Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Теория поколений педагогов

Малыхина Любовь Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая Кафедрой развития дополнительного образования детей и взрослых ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», г. Санкт-Петербург

Современному образованию необходимы педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, умеющие самостоятельно принимать решения. От этого зависит эффективность и инновационный потенциал системы образования России. Помочь педагогам скорее адаптироваться к современным условиям педагогической деятельности, дать возможность раскрыться их профессиональным качествам, творческим способностям – важное направление деятельности системы повышения квалификации.

Как преподавателю курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки мне часто приходилось работать в неоднородных по составу группах, состоящих из педагогов – представителей разных поколений. Их представления о своей педагогической деятельности и эффективности курсовой подготовки тоже были разными.

Какой же он современный педагог? Какой  у него уровень готовности к решению педагогических задач? Чего он ждет от системы повышения квалификации? Помочь ответить на эти и другие вопросы способна Теория поколений, получившая в последнее время широкое распространение при подборе и обучении персонала в различных организациях.

Существует много различных определений понятия «поколение». В настоящей статье под поколением понимается совокупность людей, живущих в определенный исторический период со схожими ценностями, сформированными под влиянием определенных исторических событий.

Исследования в области Теории поколений широко представлены в работах российских и зарубежных ученых. Однако до сих пор прикладные аспекты Теории поколений не были  учтены при выработке рекомендаций по организации повышения квалификации педагогических работников.

Авторы Теории поколений - американские ученые Н. Хоув и В. Штраус. Центром их внимания стал «конфликт поколений», в основе которого разные ценности поколений, а не возрастные противоречия. Для России Теория поколений была адаптирована Е. Шамис в 2004 году.

Сейчас в России в сфере образования работают педагоги – представители следующих поколений:

«Беби-Бумеры» (поколение 1943—1963 г. р.). Ценности: оптимизм, внимание к личностному росту и вознаграждению, коллективизм и командный дух, культ молодости. Ценности этого поколения сформировали следующие события: покорение космоса, гарантированность медицинского обслуживания, советская «оттепель», единые стандарты обучения в школах и «холодная война».

«Поколение Х» (поколение 1963—1984 г. р.). Для этого поколения характерны следующие ценности: глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление к непрерывному образованию, неформальность взглядов, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов, готовность к изменениям, возможность выбора. Исторические события, сформировавшие ценности: продолжение «холодной войны», перестройка, война в Афганистане.

«Поколение Y/Игреки» (поколение 1984—2000 г. р.). Ценности: свобода, результат как таковой, гражданский долг и мораль, ответственность, немедленное вознаграждение. События, сформировавшие ценности: распад СССР, теракты и военные конфликты, развитие цифровых технологий.

Повышение квалификации педагогов может быть как формальным, так и неформальным.

Формальное повышение квалификации предполагает освоение дополнительных профессиональных программ с обязательной выдачей сертификата об обучении. Неформальное  повышение квалификации в основном осуществляется через наставничество, самообразование, участие педагога в методических мероприятиях, в исследовательской деятельности и др. и не предполагает сертификации.

Все перечисленные формы известны и давно применяются в практике образовательных организаций. Как знание особенностей Теории поколений поможет сделать их наиболее оптимальными с учетом возраста (поколения) педагогов?

Для ответа на этот вопрос кафедрой развития дополнительного образования детей и взрослых ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» был проведен опрос среди педагогов дополнительного образования Ленинградской области. Опрос педагогов проводился с использованием метода личного формализованного интервью.

Рабочей гипотезой, на базе которой осуществлялся анализ результатов исследования, явилось предположение о том, что эффективность повышения квалификации педагогов определяется ценностями того поколения, к которому они принадлежат.

В ходе опроса были выявлены следующие поколенческие особенности повышения квалификации педагогов.

Педагоги  1943—1963 г. р. (поколение Беби-Бумеров).

Предпочитаемая форма обучения – в команде, состоящей из других слушателей. Неприятие накопительной системы повышения квалификации, требующей построения индивидуального образовательного маршрута. Настороженное отношение к персональным проектным заданиям, дистанционным образовательным технологиям. Заинтересованность в личностном профессиональном росте, выражающейся в максимальной подготовке к процедуре аттестации в ходе курса повышения квалификации. Выбор традиционных форм занятий – лекций, практических занятий с показом конкретных примеров программ, методических разработок, конспектов учебных занятий.

Педагоги 1963—1984 г. р. (поколение Х).

Готовность обучаться в разных формах – как по накопительной системе обучения, так и в группе слушателей. Выбор формы обучения определяется тематикой дополнительной профессиональной программы. Предпочтение дистанционных образовательных технологий (мотив выбора – «экономия времени на поездки до места проведения курса, возможность индивидуального графика обучения»). Готовность к участию в интерактивных формах обучения, дискуссиям, где можно продемонстрировать неформальность взглядов. Избегание командных способов работы. Прагматичное отношение к целям и содержанию обучения на курсе – «получить конкретные рекомендации в отношении собственной профессиональной деятельности». Заинтересованное отношение к индивидуальным проектным заданиям, которые в дальнейшем будут использоваться в педагогической практике. Стремление к постоянному повышению квалификации, в том числе межкурсовому через самообразование.

