Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

От чаепития к управлению

Куксо Екатерина Николаевна, аспирантка НИУ ВШЭ

Когда разговор заходит о различиях между культурами, часто слышу один и тот же пример. Звучит он примерно так (с нотками удивления и возмущения в голосе): «Представляете, в Германии (Франции, Англии и пр.), если ты отказываешься один раз от чая, то второй раз уже не предлагают! Вот и сидишь весь вечер, как дурак, без чая и голодный…».

Предвижу вопрос, как этот пример про чаепитие вообще связан со школой. Не побоюсь категорично сказать, что наша культура и традиции наносят отпечаток на все, что мы делаем: от чаепития до управления школой.

Если трезво посмотреть на эту традицию гостеприимства (этак по-хирургически безоценочно), то процесс выглядит примерно так.

Хозяйка (или чуть реже хозяин) должна предложить чай, услышать отказ; потом еще раз предложить чай и снова получить уже чуть менее прямой отказ; а потом взять инициативу в свои руки и накрыть стол — ко всеобщему удовольствию. Это ни хорошо и ни плохо, это традиция. В Японии, например, эту же операцию нужно было бы повторить большее количество раз.

Директора-хозяюшки

Этот пример с чаем я часто вспоминала, когда была в научной мини-экспедиции. Я опрашивала директоров школ, которые до этого участвовали в исследовании социального капитала организации. Задавала вопросы, например, соответствуют ли школьные взаимосвязи и лидеры их ожиданиям, как исследование повлияло на их работу, внедрились ли какие-либо новые практики.

У некоторых руководителей была позиция: «Я и так все знал (-а), не учите меня жить». Часть же директоров сумела найти новое в, казалось бы, известном. Кого-то из директоров исследование побудило к действиям по созданию связей в коллективе. Инициативы были разные: одна директор проследила односторонние связи (когда один учитель тянется к кому-то профессионально, но не получает ответа) и попросила этих коллег посещать уроки друг друга — в некоторых случаях это породило продуктивные тандемы. Еще одна директор инициировала создание профессиональных групп по интересам, выделив группы учителей, которые, хотя и были связаны, могли бы взаимодействовать активнее.

В целом примеров активностей было немало.

Каждый раз я задавала вопрос активным директорам, как учителя реагировали на эти «нестандартные поручения».

И вот тут-то ответ напоминал историю с чаем. Директора школ (чаще женщины, 19 из 20 респондентов) напоминали мне гостеприимных хозяюшек. Ответ был похожий (я бы сказала, один-в-один): «Ну, понимаете, учителя всегда сначала отказываются, не хотят, боятся. Приходится активнее настаивать, уговаривать, иногда просить. А потом быстро втягиваются и уже сами получают удовольствие…»

Еще раз я вспомнила пример с чаем, когда мы обсуждали результаты другого исследования НИУ ВШЭ. Тогда мои коллеги спрашивали директоров в числе прочего о том, почему они решили занять эту должность. Ответ был в похожей тональности: «Да я вообще не собирался (-лась) становиться директором. Просто освободилась должность, меня долго упрашивали и из управления, и учителя. В итоге я и согласился (-лась), вот уже Х лет директор».

Нет-нет, я тут просто на диванчике посижу

В нашей культуре просто-напросто не принято открыто выражать свои желания. Как будто это что-то постыдное — хотеть чаю с плюшками, когда приходишь в гости. Стыдно хотеть быть главным. И, упаси боже, хотеть быть активным и постоянно донимать других своей инициативностью.

Позицию и гостей, и учителей, и зачастую директоров я бы выразила фразой: «Нет-нет, не стоит беспокойства, я тут на диванчике просто посижу…» Смирение и непритязательность, нежелание доставлять неудобства в культуре считаются более значимыми, чем желание достичь результатов: будь то своя карьера или обучение детей.

