Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Развивающее обучение: краткий курс начинающего РОшника

Серикова Людмила Владиславовна , директор МАОУ «Гимназия №31» г. Перми

Одной из особенностей нашего времени является возможность каждой школы, каждого учителя выбирать образовательную систему, выбирать способы и методы обучения. Главными при этом выборе являются внутренняя мотивация, принятие той или иной теории обучения, понимание её принципов и убежденность в правильности тех подходов, которые лежат в её основе…

В 2000 году педагогический коллектив нашей гимназии, а тогда ещё школы, стал знакомиться с системой развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. В то время очень активно система набирала обороты: шла апробация в классах начальной школы, на базе областного института повышения квалификации проходили переподготовку педагоги, существовали летние школы развивающего обучения (РО). Классы развивающего обучения открывались практически в каждой третьей школе! И вот на этой волне педагогический коллектив стал обсуждать основные принципы новой системы. Конечно, возглавили инновационное движение активные и смелые учителя. Основная масса педагогов с опаской отнеслась к изменениям. Были споры, отрицание, нежелание «сдавать позиции». Это теперь, 16 лет спустя, понимаешь, как тяжело учителю, вышедшему из традиционной школы, имеющего опыт обучения в моделях классно-урочной системы, понять и принять совсем другую идеологию — идеологию не передачи знаний (образцов) от учителя, единственного источника знания, а  коллективно-распределенной деятельности, где оценка результата индивидуального действия осуществляется не только в соответствии  с образцом, но и в его сопоставлении с аналогичными результатами, полученными другими детьми, группой.

Понимали ли мы тогда масштаб изменений? Думаю, нет. Вряд ли каждый из нас в то время осознавал, что изменения коснутся не внешней стороны обучения, а глубинных пластов, совсем иной  философии образования.

 

Что такое развивающее обучение?

В начале 30-х гг. двадцатого столетия Л.С. Выготский обосновал ценность обучения, ориентированного на развитие ребенка. При этом знания, умения и навыки поставил не конечной целью обучения, а средствами его развития. Наиболее полно идеи Л.С. Выготского были развиты в рамках психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец и др.), а также получили продолжение в 60-80-е гг. в концепции развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), в которой «ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения, как учащийся». 

Содержанием учебной деятельности в РО выступают теоретические знания, «овладение которыми посредством этой деятельности развивает у учащихся основы теоретического сознания и мышления». Однако, школьники не создают понятий, образов, ценностей и норм, а присваивают их в учебной деятельности, но при её выполнении осуществляют мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались те или иные продукты духовной культуры.  В.В. Давыдов считал, что «мысль школьников при таком усвоении целенаправленно движется от общего к частному», а «усвоение направлено на выявление школьниками условий происхождения содержания усваиваемых ими понятий».

В самом начале школьной жизни у ребенка еще нет потребности в теоретических знаниях как психологической основы учебной деятельности. Эта потребность возникает в процессе реального усвоения ребенком элементарных теоретических знаний при совместном с учителями и сверстниками выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующих учебных задач. Л.С. Выготский писал: «Развитие психологической основы обучения не предшествует началу обучения, а совершается в неразлучной внутренней связи с ним, в ходе его поступательного движения».

Алгоритм учебных действий выглядит следующим образом:

  1. Принятие школьниками учебной задачи или её самостоятельная постановка.
  2. Преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого всеобщего отношения того объекта, который должен быть отражен в соответствующем теоретическом понятии.
  3. Моделирование выделенного всеобщего отношения в предметной, графической и буквенной форме (построение учебной модели).
  4. Преобразование модели с целью изучения свойств объекта.
  5. Выведение и построение определенной системы частных задач.
  6. Контроль и оценка.

Д.Б. Эльконин и В.В.Давыдов выбрали в качестве основы развития школьников овладение общими способами действия. Несколько позднее это и было осмысленно как развитие теоретического мышления, главное отличие которого рефлексивность, т.е. «способность человека не только решать задачи, но и осознавать способы своих действий, их основания и границы их применимости, критично относиться к процессу своего действия и полученным результатам».

Следующая отличительная  особенность: процесс обучения в РО выстроен на основе совместной деятельности взрослых и детей. Именно совместная деятельность, согласно учению Л.С. Выготского, является основным условием развития ребенка. В ней заключен главный «социокультурный механизм» передачи опыта от взрослого к ребенку. Это деятельность по решению одной общей задачи на одном пространстве в одно и то же время.