Педагоги 1984—2000 г. р. (поколение Y/Игреки). 

Эффективность повышения квалификации педагогов данного поколения, как мы проанализировали выше, зависит от учета их системы ценностей, включающей свободу, ответственность, результат, немедленное вознаграждение. Молодые педагоги до 30 лет готовы обучаться с применением дистанционным образовательных технологий, выстраивать собственный образовательный маршрут, способны выдерживать все конкурентные процедуры (рейтинги, публичные защиты), если этого требует обучение на курсе.

Перечисленные поколенческие особенности позволяют сделать вывод о необходимости их учета при выстраивании процесса повышения квалификации педагогов, и как следствие о важности комплектования групп педагогов для организации различных форм повышения квалификации с учетом их возраста. Конечно, выполнять данное условие не всегда представляется возможным, особенно в условиях корпоративного обучения.

В тоже время в практике образовательных организаций в последнее время наряду с вышеперечисленными формами повышения квалификации получила распространение такая форма как сетевое педагогическое сообщество.

Сетевое педагогическое сообщество – группа субъектов педагогического процесса, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность средствами информационно-коммуникационных технологий.

Об актуальности создания и поддержания деятельности сетевых профессиональных сообществ педагогов свидетельствует все возрастающая роль неформального образования. Сетевое профессиональное сообщество как форма неформального педагогического образования позволяет своим участникам педагогам общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

В деятельности сетевых профессиональных сообществ, как правило, принимают участие педагоги разных поколений. Рассмотрим, каким образом аспекты Теории поколений могут быть учтены в условиях сетевого профессионального сообщества.

В целях формирования сетевого сообщества педагогических работников системы дополнительного образования детей Ленинградской области факультетом дополнительного образования на сайте дистанционного обучения Ленинградского областного института развития образования  http://ict.loiro.ru/ был создан Сетевой проект.

Идея создания Сетевого проекта  - это формирование сообщества педагогов-экспертов в области практического опыта и инновационной деятельности системы дополнительного образования детей Ленинградской области.

Основные задачи Сетевого проекта:

  • трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности педагогических работников;

  • общественно-педагогическая экспертиза материалов педагогического опыта в системе дополнительного образования детей;

  • обсуждение проектов нормативных правовых актов и иных документов по вопросам развития дополнительного образования детей;

  • организация деятельности учебно-методических объединений педагогов дополнительного образования Ленинградской области.

Возможность общения в профессиональном сетевом сообществе обеспечивается за счет следующих страниц Сетевого проекта: «Эксперт», «Блоги», «Online – консультирование», «Учебно-методические объединения педагогов дополнительного образования Ленинградской области».

На странице «Эксперт» размещаются методические материалы педагогических работников системы дополнительного образования детей (программы, методические разработки, проекты, конспекты, диагностические материалы, учебно-методические комплексы и др.). Эти материалы готовятся к публикации, будут представлены в аттестационном портфолио или на конкурсе профессионального мастерства.

По итогам общественно-педагогической экспертизы опубликованных материалов при условии наличия положительных комментариев авторам предполагается выдавать сертификаты о публикации, а экспертам, оставившим наибольшее число содержательных комментариев  - сертификат эксперта Сетевого проекта.

Блоги – это возможность высказать неформальное мнение по острым вопросам дополнительного образования детей, в том числе обсудить  проекты нормативных правовых актов и иных документов по вопросам развития дополнительного образования детей.

Если у участников Сетевого проекта возникают вопросы в области проектирования дополнительных общеобразовательных или досуговых программ, реализации технологий культурно-досуговой деятельности в образовательных организациях различного типа, а также в работе с семьей, то они могут обратиться за консультацией к сотрудникам факультета через online-консультирование.

На Сетевом проекте также размещена страница «Учебно-методические объединения педагогов дополнительного образования Ленинградской области (УМО)».

Цель деятельности УМО: участие педагогических и научных работников в обеспечении качества и развития содержания дополнительного образования детей.

Основные задачи УМО:

  • участие в экспертизе материалов инновационной деятельности в системе дополнительного образования детей Ленинградской области;

  • подготовка предложений по результатам обсуждения проектов нормативных правовых актов и иных документов по вопросам дополнительного образования детей;

  • трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности.

Участники УМО на Сетевом проекте получают статус «эксперт УМО», остальные участники - «общественный эксперт».

При создании и поддержании деятельности сетевого профессионального сообщества педагогических работников системы дополнительного образования детей Ленинградской области были учтены прикладные аспекты Теории поколений.

Если взять за основу положение, что Интернет – это привычная действительность поколения «Игреки», то при реализации Сетевого проекта можно было ожидать, что основными его участниками станут молодые педагоги. Действительно, данная категория педагогических работников стала активными авторами и экспертами сетевого сообщества.

