Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Где у них кнопка?

Булатова Лилия Петровна, директор школы, Почётный работник общего образования РФ МОУСОШ №1 станицы Динской Краснодарского края

Что побуждает учителей хорошо работать? Почему работники, имеющие одинаковую квалификацию, трудятся с различной эффективностью? Почему один и тот же учитель в разных ситуациях работает по-разному? Где у педагога та волшебная кнопка, с помощью которой можно привести механизм в действие, заставив его продуктивно трудиться? Наверняка, каждый руководитель задавался такими вопросами. И, безусловно, все директора школ, заботящиеся о качестве образования в своей организации, пытаются ответить на главный вопрос: «Что надо сделать, чтобы сотрудники работали лучше?».

Некоторые считают, что хороших учителей можно привлечь и заставить работать, обеспечив им высокий уровень заработной платы и вкладывая средства в повышение их квалификации. Кто-то видит решение проблемы в четкой организации и планировании деятельности. Для кого-то гарантией успеха является обеспечение школы современным оборудованием и средствами обучения. Я тоже не отрицаю положительного эффекта всех вышеназванных факторов, но твердо убеждена: главной функцией управления должна быть мотивация. Ведь мы работаем с очень интересным и крайне сложным материалом — людьми… Конечно, без финансового и материально-технического обеспечения, планирования и контроля невозможно организовать деятельность школы, тем более невозможно добиться высоких результатов. Но при отсутствии квалифицированных педагогов, понимающих свою миссию, школа не только перестанет развиваться. Школы просто не будет… Следовательно, необходимо все имеющиеся ресурсы: финансовые, материально-технические, информационные — использовать для развития кадрового потенциала, повышения эффективности деятельности школы. То есть нужна система, которая отражает взаимодействие экономических, материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, обеспечивающее достижение поставленных перед школой целей и успешное выполнение ее миссии. Такой системой для нас стала Комплексная программа мотивации и стимулирования работников БОУСОШ № 1 МО «Динской район».

Деньги в обмен на качество

Система мотивации и стимулирования работников БОУСОШ № 1 МО «Динской район» создавалась поэтапно. На первом этапе приоритетным направлением стимулирования было денежное. При переходе на нормативно-подушевое финансирование и новую систему оплаты труда, в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» и Комплексного проекта модернизации системы образования деньги пошли в школу мощным потоком. У нас появились средства не только для оснащения школ современным оборудованием и учебно-наглядными пособиями, но для стимулирования педагогов за высокий результат. Новая формула финансовой системы отрасли образования «Деньги в обмен на качество» заработала в полную мощь. В школе была создана Методика оценки эффективности деятельности учителя, в основе которой — оценка результативности труда учителя по выработанным нами критериям, учитывающим уровень профессионализма, уровень качества и результативности труда и соблюдение единых требований. А для оценки деятельности классного руководителя создана своя группа критериев, позволившая дифференцировать доплату за классное руководство в зависимости от качества работы классного руководителя. Все критерии, входящие в систему оценки, имеют конкретные и прозрачные показатели с определенным количеством баллов. Учитывается не только наличие тех или иных показателей, но и уровень их достижения. В течение нескольких лет мы активно поощряли педагогов за их достижения и за качественно выполненную работу. Подготовил победителей или призеров олимпиад, конкурсов, НПК — премия. Сам принял участие в конкурсе, опубликовал статью в СМИ, показал открытый урок — премия. Организовал детей на участие в акции или каком-либо масштабном мероприятии — премия…

Поток денежных средств можно сравнить с водяным потоком с водоворотами. Как справиться с этим потоком? Как не уйти в глубокую пучину текучки и обыденности? Нужно не просто остаться на плаву, необходимо постоянно поворачивать поток в нужное русло! Как это делать? Проводить постоянный мониторинг расходования средств на реализацию тех или иных направлений деятельности и соотносить их с результативностью этих направлений. Это помогает контролировать эффективность использования средств. Такой мониторинг мы проводим раз в полугодие. Очередной мониторинг показал, что на протяжении определенного периода времени в некоторых направлениях деятельности нет развития: результативность либо равна предыдущей, либо есть небольшая отрицательная динамика. Кроме того, все чаще в ответ на просьбу выполнить какое-либо поручение или проявить инициативу из уст учителей звучал вопрос: «А мне за это заплатят?» Мы поняли: активное денежное стимулирование, во-первых, не всегда эффективно, во-вторых, в некоторых педагогах напрочь убивает внутреннюю мотивацию.

Что, если не деньги?..

Что, если не деньги?.. Чем, кроме денег, мотивировать педагогов? Конечно, мы награждали учителей грамотами, вручали им призы, публиковали о них статьи, размещали фотографии на доске почета и школьном сайте, да и на похвалу я никогда не скупилась. Но все эти стимулы, в отличие от денежных, использовались бессистемно, от случая к случаю.

Нужна внутренняя мотивация, стремление самого педагога к развитию и совершенствованию, стремление стать лучшим самому и помочь своим детям в достижении успеха и в школе, и в жизни. Главным мотивом работы учителя должна быть любовь к своему делу и детям. И за деньги эту любовь не купишь. Если она есть, нельзя ее погасить, а если нет, нужно разбудить. Как это сделать? Прежде всего, понять: что, кроме денег, побуждает учителей работать в полную силу. Когда-то прочитала фразу: «Дайте людям то, что они хотят, и они сделают все, чего хотите вы». Исследование мотивации педагогического коллектива стало следующим этапом развития нашей школьной системы мотивации и стимулирования. Оно было призвано определить, чего же хотят наши педагоги.

Мы создали рабочую группу, в состав которой вошли педагоги, психологи и члены администрации. В ходе работы над созданием Комплексной программы мотивации и стимулирования работников БОУСОШ № 1 МО «Динской район» проанализировали стоящие перед школой цели и задачи, плюсы и минусы существующей системы вознаграждений, ресурсы, имеющиеся в школе, которые возможно использовать в качестве мотиваторов. Но самым важным и основополагающим мероприятием, конечно же, было исследование мотивации педагогического коллектива. Оно проводилось в несколько этапов и включало анкетирование педагогов с использованием различных методик, анализ результатов анкетирования, корректировку Положения об оплате труда работников БОУСОШ № 1 МО «Динской район», создание Положения о нематериальном стимулировании работников БОУСОШ № 1 МО «Динской район».

