Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Что выберем - коллектив или стадо?

Созонов Валерий Петрович, К.п.н., доцент кафедры воспитания ИПКиПРО УР, г.Ижевск

Идет глобальная стандартизация отечественного образования: принят стандарт условий и отношений субъектов образования — закон «Об образовании в Российской Федерации»; утвержден стандарт содержания образования — ФГОС; с кровью реализуется стандарт образованности выпускника — ЕГЭ; наконец, появился стандарт самого учителя — «Профессиональный стандарт педагога». Как рядовому педагогу относиться ко всему происходящему?

Неужели научимся измерять творчество?

Цель стандартов — повысить качество отечественного образования.

Способ — подвести разные области, компоненты системы к единому знаменателю — возможности объективно измерять качество функционирования компонентов системы «на марше» и «на выходе»: через измерение профессионализма педагога и образованности выпускника школы. Научиться измерять и объективно оценивать процессы означает получить возможность управлять процессами, в том числе и качеством. Феномены эффективности и качества прописаны в документах в максимально конкретных признаках, которые могут диагностироваться, измеряться, оцениваться всеми субъектами единообразно. Такими признаками является перечень конкретных «трудовых действий», которыми должны овладеть все участники образовательного процесса (действия ученика на ЕГЭ — тоже «действия трудовые»).

Что думают педагоги о профессиональном стандарте? Отношение разное: от «прокрустова ложа» и кандалов невольника до «наконец-то тайное стало явным». Почему «кандалы»? Потому что стандарт якобы лишает педагога возможности творить. В педагогическом сообществе утвердилось убеждение непознаваемости, почти мистической тайны педагогического творчества. «Потрясение», «озарение», «катарсис» — вот термины, которыми обычно описывается опыт учителя-мастера. Но знать конкретные умения работника, которые лежат в основе его деятельности, полагаю, не только можно, но и нужно. Почему «тайное» — потому что понимание категории «качество» в практике образования является самым произвольным и непредсказуемым, в особенности у проверяющих. Поэтому при проверках школы администрацию трясет от неопределенности приговора, а педагоги переживают мучительный кризис компетентности.

Во ФГОС эти «действия» были впервые сформулированы как универсальные умения и навыки в виде «личностных» и других способностей (к слову, автор данной статьи, и коммуникативные, и регулятивные, и образовательные умения понимает как личностные, то есть как самые широкие способности личности, необходимые для умения человека жить среди людей). Напомним, авторами документов УУД предъявлены школе не как рекомендации, а как методология. Стандарт педагога должен внести необходимые и долгожданные коррективы в вузы, занимающиеся подготовкой специалистов для школы. Возможно, будет положен конец дурной традиции из знаменитой миниатюры Аркадия Райкина, когда после каждого этапа жизни требовалось забыть прежние знания и опыт, как кошмарный сон.

Сегодня вуз должен учить и готовить студента тому, что он будет делать за учительским столом. Возобновится практика стажировок, наставничества в живой школьной жизни. Слава богу, еще остались в школах пенсионеры-мастера. Таким образом, образовательный процесс соединится с профессиональной подготовкой, вместе с суммой знаний молодой учитель сразу принесет умения и опыт. В дипломе результаты будут оцениваться на двух уровнях: «способен» и «готов». Директор школы будет знать, какого специалиста он принимает в школу и чего от него можно ожидать на практике.

Изменения затронут, разумеется, и процесс повышения квалификации в нашем институте, который с нового года будет называться институтом развития. Важной новацией является внедрение индивидуальных образовательных программ (ИОП) учителя, которые сделают повышение технологического мастерства педагога более целенаправленным и личностным.

«Самое трудное — это родиться и научиться жить» (Я. Корчак)

В предлагаемой статье хотелось поднять главную для меня проблему — проблему воспитания. В резолюции Всемирной конференции по ценностям образования, которая прошла под эгидой ЮНЕСКО в 1997 году в Женеве, ценностями образования провозглашены: «учиться знать», «учиться уметь» (то есть делать), «учиться жить» и «учиться жить вместе» (выделено авт.). Воспитание как функция школы звучит в ФГОС в призывах усилить гражданско-патриотическую подготовку молодого поколения, составлен перечень так называемых базовых духовно-нравственных ценностей граждан России, сформулирован национальный духовно-нравственный идеал.

