Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Модель школы: школа-комплекс

Захаренко Неонила Семеновна, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, директор МБУ гимназия № 39 «Классическая», г. Тольятти

Школа-комплекс — относительно новый тип школы. «Относительно новый» потому, что опыт образовательно-воспитательных учреждений С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, Ф. Ф. Брюховецкого, А. А. Захаренко, В. А. Караковского и многих других — это, в сущности, опыт создания школ-комплексов, только в разное время и в разных условиях. Пример развития личности учащихся в условиях реализации модели такой школы — «Школа-комплекс: детский сад, гимназия, дополнительное образование» — мы хотим предложить на опыте нашей организации.

Школа-комплекс —  одна из перспективных моделей современного образовательного учреждения, получившая наибольшее развитие в Самарской области. Здесь реализуется соотнесение педагогических целей (развитие личности) и целей самих детей (удовлетворение актуальных потребностей личности). Школа-комплекс — модель открытой личностно-ориентированной образовательно-воспитательной системы с многоаспектной дифференциацией обучения и организацией дополнительного образования.

Появлению нашего образовательного учреждения способствовала реорганизация — объединение нескольких организаций в одну. Гимназия №39 «Классическая», можно сказать, «классическая школа-комплекс». В ноябре 2009 года к гимназии присоединена структура детский сад «Жемчужинка», а с 1 декабря 2011 года к гимназии присоединили МОУ среднюю школу, структуру дополнительного образования. Гимназия размещена в 3-х типовых зданиях: структурное подразделение детский сад «Жемчужинка», начальная школа, гимназия №39 «Классическая» (основная и средняя школа).

В ходе реорганизационных процессов образовалась единая образовательная организация, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №39 «Классическая», как площадка для осуществления непрерывного воспитательно-образовательного процесса в рамках общего образования. В настоящее время гимназия №39 «Классическая» — это 5 образовательных ступеней: дошкольная, начальная, подростковая, старшая, дополнительное образование. В гимназии обучается 1370 учащихся, 240 воспитанников детского сада и  600  учащихся занимаются в структурном подразделении дополнительного образования «Творчество».

Такой тип образовательной организации  предусматривает реализацию широкого спектра образовательных программ, как общего, так и дополнительного образования (ст. 23 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»). Это образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы дошкольного образования, дополнительные образовательные  программы. Организация образовательного процесса в гимназии обеспечивает преемственность между дошкольным, начальным школьным и основным образованием в условиях введения ФГОС. В 5-11 классах ведется углубленное изучение отдельных предметов по гуманитарному направлению; в 10-11 классах профильное обучение осуществляется по индивидуальным учебным планам.

Дополнительное образование в гимназии реализует 39 программ по направлениям: физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое, культурологическое, естественнонаучное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое. Создание образовательной и воспитательной системы школы-комплекса позволяет каждому школьнику выстроить пространство для самореализации, определить возможности общения, самораскрытия и самосовершенствования.

На основе использования современных систем обучения, личностно-ориентированных образовательных технологий и методик, создавалась система образовательной и воспитательной работы с вовлечением всех учащихся в детские объединения на всех ступенях. Комплексное решение задач, которые ставит перед образовательным учреждением общество и государство, невозможно решить локальными, точечными инновациями, особенно в условиях крупной школы, поэтому был необходим эксперимент системного характера, совершенствующий деятельность всех ступеней школьного образования с использованием имеющихся ресурсов как внутри школы, так и вне её.

 Анализ микросоциума позволил нам определить место и роль нашего учреждения в районе и городе. Полученные результаты исследований стали одним из важнейших факторов при разработке программы развития  школы-комплекса  — учитывались результаты достижений в рамках целевых установок предшествующей программы развития гимназии; с учётом этих достижений сформулирована тема программы развития  «Школа-комплекс как оптимальная модель школы личностного развития учащегося», школа для всех детей.

Ключевая идея: создание школы-комплекса, в основе которой лежит траектория развития ребенка через сетевое взаимодействие образовательных модулей программы; реализация проекта «Центр личностного развития», входящего в программу развития. Программа предусматривает создание пространства развития каждого обучающегося на основе развития внутренних сетевых образовательных модулей.

Каждый модуль имеет свою цель и задачи, направления инновационного развития с учетом специфики организации возрастосообразного образовательного процесса, индикаторы и показатели оценки развития. В программу развития входят сквозные подпрограммы, соединяющие дошкольное образование, начальную и основную школы, дополнительное образование:

  1. Программа Модуля «Дошкольник».

  2. Программа Модуля « Школа для малышей».

  3. Программа Модуля «Подростковая школа».

  4. Программа Модуля «Школа юношества».

  5. Проект « Центр личностного развития ребенка».

  6. Программа «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся».

  7. Программа гимназии «Одарённые дети».

  8. Программа «Дифференцированный подход к выбору путей профессиональной самореализации педагогов гимназии как условие повышения качества профессионально-педагогической деятельности».

  9. Программа: «Перспективное развитие инфраструктуры гимназии».

  10. Программа: «Образование и здоровье».

Сетевое взаимодействие образовательных модулей гимназии строится через «линии договоренности», позволяющие обеспечить единство образовательного процесса на основе преемственности. Сетевое взаимодействие рассматривается как система: изменения в одном образовательном модуле влечет адекватные изменения в других внутренних модулях гимназии. Процессы преемственности содержания и методов реализации программного содержания в условиях образовательного комплекса естественным образом перестают носить формальный характер.

Мы уверены, именно за такой школой  будущее. Почему? В чем главная цель, которую мы преследуем, создавая школу-комплекс? Какие есть плюсы и минусы подобных организаций?