Исследование мотивации педагогического коллектива помогло нам ответить на все вопросы, заданные мною в начале статьи. Мы выявили мотивационный комплекс коллектива, определили типы мотивации всех работников школы и смогли понять, какие стимулы являются для людей значимыми, а какие абсолютно бесполезны. Мы увидели, что для 38% педагогов самым значимым стимулом являются не деньги, а возможность выполнять интересующую их работу, 26% учителей на первое место по значимости поставили денежное вознаграждение. Признание коллег является приоритетом для 21% учителей, 10% превыше всего ценят устные и письменные благодарности и публичные похвалы, есть и такие педагоги, для которых на первом месте представление к награждению ведомственными наградами и знаками отличия, возможность самим выбирать учебную нагрузку и входить в состав органов, решающих важные задачи школы. Мы также проанализировали отрицательные стимулы, являющиеся самыми значимыми для педагогов. Среди них самым значимым является игнорирование педагога как профессионала (44%), почти третья часть коллектива (29%) больше всего боится письменного выговора или замечания, а почетное третье место среди отрицательных стимулов между собой поделили депремирование и публичное порицание начальства. Анализ предпочтений 26% педагогов, у которых на первом месте денежное стимулирование, показал, что, кроме денег, для них самыми значимыми являются устные и письменные благодарности, предоставление отгулов, признание коллег. Для некоторых из них очень важными являются возможность выполнять интересующую их работу и возможность получения дополнительных материально-технических ресурсов для еще более эффективной работы.

Таким образом, у нас в руках появился мощный рычаг, с помощью которого можно воздействовать на ответственных и безалаберных, активных и безынициативных, стремящихся постоянно развиваться и абсолютно равнодушных к профессиональному росту педагогов. Именно с помощью исследования мотивации педагогического коллектива мы смогли ответить на вопрос: «Что, если не деньги?».

Анализируя мотивационный комплекс педагогических работников, мы пришли к пониманию того, что необходимо расширить набор нематериальных стимулов. Например, увидев, насколько для педагогов значимо признание или неодобрение коллег, мы включили в перечень стимулов премию «Признание» и медаль «За верность Первой школе». Премия «Признание» вручается ежегодно пяти педагогам по итогам учебного года. Лучшим, по мнению коллег, учителям на расширенном августовском педагогическом совете вручили диплом и нагрудный знак «Учитель № 1». Педагогический совет школы решил, что, помимо диплома и нагрудного знака, учителя — обладатели премии «Признание» должны получить памятный подарок — статуэтку. Поэтому до 25 мая 2015 года в школе проводится конкурс на лучший эскиз статуэтки «Признание». По этому эскизу к августу 2015 года были изготовлены статуэтки.

Медалью «За верность Первой школе» мы решили награждать в День учителя. Ее получат три педагога, проработавшие в школе не менее 20 лет и внесшие значимый вклад в развитие нашей образовательной организации, а также учителя —ветераны труда.

Еще одним значимым мотивирующим рычагом для нас является традиционная акция «Мой любимый учитель», ежегодно проводимая в нашей школе по инициативе детей. В ходе этой акции все школьники 5−11-х классов голосуют за своего любимого учителя. По результатам акции в праздник последнего звонка победителю вручается переходящий приз — статуэтка совы, являющейся символом мудрости и эрудиции, и денежная премия в сумме 3000 рублей. А в прошлом году ко Дню учителя школьным телевидением «КАРАНДАШ-TV» совместно с администрацией школы и детским самоуправлением был создан фильм «Учитель № 1, или Первая школа в лицах» о наших педагогах. Каждый учитель, увидев себя на экране, смог ощутить свою нужность и почувствовать сопричастность к дружному коллективу школы.

Поскольку устные и письменные благодарности очень важны для наших педагогов, набор нематериальных стимулов пополнился такими стимулами, как размещение фотографии лучших педагогов на баннерах, украшающих школьный двор, публичная благодарность на главной странице информационной системы «Сетевой город. Образование», публикация материалов о достижениях педагогов в многотиражной газете «Школьная трибуна», в разделе «Доска почета» моего персонального сайта.

Так, внедряя в систему новые стимулы, мы расширяем возможности нематериальной мотивации.

ОТЗЫВЫ ЭКСПЕРТОВ

«Подобной работой занимаются все, но не у всех она системна. Автор на правильном пути: главное — не мешать людям работать, а если еще мотивировать…»

«Достоинством статьи является то, что автор грамотно формулирует общие понятия и положения из области теории мотивации, не просто делает это ясно и понятно, но и переводит все сказанное на уровень операциональных критериев, с помощью которых можно исследовать мотивационные интересы и стимулировать сотрудников к работе».

«Каждый руководитель в своей работе сталкивается с проблемой мотивации и стимулирования. И каждый решает ее по-своему, впрочем, довольно часто прибегая к известным методам и средствам. Но одно дело — хорошо знать их, другое дело — умело, с полным осознанием того, что ты делаешь и что нужно коллективу, применять. И еще важный момент: интересоваться опытом других руководителей и делиться своим. Что автор статьи и делает».

А если перепутать?

Приоритеты педагогов, выявленные нами в ходе исследования их мотивации, стали основой для создания Комплексной программы мотивации и стимулирования работников БОУСОШ № 1 МО «Динской район». Основными принципами этой программы являются следующие:

  • соответствие целям и задачам школы;
  • гласность и демократичность в разработке и принятии Программы;
  • конкретность результатов, за которые вводится поощрение;
  • известность и понятность работникам способов оценки результатов;
  • доступность и реальность достижения результатов педагогами;
  • гибкость и оперативность;
  • индивидуальный подход.

