Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Дорогу осилит идущий…

Колесень Лариса Ивановна,

Инклюзивная школа… Это словосочетание у многих ассоциируется чаще всего с проблемными детьми и трудной жизнью педагогов, и никак не с возможностями успехов. И что делать директору такой школы, когда условий для развития нет, коллектив устал, и поддержки в семьях воспитанников искать не приходится…?

Абанской школе №1 — 50 лет. Тридцать лет назад я была её выпускницей, и вот уже почти четыре года — директор школы.  

Директором школы я была назначена 1 сентября 2010 года. Здание школы типовое двухэтажное. Внутренние интерьеры имели удручающий вид: тёмно-зелёная окраска стен, выщербленные от времени дощатые полы, разбитые лестничные площадки. Встроенные дощатые шкафы тёмно-коричневого цвета наводили тоску. Оснащённость кабинетов учебно-наглядными пособиями мизерная. Коллектив (что осталось после реорганизации школы) охарактеризовать можно было так: полная растерянность, апатия, усталость, низкая самооценка, низкая эффективность деятельности, равнодушие.

Причину неуспешности искали во всем, но только не в себе. Оправдание звучало: «А что мы можем, у нас такие дети». Никакого видения будущего школы, никакой стратегии. А социальный паспорт школы заслуживает пристального внимания. В школе триста учеников. Девяносто восемь процентов учеников из малообеспеченных семей. Более половины семей неполные. Высшее образование родителей — большая редкость. Часть родителей не имеют постоянного места работы, пьют. Бюджет семей состоит из случайных заработков, пособий по потере кормильца и других социальных выплат. Личное подсобное хозяйство не ведётся в большинстве семей. Даже огороды у многих поросли сорной травой. Тридцать процентов детей ежедневно подвозим из деревень Борки, В. Городецк, Канарай, Гагарино, Петропавловка, Денисовка, Заозёрный, Стерлитамак, Долженково на пяти школьных автобусах.

Первое, что я сделала, проанализировала имеющееся ресурсы. На средства местного бюджета проведены капитальный ремонт крыши, пищеблока, медицинского кабинета. Учебно-методическая база школы бедная. Часть начальной школы находилась в соседнем здании, бывшее здание школьного интерната. В нём ремонт не проводился, даже косметический, более десяти лет. В основном здании школы были помещения, которые использовались неэффективно.

Проблемы

Весь коллектив работников — почти восемьдесят человек, из них сорок педагогов. Количественный состав достаточный. А вот качественный… Повышать квалификацию не желали, аттестоваться тоже. Высшей категории нет, первая у пяти учителей. Остальные не имели категории и не стремились её получить. Большинство педагогов имели немалый стаж работы, а вот, как работать с детьми, требующими особого подхода, не имели никакого представления.

Не обучались на курсах повышения квалификации, не участвовали в работе методических объединений района. Низкое качество обучения, особенно в 5−9 классах.

Не участвовали во Всероссийской олимпиаде школьников, в районной НПК, отсутствовал сайт школы. Формальное психолого-педагогическое сопровождение учащихся. Административный состав три ставки завуча распределены между пятью работниками. Планирование составлено поверхностно, обучение внутри коллектива школы не предусматривалось, контроль ситуационный, не отражающий проблем учебно-воспитательного процесса.   

Уровень удовлетворённости коллектива условиями работы в школе, при высшей оценке 4 бала, был 2,7, стал 2,5. Понимала, что часть коллектива не включается в изменения. А это значит, не повышают свою самооценку, как следствие агрессивное поведение. Это подтверждает и анкетирование.

Что делать?

Как повысить самооценку педагогов, как поверить в себя? Совершенно очевидно, что человек с заниженной самооценкой не может достигнуть положительного результата, и тем более подвигнуть на результат учеников. Сам не образовывается и других к этому не подталкивает. Стоял вопрос: с чего начать? — формировать структуру управления. Управление в команде не складывалось. Понимала, без команды ничего не получится. Уволился завуч, который не принимал никаких изменений. Пригасила двух учителей на должности завучей. Перераспределили обязанности: выделили два направления работы общеобразовательное и коррекционное.

НСОТ

Я с восторгом приняла вводимую новую систему оплаты труда. Мне представлялось, что лучшего способа повысить мотивацию коллектива не найти. Считаю, что назначение финансовой политики в управлении человеческими ресурсами — ободрять и поощрять каждое улучшение качества обучения. Важно материально и морально оценивать по уровню его мастерства. Такая оценка вполне сочетается с моим интересом директора в финансовой политике — направлять деньги туда, где отдача от них будет наивысшей, то есть в большей мере платить за такой труд и тем работникам, которые приносят наибольший успех организации. Проведение эффективной, справедливой финансовой политики лишает, на мой взгляд, работников почвы для недовольства, сомнений и  жалости к себе.

