Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Права и свободы

Киприянова Елена Владимировна, директор лицея №11, г. Челябинск

Взаимоотношение участников образовательного процесса — это та область, в которой всегда существуют проблемы. И каждый руководитель вольно или невольно ищет свои методы и пути разрешения образовавшихся конфликтов. Но важнее не допустить их. Это сложно, но необходимо. Статья дает понимание того, что необходимо знать руководителю о взаимоотношениях учителей, учеников и родителей для того чтобы, в случае необходимости, урегулировать конфликт или не дать ему разрастись.

 

Порядок ежедневных задач директора школы — в пределах сотни. Если выделять главные, стратегические,  которые необходимо решать здесь и сейчас, то их несколько.

Первое. Основополагающие проблемы всегда носят ценностно-целевой характер. Вот и мы считаем, что для нас сегодня является главным определить ряд ценностей, регламентов, норм, которые необходимо соблюдать всем: учителям, ученикам, родителям. И не только соблюдать,  прежде чем соблюдать,   их нужно осознать и принять как личные ценности.

Второе — это интеграция государственного и социального заказов. Потребители образовательных услуг не всегда понимают, что именно они могут предъявлять системе образования, а что остается их сферой ответственности.

Именно поэтому в большей степени, чем эффективный учитель, школе нужен эффективный родитель, обладающий как минимум позитивным мышлением и знанием юридических норм и педагогических максим.

И, третье, ресурсы — финансово-экономические, поскольку нормативно-подушевого финансирования стабильно не хватает; материально-технические, потому что современная школа должна быть практико-ориентированной, то есть оснащенной технологической инфраструктурой, и кадровые, потому что средний возраст педагогов в стране 50 лет, а приток молодых кадров  — крайне невелик.

Решение этих   задач выводит нас на новый уровень качества образования.   Новый закон, принятый в декабре 2012 года и вступивший в силу в сентябре 2013 года, гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. То есть, то, что в пределах стандартов общедоступно и бесплатно, то, что сверх стандарта, соответственно и сверх государственных гарантий.

Говоря о статусе нового закона — это базовый нормативный акт, устанавливающий правовые основы системы образования. Закон регулирует множество не регулированных ранее отношений и норм. Основные особенности закона — регламентация прав и обязанностей участников образовательного процесса и выстраивание новой системы отношений между гражданином и институтом образования. Во главу угла поставлен человек и создание условий для его самореализации.

Рассматривая целевые ориентиры педагогической деятельности, в соответствии с законом, обучать и воспитывать надо следующим образом:

  • использовать разнообразные технологии, включая информационные и цифровые;
  • осуществлять контрольно-оценочную деятельность, опять-таки используя информационно-коммуникационные технологии, а именно электронные журналы и дневники (что, кстати, мы успешно внедрили еще до выхода в свет закона);
  • организовывать исследовательскую деятельность и проблемное обучение. Как вы понимаете, это и есть наша лицейская «фишка», главная особенность лицея. Этим мы занимается давно, профессионально, эффективно в масштабе УрФО и РФ.

Все это неразрывно связано с компетенциями образовательного учреждения, которые отныне наделены немалыми полномочиями. Обращаю внимание на ст. 28, которая представляет перечень таких полномочий, среди которых:

  • разработка образовательных программ (наши программы представлены на сайте);
  • разработка программы развития (согласованной с учредителем);
  • определение списка учебников (из федерального перечня);
  • индивидуальный учет результатов освоения образовательной программы (система портфолио, внутришкольный контроль);
  • использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
  • проведение самообследования;
  • установление требований к одежде учащегося;
  • организация научно-методической работы;
  • создание и ведение официального сайта.

Это лишь примеры компетенций. И важно их знать, потому что, когда родители обращаются в органы управления образованием с требованием поставить или снять такого-то учителя, изменить расписание, принять кого-либо в школу, органы управления, в соответствии с законодательством, неизменно отвечают «это компетенция образовательного учреждения».

Ученик

В свете нового закона — все ученики средней школы называются учащиеся. Обучающиеся — это общее определение для всех, кто осваивает какую-либо программу, даже для меня и завучей, которые сегодня тоже учатся, получают образование в сфере менеджмента. Кстати, это является обязательным требованием квалификационных характеристик. А непрерывное образование педагогов и администрации — требованием закона.

В ст. 34 и 43 Закона «Об образовании в Российской Федерации» детально изложены права и обязанности обучающихся.

Необходимо сказать, что в лицее разработаны локальные акты, в частности «Правила внутреннего распорядка учащихся», которые регламентируют все права и обязанности учащихся в лицее. Этот локальный акт представлен на сайте, в рамках уроков обществознания с ним знакомят школьников, а педагоги изучили его на совещании трудового коллектива.

Каковы основные права учащихся:

  • предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья;
  • обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами (это актуально для нас, так как у нас много детей, профессионально занимающихся спортом, например, и успешно осваивающих программы, а также детей, имеющих высокие академические достижения);
  • выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);
  • освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;
  • уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
  • свобода совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
  • каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;
  • участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом и др.

В мире, в котором институт детства практически лишился «дворовой культуры», параллельно появились проблемы с самостоятельностью детей, обязанности учащихся важны гораздо более, чем права. Среди них:

  • добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
  • выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
  • заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
  • уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
  • бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Свои права и обязанности всегда лучше знать. Поэтому все вместе ежегодно читаем и изучаем «Правила внутреннего распорядка учащихся», а в младших классах директор и его заместители встречаются с классами для разъяснения Правил, по которым в школе живет человек. А если ребята на практике Правила нарушают, им приходиться сдавать экзамен по правилам распорядка, то есть правилам человеческого общежития.