Помните фразу из бессмертной комедии Леонида Гайдая, произнесенную Леликом: «Дитям — мороженое, его бабе — цветы. Смотри не перепутай!» А что будет, если все же перепутать? Вознаграждение просто потеряет свою ценность и смысл. Поэтому к выбору форм стимулирования нужно подходить дифференцированно. Мы стараемся мотивировать педагогических работников с учетом их индивидуальных мотивационных комплексов и типов. Делаем это с помощью мотивационных карт, составленных в ходе исследования. Мотивационные карты являются мощнейшим инструментом управления педагогическими работниками, так как позволяют учитывать интересы личности, степени их удовлетворенности работой, приоритеты в выборе как положительных, так и отрицательных стимулов. Имея такой инструмент в руках, грамотно и корректно используя его, администрация школы может не только добиться от учителя полной самоотдачи, но и помочь ему в самореализации, стимулировать к профессиональному росту. Считаю, что составлением мотивационных карт руководитель должен заниматься лично. Во-первых, это крайне интересная работа — найти научное объяснение поступкам и поведению работников. Во-вторых, важна каждая часть карты, а не только рекомендации по стимулированию работника. В-третьих, на мой взгляд, эта карта содержит нечто большее, чем персональные данные, — индивидуальность личности человека, которую он, возможно, не хотел бы показывать никому. Нужно очень осторожно пользоваться данными, содержащимися в мотивационных картах, причем использовать их только во благо педагога.

Не убивать мечты о прянике…

Созданная нами Комплексная программа мотивации и стимулирования работников БОУСОШ № 1 МО «Динской район» не является прививкой от безделья и равнодушия или панацеей в решении всех проблем школы. Однако работа над созданием данной программы дала возможность еще раз проанализировать опыт школы, вернуться на несколько лет назад, взвесить принятые когда-то решения, а главное — исследовать мотивационный комплекс не только коллектива в целом, но и каждого педагога в отдельности. Теперь мы мотивируем не всех, а каждого. Входящие в структуру Программы мотивации положительные и отрицательные стимулы призваны активизировать деятельность учителей, повысить интерес к профессиональному развитию и эффективность их труда. Очень важно не просто применять по отношению к педагогам определенные стимулы, воздействуя на их мотивацию с целью достижения определенных целей, наиболее важным для нас является формирование в каждом работнике потребности быть частью коллектива. При этом я твердо убеждена: сделать это можно, используя только положительные стимулы, ибо негативная мотивация может оказаться кнутом, убивающим мечты о прянике.

 

 

http://www.direktoria.org

© Информационная система «Директория», 2015

© Директор школы №9 (202), 2015

   
 
 
 

23.10.2015  |  Просмотров: 5439  |  Комментариев: 12

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

На этом сайте я случайный пользователь, хотя и учитель-практик с немалым стажем и всякими званиями. Сижу вот, отбываю два "окна". Уж извините, Лилия Петровна, но при всем к Вам уважении (управлять сельской школой в России – та еще заботушка!), после слов «мы работаем с очень интересным и крайне сложным материалом — людьми» перестал читать статью серьезно. Материал, электорат, … – типичный лексикон номенклатуры, менеджеров и маркетологов. Да и заголовком статьи («у них») автор отделяет себя от учительского коллектива. По сути, это так и есть. Это статья о правильном соотношении директорского кнута и пряника. И об их наиболее эффективных видах для данного «материала». «Конечно, без финансового и материально-технического обеспечения, планирования и контроля невозможно организовать деятельность школы, тем более невозможно добиться высоких результатов». Вот главная мысль статьи, которую на этом можно было бы и закончить. Но все же решил убить время, дочитать до конца и прокомментировать наиболее интересные (читай – смешные и не очень) места. «... твердо убеждена: главной функцией управления должна быть мотивация». Это не новость. В этом твердо убежден каждый, кто знаком с азами психологии и менеджмента. «... при отсутствии квалифицированных педагогов, понимающих свою миссию ...» Значит просто квалифицированный педагог – это еще недопедагог? Хотелось бы глубже понять "понимание миссии". «... нужна система, которая отражает взаимодействие экономических, материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, обеспечивающее достижение поставленных перед школой целей и успешное выполнение ее миссии.» Неясно, зачем нужна система, которая всего лишь ОТРАЖАЕТ взаимодействие ... , обеспечивающее ... ? Зачем нужно ОТРАЖАТЬ то, что и так обеспечивает эффективное взаимодействие? Лишнее звено. «Главным мотивом работы учителя должна быть любовь к своему делу и детям» Согласен, что работа, приносящая удовольствие, удовлетворение (в том числе, материальное) и САМОуважение наиболее мотивирована, а, значит, результативна и эффективна. Но любить детей при этом вовсе не обязательно. Их нужно уважать, не забывая при этом о самоуважении. Хирург не обязан любить своих пациентов. Наоборот, ему это в некотором роде противопоказано. Не зря же они "своих" не оперируют. «И за деньги эту любовь не купишь». А за большие деньги? И кто покупатель? «Если она есть, нельзя ее погасить, ...» Что, нет кнопки? «... а если нет, нужно разбудить». Значит, есть кнопка?! «Еще одним значимым мотивирующим рычагом для нас является традиционная акция «Мой любимый учитель», ежегодно проводимая в нашей школе по инициативе детей. В ходе этой акции все школьники 5−11-х классов голосуют за своего любимого учителя». Эта акция не имеет отношения к качеству работы учителя. Может быть, она даже вредна, т.к. подразумевает стремление учителя добиться ученической, не будем говорить любви, а скажем благосклонности, что совершенно не способствует эффективности миссии школы. Вот если бы вы провели подобное голосование выпускников не менее чем пятилетней давности выпуска, тогда эффективность этой процедуры была бы существенно выше. Независимость электората от власти – главный принцип объективности голосования. «Депремирование» – сначала дать (назначить) премию, а потом её отобрать? Действительно, это более сильная отрицательная мотивация по сравнению с просто непремированием. «Таким образом, у нас в руках появился мощный рычаг, с помощью которого можно воздействовать на ответственных и безалаберных, активных и безынициативных, стремящихся постоянно развиваться и абсолютно равнодушных к профессиональному росту педагогов». Непонятно, зачем нужно "воздействовать" на ответственных, активных и стремящихся постоянно развиваться педагогов? Бей своих, чтоб чужие боялись? «На первом этапе приоритетным направлением стимулирования было денежное». Денежное стимулирование для обычного учителя всегда будет главным до тех пор, пока оно не будет достаточно большим настолько, чтобы он не думал о том, хватит ли ему и его семье средств дотянуть до следующей зарплаты. Да еще при условии, что он не будет из кожи вон лезть, а ограничится нормальной воспитательной и образовательной работой без самовосхваления, без стремления стать первее и уважаемее всех остальных, без набивания своего портфолио ненужными ему самому бумажками. Только в тех сообществах, где нет свободного денежного обращения, деньги могут быть не главным стимулом «улучшения работы сотрудников». «Мы увидели, что для 38% педагогов самым значимым стимулом являются не деньги, а возможность выполнять интересующую их работу, ...» И все эти 38% являются главными добытчиками (финансовыми спонсорами) в своих семьях? «Подготовил победителей или призеров олимпиад, конкурсов, НПК — премия. Сам принял участие в конкурсе, опубликовал статью в СМИ, показал открытый урок — премия. Организовал детей на участие в акции или каком-либо масштабном мероприятии — премия…» Вот это стимул посерьезнее фоток на баннерах в школьном дворе. Сдал ЕГЭ – тоже премия? «Поток денежных средств можно сравнить с водяным потоком с водоворотами. Как справиться с этим потоком? Как не уйти в глубокую пучину текучки и обыденности? Нужно не просто остаться на плаву, необходимо постоянно поворачивать поток в нужное русло! Как это делать?» У некоторых директоров это умение – врожденное. На уровне инстинкта. Важно, чтобы этот поток не иссяк и не стал мутным, а оставался бы прозрачным, как у вас. «Анализируя мотивационный комплекс педагогических работников, мы пришли к пониманию того, что необходимо расширить набор нематериальных стимулов». Это чтобы сэкономить на материальных стимулах? Да, голь на выдумки хитра! «Кроме того, все чаще в ответ на просьбу выполнить какое-либо поручение или проявить инициативу из уст учителей звучал вопрос: «А мне за это заплатят?»» А что в этом плохого? Существует же Устав и штатное расписание со всеми обязанностями. Все, что вне этих рамок, необходимо стимулировать. Тем более, что кому то ведь и денег не надо, лишь бы побыть чуть больше времени с семьей. На шее учителей, а точнее, на шее учительниц и так уже висит столько «инициатив», что неплохо бы просто слегка ослабить этот хомут. «Основными принципами этой программы являются следующие: ... - гласность и демократичность в разработке и принятии Программы; ...» Меня всегда восхищали выражения типа: наш директор такой демократичный. Возможно, оно было бы уместным при выборной директорской должности (с возможностью "задвинуть" выдвинутого обратно при невыполнении им предвыборной программы). Пока же директорская демократичность, при всех её широких рамках, остается на уровне того, что «материал» обязан свято выполнять то, что говорит главный демократ. Есть еще один интересный мотив к учительской работе. Есть еще одна, не упомянутая здесь кнопка. У некоторых психотипов сильнейшим стимулом к деятельности является стремление властвовать. Само по себе это стремление ни хорошо и не плохо. Важны средства достижения власти. Если царь достоин власти, это благо для его подданных, если же нет, то беда. Некоторые просто жаждут власти – над животными, над детьми, над себе подобными. Некоторые явно, а кто-то тайно, в надежде отыграться потом. Карьера, выстроенная через школу – не редкость. Хорошо, если она оказалась относительно безвредной для детей и коллег. А вообще-то за статью спасибо. Не каждый директор стремиться приоткрыть свою настолько демократичную управленческую кухню. P.S. Возможности редактирования комментов на этом сайте просто ужасны. Или я слабоват в поиске этих возможностей. Поэтому прошу извинить за непрерывность текста. Подумалось: тогда уж и пробелы надо бы убрать. Чем не старославянский устав? Наше, исконное. :)