В модели совместной учебной деятельности в группе выделяются пять элементов:

  1. Позитивная взаимозависимость, т.е. понимание учащимися того обстоятельства, что он связан со своими товарищами в такой мере, которая не позволяет достичь успеха одному,  если его не достигнут остальные.
  2. Личное взаимодействие, при котором дети должны общаться между собой, помогать друг другу в решении задач, выполнении заданий, в поиске идей и сюжетов.
  3. Индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик лично отчитывается за свою работу, а оценка дается и персональному вкладу, и коллективному результату.
  4. Навыки общения, которые прививаются ученикам с тем, чтобы они использовали их в учебном процессе.
  5. Совместная оценка хода работы, при которой группы учащихся должны регулярно подводить итоги сделанной работы и определять, каким образом каждый из них и группа в целом могут действовать более эффективно.

 По мнению Цукерман Г. А., «только в совместной деятельности со сверстниками ребенок может освоить основные учебные действия моделирования, контроля, оценки».

Каков портрет педагога РО?

Основной задачей педагога является не передача знаний обучающимся, о создание условий для организации собственной деятельности школьников по достижению  знаний, по овладению способами обобщения учебного материала.

Учитель, организующий процесс обучения в данной технологии, сам должен быть готов к самоанализу и рефлексии, к планированию и переосмыслению своей деятельности. Рефлексия тесно связана с самостоятельным выбором педагога и той степенью ответственности за последствия своих самостоятельных шагов. Рефлексия также связана с необходимостью каждому учителю определить границы своего незнания и выстроить траекторию профессионального роста, траекторию самообразования.

А.Б. Воронцов определяет квалификационные характеристики учителя РО:

  • способность к построению особой коллективно-распределенной формы учебной деятельности;
  • знания о закономерностях групповой деятельности, уровнях групповой организации, способах разрешения конфликтов, формах общения;
  • способность выстраивания учебного предмета в виде  учебных задач, несущих понятийное содержание;
  • знания психологических закономерностей и механизмов построения учебной деятельности, развития личности ребенка; владение системой педагогических методов, позволяющих решать учебные задачи в ситуации совместной коллективной деятельности;
  • владение теоретическим содержанием той предметной области, которая позволяет выстраивать учебную деятельность.

Одним словом, педагогическая деятельность в РО переходит в статус исследовательской деятельности, где учитель что-то открывает, вносит, дополняет, тем самым самостоятельно моделируя процесс обучения.

Удивительно, но учителя нужно не учить чему-либо, а отучать  от педагогических догм и правил!  Отучать   работать в  монологической позиции; пресекать  постоянное желание оценивать деятельность ученика, заглушая тем самым проявление и попытки самостоятельной оценочной деятельности; бороться с попыткой учителя везде и всем «постелить соломку», заранее предугадывая ошибки учеников и не давая возможности  последним учиться на собственных ошибках. «Усилия людей, работающих в педагогических экспериментах, сегодня направлены уже не на приобретение «знаний, умений  и навыков», а на поиски быстрого и эффективного избавления человека от того, что он умеет и знает».

Ещё одним главным качеством учителя является способность взаимодействовать с коллегами. Только в процессе совместной деятельности возможно преодолеть собственные трудности, освоить и методически выстроить работу по технологии РО.  

Чем отличается  образовательная среда  РО?

Системно-деятельностный подход, расширение внеурочных форм учебной деятельности, изменение системы оценивания, учет возрастных особенностей школьников с обеспечением насыщенной информационно-образовательной средой не укладываются в существующий формат образовательного процесса, т.е. в формат линейного расписания учебных занятий, формат традиционной модели разработки учебного плана.

Образовательная среда — это чередование урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, это наличие в годовом учебном графике проектных задач и образовательных модулей, длящихся  3-5 учебных дней. В этот период ритм учебных занятий полностью заменяется свободным, саморазвивающимся процессом, где отсутствуют четкие временные границы. Работа проходит в потоках, группах сменного состава,  в том числе разновозрастных, а также индивидуально. Много времени в данный период уделяется индивидуальным консультациям и самоподготовке.

Очевидно, что с целью создания условий для реализации РО необходим переход к нелинейному расписанию, к нелинейной образовательной программе, где ни один класс не сидит в одном и том же месте в одно и то же время. Должны быть разные группы людей: кто-то идет на хор, кто-то на экскурсию. Образовательные путешествия, выходы в музей, спортивные праздники тоже должны стать частью программы, легальными занятиями.

  При проведении отдельных занятий предусмотрено объединение в разновозрастные  группы или группы по интересам, а также обучение в потоке или предоставление возможности учителю  провести индивидуальную работу с учащимся. Также соблюдается условие предоставить нескольким учителям возможность поработать с учениками параллели, разделив их на группы под уровневые учебные задачи.

Ещё одна наша особенность — изменение подходов к организации контрольно-оценочной деятельности, формирование контрольно-оценочной самостоятельности. Переход на уровневую шкалу оценивания (7 уровней), введение формирующего и констатирующего оценивания.

