Ћогин или email

ѕароль

 
 
 

–егистраци€   Ќапомнить пароль

 
 

 
 

ћатериалы

Ќовые   ѕопул€рные   ќбсуждаемые   ¬се

»сточники технологизации образовани€

”шаков  онстантин ћихайлович, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала Ђƒиректор школыї

ћне хочетс€ вернутьс€ к банальной идее, что ничто не случаетс€ просто так, имеет предшествующую историю и не возникает на пустом месте. ¬cе, что с нами сегодн€ происходит, имеет свои корни, в частности, иде€ технологий в педагогикеЕ

я хотел бы  обратить ваше внимание на книгу ‘. “ейлора «ѕринципы научного менеджмента», написанную в 1911 году, лежащую в основании принципов современного производства и, насколько можно судить, в основании многих процессов, происход€щих в нашей системе образовани€ сегодн€.

»з этой книги помимо всего прочего следует вполне очевидна€, но совсем не банальна€ сегодн€ мысль о том, что главна€ задача технологии — уменьшить разнообразие способов достижени€ результатов. “ейлор полагает, что на данный момент времени существует один-единственный наиболее эффективный способ выполнени€ какой-либо операции. ¬ качестве примеров он использует способ переноски т€жестей, укладывани€ кирпичей, обработки сыпучих грузов, калибровки шариков и т.д... (ќбратите внимание, что это исключительно простые операции.) Ќаучное управление в его трактовке это — во-первых, определение этого наилучшего способа во всех мельчайших детал€х, а во-вторых, — обучение рабочих выполнению конкретной операции вплоть до отработки и регламентации отдельных движений.

—обственно это и есть технологи€. –азработанна€ технологи€ должна неукоснительно выполн€тьс€ до тех пор, пока не будет найден способ еще более эффективный, которому все должны будут обучитьс€ и столь же неукоснительно выполн€ть. »наче говор€, никаких инициатив (инноваций) до тех пор, пока не будет доказано, что предлагаемое улучшение действительно €вл€етс€ таковым. Ќа практике это приводило к увеличению производительности от 2-х до 10 раз. “ехнологи€ создаетс€, чтобы творчества не было, чтобы работа требовала меньших интеллектуальных усилий.

Ќации (там, где это происходило) более века проходили подобную весьма жестокую школу — школу крайне уважительного отношени€ к технологии и дисциплине ее выполнени€.

ќтметим, что мы такой школы не проходили, просто не успели, поскольку в двадцатом веке были зан€ты другими вещами.

ѕоэтому на производстве у нас получаютс€ уникальные единичные экземпл€ры (творчество), а организаци€ массового производства, где крайне важна технологическа€ дисциплина не очень. ¬ образовании у нас получаютс€ островки очень качественного образовани€, работа с одаренными детьми, а массовое образование — не очень.

¬ свое врем€ мне приходилось много раз слышать, не без зависти высказываемые соображени€ о том, что, например, американские учител€ имеют в своем распор€жении детально проработанные дидактические и методические материалы, которые нашим педагогам чаще всего приходитс€ создавать самим. ƒело, однако, в том, что это не просто материалы, это технологии. ќни были где-то созданы (в процессе творческой работы) и проверены, признаны успешными. » если эта технологи€ прин€та в школе, то от нее нельз€ отступать, и за этим будут следить.

’орошо разработанные технологии позвол€ют использовать менее квалифицированную рабочую силу, в образовании — менее квалифицированных педагогов. Ёто €вл€етс€ логичным следствием бизнес-подходов в образовании, ведь в бизнесе «ѕринципы научного менеджмента» по-прежнему €вл€етс€ Ѕиблией, хот€ уже €сно видны и исключени€. »сключени€ эти касаютс€ интеллектуально сложных, плохо технологизируемых работ, к которым со всей очевидностью относ€тс€ обучение и воспитание.

¬ российском образовании технологический подход, несмотр€ на обилие разговоров, прививаетс€ с трудом. ћы ведь не зр€ так часто говорим о творчестве в образовании. —егодн€ в педагогической среде говорить о творчестве престижно и практически об€зательно, но творчество и технологии мало совместимы. ѕри технологическом подходе творчество имеет место на этапе создани€ технологии, но когда она создана, то, простите, творчеству конец. ¬.ѕ. Ѕеспалько отмечает, что: «Ћюба€ де€тельность, может быть либо технологией, либо искусством. »скусство основано на интуиции, технологи€ на науке. — искусства все начинаетс€, технологией заканчиваетс€, чтобы затем все началось сначала. Ћюбое планирование, а без него не обойтись в педагогической де€тельности, противоречит экспромту, действи€м по наитию, по интуиции, т.е. €вл€етс€ началом технологии» *.