Таким образом, я полагала, что получив удовлетворение от повышения зарплаты, педагоги захотят эффективней работать. Но не тут-то было. На высвободившиеся вакансии учителя иностранного языка, истории в очередь желающие у нас работать не вставали. Пришлось взять тех, кого в другие школы не брали из-за их низкого профессионализма. Тем временем разработали Положение о стимулировании труда педагогических работников. Наибольшее количество баллов предлагали за результаты в приоритетных направлениях: качество обучения, повышение профессионализма учителя, предъявление опыта в своей школе, других методических площадках, результаты ГИА, участие в конкурсах, олимпиадах.

Но парадокс состоял в том, что стимулировать было некого. Откуда взяться новому качеству обучения, если приёмы работы оставались прежними — традиционный урок. Опыта, достойного предъявления, не было. На уровень района, не говоря об уровне края, никто и не собирался выходить ни в какие конкурсы, к олимпиадам детей не готовили.

Но человеческое желание получить заработную плату повыше сработало. Постепенно коллеги стали выстраивать свою профессиональную деятельность под критерии результативности. Далеко не всегда это радовало и радует до сих пор. Искали к оплате незначительные шаги, зачастую обязанности из  должностной инструкции выдавали за результат. Стремились к одноразовости мероприятий, а там хоть трава не расти. На второй год внедрения НСОТ, в коллективе пересмотрели критерии. Заменили слово «участие», на слово «результат». Убрали в большинстве критериев «школьный уровень», заменив на "районный, краевой и даже (!) всероссийский".

Постепенно стали применяться критерии, определилась небольшая группа учителей, которые стали конкурентными на уровне и района, и края, не часто, но и на уровне России. Результаты заседания комиссии (сводную таблицу) размещала в учительской для ознакомления работников с результатами работы комиссии. Так как результатов не столь много, во избежание больших остатков фонда заработной платы в течение года трижды меняли стоимость бала: 65, 100, 120 рублей. Как руководителя, меня радовало движение на развитие, а в коллективе и без того особой привязанности не было, а когда ушла уравниловка в оплате труда, стало ещё неспокойней.

 

Профессионализм

Понимала, что учителя находятся во власти своих привычек. Одни боятся необходимости обучаться новому, другие не хотят. Организовали повышение квалификации внутри школы. Обучающие семинары, изучали опыт других школ, давали открытые уроки, разбирали успешные и не совсем успешные пробы. Активизировали работу методических объединений, создали творческие группы, индивидуальные программы развития учителя. Находили площадки, где публично объявляли об успехах каждого, кто их достиг. Аккуратно провоцировали на анализ: а я это могу, а я могу лучше других. Постепенно освоили приёмы работы в парах, группах, технологии: КСО, продуктивное чтение, проблемное обучение.

Реализация ФГОС, как нельзя, кстати, для нашей школы. Больше вопросов, чем ответов. Как организовать развитие УУД, как организовать внеурочную деятельность? Методическое объединение начальной школы заседало ежемесячно, и чаще учились вместе. Разбирались в вопросах, практиковали, обобщали первый опыт. Первые пробы закрепляли открытыми уроками для коллег. В классах коррекционного обучения всё обстояло хуже. Не понимали, почему дети быстро утомляются, не умеют выстраивать отношения ни со сверстниками, ни с взрослыми. А таких детей в школе почти половина, в 13 классах-комплектах. Так как дети с нарушением интеллекта есть в большинстве школ района, по решению управления образования, наша школа назначена базовой площадкой по специальному образованию. Надо было уметь работать самим, учить работать других. Все педагоги, работающие с детьми 7 и 8 вида, прошли курсы повышение квалификации, посетили школы в г. Красноярске, Зеленогорске, Канске. Стали нарабатывать методические приёмы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 

Пришло понимание, что без узких специалистов коррекционное направление не будет эффективным. Новое содержание получил медико-психолого-педагогический консилиум. Каждый специалист рассматривает ребёнка с точки зрения, как ему помочь в развитии. Сложилась система сопровождения ребёнка с фиксированием динамики развития в дневнике наблюдения. Главная задача — помочь ребёнку адаптироваться в окружающем мире, уметь продолжать обучение, устроиться на работу, создать семью.

Постепенно коллеги осмелели и стали принимать участие в конкурсах районных и краевых. Вся методическая работа по совершенствованию навыков работы пошла легче. А вот приобретение новых навыков, всё намного труднее. То, что во все времена «кадры решают всё», знают все. Выявили с помощью самоанализа (и анализа) сильные и слабые стороны каждого педагога, провели серию семинаров по ФГОС. Особое внимание уделяли требованиям к современному уроку, когда теория чередовалась с практикой, когда шла наработка своего опыта по технологиям, целеполаганию, рефлексии, оцениванию учащихся, работе в парах, группах, индивидуальной работе на уроке и т. д. На методических объединениях стали давать открытые уроки, мастер-классы проходят обязательно. Постепенно учителя стали чувствовать себя увереннее, много было взаимопосещений, выезжали в другие школы, провели в своей школе методическое объединение учителей начальных классов, где получили одобрение от коллег района.