В Германии, например, совсем не стыдно соглашаться выпить чаю, быть директором и инициировать проекты — даже наоборот. Да-да, я знаю, что мы не в Германии, но об этом чуть позже…

Русские, слишком русские

Вообще я против того, чтобы посыпать голову пеплом из-за культурной принадлежности. Против самобичевания и самообвинений в никчемности — это непродуктивно. Хотя еще больше меня пугает другая крайность в виде великодержавного империализма и ура-патриотизма. Истина, вероятно, где-то посреди позиций «мы — никчемные» и «мы — самые великие».

Золотая середина, на мой взгляд, в понимании оборотной стороны всех плюсов и минусов. Как говорят, наши недостатки — это продолжение наших достоинств. Некоторые культурные особенности и традиции довольно сильно мешают развитию образования: это и боязнь изменений, и нежелание высовываться, и работа для галочки (сейчас это называют модным словом «портфолио»). Но у культуры есть множество положительных сторон, которые могут стать катализатором изменений. Главное — уметь их видеть.

Например, эта же история с чаем и уговорами. Той лояльности, искренности и душевности, которые наступают, когда гость/учитель соглашаются на чай/инициативу, могут позавидовать многие нации. Если директору удается уговорить учителей работать над проектом, то часто учителя отдают новому детищу всю душу.

Ритуальные танцы директоров

Получается, что директору школы нужно быть одновременно и частью культуры, и чем-то выше культуры. Если хочется что-то изменить (ну хоть кому-то же должно этого хотеться?), то директор вынужден исполнять ритуальные танцы. Так велит культура.

Танец этот состоит в том, чтобы сначала поуговаривать и где-то (как ни прискорбно) усадить за стол, не особо спрашивая. Потом убедить, что хотеть не стыдно, то есть что это правильно что-то менять, правильно приводить коллектив в движение и требовать качества. И не раз повторить, что все получится и что этот учитель очень квалифицированный и заслуживает доверия (неуверенность в себе — тоже стандартный культурный компонент). Важно искать культурные основы, на которые можно опереться.

Школьный опыт подсказывает мне, что западная модель, как она часто изображается в фильмах: пришел, вдохновил, все стало хорошо, у нас не сильно-то работает. Тут звезды зажигаются по иной технологии, более сложной. Да и горят звезды иначе.

Еще одно слово

Возможно, этот пример с чаем не самый иллюстративный и не самый удачный. Если бы мне нужно было сформулировать идею и основной вывод этой статьи одним словом, то этим словом было бы «осознанность». Я имею в виду способность посмотреть со стороны на сложившиеся привычки, ритуалы, культурные особенности школы.

Если это что-то положительное, то культивировать. Если отрицательное, то менять. Пример с убеждением учителей — это что-то очень малое и частное. Случаев воздействия культуры (я имею в виду и общую национальную, и сложившуюся школьную культуру) на процесс и результат обучения неописуемо много. Их невозможно перечислить. Но мне кажется очень важным для руководителя — развивать в себе такую культурную осознанность, умение видеть влияние привычек, глубинных убеждений на практике.

На любое проявление школьной жизни можно и нужно смотреть иногда под иным углом. Задавать вопрос: почему так? Например, почему сильные учителя преподают в сильных классах? Может ли кто-то внести дополнения в школьные планы и как вообще происходят коррективы планов? Результаты ЕГЭ — как их использовать, чтобы выявить «слабые стороны» учителей? Какие документы могут подписывать заместители без вашего ведома и почему? Зачем вы тратите так много времени на рутинную работу и кому ее можно делегировать?

Директор, к сожалению, слишком часто занят работой, чтобы видеть школу иными глазами — хотя бы изредка. Многие вещи просто складываются так, как получается. Иногда «так, как получается» — не самый эффективный способ.

Дьявол в мелочах тем не менее. Образовательные результаты, по всей видимости, тоже…

 

http://www.direktoria.org

© Информационная система «Директория», 2016

© Директор школы №1 (204), 2016

   
 
 
 

29.01.2016  |  Просмотров: 3032  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.