Изучая «Профессиональный стандарт педагога», я радостно отметил, что в документе имеется отдельный раздел, который конкретизирует воспитательную функцию педагога. Наконец вспомнили, что образование включает в себя три процесса: обучение, развитие и воспитание. Причем воспитание в отечественной традиции считалось самым важным делом, так как обученный, но невоспитанный человек мог быть отменным мерзавцем. Но после радости меня ждало тягчайшее разочарование: формулировки уметь «управлять классами» (р. 4, п. 5), «уметь создавать детско-взрослые общности» (р. 5, п. 13) — эти умения далеки от технологии воспитания. «Управлять классами» можно фельдфебельским криком и угрозой кулака, а класс, толпа, стадо — это тоже «общность». Но развитый детский коллектив — это другое качество «общности»! Поэтому я глубоко убежден, в классе должна быть работа с детским коллективом! Обидно: о воспитании академики вспомнили, но слова «коллектив» они все еще боятся.

 Что же такое коллектив?

Коллектив (от лат. Collektivus — собирательный) — организованная группа людей, объединенных общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью (Смирнов, 1999).

Из определения следует, что в коллективе должны быть:

  • общепринятые цели;
  • общие ценности (честность, труд, справедливость, творческое самовыражение на пользу людям);
  • общие правила (порядок, дисциплина, справедливость);
  • общественно полезное коллективное дело и связанное с ним общение;
  • чувства, переживания ребят;
  • организационная структура и отношения «ответственной зависимости».

Таким образом, коллектив есть мощный, эффективный социально-педагогический механизм общественного воспитания. Он имеет силу автономного, самостоятельного воспитательного ресурса педагога. Если педагогу удалось создать коллектив, настроить правильный тон отношений, стиль поведения его членов, наполнить жизнь высокими ценностями Добра, Правды, Справедливости, Красоты, то он начинает воспитывать своих членов сам, своим функционированием (то есть без специальных усилий педагога): укладом, духом, традициями, ритуалами, праздниками. Здесь действует известный эффект «рассола». А. С. Макаренко говорил, что воспитание есть педагогически целесообразная организация жизни детей. Коллектив и есть первичная модель мироустройства, в котором человеку предстоит жить и найти свое место. Здесь ребенок приобретает первый и бесценный опыт социализации: адаптации, интеграции, индивидуализации. Если в детстве человек не научится ладить с другими, он навсегда останется одиноким.

Образное определение коллектива дал наш современник, ученый В. М. Лишин: «Нет ничего выше и могущественнее, чем человеческий коллектив, и нет ничего гнуснее, чем человеческое стадо. Коллектив умнее и нравственнее отдельного человека, стадо глупее и подлее. У коллектива есть прошлое и будущее, у стада — только настоящее. В коллективе даже умерший человек продолжает жить, стадо способно затоптать живого!»

Законы, принципы развития коллектива были разработаны выдающимся педагогом XX века А. С. Макаренко. И, осмелюсь сказать, они в полной мере были реализованы в практике коммунистических организаций: это наличие общих целей и общей деятельности (деятельность как «труд-забота»): «если не для людей, то зачем?»; деление классного коллектива на микроколлективы: отряды, экипажи, звенья; выборы ответственных лидеров: командиров, председателей, звеньевых (органов самоуправления); система поручений каждому члену коллектива (частица общей ответственности); соцсоревнование (что ни говорите, но «жизнь есть борьба, конкуренция»), гласность и открытость его результатов через так называемый классный уголок как центр духовной жизни класса (начала демократии); эмоционально-образное сопровождение («мажор»): игры, марши, девизы, речовки, песни, ритуалы, символика. При этом деятельность сопровождалась высокой общественной идеей — идеей коллективной заботы о других (вспомним тимуровское движение). Все это ныне резко востребованная духовность. После сбора макулатуры подсчитывали, сколько пионерами сохранено Родине деревьев. С самого начала жизни ребенок был погружен в дела, поручения, заботы, «отношения взаимной ответственности». И это правильно на все времена, иначе откуда взяться в человеке ответственности, настойчивости, совестливости, привычке работать в группе. Но сегодня все по-другому: макулатуру привозят родители в багажниках семейных автомобилей, сваливают у школы — и класс с «чувством выполненного долга» отчитывается об участии в «социальной акции» (?!). Кажется, та же деятельность, но педагогический результат с точностью до наоборот: прививка иждивенческой, потребительской позиции в жизни. Школа растит паразитов и мошенников! Вожатые в школе остались, но у них отобрали пионерские комнаты, их функции неопределенны, поэтому сегодня — это девочки «на посылках» у заместителей директора.