За учителями начальных классов, набирая опыт, пошли учителя основного звена. Открытые мероприятия стали нормой. Конкурс «Учитель года» шёл в два тура: школьный и районный. Важен был школьный уровень, так как принимали участие все: урок, самоанализ, защита ИОП, мастер-класс.  

Произошли заметные позитивные сдвиги в сознании учителей. Это сказалось на результатах: педагоги пошли на аттестацию. Произошли качественные изменения в коллективе: с высшей категорией — 6 человек, с первой категорией — 17 человек.

Есть утверждение, что все дети от природы талантливы. Задача школы, учителей вовремя заметить талант ребёнка, чтобы помочь ему раскрыться. В школе постепенно складывается определённая работа с одарёнными детьми. Создана целевая программа «Одарённые дети». Главная задача — выявление и поддержка таких детей и дальнейшее сопровождение в их творческом развитии. Идёт работа с учителями, которые не умеют готовить детей к олимпиадам, вести исследовательскую и проектную деятельность. Стали готовить учителей. Без энтузиазма, но дело сдвинулось: организовали школьное научное общество учащихся «Факел». Первый год в 6 секциях НОУ работали 54 ученика, а во второй год в 10 секциях — 68 ребят. Почти сто учащихся участвовали в школьной олимпиаде. Родителей привлекли к этой работе, и дело пошло. В этом году вышли на районный и краевой уровень. Чтобы помочь способным детям, привлекали к их сопровождению психологов. Вводим факультативные курсы «Проектная и исследовательская деятельность», «Как писать реферат, исследовательскую работу». На школьной научно-практической конференции присутствуют родители, представители общественности. Это праздник, есть пьедестал почёта, который является местом успешности. В этом году стали победителями и призёрами в районной олимпиаде школьников среди 3 и 4 классов по русскому языку и математике. Для нас это прорыв. А из премиального фонда вручаем небольшую премию победителям. Фонд формируем из личных средств бывших выпускников школы.

Качество

Низкие результаты обучения мы даём ещё и потому, что будущие первоклассники не посещают детский сад, и в семье не получают никакого развития. Провели ремонт школьной комнаты, открыли группу предшкольной подготовки. Посещают группу с каждым годом всё больше детей: пять — первый год, тридцать — сегодня. Дети пяти и шести лет занимаются с воспитателем счётом, аппликацией, рисованием, лепкой по программе ФГОС и многим другим. Детей сопровождает психолог, логопед, что также повышает подготовленность ребёнка к школе.

Определили группы детей со слабыми и нормальными возможностями. Нехотя, с ворчанием, но стали проводить дополнительные занятия по определённому графику. Уже по итогам первого полугодия наметились небольшие подвижки, это окрылило. Определили список детей с одной тройкой, четвёркой. Классные руководители тесно контактировали с учителями предметниками, по поводу успеваемости учеников. Управление образования провело административные контрольные работы в классах. Впервые по итогам полугодия мы определены в группу школ с качеством обучения выше районного. Итоги ГИА по математике, русскому языку ни одной двойки.

Школа сегодня

Складывается творческий коллектив педагогов, способный конкурировать с коллегами из других школ.   

На сегодняшний день школа сформировала вокруг себя свой социум: она стала центром притяжения и детей и взрослых. Никогда раньше родители «не жаловали» школу, сейчас на все массовые мероприятия приходят. В школе организован родительский всеобуч по вопросам ФГОС и другим сложным проблемам, где учителя, администрация школы, психологи и социальные педагоги дают советы (показы) как можно помочь ребёнку, как ребёнка с ограниченными возможностями развивать в семье. В школе кардинально изменились интерьеры. Это светлая просторная, современная и безопасная школа. В кабинетах 11 интерактивных досок, четыре видеопроектора, что позволяет организовать урок в системно деятельностном подходе. В муниципальном рейтинге занимаем четвёртое место. А в тоже время …

Каждый руководитель на пути развития организации использует ресурсы: финансовые, юридические, информационные, человеческие. Прихожу к выводу: главный ресурс — человеческий. Как был актуальным лозунг: «Кадры решают всё», так и по сей день актуальным и остался.

 

Колесень Лариса Ивановна, директор МБОУ "Абанская ООШ №1", Красноярский край

© Конференция «Управленческая весна -2015».

 

 

 

 

   
 
 
 

23.11.2016  |  Просмотров: 2122  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.