Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Московский директор - 2015: кто он?

Карпов Павел Владимирович, начальник Управления развития кадрового потенциала системы образования Департамента образования Департамент образования

Последние пять лет стали временем существенных эволюционных изменений для московского образования. Радикальным образом изменился не только образовательный ландшафт города, но и каждая конкретная школа в частности. Система образования Москвы стала впервые по-настоящему прозрачной, открытой жителям города — и открытой не за счет упрощения (оно и не планировалось — система стала более сложной, иерархичной), а в том числе за счет появления новых компетенций у управляющих команд школ.

Новый стандарт качества образования, ранее недоступный большому числу московских школьников, потребовал смелости и сильных лидерских качеств руководителей школ. Самостоятельность и независимость школ в планировании и организации финансово-экономической деятельности вынудила управленцев получить новые профессиональные навыки.

Была внедрена уникальная для России система аттестации на должность «руководитель образовательной организации», которая включает: этап тестирования, этап открытого собеседования с компетентной комиссией, состоящей из директоров лучших школ города, представителей профсоюза, общественных организаций, управленцев московского образования*.

Централизованно были решены вопросы прозрачности зачисления учащихся в московскую школу**. Единый и открытый рейтинг московских школ*** позволил создать условия для честного соревнования управленческих команд и педагогических коллективов школ в целом. Все это детерминировало эволюционные процессы изменения общего портрета московского директора.

Начавшиеся процессы перестройки управленческих команд школ, изменений в директорском корпусе по многим параметрам отличают школы Москвы от российских школ других регионов.

Московский директор — 2015

Если сделать обобщенный портрет московского директорства, то мы увидим женщину, учителя по образованию, с общим стажем работы более 20 лет, немногим старше 40 лет. Сразу отметим, что доля мужчин в этой сфере увеличивается, доля лиц в возрасте 25−35 лет растет, число работников пенсионного возраста уменьшается, внутреннее совместительство (предметное преподавание) сохраняется, но его доля уменьшается.

Численность руководителей

За последние пять лет численность управленцев в московских школах с учетом проводимых структурных изменений сократилась почти в два раза (на 77%), общая численность административных работников — на 23%, а учителей — практически осталась на том же уровне.

Если в 2010 году на одного управленца школы приходилось около 7 педагогических работников, то в 2015 году — более 26 (по российским городским школам в среднем — около 7 педагогов в 2010 году и более 8 — в 2014 году).

Эти тенденции указывают на увеличение собственно педагогической составляющей деятельности коллективов школ и уменьшение доли избыточного административно-управленческого персонала (но не управленческих функций).

Возрастной состав

За последние пять лет увеличилась доля московских директоров школ, входящих в возрастную группу 25−35 лет (с 3 до 8%), при этом по российским городским школам данный показатель последние пять лет держится на уровне менее 3%.

Доля пенсионеров среди московских директоров школ значительно сократилась — с 41 до 33%, при этом по российским городским школам значение этого показателя в среднем увеличилось с 32 до 36% (2011−2014 годы).

Это показывает, что в Москве идет последовательный процесс обновления и омоложения руководящего корпуса общеобразовательных организаций.

Стаж работы

За последние пять лет доля московских директоров школ, имеющих стаж работы от 20 и более лет, уменьшилась с 82 до 79%, при этом по городским школам Российской Федерации в среднем увеличилась с 76 до 79%.

Это также подтверждает наличие постепенного процесса обновления и омоложения руководящего корпуса общеобразовательных организаций.

Уровень образования

Все директора московских школ имеют высшее образование. В 2015 году не имели высшего педагогического образования 3% московских директоров (по школам, расположенным в городах России, — 6%).

Гендерный состав

Доля мужчин-руководителей в московских школах за последние пять лет значительно выросла (с 18,5 до 27,1%). При этом в российских городских школах в среднем снизилась с 21,6 до 21,3%.

Таким образом, в Москве процессы гендерного выравнивания значительно более заметны, чем в иных российских городах (наличие гендерного баланса является общим фактором для стран, участвующих в международном исследовании TALIS).

Нагрузка

Только 10% московских директоров школ работают на условиях внутреннего совместительства (педагогическая нагрузка, в основном в старшей школе). Значение этого показателя значительно уменьшилось за последние годы — с 40 до 10%. При этом для городских школ России значение данного показателя в среднем изменилось незначительно (с 57 до 51%).

Представленные данные показывают, что руководители московских школ существенно больше времени посвящают вопросам управления вверенными им организациями, чем в среднем по России.

С большой уверенностью можно сказать, что московский директор — 2015 — это организатор и стратег оптимальной по численности и эффективной по результатам управленческой команды, имеющий возможность реализации смелых проектов. 

Карпов Павел Владимирович,

 начальник Управления развития кадрового потенциала системы образования Департамента образования г. Москвы,

 Южакова Татьяна Александровна,

 заместитель начальника Управления развития кадрового потенциала системы образования Департамента образования г. Москвы

   
 
 
 

28.04.2016  |  Просмотров: 3542  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.