¬икипеди€ дает следующее определение педагогической технологии: «ѕедагогическа€ технологи€ — специальный набор форм, методов, способов, приемов обучени€ и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, привод€щий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонени€». “ут-то и зарыта собака…

„то такое допустима€ норма отклонений в педагогике? Ёто ситуаци€, когда педагогическа€ технологи€ не сработала по отношению к конкретному ребенку или группе детей. ќтклонение говорит о том, по отношению к скольким дет€м данна€ технологи€ оказалась неэффективной. „то считать допустимой нормой «педагогического брака»? Ќа производстве с этим можно боротьс€, в том числе и с помощью стандартизации исходного материала, например, при переноске грузов (чугунных болванок) (этот пример подробно разбираетс€ в книге) форма и вес грузов должны быть всегда одинаковы, а в образовании? ƒети, собранные в класс (если примен€етс€ определенна€ технологи€) должны быть одинаковыми. ƒл€ того чтобы технологи€ работала, необходимо иметь как можно более однородную группу детей, т.е. производить отбор, селекцию. Ёто пр€мое следствие технологического подхода. ¬едь замечани€ педагога «этот ребенок не обучаем!» означает, что исходна€ «болванка» не стандарта.

ѕри этом важно различать технологию и отдельные приемы, из которых технологи€ складываетс€. –оссийский учитель не рассматривает технологию как целостное, он разбивает ее на приемы, затем отбирает из них те, которые на его взгл€д подход€т дл€ Ќ≈√ќ и дл€ обучающихс€.

ƒе€тельность как набор индивидуально отобранных приемов — это ремесло или в высшем своем про€влении — искусство.

Ћюбой человек, занимающийс€ искусством, дл€ начала обучаетс€ отдельным приемам, художник — за какой конец держать кисть и как смешивать краски, актер — технике речи, пластике… Ёти приемы они в различном соотношении комбинируют и видоизмен€ют, изобретают новые, развива€ свою индивидуальность. ≈сли это получитс€, вырастает творец, если нет, будет ремесленник (что совсем не упрек).

“о есть педагогическа€ де€тельность, так уж сложилось, в российских обсто€тельствах рассматриваетс€ как искусство. Ёто весьма укоренившеес€ представление носит ценностный характер, и любые покушени€ на него вызывают крайне сильное сопротивление. ј потому тотальна€ технологизаци€ педагогической де€тельности маловеро€тна (что может быть и к лучшему). ќднако она возможна и целесообразна при условии снижени€ квалификации педагогов.

ќбеспечение эффективной педагогической де€тельности, если мы рассматриваем ее как ремесло (искусство), таким образом, св€зано с формированием у педагогов общих психолого-педагогических установок и вооружени€ их максимально большим количеством конкретных приемов. Ёто возможно только на рабочем месте, в процессе профессиональной де€тельности, а потому €вл€етс€ важнейшей задачей и головной болью руководител€.

_______________________

* —м.: Ѕеспалько ¬.ѕ. —лагаемые педагогической технологии. — ћ., 1989.

 

 

   
 
 
 

20.07.2016  |  ѕросмотров: 3034  |   омментариев: 0

ќпубликовать в своем ∆∆ (Livejournal) ќпубликовать в “виттере ѕоделитьс€ ¬ онтакте ѕоделитьс€ в ћоем ћире ѕоделитьс€ в яндекс.Ѕлогах ѕоделитьс€ в Facebook

ƒл€ того, чтобы оставл€ть комментарии, вам нужно авторизоватьс€ на сайте.

≈сли вы еще не €вл€етесь пользователем этого сайта Ч самое врем€ зарегистрироватьс€.

 
 


 

Ќовые материалы

 


 

—амые попул€рные материалы

 


 

—амые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  »здательска€ фирма Ђ—ент€брьї  
 

∆урналы

∆урнал руководител€ управлени€ образованием

ƒиректор школы

ѕрактика административной работы в школе

ёридический журнал директора школы

ѕрактика управлени€ ƒќ” →

 ниги

Ѕиблиотека журнала Ђƒиректор школыї

Ёлектронные книги

 омпакт-диски

”правленческий опыт

Ќормотворческа€ де€тельность

ћетодическа€ поддержка

ѕедагогика и психологи€

»нтернет-проекты

Direktoria.Org

    

»нтернет-магазин

ѕервый в –оссии специализированный интернет-магазин дл€ школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


ƒиректору
«авучу
ѕедагогу
¬оспитателю

 

«аказ товаров через интернет и по телефону. ƒоставка почтой по –оссии. Ћюбые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Ќовостные рассылки

¬ыберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейд€ по ссылке:

–ассылки дл€ руководителей образовани€ →

    

 онтакты

“елефон: (495) 710-30-01

‘акс: (495) 710-30-02

Ёлектронна€ почта: info@direktor.ru

јдрес и схема проезда

 

јвторам

–екламодател€м

–аспространител€м

ѕодписным агентствам

 

 

 

 

¬ социальных сет€х:

Ѕлог Ђƒиректора школыї на pedsovet.org —ообщество Ђƒиректор школыї в ∆ивом ∆урнале “виттер Ђƒиректора школыї √руппа Ђƒиректор школыї ¬контакте —ообщество дл€ руководителей сферы образовани€ в ‘ейсбуке √руппа Ђƒиректор школыї на ѕрофессионалы.ru —ообщество Ђƒиректор школыї в ћойћир
 

 

 
 



© ќќќ Ђ»здательска€ фирма Ђ—ент€брьї.
 оммерческое использование материалов сайта запрещено. Ќекоммерческое использование допускаетс€ только при наличии ссылки на сайт.