Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Бедность как порок

Подковыркина Жанна Валерьевна , директор ООШ №8, г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область

В журнале «Директор школы» №3 2016 года в рубрике «Письмо редактора» была опубликована статья Константина Михайловича Ушакова «Бедность как фактор». Материал не остался без внимания наших читателей, и один из них — директор школы из Кемеровской области — решила написать ответ, рассказав о своей школе, где ситуация полностью отражает такую больную и тяжелую тему, поднятую главным редактором.

«Письмо редактора» Константина Михайловича Ушакова завершается  так: «Мне будет крайне важно узнать ваше мнение, в том числе и мнение, что данная постановка вопроса неуместна». Мне же, как раз, очень хочется высказаться на эту тему, поскольку всю свою профессиональную жизнь я ощущаю влияние этого фактора, так сказать, непосредственно. В моей школе около трети детей из семей, официально подтвердивших статус малообеспеченных (доход на ребенка в начале этого учебного года был в них менее 7850 рублей). Если же равняться на показатели Федеральной службы госстатистики, которая определяет доходы ниже прожиточного минимума (до 7-8 тыс. рублей) как крайнюю нищету, доходы в среднем 7-12 тыс. рублей как нищету, а доходы до 20 тыс. рублей как бедность, то подавляющее большинство семей моих учеников далеко за чертой бедности.

Что касается уместности разговора о бедности и её влиянии на образовательные результаты школьников, то мне кажется, что сейчас вообще нет вопроса важнее. К. М. Ушаков прав, наше естественное убеждение,  «что будущее всегда лучше настоящего» не подтверждается даже официальными правительственными прогнозами.

Дело еще и в том, что рост бедности накладывается на неуправляемый пока процесс роста неравенства, кластеризации общества. Школы давно втянуты в эту систему воспроизводства неравенства и прочно разделились на учреждения для обеспеченных, образованных и взыскательных семей и учреждения для всех остальных (среди них, впрочем, тоже есть градации). В этих реалиях главная тяжесть от роста бедности ляжет на школы, работающие в так называемых сложных социальных контекстах. В том числе и на мою.

Что значит расти в бедной семье? Значит, быть погруженным в проблемы нехватки денег на еду, одежду, оплату долгов. Это значит расти без велосипеда, роликов, смартфона, читалки, походов в кино, кафе, без путешествий. В большинстве случаев это значит жить в несчастливой семье, где родители полны претензий друг к другу, где безысходность порождает скандалы, отчуждение, в том числе от собственных детей. Где на каждое «хочу» — «хотеть не вредно». И как-то плохо рифмуется этот габитус с навыками XXI века, экономикой знаний, хайтеком и такими важными для каждого понятиями, как успех, развитие, достижение, счастье…

Уровень доходов и уровень образования коррелируют, а когнитивные навыки непосредственно связаны с экономической доходностью. Это доказанный факт и это верно как для отдельных людей, так и для целых наций. В бедных семьях уровень образования родителей чаще всего низкий, а само образование, чтение, интеллектуальная, культурная деятельность не являются ценностями и потребностями. Берясь за образование ребёнка из «трудной» семьи, мы взаимодействуем не какой-то абстрактной бедностью, а со всем тяжелым культурным, ценностным бэкграундом его семьи, который буквально «зашит» в ребёнка и проявляется в языковых, бытовых привычках, в способах реагировать, решать проблемы, в отношении к себе, к своему здоровью, к другим, к миру вообще. И в этом смысле наша борьба с бедностью — это неравная борьба. Неравенство и бедность упорно воспроизводят себя. Дети из семей с низким социально-экономическим статусом крайне редко существенно повышают свой статус относительно родительского. Пьер Бурдьё утверждал, что реализация бессознательных стратегий, заложенных в ребенка в дошкольном детстве, почти не поддается коррекции. Поэтому, слыша фразу «бедная семья», мы с большой вероятностью предполагаем, что она скрывает не просто сложное экономическое положение, но и низкое качество человеческого и социального капитала. Причем и будущего капитала, который только накапливается детьми.

Как помочь детям преодолеть «проклятие социального происхождения»? Как дать всем равные шансы в жизни? Это магистральная тема современных социальных исследований. Западные ученые бьются над ней ровно 50 лет (именно столько исполняется в этом году легендарному докладу Дж. С. Коулмана), появились исследования и на российском материале. Объём данных в этой области накопился большой, и нам нужно осознавать, что некоторые рецепты педагогической работы в сложных социальных контекстах есть, и они должны нам реально помочь. Исходя из них, я попытаюсь ответить на вопросы, заданные К. М. Ушаковым: как нам учитывать реальность (растущую бедность, причем растущую в долгосрочной перспективе)? Что должно измениться в нашей деятельности?

Первое, что мы должны осуществить, как мне кажется, — это сделать комплекс педагогических проблем, связанных с бедностью, предметом нашего обсуждения, то есть преодолеть тот страх, о котором пишет один из директоров-экспертов (К. М. Ушаков цитирует его в своем письме). О бедности с учителями не говорили ни в педагогических вузах, ни на курсах повышения квалификации. Но невозможно эффективно работать в таком проблемном поле, руководствуясь лишь житейскими представлениями.