 Основин Николай Петрович   02.11.2015 в 13:36

 

Уважаемый Николай Петрович! Признаться, польщена столь глубоким анализом моей работы. Хороший образец построчного анализа текста, которому мы учим детей. Ваше мнение мне очень интересно. Позволю себе ответить на некоторые Ваши комментарии. ПРО МАТЕРИАЛ. Люди-материал – это достаточно распространённая метафора, отражающая сложность человеческой натуры: гибкость, твёрдость, мягкость, пластичность, несгибаемость... Помните у М.Зощенко в рассказе «Очень просто»: «Человек – это есть, по последним научным данным, 18 фунтов угля, 46 золот-ников соли, 4 фунта картофельной муки и определенное количество жидкости». ПРО НИХ. Употреблённое в заголовке сочетание «у них» действительно отделяет меня от учительского коллектива. А как иначе? Живём и трудимся мы в одном коллективе, только функции у нас разные и уровень ответственности: учитель несёт ответственность за ребёнка и результаты СВОЕГО труда, а директор – за ребёнка, за учителя, за школу, за качество образования в ней, безопасность, школьный травматизм, организацию питания и многое другое. В том числе директор несёт ответственность за результаты труда учителя, как, впрочем, и за их отсутствие. Поэтому сегодня директор (менеджер, учитель учителей) должен выстроить эффективную систему управления ресурсами, в том числе человеческими. А грамотно управлять человеческими ресурсами возможно только тогда, когда хорошо знаешь особенности каждого человека, как личностные, так и профессиональные. Или, по - Вашему, «человеческие ресурсы» - это не про школу? Как и человеческий материал? Человеческий капитал? Образовательная услуга? А стоимость педагогической услуги, норматив подушевого финансирования, ученико-час – это про школу? Сегодня ВСЁ ЭТО ПРО ШКОЛУ. Нравится нам это или нет. Современная школа живёт в условиях рыночной экономики, поэтому и в лексиконе руководителя школы, и в принципах управления современной школой появились понятия из области менеджмента и экономики. ПРО ТО, ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ПЕДАГОГ ОТ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО ПЕДАГОГА, ПОНИМАЮЩЕГО И ВЫПОЛНЯЮЩЕГО СВОЮ МИССИЮ. Квалифицированный педагог – педагог, владеющий объёмом теоретических знаний и практических навыков, позволяющих ему выполнять свои трудовые функции. Миссия учителя – это его предназначение. Осознание миссии – это осознание себя в профессии, осознание того, каково твоё предназначение как профессионала и человека именно сегодня и именно в этом, конкретном месте. На мой взгляд, такое понимание делает работу осмысленной и более результативной, особенно работу учителя. Помните расхожую притчу о трёх каменщиках, строящих храм? У них спросили, что они делают. Первый и второй ответили, что таскают камни, а третий сказал, что он строит прекрасный собор: «Сидя здесь, я не только воплощаю своё умение и своё ремесло, я делаю свой вклад в то, что ценю и во что верю. Вселенная, отражённая в соборе, воздаст каждому из нас. Здесь, около этого камня, я нахожусь в мире с собой, и я знаю, что, хотя я не увижу этого собора завершённым, он будет стоять ещё тысячу лет, олицетворяя то, что истинно в нас, и служа цели, ради которой Всемогущий послал на эту землю и меня». Чувствуете разницу? Так и в среде педагогов: одни просто «таскают камни», транслируя свои теоретические знания и применяя практические навыки, а другие строят «прекрасный собор», развивая ребёнка, давая ему возможность рас-крыться и показать, на что он способен. ПРО ТО ЗАЧЕМ НУЖНА СИСТЕМА, «КОТОРАЯ ВСЕГО ЛИШЬ ОТРАЖАЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»… Система – это совокупность связанных между собой элементов. Взаимодействие – это воздействие объектов друг на друга. Отражает – воспроизводит, показывает. Система взаимодействия всех ресурсов, имеющихся у школы, должна обеспечить (то есть сделать реально выполнимым) достижение цели, стоящей перед школой. И эта система не «всего лишь отражает», она работает, все её элементы, находящиеся в постоянном взаимодействии, помогают мне как руководителю успешно решать поставленные государством, прописанные законодательством РФ задачи. То есть эта система является для меня инструментом для качественного выполнения своей трудовой функции. О ЛЮБВИ К ДЕТЯМ. Я, бесспорно, согласна с Вами, что детей нужно уважать. Но в том, что «любить их не обязательно» согласиться не могу. Любовь учителя к детям не подразумевает чувственной привязанности и глубокой симпатии к ним. Говоря о любви к детям, я имела в виду именно ту любовь, о которой писал великий педагог В.А. Сухомлинский: «Нельзя познавать Ребёнка, не любя его… Речь идёт о мудрой человеческой любви, одухотворённой глубоким знанием человеческого, пониманием всех слабых и сильных сторон личности, — о любви, предостерегающей от безрассудных поступков и вдохновляющей на поступки честные, благородные. Любовь, которая учит жить, — такая любовь нелегка, она требует напряжения всех сил души, постоянной отдачи их… Мудрая любовь к детям — вершина нашей педагогической культуры, мысли и чувств. Сердечность, теплота, доброжелательность в отношении к Ребёнку, — то, что можно назвать общим словом — доброта, является результатом большой, длительной работы педагога над самовоспитанием чувств. Мудрая человеческая любовь к Ребёнку и детству — чувство, одухотворённое глубоким раздумьем, богатством мысли. Духовная пустота никогда не пробуждала и не питала подлин-ной любви… То, что мы вкладываем в понятие любовь учителя к детям, любовь детей к учителю, начинается… с удивления, с благоговения одного перед духовными богатствами другого и прежде всего перед богатством мысли. …Если бы я не познавал многогранности человеческого в Ребёнке, если бы каждый день не открывал перед собой чего-то нового в каждом Ребёнке, все дети казались бы мне похожими друг на друга — я не видел бы Ребёнка. А тот, кто не видит Ребёнка, не может и полюбить его». В.