Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Профессиональный дистресс

Журавлева Елена Викторовна , директор ГБОУ СОШ № 270, Санкт-Петербург

Большинство проблем здоровья детей создается и решается в ходе ежедневной практической работы педагогов, т.е., связано с их профессиональной деятельностью, при этом тревогу вызывает низкий уровень здоровья самих педагогов и его негативная зависимость от профессионального труда. Известно, что именно профессиональные риски педагогического труда являются основной причиной нарушений здоровья педагога.

Проблемой сохранения и укрепления профессионального здоровья школьного педагога является практически полное отсутствие материального обеспечения этого направления работы. Поэтому в рамках внутришкольного повышения квалификации основной акцент нами сделан на увеличение мотивации педагогов к сохранению собственного здоровья, вооружение их методами самоанализа и саморегуляции.

Исследование образовательной системы Санкт-Петербурга подтверждает, что при наличии обязательного здоровьесберегающего оборудования (медицинский кабинет и спортивный зал) подавляющее большинство ОУ города недостаточно обеспечены инфраструктурой и оборудованием, направленными на обеспечение здоровья участников образовательного процесса: тренажерными залами — 28%, бассейнами — 7%, комнатами релаксации — 31% и т. п. Однако создание комфортного образовательного пространства также является стратегическим направлением развития санкт-петербургского образования. Стратегия определяет современную школу как «комфортную школу в здоровьесберегающих технологиях организации образования и образовательной инфраструктуры». Задачу предлагается решать через «современно оборудованное образовательно-воспитательное пространство; новую организацию образовательного пространства и учебного процесса; комфортную здоровьесберегающую обучающую среду…».

Теоретическим обоснованием данной программы является здоровьесозидающий подход к образованию. В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «полное физическое, душевное и социальное благополучие, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов». Таким образом, современный подход к здоровью определяет его с системных и индивидуальных позиций, предполагает доминирующую роль педагогического направления его обеспечения. Доминирующим способом обеспечения здоровья становятся собственные усилия человека по его сохранению и укреплению.

Поэтому среди многообразия терминов, характеризующих обеспечение здоровья человека в системе образования, наиболее адекватным является термин здоровьесозидающее образование, в основе которого находится понимание здоровья как многомерной системы, состоящей из взаимозависимых компонентов; признание определяющей роли культуры здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни; понимание доминирующего влияния на здоровье участников образовательного процесса образовательной среды как совокупности внешних и внутренних по отношению к ОУ факторов. Указанный подход определяет необходимость построения здоровьесозидающей образовательной среды школы (ЗОС) — совокупности компонентов школы, их функциональных взаимосвязей и субъектов, в деятельности которых реализуется обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья участников.

Цели программы: формирование у педагогов ОУ готовности к здоровому образу жизни, который является средством обеспечения их здоровья и основой для становления готовности к профессиональной деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся, воспитанников.

Реализация данных целей предполагает решение следующих задач:

  • самоанализ профессионального здоровья педагогов, их готовности к здоровьесозидающей деятельности;

  • поддержание профессионального здоровья педагогов;

  • повышение готовности педагогов к сохранению и укреплению собственного здоровья, применению здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий обучения и воспитания;

  • освоение программно-методического обеспечения образования учащихся, воспитанников и просвещения их родителей в области здоровья и здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты:

  • осознание педагогами проблем собственного здоровья;

  • понимание зависимости здоровья от образа жизни;

  • наличие знаний о формировании здорового образа жизни;

  • осознанная деятельность по его осуществлению.

Категория педагогов, их психолого-социальный портрет

Программа предназначена для повышения квалификации педагогов разных специальностей учреждений общего, дошкольного, дополнительного образования детей. Несмотря на очевидные различия, характеризующие педагогов разного стажа, возраста, педагогической специальности, работающих в разных образовательных учреждениях, культура здоровья является важной составляющей профессиональной культуры каждого педагога.