Формирующее  (текущее) оценивание предназначено для определения уровня усвоения знаний в процессе повседневной работы. Могут использоваться как критериальные оценки, так и суждения, комментарии; вводиться  различные шкалы оценивания.   Такое оценивание производится как самими обучающимися, так и учителем и осуществляет две важные функции: диагностическую и коррекционную. Цель такого оценивания — увидеть проблемы и трудности в освоении предметных способов действия и компетентностей и наметить план работы по ликвидации возникших проблем и трудностей. Ведущей формой при формирующем оценивании является диагностическая работа. 

 Констатирующее оценивание проводится по результатам итоговых работ, в том числе итоговое оценивание за отчетный период. Предметом такого оценивания является уровень освоения обучающимися культурных предметных способов и средств действия, а также ключевых компетентностей. Ведущими формами при констатирующем оценивании являются проверочная работа и зачет.

Главное отличие данной системы оценивания — это уход от привычной стороны оценивания (сравнения  результатов  конкретного обучающегося с результатами его одноклассников)  к оцениванию личных достижений ребенка и  степени прироста по отношению к своему предыдущему результату. При таком подходе ценностным становится  качество знания конкретного ребенка, его трудности, успехи или неуспехи, степень самостоятельности и способность учиться.

 

Что надо знать директору?

Развивающая система — это целостная педагогическая система, имеющая свои отличительные характеристики (содержание, методы, тип учебной активности учащихся, особенности взаимоотношений между ними, формы организации учебного процесса и развертывающейся в них коммуникации), которые взаимосвязаны и обусловлены общии целями развивающего обучения. Следовательно, развивающее обучение может быть реализовано только как целостная система, не нарушая стройности и единства её  компонентов. Использование в практике отдельных компонентов системы (включение в содержание обучения элементов теоретических знаний, организация учебно-поисковой деятельности, введение группового взаимодействия и др.) может относительно повысить  эффективность процесса обучения, но не может превратить его в обучение развивающее!

Однако во всей системе РО не существует целостной технологии организации педагогической деятельности, и руководитель должен осознавать, что предстоит кропотливая работа с учителем. Важное значение следует уделить педагогическому взаимодействию внутри коллектива, общению учителей по содержанию учебных предметов, по организации коллективно-распределенной учебной деятельности с обучающимися.

Создание в коллективе атмосферы сотрудничества, атмосферы совместной деятельности, в результате которой появляется педагогическая общность — вот первоочередная задача работы управленческой команды. Показателем качественного движения в данном направлении будет ситуация, при которой учителя самостоятельно, без  регламентированного формата, станут посещать уроки друг друга. Таким же примером может стать наличие  временных коллективов по разработке новых форм, например: подготовке разновозрастной проектной задачи  или образовательного модуля.

Не следует думать, что большая часть учительства готова самостоятельно меняться и активно разделяет принципы  развивающего обучения. Не следует также считать, что можно навязать педагогам иные способы работы.  Это утопия. Для того чтобы можно было говорить о результатах работы учителей, нужно, чтобы у каждого учителя появилась осознанная потребность в деятельности иного формата. Именно потребность влияет на поведение учителя, на его внутреннюю установку работать так, а не иначе, работать не потому, что так надо, а потому, что по-другому он работать не готов. Такие потребности формируются в результате педагогических затруднений, преодоление которых требует от педагога дополнительных действий, поиска новых способов, опять же отказа от традиционной практики. Задача руководителя — создавать коллегам педагогические затруднения! Да, именно такую задачу для руководителя я вижу первоочередной. Понимаю, что скептики могут подумать: «Мало ещё учителю проблем, так ещё и специально руководитель будет их создавать», смею успокоить: педагогические затруднения, о которых я говорю, — это новые возможности для учителя. Это предоставление самостоятельности, предполагающей наличие дополнительных действий, следовательно, появление потребности в получении новых знаний и умений.

Нужно предвидеть  проблему перегрузки учителей. Да, вот здесь уже очевидно, что об учителе нужно позаботиться. Одним из выходов может служить небольшая педагогическая нагрузка, установленная педагогам сразу в начале учебного года, но такую роскошь могут себе позволить далеко не все руководители. Следует искать материальные и моральные стимулы, вводить систему стимулирования по результатам и с учетом личного вклада сотрудника, больше внимания уделить психологическому климату в коллективе, минимизации функции  управленческого контроля, наращиванию вертикальных связей в коллективе.

Заканчивая разговор о системе развивающего обучения, хочу сказать, что я не ставила перед собой задачу высветить положительные стороны РО и убедить читателей в необходимости брать данную систему в реализацию. Наоборот, пыталась показать все трудности  для педагогов, методистов, управленцев, связанные с работой в данной системе. Но  убеждена, что государственные  образовательные стандарты второго поколения, которые  «в народе» называют «деятельностными»,  очень близки принципам развивающего обучения, следовательно,  курс  «Начинающего РОшника» актуален.

 

 

 

 

   
 
 
 

23.08.2016  |  Просмотров: 2545  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.