А.Сухомлинский говорил и о том, что если учитель не любит детей, то: «… надо оставить школу и приобрести другую специальность. Или же воспитать в себе любовь к Ребёнку — третьего не дано…Любовь к Ребёнку в нашей специальности — это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к Ребёнку — всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета». Я абсолютно согласна с Сухомлинским. А Вы? И Ваш пример с хирургом меня не убедил, потому что считаю, что и врачи должны любить пациентов. Любить человека. Вы пойдёте на операцию к врачу, которому чуждо понятие «ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ»? Любовь учителя к ребёнку и врача к пациентам отличается о любви к близким людям, любви, препятствующей здравомыслию и принятию объективных решений, любви, в основе которой чувственное пристрастие, родственная связь, глубокая личная симпатия. Подлинный смысл любви учителя к детям (как и врача к пациентам ) - христианский. Такая любовь подразумевает сознательное служение человеку, чья судьба от тебя зависит, самоотдачу, даже некое подчинение себя интересам ребёнка. ОБ АКЦИИ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ УЧИТЕЛЬ». Эта акция, по Вашему мнению «не имеет отношения к качеству работы учителя, может быть, она даже вредна». Опять не соглашусь с Вами. И вовсе не потому, что эта акция – моё детище. Инициаторами акции стали сами дети, старшеклассники. Когда появился конкурс «Лучший учитель РФ», проводимый в рамках ПНПО, они почувствовали некую несправедливость и обиду за тех учителей, которые, по их мнению, тоже достойны быть лучшими. И предложили на уровне школы путём голосования выбирать СВОЕГО лучшего учителя. Так и родилась эта акция. Голосование организуется Советом старшеклассников, оно абсолютно анонимное, поэтому свобода выбора полная и «электорат не зависит от власти». И, уж поверьте мне, дети выбирают не тех учителей, которые, по Вашим словам, «добиваются благосклонности», а тех, кто даёт глубокие знания, кто честен и справедлив по отношению к ним, кто уважает их как личность, кому можно доверить свои проблемы, кто покажет, подскажет, поможет… Да и как можно добиться благосклонности детей? Ведь их не обманешь! Они лучше нас чувствуют фальшь… Они прекрасно разбираются кто есть кто. Имя победителя оглашается на празднике Последнего звонка. На педсовете объявляются имена лидеров детского голосования. Остальные педагоги ПО СВОЕМУ ЖЕЛАНИЮ могут подойти к заместителю директора по ВР и посмотреть СВОИ ЛИЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. А как дальше жить и работать с этими результатами, дело каждого. Кто-то, как и Вы, считает, что детей любить не нужно, соответственно, и в их любви не нуждается. А кто-то призадумается, что же он делает не так, проанализирует своё отношение к работе и к детям, попытается из-менить ситуацию. Тогда и качество работы этого учителя станет другим. ПРО ДЕПРЕМИРОВАНИЕ. Это понятие с премией связано косвенно. Оно связано со всеми доплатами, которые осуществляются из стимулирующей части фонда оплаты труда. Например, стимулирующая надбавка за выполнение функций классного руководителя 2000 руб.. По Положению об оплате труда если учитель выполняет свои функциональные обязанности не в полном объёме или некачественно, я имею право снять с него данную надбавку полностью или частично. Это и есть депремирование. ПРО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОТВЕТСТВЕННЫХ И АКТИВНЫХ. Воздействие – это любое действие, цель которого повлиять на объект с целью достижения нужного результата. Зачем воздействовать на ответственных и активных? Затем, чтобы поощрить их ответственность и активность, чтобы показать значимость этой ответственности и активности, чтобы показать безответственным и пассивным, что можно и нужно работать по-другому…Как воздействовать на ответственных и активных? Грамоты, благодарности, подарки, премии, помощь в реализации проектов, наконец, простое человеческое «СПАСИБО!» Или считаете, что всё это не нужно ответственным и активным? ПРО СВЯТОЕ…Про деньги то есть. Об этом можно говорить бесконечно, потому что оплата труда, особенно оплата труда учителя, - понятие очень многогранное. И мнений по поводу того, сколько платить и за что платить (или не платить), очень много, причём, неоднозначных мнений, в том числе в учительской среде. Бесспорно одно: у учителя должна быть достойная зарплата, уровень которой позволял бы ему и семью содержать, и отдыхать, и совершенствоваться (ходить в театры, в музеи, посещать выставки…). Но, к моему глубочайшему сожалению, мы с Вами не можем влиять на её уровень. Объём финансирования таков, каков он есть. Ни больше, ни меньше. И хватает его только на тот уровень заработной платы, который сегодня у нас есть. А вот распределять средства внутри школы, причём, распределять справедливо, это мы с Вами можем, что, собственно, и делаем. Теперь к вопросу о том, что плохого в требовании учителя платить ему за всё, что он сделал сверх своих обязанностей. Не кажется ли Вам, что это сугубо экономический подход: «товар-деньги»? В первой части Ваших комментариев этот подход к управлению школой как-то не очень Вас устроил. Кроме того, если Вы внимательно перечитаете свои обязанности, свой эффективный контракт, Правила внутреннего трудового распорядка, Коллективный договор, то с удивлением обнаружите, что далеко не всё прописанное там Вы исполняете. Я уже не говорю о том, что за годы работы директором ни разу не один из учителей не попросил снять с него часть заработной платы за недобросовестное исполнение обязанностей, за которые он получает заработную плату: некачественная проверка письменных работ, низкое качество знаний в классе, абсолютно пустые (неподготовленные и не-продуманные) уроки, на которых дети тупо списывают с учебника упражнения и решают примеры, никчёмные мероприятия, отсутствие