Второе. Мы должны обратиться к мировому опыту и критически посмотреть на наши попытки преодоления неравенства. Это попытки выровнять шансы с помощью ЕГЭ, ФГОС, объединить разные по статусу школы в единые территориальные комплексы, прекратить скрытую селекцию детей путем территориальной привязки детей к школам, обеспечить всех бесплатными и едиными  учебниками, выровнять качество преподавания через профстандарт и совершенствование процедур аттестации… Боюсь, не все попытки эффективны. В развитых странах за полувековую историю борьбы за равный доступ всех (и бедных, и богатых) детей к качественному образованию уже есть ответы на некоторые вопросы. В частности эмпирически доказана бесполезность некоторых способов влиять на ситуацию (это тема отдельного разговора).

Третье. Школам, работающим в сложных социальных контекстах, необходимо брать на вооружение методологию международного движения эффективных школ (что, насколько мне известно, уже происходит в порядке эксперимента, как минимум, в трех регионах). Это то, что может реально изменить нашу каждодневную педагогическую практику и дать положительный результат. Для тех, кто еще не знаком с этим движением, приведу список принципов (известный как «семь коррелятов эффективной школы») в том виде,  как он был сформулирован Л. Лезотте в 1991г. (L. Lezotte «7 Correlates of Effective Schools»):

  1. Лидерское руководство.

  2. Ясная и целенаправленная миссия (разделяемая всеми).

  3. Безопасная и упорядоченная среда.

  4. Климат высоких ожиданий (возможно, это вообще самое главное — авт.)

  5. Частый мониторинг успеваемости.

  6. Позитивные отношения семьи и школы.

  7. Предоставление ребенку возможности все время урока посвящать именно решению учебных задач.

Несмотря на кажущуюся простоту и вроде бы очевидность этого списка, за ним целая научная школа и богатый практический опыт.

Четвертое (и этим я хотела бы расширить то проблемное поле, которое обозначил Константин Михайлович): мы должны вступить в конструктивный диалог с властью. Сегодня полноценного диалога нет, есть деятельность другого типа: мы принимаем указания и отчитываемся об исполнении. Мы должны сами начать этот диалог, и площадки для этого есть: например, конкурс «Директор школы», достаточное количество качественных изданий,  представительных мероприятий. О каком диалоге я говорю? Например, об эффективности порядка расчета объема финансового обеспечения учреждений в расчете на одного обучающегося (мне кажется противоестественной сегодняшняя ситуация, когда ученик в одном регионе «сто́ит» в несколько раз дороже, чем в другом). Говорить с властью нужно и о решении проблемы раннего развития детей, ведь мы с вами лучше других знаем, что самые большие и практически невосполнимые потери в развитии ребенок из семьи с низким социально-экономическим статусом несёт в дошкольном возрасте.

Необходимо привлекать внимание муниципальных властей к тому, что есть, например, педагогическая система Монтессори, которая прекрасно зарекомендовала себя за сто с лишним лет на детях с самым разным уровнем развития — от очень высокого до очень низкого с тяжелыми задержками и отклонениями в развитии. К сожалению, детские сады и начальные школы Монтессори в основном развиваются в крупных городах и в частном, платном секторе образования, а в небольших провинциальных населенных пунктах, где потребность в них велика как раз из-за «сложного социального контекста», — их нет. Появление системы Монтессори даже на базе существующих учреждений сопряжено, конечно, с финансовыми затратами на оборудование и обучение персонала, но они, на мой взгляд, могли бы стать эффективными инвестициями в человеческий капитал.

При помощи этих мер, мы сможем убрать некоторые барьеры на пути к качественному образованию у детей из бедных семей, сможем минимизировать потери человеческого капитала, которые, увы, неизбежны при росте бедности.

В завершение хочу сказать, что, несмотря на известную поговорку, бедность — это тяжелейший порок, который снижает уровень жизни людей во всех его проявлениях: ухудшает здоровье, создает социальную напряженность, разрушает сам институт семьи, понижает уровень культуры и доверия в обществе, разрушает экономический потенциал страны... О нём надо говорить. Благодарю Константина Михайловича Ушакова за начатый разговор.

P.S. Когда я уже написала ответ на «Письмо редактора», мне попалась ссылка на новостную статью в «Эврике» от 5 апреля 2016 года (http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/25472.html): «Учителя призывают предоставить школьникам бесплатные обеды во время летних каникул». Речь не о наших, а о британских учителях, которые считают, что дети из бедных семей не должны голодать во время семинедельных летних каникул, что недостаток еды негативно влияет на умственные способности детей. Ассоциация учителей и преподавателей также сообщила, что правительство выделило 14,2 миллиона долларов на основание клубов, где смогут получать завтраки школьники из семей, доход которых немного превышает «черту бедности», в связи с чем они не получают бесплатного школьного питания.

Это нам информация к размышлению.

 

 

 

   
 
 
 

19.07.2016  |  Просмотров: 3737  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.