Что означает «умение работать с детским коллективом»?

Для начала приведу практический пример, который я часто наблюдаю в автобусах: вот в рамках внеурочной деятельности школьники едут на выставки, в музеи, театры… Ребята, как правило, ведут себя безобразно: кричат, виснут на поручнях, бьются за место на сиденьях. Мысль о том, чтобы уступить место пожилым людям или самому педагогу, им просто не приходит в голову. Кстати, педагог этого для себя и не требует: смирился, бедняжка, что он — обслуга. Делает замечания, суетится, нервничает, но все без толку. Нельзя утверждать, что он не провел перед поездкой беседу, инструктаж (хотя сегодня это может иметь место, так как молодые воспитатели просто могут не осознавать, что простой проезд детей в автобусе — это тоже воспитательное мероприятие!).

Но почему же дети так неподобающе ведут себя? Ответ прост: педагог везет не коллектив, а «стадо». Среди ребят нет ответственных, нет правил, они не знают, что такое честь класса или школы, по приезде их не ждет какой-либо анализ, подведение итогов и оценка. Налицо профессиональное невежество и беспомощность. Это следствие заявления одного из министров образования: «Чем коммунистическое воспитание, лучше никакого» (?!).

Отечественные педагоги привыкли верить начальству слепо. Налицо профессиональное беспамятство и социальная безответственность! Выкинули из школы трудовое воспитание — и надеемся жить богато. Перестали приучать ребят к самообслуживанию — и надеемся жить в чистоте. Обругали советскую школу — и вдруг обнаружили, что на улицу выходить страшно. Все замкнулось на учебе. Ситуацию усугубило введение ЕГЭ, которое уничтожило воспитание. И потому наши дети школу не любят.

ФГОС и УУД

В образовательном стандарте (ФГОС) II поколения появилась аббревиатура УУД как одна из конкретизированных целей — «планируемых результатов» нового образования. УУД означают перечень универсальных умений и способностей человека, которыми он должен овладеть на школьной скамье, чтобы в будущем мог решать свои жизненные задачи. Коль скоро это умения, то, очевидно, они должны быть приобретены только в действии, в практике, в реальных переживаниях. Насколько новы данные приобретения для отечественной школы?

Мы уже утверждали: все эти умения в полной мере развивались в советской школе, на уроках, но в большей степени в послеурочной, внеклассной развивающей коллективной деятельности в школе. Так, внутренними «эффектами», результатами воспитания вместе с целеустремленной деятельностью коллектива у школьника становились осознание ценности общественного долга — «самоопределение», открытие своей полезности людям — «смыслообразование», уважение товарищей и самоуважение — «идентичность», что означает тождественность самому себе, гордость, чувство собственного достоинства. Все актуально, злободневно, затребовано государственным документом. Фраза в характеристике «он умеет подчинять личные интересы интересам коллектива» фиксировала важное достоинство личности выпускника — коллективизм. Он научился чувствовать и уважать других! В этих чувствах заключено еще более высокое начало: забота не только о друге, но о классе, о школе, а далее — о городе, стране, Отечестве. Это то, что принято называть гражданской позицией и патриотизмом.