контроля за детьми и многое-многое другое. Я работаю в школе 25 лет, 10 из которых школой руковожу, но всё равно веду уроки. Не припомню ни одного случая, чтобы, начиная что-то делать, я задумалась о том, заплатят ли мне за это. В школе, в которой я работала учителем, мне никогда не платили за победителей олимпиад, НПК, конкурсов, за открытые уроки и за мои учительские достижения, в том числе на Всероссийском уровне. Грамота ко Дню учителя. Мне и в голову не приходило остановиться и стать просто хорошим урокодателем. Сейчас я понимаю, что для меня главным стимулом было признание детей и родителей, признание коллег, самоуважение, понимание того, что я останусь в памяти детей, в истории школы не каким-то бледным пятном, а личностью, НАСТОЯЩИМ УЧИТЕЛЕМ. Для меня это важно, как и для большинства моих коллег. Одна из моих учителей отвечая на вопрос: «Что для вас важнее: моральное или материальное стимулирование?», написала: «Что даёт человеку крылья, поднимающие его к вершинам радости и счастья? Слава? Власть? Деньги? Человека делает счастливым понимание того, что он нужен людям, что его знания, опыт, доброта и любовь помогут сотворить хорошее дело для общего блага. С чего начинается рабочий день любого учителя? С подсчёта того, сколько же сегодня он сможет заработать? Или педагог мысленно прикидывает, много ли сил, физических и душевных, потратит он сегодня на уроке и будет ли его зарплата соразмерна этим усилиям? Настоящий учитель приходит в класс, размышляя о том, ЧЕМУ он будет учить сегодня своих детей и КАК это лучше сделать. Все знают, что жизнь учителя состоит из тысячи, порою никому не заметных, мелочей, обязанностей. Некоторые из которых и вовсе не имеют своей материальной цены. Как оценить деньгами то, что я люблю своих учеников? Какой суммой возместить сотни бессонных ночей, проведённых за подготовкой к новым школьным победам? Почему любой учитель нашей школы бескорыстно стремится помочь своим коллегам, когда они имеют нужду в поддержке? Причина этому вовсе не материальная поддержка педагогов (или, как принято говорить, стимулирование). Стремление к добру, любви и общему успеху не подпитывается никакими материальными потоками. Хотя, чтобы меня не обвинили в неком лукавстве, оговорюсь сразу. Конечно, высокая зарплата, денежное поощрение повышают самооценку педагога, его социальный статус, материальную независимость. Тяжёлый труд должен быть достойно оплачен. Споров и двоякого толкования тут быть не может. И учитель в этом смысле не должен быть исключением. Но я уверена, что это лишь некий ручеёк, вливающийся в бурную реку профессионального роста педагога, стремящуюся в океан Успеха. Основной подпитывающей силой наших стараний и устремлений является вера… Вера Школы в своего Учителя, а значит, поддержка, профессиональная помощь, доброе слово, СОучастие, СОтворчество и СОпереживание со стороны коллег и администрации школы. Иными словами, моральная поддержка и творческая помощь педагогу играют первостепенную роль в развитии его профессионального успеха. Заметьте, что вера и верность – слова, имеющий одинаковый корень. И я не сомневаюсь, что мою верность нашей школе воспитала вера школы в меня как в человека, учителя и доброго друга. И это не стоило нам с ней ни копейки!» Но и наконец, ПРО «СТРЕМЛЕНИЕ ВЛАСТВОВАТЬ И КАРЬЕРУ, СДЕЛАН-НУЮ ЧЕРЕЗ ШКОЛУ». Первое значение слова «властвовать» – значит обладать властью, управлять. Но вы ведь не об этом? Вы вкладываете в это слово другое значение – повелевать, господствовать. Вы и впрямь считаете, что в сегодняшних условиях полнейшей демократии и свободы, в условиях абсолютной открытости системы образования учителем можно повелевать? Тогда Вы крайне низко цените своих коллег! Вы видите в них не свободную личность, а объект подчинения чьей-то воле. Может, и сами таковым себя чувствуете? Это грустно. А про карьеру смешно… Учитель-завуч-директор… Это карьера? Я так не считаю. Это уровень развития, который выбрал человек. Кто-то выбирает такую траекторию - развитие по вертикали. И этот выбор, прежде всего, определяется не какими-то благами, тем более не объёмом заработной платы (у нас некоторые учителя более оплачиваемы, чем директора). Он определяется уровнем ответственности, которую человек готов на себя взять и способен нести, потому что ему стало интересно выполнять другую работу. Я, например, отказалась от должности начальника управления образованием, потому что мне эта работа не интересна. А мой заместитель неоднократно отказывалась от должности директора другой школы, потому что не готова и не желает нести ответственность за всё, что от тебя часто не зависит. Есть и другая траектория развития: учитель - хороший учитель – учитель-мастер. Или директор – хороший директор – директор-мастер. Сегодня мне близка эта траектория. И, уверяю Вас, она абсолютно безвредна как для учителей, так и для детей. Потому что всё, что делается в нашей школе, делается именно для их блага, а вовсе не для удовлетворения моих карьерных амбиций! P|S. Ещё раз спасибо за комментарий! Отличная обратная связь! Отвечая на него, и М.Зощенко вспомнила, и перечитала свои студенческие записи с цитатами великих педагогов, и ещё раз задумалась над тем, насколько правильной является моя стратегия управления школой. В общем, с пользой провела 1 час праздничного выходного дня. В дальнейшую полемику с Вами вступать не буду: к сожалению, у меня нет «окон» и времени недостаточно для этого («управлять сельской школой в России – та еще заботушка!» - Вы абсолютно верно это заметили…). Кстати, чтобы «не отбывать окна», займите это время чем-то полезным: проверьте тетради, сходите на уроки к своим коллегам, пообщайтесь, наконец, за чашечкой чая, ведь другого времени на общение часто не находится. Если всё же захотите продолжить общение, пишите через виртуальную приёмную школьного сайта www.mousosh-1.ru С уважением, Лилия Петровна Булатова