Обучение по данной образовательной программе опирается на следующие принципы:

  • принцип гуманизма — учет психоэмоционального состояния педагога и сохранения культурной самобытности, вера в его возможности; обучение не должно наносить никакого ущерба его участникам;

  • принцип открытости и добровольности — прозрачность субъект-объектных отношений и мотивирование педагога на значимость решения проблем, связанных с формированием и сохранением здоровья;

  • принцип конфиденциальности — любые сведения о состоянии здоровья и образа жизни педагога не могут быть оглашены специалистом без его согласия;

  • принцип реалистичности — учет реальных возможностей педагога и его профессионального опыта;

  • принцип деятельностного подхода — организация активной деятельности педагога с опорой на изучаемую проблему;

  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей педагога — создание максимальных воз­можностей для индивидуализации путей развития педагога как личности, как носителя современных идей здорового образа жизни;

  • принцип совместной профессиональной деятельности, который предполагает, что формирование культуры здоровья участников образовательного процесса рассматривается как коллективный «продукт» деятельности всех участников образовательного процесса;

  • принцип сетевого взаимодействия, который требует создания единого информационно-коммуникационного пространства ОУ;

  • принцип социального партнерства, который выражается в координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности ОУ с родителями учащихся, общественностью, органами и организациями, деятельность которых непосредственно связана с решением проблем здоровья участников образовательного процесса.

В основу реализации образовательной программы закладывается необходимость внутрифирменного (внутришкольного) повышения квалификации педагогов в области здоровьесозидающей деятельности.

В ходе опытно-экспериментальной работы школы создана модель внутришкольного повышения готовности педагогов к сохранению и укреплению своего профессионального здоровья

.В результате опытно-экспериментальной работы в школе № 270 создан методический комплект внутришкольного повышения готовности педагогов к сохранению и укреплению своего профессионального здоровья: модель, образовательная программа и пакет методических материалов по ее реализации.

Учебный курс строится в соответствии с методологическими основами концепции индивидуального здоровья человека и состоит из двух основных разделов.

Первый раздел «Культура здоровья педагога в условиях инновационных изменений образования» (8 часов) дает представление об основных принципах знания о здоровье, создает ценностно-смысловые основания изучения и коррекции собственного здоровья. Материал раздела создает возможность для осознания ценности здоровья, зависимости его от собственных усилий. В результате у педагога может быть сформирована ориентация на самопознание, саморегуляцию, самоосуществление как базовый подход к изучению учебного курса. Кроме того, изучение темы «Здоровье человека и факторы, его определяющие» задает логику следующих разделов программы в соответствии с компонентами структуры индивидуального здоровья педагога.

Особое внимание уделяется разделу «Образ жизни и здоровье» (28 часов), содержание которого рассматривается, основываясь на структурных компонентах здоровья. Выделение отдельных компонентов здоровья в их взаимосвязи в качестве отдельных тем учебной программы способствует, на наш взгляд, осознанию целостного, системного подхода к пониманию здоровья с системных и индивидуальных позиций, формированию системного мышления.

Содержание описанных разделов представляет собой базовое основание для формирования у педагогов мышления, лежащего в основе практической деятельности по формированию собственного здоровья и здоровья учащихся.

Планируемые результаты освоения педагогами содержания образовательной программы

Формируются следующие профессиональные компетенции педагогов:

  • осознание ценности здоровья и здорового образа жизни всеми участниками образовательного процесса;

  • повышение компетентности участников образовательного процесса по вопросам формирования культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • повышение компетентности педагогов образовательного учреждения по применению информационно-коммуникационных технологий в работе по формированию здорового образа жизни;

  • формирование у слушателей представлений и практических умений по вопросам физической и психической саморегуляции как части профессиональной компетентности личности педагога.

В результате курса слушатели получат знания о:

  • составляющих культуры здоровья;

  • практических методах воспитания культуры здоровья в рамках образовательного учреждения;

  • методах вовлечения учащихся и их родителей в деятельность по пропаганде здорового образа жизни.