Следует подчеркнуть, что приведенные выше виды и формы работы с детскими организациями — это технология именно педагогической работы с социальной группой. Классиками науки воспитания разработаны законы формирования, этапы становления коллектива, то есть научно обоснованные технологии развития социальной и личностной зрелости школьника. И. П. Иванов разработал методику организации коллективного творческого дела (КТД). Шесть этапов КТД есть социально-педагогическое открытие, равное изобретению колеса, пороха, двигателя внутреннего сгорания, ибо это целостная, психологически выверенная технология организации отдельно взятого коллективного внеклассного мероприятия и соответствующих метаумений. Стадии урока и этапы внеурочной деятельности сомкнулись, формируя активную, самостоятельную, ответственную, творческую личность, которую требует сегодня от школы ФГОС и ее величество Жизнь.

Незаметно произошла трагическая подмена: раньше не было научно обоснованного перечня УУД, но был механизм их формирования — деятельность детского коллектива в каждом классе, сегодня есть калькуляция умений, но утрачен механизм и инструментарий. Забавно, правда?

Как быть с индивидуальностью?

Конечно, вместо коллективизма сегодня делается акцент на воспитании индивидуальности. Но следует помнить, что коллективизм и индивидуальность — это две стороны одной медали, которая называется личность. Невозможно воспитать человеческую индивидуальность без коллектива, так же как невозможен зрелый коллектив без уникальных творческих способностей каждого из его членов. Это закон диалектики.

Сначала коллективизм, затем индивидуальность. Именно в коллективе реализуются базовые умения индивида: защищать себя, утверждать себя, находить смысл собственного бытия. Но именно коллектив учит своего члена держать слово, беречь честь класса и свою честь, подчиняться дисциплине. А классный руководитель был всегда одновременно и организатором коллектива, и защитником, и духовником школьных неудачников. А. Асмолов, один из разработчиков ФГОС, утверждает: «Индивидами рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Сами, собственными силами, в противоречиях школьного и взрослого бытия.

Следует сказать, и сегодня еще работают школы, исповедующие педагогическую ценность детского коллектива, а значит, ценность коллективизма, дружбы, сочувствия, сострадания и радости за общее дело и общий успех. И это правильно: чем бессмысленнее жизнь вокруг, тем осмысленнее, выше и содержательнее должна быть жизнь в школе! Но так работают далеко не все. Если в недавнем прошлом все школы работали примерно одинаково, то сегодня две ОО одного микрорайона могут отличаться друг от друга, как день и ночь. Все зависит от сознательности и профессиональной культуры педагогического коллектива и требовательности директора.

Сегодня министром образования Удмуртской Республики назначен наконец-то педагог: доктор педагогических наук, вчерашний ректор педагогического института, учитель, прошедший все ступени школьной иерархии. И дети, и родители, и ответственные педагоги верят, что школам будет придан новый импульс эффективности и качества, о которых было сказано выше. Суть — вспомнить, возродить, оживить жизнь классных и школьных коллективов! К сожалению, в нашей стране очень важно, кто стоит во главе «управленческой вертикали»: школам — какой министр, педагогам — какой директор, детям — какой учитель. А школьнику важно, где проведет он свое начало жизни, он — юный гражданин Отечества — в зрелом и интересном коллективе или в тупом, злобном стаде!

В заключение: все сказанное востребовано самой жизнью. И потому эту работу нужно делать нам всем, кто стоит за учительским столом. Нам, просто потому что больше такую работу исполнить некому. Мы, учителя, крайние, так как именно мы каждый день смотрим в детские требовательные глаза, которые ждут ответа на вопросы: что такое совесть, честь, правда, справедливость, смысл жизни? И надо отвечать! Отвечать, потому что с этими детьми нам, педагогам, доживать свой век, а нашим собственным детям и внукам — жить и работать. Если нет ответа или не хочется отвечать, из школы надо уходить: так честнее!

 

 

http://www.direktoria.org

© Информационная система «Директория», 2016

© Директор школы №1 (204), 2016

   
 
 
 

19.01.2016  |  Просмотров: 2761  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.