 Булатова Лилия Петровна   04.11.2015 в 14:12

 

Комментарий удален

 Булатова Лилия Петровна   04.11.2015 в 20:52

 

Ого! И даже ого-го! Много букв. Кое-как осилил. :) Уважаемая Лилия Петровна, а нужно ли было пускать на ветер столь много драгоценного директорского времени? Непонятно, почему именно мой комментарий вызвал у вас интерес? Только потому, что он здесь единственный? Или потому, что он написан живым языком? За разъяснение сути статьи, конечно, спасибо, но впечатление от вашего комментария к комментарию у меня осталось двоякое. С одной стороны, он предельно доходчив – на уровне дефиниций (!). (Теперь и неофит может читать статью без толковых словарей. :) ) Ваше неравнодушие, ваша искренность и сила эмоций, которыми пропитан комментарий, достойны уважения и восхищения. С другой стороны, вы отказываетесь от "вступления в дальнейшую полемику", т.е. от дальнейшего публичного обсуждения статьи и разъяснений к ней. Это слабая позиция, т.к. уже "вступив в полемику", и сразу же уходя из неё с гордо поднятой головой, вы великодушно оставляете последнее слово за мной. Поэтому и мой комментарий тоже будет двойным.

 Основин Николай Петрович   06.11.2015 в 12:47

 

ВАРИАНТ А (Решительное окончание "полемики"). Уважаемая Лилия Петровна! Наверное, не стоило приносить в жертву праздничное время для разъяснения и усиления аргументации отдельных предложений статьи. Зачем принимать так близко к сердцу мнение какого-то учителишки? Зачем так тратиться на вправку ему мозгов? Все, что мне нужно было, я понял из самой статьи. (Правда, в меру своей испорченности. Что есть, то есть.) Всё, что вы хотели сказать в своей статье, вы сказали. Зачем разъяснять? По учительской привычке? Или по директорской привычке продавливать через "материал" свою точку зрения? Если вы хотите, чтобы вас понимали так, как вы хотите, то сразу пишите так, чтобы не требовалось разъяснений, да еще таких умопомрачительно пространных. Все, что я хотел сказать, я уже сказал в первом комментарии.

 Основин Николай Петрович   06.11.2015 в 12:47

 