Значимость для поколения «Игреки» результата как такового и немедленного вознаграждения обусловила актуальность следующих особенностей Сетевого проекта. Все опубликованные материалы комментируются другими участниками сообщества сразу после их размещения, что позволяет молодому педагогу сразу же увидеть результат своей работы. При модерации сообщений используются комментарии, в основном, поощрительного характера, что дает молодым педагогам возможность получить немедленное моральное вознаграждение.

Педагоги поколения «Игреки» более чем другие поколения способны выдерживать все конкурентные процедуры (рейтинги, публичные защиты), поэтому для них разместить свои методические материалы на Сетевом проекте, а потом прочитать комментарии и отзывы в свой адрес – не является стрессовой ситуацией.

Педагоги поколения «Х» стремятся к системному непрерывному образованию и независимости, поэтому для них Сетевой проект – это возможность реализовать свой неформальный индивидуальный образовательный маршрут. Они готовы к участию в дискуссиях, где можно продемонстрировать неформальность взглядов, поэтому на странице «Блоги», как правило, можно увидеть сообщения именно педагогов поколения «Х».

Педагоги поколения «Беби-Бумеры» проявляют настороженное отношение к дистанционным образовательным технологиям. Для них, как было сказано выше,  приоритетным является выбор традиционных форм методической работы. Но поскольку «Беби-Бумеры» заинтересованы в личностном росте, то ими Сетевой проект рассматривается как оптимальная форма подготовки к аттестации. Опыт других участников сообщества для данных педагогов является не только примером, но и позволяет осуществить самооценку собственного опыта.

Таким образом, в условиях одного сетевого сообщества были учтены поколенческие особенности всех его участников. На сегодняшний день в Сетевом проекте зарегистрировались и осуществляют работу 283 педагога Ленинградской области.

Итак, аспекты Теории поколений имеют немаловажное значение при повышении квалификации педагогов. В соответствии с этим  можно сделать вывод, что знание выявленных поколенческих особенностей  позволит руководителю образовательной организации наиболее оптимально осуществлять выбор форм и содержание деятельности по достижению максимальных результатов повышения квалификации своего педагогического коллектива.

 

Литература:

  1. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2000. – 508 с.

  2. Малыхина Л.Б. Поколенческие особенности профессионального роста педагогов дополнительного образования // Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. - Февраль 2015, ART 2327. – CПб., 2015 г. - [Электронный ресурс].  

  3. Теория поколений. - [Электронный ресурс].  http://www.psycho.ru/library/2581

  4. Теория поколений в России. - [Электронный ресурс].

 

   
 
 
 

15.02.2016  |  Просмотров: 3313  |  Комментариев: 3

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Спасибо автору статьи, Любови Борисовне Малыхиной, за интересную и актуальную как для педагогов, так и для администраторов статью. Данный материал позволяет взглянуть на коллектив педагогов, с которым и в котором ты работаешь, да и на себя самого, по новому, найти современные, интересные формы работы, способствовать личностному профессиональному росту педагогов, с учетом характеристик поколений, приведенных автором статьи. Анализ деятельности Сетевого проекта работников системы дополнительного образования Ленинградской области, данный в статье, показывает его привлекательность и востребованность среди педагогов разных поколений. Участие педагогов дополнительного образования Ленинградской области в работе Сетевого проекта является свидетельством готовности разновозрастного педагогического коллектива области к непрерывному развитию, освоению информационного пространства и, как итог, соединению инновационных педагогических начинаний с возможностями нового поколения ИКТ. Материалы статьи дают возможность найти место для своего педагогического творчества среди современных педагогических новаций каждому работнику системы дополнительного образования, не зависимо от его возраста. М.В.Осипова

 Осипова Маргарита Валентиновна   13.03.2016 в 16:19

 

Прекрасное логическое построение статьи. Спасибо автору, Любови Борисовне Малыхиной за раскрытие нового подхода к созданию продуктивного профессионального сообщества. Опыт Сетевого проекта, представленного в статье показывает большие интеграционные возможности информационного пространства. Материалы статьи нацеливают на формирование ресурсов повышения профессиональной компетентности, учитывающих специфику поколений, что способствует формированию активной позиции всех участников образовательного процесса.

 киселева ольга леонидовна   14.03.2016 в 16:59

 

Огромное спасибо Любови Борисовне за интересную и очень актуальную тему. Под таким ракурсом очень полезно посмотреть на педагогический коллектив, а также соотнести особенности поколений педагогов и наших сегодняшних учеников. В рамках повышения квалификации педагогов нашей школы мы также сталкиваемся с подобными вопросами. Приходится учитывать особенности взаимодействия разных поколений в коллективе. Еще раз слова благодарности автору статьи за советы, которые можно применить в своей административной работе!

 Каменских Елена Евгеньевна   18.03.2016 в 07:44

 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.