессия.

 

Компромисс девятый

            Этот компромисс из 2010 года, Года Учителя. В станице Полтавской Краснодарского края я работал директором сельской  школы и учителем.  Победил в муниципальном, краевом и стал финалистом Всероссийского конкурса «Учитель года». Стояла задача на уроке в незнакомом классе организовать работу детей так, будто они понимают меня с полуслова. Ситуация неопределенности была максимальной — я не знал детей, их уровень, потенциал и принятые технологии обучения. Безусловно, был учебник, рабочая тетрадь и прочие атрибуты передачи знаний, но темп урока планировался жестко — я хотел показать освоение материала через различные виды деятельности, хотел вовлечь в урок  каждого ученика, независимо от его подготовки. Для этого необходима была памятка, инструкция, регламент. Нужен был документ, который подскажет, что делать в каждый  момент времени урока и куда двигаться, если отстал. Ломая голову над этой проблемой, после многих попыток на незнакомых учениках в незнакомых классах я решил  заимствовать у повара школьной столовой технологическую карту приготовления блюд и адаптировать для приготовления урока.

 В этой  карте удалось  расписать что, когда, после чего и за чем делать, сформулировать по-разному задания, предусмотреть различные виды работы для учеников с различными образовательными потребностями. Чтобы задействовать самых инертных, одна карта была сделана в форме комикса. Такие карты были созданы  для разных групп, но в итоге урока они приводили к одной образовательной цели. Назвал я сие маршрутной  картой.

Свою идею я изложил в журнале «Педагогический вестник Кубани», и мне очень приятно видеть ее применение учителями в рамках конкурсных уроков. Пусть  называют раздаткой,  листиком или разноцветной бумажечкой, пусть не используют принцип технологичности, а комбинируют материал необходимый на уроке, но идея живет и требует развития.

Маршрутная карта, возникшая как компромисс между ресурсами, на уроке может стать средством индивидуализации образовательной траектории, когда по предмету, по каждой теме урока будет создано избыточное количество карт урока, каждая из которых сможет учитывать индивидуальные особенности ученика.

 

Бескомпромиссность

Работая в маленькой сельской школе на окраине станицы у кладбища, было сложно рассчитывать на материальную помощь школе.  Через время вопреки всему появились первые деньги. На управляющем совете разгорелся серьезный спор о том, на что же потратить  эти семь тысяч. Предлагались разные варианты: и поездка детей в музей, и новые учебники, и приобретение компьютеров, и ремонт полов на первом этаже ветхого здания. Я настоял на пожарном гидранте. Не понял никто, но все  согласились. За спиной звучали эпитеты, выражавшие различную  степень  сомнения в адекватности руководителя, а  гидрант мы купили и установили. Закончился учебный год, наступило лето, и загорелась трава за оградой кладбища в санитарной зоне, где полно было хлама и сухой травы. Прибыла по вызову бригада пожарных. Водозапас иссяк за  несколько минут, а ветер дул в сторону школы. В итоге гидрант пригодился, а я сделал вывод, что вопросы безопасности необходимо решать в первую очередь, без компромиссов.

 

Перспектива

Наша школа растет — детей стало в три раза больше, чем рассчитано здание, но вместе с тем удается сохранить понимание особенного уклада и особенной школьной атмосферы. Пришли новые учителя, которые привнесли дополнительную энергию в развитие школьного коллектива. Удалось сформировать нечто похожее на соленый раствор, попадая в который, разные плоды: красные, желтые, зеленые, приобретают одинаковый вкус и даже если попадется перчинка, то это только придаст пикантности общему гастрономическому ансамблю.

Только в этом году у нас призовые места по баскетболу, волейболу и первое место в крае по легкоатлетическому кроссу. Этот красивый букет спортивных наград — заслуга одного молодого учителя, который два года назад  пришёл работать в школу, и я уверен, что через несколько лет он опишет свои достижения в эссе на конкурсе лучших директоров.

С первого взгляда на школу очевидной была перспектива — прекрасное здание, замечательные условия должны соответствовать значительной цели. Наша школа как здание, вполне соответствует всем требованиям мирового уровня.  Здания аналогичной конструкции расположены в Баварии, Новой Зеландии и Сингапуре. Соответственно, задача стоит одна – войти в лучшие школы мира. Материальные ресурсы для этого есть, осталось умело распорядиться временем и кадрами.

Мы уже добились некоторых успехов: ежегодно принимаем участие в конкурсе кабинетов.  Наши кабинеты начальных классов — одни из лучших в Краснодаре! Наша столовая точно лучше всех японских и американских столовых, поскольку на самом современном оборудовании ученикам готовятся диетические блюда. По мнению всего 4 «б» класса наши крылышки гораздо вкуснее  крылышек KFS. И я с ними согласен, наши — не такие острые.

Мы внедрили систему электронного ученического билета, когда для входа в школу компьютер считывает данные пластиковой карточки, и в связи с этим определяет уровень доступа: ученики заходят в школу, а родители —  только на территорию. В будущем мы объединим эту систему с электронным журналом для выставления пропусков, с данными по питанию и оплат в столовой, с формуляром в библиотеке, что позволит создать единое, безопасное, прозрачное образовательное пространство.

 

Школа, на мой взгляд, будет школой только после выпускного у учеников первого набора, когда будут пройдены все ступени, будут преодолены все испытания, и организация докажет право на достойное формирование личности.

Мы только в начале пути. Наш первый набор сейчас заканчивает начальную школу. Для попадания в топ 500 у нас сделано очень многое: мы выдерживаем показатель баллов по ЕГЭ, но нам не хватает призеров Всероссийской олимпиады. Несколько лет мы кропотливо сопровождаем способных ребят и ежегодно удваиваем количество призеров муниципального уровня. Даша занимается химией, Наташа занимается физикой, стараются, и на следующей олимпиаде у нас все  получится!

 

С мировым рейтингом сложнее. Не ясны критерии отбора, и на какую методику ранжирования ориентироваться. Большинство из рассмотренных выводят уровень владения вторым иностранным языком как базовый результат. На сегодня не укладывается в единую систему ценность технического образования и значительная роль  филологии.

Но мы справимся, и у нас все получится. Главное не рейтинг, а внутреннее понимание, что такое школа — школа как постоянно меняющаяся образовательная среда, сотканная  из множества  компромиссов.

 

   
 
 
 

18.01.2017  |  Просмотров: 2385  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые материалы

«Работать хочется»

Рачевский Ефим Лазаревич

Четыре месяца из жизни Тихона

Кучеренко Елена Анатольевна

О системах оценки…

Приходько Сергей Сергеевич

Рецепты компромиссов

Селиванова Надежда Анатольевна

 


 

Самые популярные материалы

О системах оценки…

Приходько Сергей Сергеевич

Четыре месяца из жизни Тихона

Кучеренко Елена Анатольевна

Рецепты компромиссов

Селиванова Надежда Анатольевна

«Работать хочется»

Рачевский Ефим Лазаревич

 


 

Самые обсуждаемые материалы

Рецепты компромиссов

Селиванова Надежда Анатольевна

О системах оценки…

Приходько Сергей Сергеевич

Четыре месяца из жизни Тихона

Кучеренко Елена Анатольевна

«Работать хочется»

Рачевский Ефим Лазаревич

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.