С одной стороны, управлять таким комплексом сложно. Существуют внешние и внутренние проблемы (педагогические и психологические).

Внутренние проблемы такие, как: обновление системы управления; отсутствие опыта руководства управления комплексом; неумение коллектива оценить профессиональную деятельность педагогов разных уровней образования; несогласованность взаимодействия; недооценка дошкольного и дополнительного образования и др.

Внешние проблемы носят объективный характер, однако также должны быть учтены и осознаны при организации деятельности образовательного комплекса: недостаточность нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность крупных образовательных структур; нестабильная социально-экономическая ситуация и др.

Но, с другой стороны, именно школа-комплекс позволяет максимально раскрыть потенциал ребенка, дать ему широкие возможности для личностного роста. Мы выстраиваем систему преемственности, когда ребенок приходит к нам еще 2-3 летним малышом, проходит с нашими педагогами все ступени обучения вплоть до выпуска из гимназии. Он развивается на наших глазах, обучается по программам, которые предлагают последовательную систему образования. Конечно, у нас в гимназии учатся дети, которые пришли и из других детсадов. Однако интересно проследить за теми, кто прошел у нас все ступени обучения. Таких детей немало. Мы особенно внимательно наблюдаем за успехами этих учеников и видим, что такая сквозная программа, проходящая через все ступени образования, нужна. В условиях автономного функционирования детского сада и школы возможности для длительных наблюдений сужаются в силу реализации разных подходов к этому процессу.

Кроме того, мы входим в число тольяттинских школ, которые проводят обучение по индивидуальным учебным планам (ИУП), индивидуальным образовательным  программам (ИОП).

Организация внеурочной деятельности в условиях нашей гимназии осуществляется на основе заявлений от родителей, на составление индивидуальной образовательной программы каждому обучающемуся.

Основным преимуществом внеурочной деятельности в нашей гимназии является предоставление обучающимся возможности выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие личности ребенка. Занятия проводятся в форме игр, экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований и др. Основное предназначение внеурочной деятельности — удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.

Благодаря расширенному спектру услуг, как в рамках общего, так и в рамках дополнительного образования, многофункциональной, неоднородной развивающей среде, с разными вариантами ее организации и направленности, углубляются возможности для осуществления индивидуализации образования, максимально полного раскрытия потенциала обучающихся. Появление талантов и способностей учащихся, возможность самореализоваться помогает уже сложившаяся система дополнительного образования «Творчество».

Структура дополнительного образования даёт огромные возможности для индивидуальной работы с детьми. Особенностью нашей гимназии является возможность отследить способности и возможности каждого обучающегося в рамках часов внеурочной деятельности, а затем сформировать группы для работы в кружках и секциях дополнительного образования в структурном подразделении дополнительного образования «Творчество».

Обучение по индивидуальным учебным планам (ИУП) относится к старшей профильной школе гимназии. Еще с начала 1990-х годов были открыты профильные классы при тесном сотрудничестве со средними специальными и высшими учебными заведениями. Система обучения, основанная на индивидуальном учебном плане ребенка, развивает и дополняет практику профильных классов. Хочется сказать, что это очень хорошая система. Цель работы педагогического коллектива в настоящее время: удовлетворение потребностей учащихся и родителей в качественном образовании, реализации интеллектуальных и творческих способностей через обеспечение разноуровневого и многопрофильного обучения, предоставление широкого выбора образовательных услуг, позволяющих выпускнику стать успешным и конкурентоспособным в дальнейшей профессиональной деятельности.

Стратегические направления  профильного обучения  гимназии:

  • формирование условий для осуществления осознанного профессионального выбора путем создания модели мультипрофильной школы с обучением по ИУП;

  • преподавание предметов гуманитарного, физико-математического, естественного циклов на профильном уровне;

  • создание адаптивной образовательной среды для обеспечения оптимального уровня развития каждого ученика, его задатков, способностей, творческого потенциала;

  • предоставление равных возможностей при получении образования, в том числе и профильного, всем ученикам гимназии.

Согласно Положению о профильном обучении МБУ гимназии № 39 «Классическая» в 10 класс производится набор потока учащихся (100-120 чел.), в котором каждый ученик формирует свой ИУП и, на его основе, свою индивидуальную образовательную траекторию. По совокупности ИУП десятиклассники распределяются по учебным группам на основе тех предметов, которые они будут изучать углубленно, расширенно или на профильном уровне. Учитывая ИУП каждого ученика,  составляется поточное расписание.

Результативность обучения, основанное на преемственности, обучение по ИУП, индивидуальной образовательной программе (ИОП)  можно просмотреть прежде всего по результатам ЕГЭ: более 50 % выпускников получают от 80 до 100 баллов на экзаменах; ежегодно в гимназии до пяти учащихся   получают сто баллов по предметам.

Положительная динамика результатов учебной и внеучебной деятельности также тому подтверждение — учащиеся гимназии принимают активное участие в городских, региональных и российских олимпиадах, а также олимпиадах, проводимых ВУЗами. Ну и, конечно, конкурентоспособность и востребованность выпускников гимназии в образовательном пространстве не только города, но и России. Наши выпускники уверенно смотрят вперед и не боятся брать на себя решение смелых задач, ведь именно они будут создавать будущее  нашей страны.

Подводя итоги,  можно сказать — создание школы-комплекса как инфраструктуры в сфере образования является важнейшей задачей государственной политики и приоритетом экономики России.

Захаренко Неонила Семеновна,

заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, директор МБУ гимназия № 39 «Классическая»,

 Леванова Наталья Ивановна,

заместитель директора по УВР, г. Тольятти

   
 
 
 

19.07.2016  |  Просмотров: 3210  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.