Совершенствуют умения:

  • реализовывать полученные рекомендации в практической деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья;

  • разрабатывать модели взаимодействия заинтересованных сторон с целью оптимизации деятельности по воспитанию культуры здоровья у учащихся;

  • использовать разнообразные формы воспитательной работы и реализовывать в рамках своего ГОУ мероприятия по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Основное содержание образовательной программы

Раздел 1. Культура здоровья педагога в условиях инновационных изменений образования

Тема 1.1. Здоровье человека и факторы, его определяющие

Понятие об индивидуальном и общественном здоровье. Структура индивидуального здоровья: биологические, психические, социальные и нравственные компоненты здоровья человека. Здоровье и болезнь, третье состояние. Уровень здоровья. Критерии здоровья. Группы здоровья.

Тема 1.2. Культура здоровья и здоровый образ жизни

Здоровье в иерархии потребностей человека. Здоровье как ценность, мотивация здоровья. Культура здоровья как основа здорового образа жизни. Понятие образа жизни. Составные части образа жизни. Категории образа жизни: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни. Социальные и биологические принципы здорового образа жизни. Резервы здоровья: закаливание, средства повышения работоспособности и предупреждение утомления, специфическая и неспецифическая тренировка, режимы труда и отдыха.

Тема 1.3. Профессиональные риски педагогического труда

Здоровье педагога, его зависимость от профессиональной деятельности. Профессиональный дистресс как интегративный фактор риска педагогического труда. Специфика педагогического труда педагогов разных специальностей. Профессиональная деятельность педагога как фактор сохранения и укрепления его здоровья.

Тема 1.4. Самоанализ здоровья педагога

Методы изучения здоровья педагога. Самоанализ здоровья педагога. Стили реагирования на профессиональные стрессы и модели поведения в профессии. Сохранение и укрепление здоровья педагогов: диспансеризация, профилактические и оздоровительные мероприятия.

Раздел 2. Здоровье и образ жизни педагога

2.1. Соматический компонент здоровья

Резервы здоровья. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления. Анализ общеоздоровительных систем (А. Караваев, Г. Малахов и др.). Закаливание, его принципы, основные системы. Водолечение. Гидротермальные процедуры. Лечение медом, соками и настоями. Активные точки и энергетические каналы организма. Рефлексотерапия и массаж. Фитопрофилактика и фитотерапия. Проблемы современного питания. Теория адекватного питания. Оптимизация питания. Режим питания. Психология питания. Культура питания.

2.2. Физический компонент здоровья

Двигательные потребности и способности. Работоспособность и выбор оптимальных нагрузок. Самоконтроль физической активности. Возрастные особенности применения оздоровительных систем физических упражнений. Физические упражнения оздоровительной направленности как основа всех оздоровительных систем. Диагностика физического состояния как основа оптимизации физической нагрузки. Оптимальный двигательный режим (системы Купера, Амосова, Лидерда, Моргауза, КОФТ и др.).

 2.3. Эмоциональный компонент здоровья

Понятие о психогигиене и психопрофилактике. Самоуправление и здоровье. Механизмы произвольной и непроизвольной саморегуляции. Развитие механизмов произвольной регуляции, овладение техниками расслабления, мобилизации, стабилизации состояния. Развитие и укрепление иммунитета, механизмов непроизвольной саморегуляции, самовосстановления для общего укрепления организма. Методы повышения произвольной саморегуляции: снижение эмоционального напряжения, саногенное мышление, ассертивное поведение. Компьютерный тренинг саморегуляции физиологических параметров организма методом биологической обратной связи на тренажере «Дыхание».

2.4. Социальный и нравственный компоненты здоровья

Разнообразие психологических концепций личности, представления о личностном росте. Многоаспектность понятия «зрелая, здоровая личность». Самосознание и психосоматическое здоровье. Мотивационные основания здоровья: характер воспитания, традиции, обычаи, влияние литературы и искусства. Ответственность человека за свое здоровье и здоровье окружающих. Роль самопознания и самовоспитания в развитии личности. Культура общения как средство диалогического взаимодействия.

Данная образовательная программа реализуется как часть общей подготовки педагогов образовательного учреждения к здоровьесозидающей деятельности.

Результативность использования инновационного продукта подтверждается промежуточными результатами ОЭР школы № 270, в том числе участием школы в городском мониторинге здоровьесозидающей образовательной среды, в котором участвуют 104 образовательных учреждения Санкт-Петербурга.

 

 

   
 
 
 

18.12.2015  |  Просмотров: 6611  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.