Учитель

Иногда родители говорят нам: вы за ними совершенно не следите, они у вас — вон что вытворяют! Правомерно? И да, и нет! Давайте разберемся, педагоги, — права и свободы.

Права:

  • свобода преподавания;
  • свободное выражение своего мнения;
  • свобода от вмешательства в профессиональную деятельность.

Особенно последняя названная «вещь» для нас актуальна. Некоторые родители искренне считают, что со слов ребенка — они совершенно все знают о педагоге и его деятельности. Подтверждая это фактом — «я не могу не доверять своему ребенку». Конечно, вы правы. Но причем здесь доверие педагогу? Ведь о педагоге речь, а не о взгляде на него ребенка, иногда в силу разных причин несколько манипулятивном и предвзятом. И такое часто бывает. И дети часто под влиянием умного взрослого меняют свои взгляды. Взгляд администрации на педагога и его деятельность более объективный, вследствие системности внутришкольного контроля, результатов педагога и т.д. Кроме того, все вопросы отношений всегда решаемы! Педагог обязан идти навстречу ребенку, потому что он старше и мудрее и ответственен за жизнь и здоровье подопечных. И все-таки педагогическое кредо администрации и коллектива «Школа для ребенка».

Ответственность:

  • за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, а также за качество их образования;
  • достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
  • соблюдение этических норм;
  • повышение профессиональной компетентности.

Нынешний учитель ответственен, трудолюбив, заботлив, строг, компетентен, он в большей степени хочет одного – уважения, простого общественного уважения. Чтобы называли ее не «училка», а Марья Петровна, чтобы не сплетничали за спиной, радовались при встрече.

Я понимаю, что многое зависит от нее самой – от Марьи Петровны! Но, может быть, нам так трудно оттого, что никто не хочет начинать с себя? Уверена, начитать с себя должен, обязан учитель, несмотря ни на что — это его профессиональный долг. Он в ответе за тех, кто ему доверяет и не доверяет, в ответе за всех, кто переступил порог Школы.

Родитель

Часто слышу разговоры людей о школе. Это можно услышать в любой стране, любом городе, на улице, в магазине, в кафе. Парадоксально, но чаще всего слышу одинаковые мнения. Смысл их сводится к тому, что родители воспроизводят чаяния ребенка, что в школе учиться скучно и неинтересно. Заниматься в школе с удовольствием, как это было в наше время и в моей жизни, скорее, стало невозможным или редким исключением.

Конечно, к школе можно предъявлять требование «нескучности» процесса, но развлекать школа точно не должна. Имея новые средства коммуникации, 21 век делает основной проблему не скучности школы в частности, а ее полного и окончательного несоответствия задачам образовательной социализации молодого поколения вообще. Все-таки родилась наша школа в 14 веке! Но держаться надо, и школе, и ученику, и родителю, надеясь на здравомыслие нового законодательства, уклад школьной жизни и гибкость школьных работников.

Что должны знать родители об определенных законом нормах:

  • родители (законные представители), наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, педагогическими работниками и обучающимися, являются участниками образовательных отношений (гл. 1, ст. 2, п. 31);
  • имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, и при этом обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (гл. 4, ст. 44, п. 1).

Кроме того, родители имеют право выбирать, до завершения получения ребенком основного общего образования, с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии):

  • формы получения образования и формы обучения;
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность (помним территориальный принцип закрепления учащихся, миссию школы и  положение Субъекта Федерации о конкурсном наборе);
  • язык, языки образования;
  • факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (гл. 4, ст. 44, п. 3).

При выборе формы получения образования родители имеют право организовать для своего ребенка семейную форму образования или самообразования, а также сочетать различные формы получения образования и формы обучения (гл. 1, ст. 17), при этом государство сохраняет за собой право контролировать данный процесс.

Еще новое и важное. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

  • создаются советы обучающихся;
  • советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы;
  • действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников.

Активный, понимающий, знающий родитель — это хорошо. Таких родителей много, без их поддержки достичь того результата, который у нас есть — точно невозможно. Их вклад в дело образования и воспитания детей  огромен!

Но школа сегодня очень четко сориентирована государством вести просветительскую работу среди родителей. Видимо, неспроста. Некоторые родители считают, что все знают и все понимают, при этом, не поговорив о проблемах ни с администрацией, ни с учителем, ни с психологом, не изучив ни локальный акт, ни соответствующий документ. Гораздо проще решить все проблемы  в сети.

Наличие излишней активности в социальных сетях делает любую рабочую, решаемую, не требующую посторонних вмешательств ситуацию «достоянием широкой общественности». Там все обсуждается, решается, мнение одного человека выдается за реальную действительность, обрастая виртуальными подробностями и неожиданно новыми «фактами». Таковы правила попадания любой информации в сеть.

Это классика школьного учебника по обществознанию за 10 класс: тема  «Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Особенности восприятия, представления: субъективизм и искажение информации».

Заочно-виртуальное решение проблем школы — «вещь» достаточно опасная. Дело в том, что, приклеивая ярлык той или иной ситуации, тому или иному действию, поступку учителя, ученика, нагнетая эмоциональный фон вокруг темы, родители, сами того не желая, усложняют ситуацию, запутав и исказив ее словами. Семантическое влияние таких ярлыков на реальную жизнь  губительно. Как снежный ком, они отвлекают от реалий, собственных выводов, собственных наблюдений, собственного анализа, от кропотливой, ежедневной работы со своим собственным ребенком.

Педагоги, родители, коллеги, все-таки лучшее решение проблем —  правомерные, уважительные друг к другу действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации и в интересах личности и коллектива, в котором она растет.

 

   
 
 
 

18.07.2016  |  Просмотров: 2395  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.