ВАРИАНТ Б (Безнадёжное продолжение "полемики"). Все, что написано ниже, можно не читать, т.к. во-первых, диалога не предвидится; во-вторых, большой объем неформатированного текста вызывает отвращение, преодолеваемое только интересом к его содержанию. Возьму пример с уважаемой Лилии Петровны. То, что не мое (цитаты), буду выделять прописными буквами, свое – строчными. Читая разъяснения к статье, будто бы попал в нашу Думу (или в наш Департамент), которая в результате бурных и продолжительных дебатов может родить мышь (мало нужный или вовсе никому не нужный закон на одной-двух страничках), а потом еще гору подзаконных актов о том, как этот закон надо понимать и применять Или представьте, художник написал картину, выставил её, а некто высказался о том, что он на полотне увидел нечто. И это нечто противоречит замыслу художника. Ну и пусть! Художники не пишут комменты к своим полотнам, как надо на них смотреть, что нужно на них видеть, и как понять увиденное. То же и с писателями. А еще учебники такие бывают, к которым без методической поддержки (которая по объему бывает в разы больше учебника) учитель не знает, как и подступиться. Не говоря уж об учениках. Так что, отвечать на мой, в общем-то, случайный комментарий было совсем не обязательно. Но раз уж такое случилось, то и ладно. При этом не ответить автору, было бы в некотором роде неуважением. Попробуем разобраться с разъяснениями. УВАЖАЕМЫЙ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ! ПРИЗНАТЬСЯ, ПОЛЬЩЕНА СТОЛЬ ГЛУБОКИМ АНАЛИЗОМ МОЕЙ РАБОТЫ. ХОРОШИЙ ОБРАЗЕЦ ПОСТРОЧНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА, КОТОРОМУ МЫ УЧИМ ДЕТЕЙ. Что вы, что вы, Лилия Петровна, не стоит обольщаться. Нет в моем комменте никакого анализа, и тем более глубокого. Для такой экспертизы вашей статьи, как "построчный анализ", есть более достойные кандидаты. В своей статье вы привели отрывки из их восхитительных отзывов, как я понял, об этой же статье. Забавно. ПРО МАТЕРИАЛ. ЛЮДИ-МАТЕРИАЛ – ЭТО ДОСТАТОЧНО РАСПРОСТРАНЁННАЯ МЕТАФОРА, ОТРАЖАЮЩАЯ СЛОЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ: ГИБКОСТЬ, ТВЁРДОСТЬ, МЯГКОСТЬ, ПЛАСТИЧНОСТЬ, НЕСГИБАЕМОСТЬ... Метафора пусть и распространенная, но оттенок пренебрежения и бездушия ей всё же присущ. Попробуйте сказать на педсовете: "Здравствуйте, уважаемый материал". Улей загудит от такой метафоры. А вот простое "Здравствуйте, люди" прозвучит вполне терпимо. ПО - ВАШЕМУ, «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ» - ЭТО НЕ ПРО ШКОЛУ? КАК И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ? ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ? ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА? А СТОИМОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ УСЛУГИ, НОРМАТИВ ПОДУШЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ, УЧЕНИКО-ЧАС – ЭТО ПРО ШКОЛУ? СЕГОДНЯ ВСЁ ЭТО ПРО ШКОЛУ. НРАВИТСЯ НАМ ЭТО ИЛИ НЕТ. СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА ЖИВЁТ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ, ПОЭТОМУ И В ЛЕКСИКОНЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ, И В ПРИНЦИПАХ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛОЙ ПОЯВИЛИСЬ ПОНЯТИЯ ИЗ ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА И ЭКОНОМИКИ. К сожалению, вынужден согласиться. Казенный язык все глубже и глубже проникает в школу. Мне он не нравится. (Отчасти поэтому я и влез в ваш огород со своим комментом.) Возможно, скоро и в учительской можно будет услышать: "О, звонок. Пойду окажу педагогичскую услугу по себестоимости". Пока это нонсенс, но кто знает, кто знает ... . Я понимаю, что специфика этого журнала и сайта способствует казенности языка статей, но не до такой же степени. КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ПЕДАГОГ – ПЕДАГОГ, ВЛАДЕЮЩИЙ ОБЪЁМОМ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ЕМУ ВЫПОЛНЯТЬ СВОИ ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ. Побольше бы таких педагогов. МИССИЯ УЧИТЕЛЯ – ЭТО ЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ. Туманно как-то. Одно понятие подменено другим. ОСОЗНАНИЕ МИССИИ – ЭТО ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ В ПРОФЕССИИ, ОСОЗНАНИЕ ТОГО, КАКОВО ТВОЁ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КАК ПРОФЕССИОНАЛА И ЧЕЛОВЕКА ИМЕННО СЕГОДНЯ И ИМЕННО В ЭТОМ, КОНКРЕТНОМ МЕСТЕ. Зело высок полет мысли. А если я, к примеру, сижу сегодня в данный конкретный момент в учительской и чаёк попиваю, или, простите грешного, если я зашел в более интимную комнатку, то и здесь мне от моей миссии не скрыться? Непрерывное осознание учителем того, что он не просто добросовестно выполняет свою работу, а участвует в миссии высшего порядка, может необоснованно возвысить учительское самомнение вплоть до осознания себя мессией. :) Видимо, диапазон учительского осознания учительской миссии очень широк: от работника сферы услуг до Спасителя. НА МОЙ ВЗГЛЯД, ТАКОЕ ПОНИМАНИЕ ДЕЛАЕТ РАБОТУ ОСМЫСЛЕННОЙ И БОЛЕЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ, ОСОБЕННО РАБОТУ УЧИТЕЛЯ. А на мой взгляд, работа учителя будет осмысленной и результативной при выполнении следующих условий: 1) если учитель является высококвалифицированным специалистом в своем предмете и родственных ему (например, учитель физики сам должен сходу решать за отпущенное регламентом время любой вариант ЕГЭ по своему предмету не менее чем на 90 баллов, а по химии и математике на 75, учитель русского языка и литературы кроме своих предметов, должен владеть как минимум, одним иностранным языком, т.е. свободно читать и разговаривать на нем); 2) если на урок к этому учителю придут ученики, желающие и способные осваивать предмет в определяемом программой объеме и качестве; 3) если учитель в процессе обучения не будет испытывать трудностей материально-технического характера; 4) если учитель здоров, обладает внятной и рационально аргументированной речью, доброжелательно настроен, психически толерантен, уважает себя и учеников, а также имеет чувство юмора и способен к самоиронии; 5) если никто не смеет отвлекать учителя от процесса обучения необходимостью заполнения ни одной (!) бумаги, которая не то, что мешает, а не способствует его главной миссии – воспитывать и учить детей. И на мой взгляд, в стремлении к такому положению дел заключается главная миссия Минобраза. Пока что эта миссия невыполнима. О ЛЮБВИ К ДЕТЯМ. Я, БЕССПОРНО, СОГЛАСНА С ВАМИ, ЧТО ДЕТЕЙ НУЖНО УВАЖАТЬ. Я рад консенсусу. НО В ТОМ, ЧТО «ЛЮБИТЬ ИХ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО» СОГЛАСИТЬСЯ НЕ МОГУ. Ваше право, но ведь, как известно, насильно мил не будешь. Я АБСОЛЮТНО СОГЛАСНА С СУХОМЛИНСКИМ. А ВЫ? Ну, еще бы я был не согласен с Самим... Только цитирование классиков в качестве убедительной аргументации напоминает мне одну из серий Ералаша, где звучит фраза: "Вася, покажи, какой я сильный!" И ВАШ ПРИМЕР С ХИРУРГОМ МЕНЯ НЕ УБЕДИЛ, ПОТОМУ ЧТО СЧИТАЮ, ЧТО И ВРАЧИ ДОЛЖНЫ ЛЮБИТЬ ПАЦИЕНТОВ. А я и не пытался никого ни в чем убеждать, я всего лишь старался понятнее выразить собственное мнение. ВЫ ПОЙДЁТЕ НА ОПЕРАЦИЮ К ВРАЧУ, КОТОРОМУ ЧУЖДО ПОНЯТИЕ «ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ»? Тьфу, тьфу, тьфу, пока Бог миловал, но уж ежели Всевышний пошлет такое испытание, то придется. Я ведь, грешный, не знаю, как надёжно отличить врача с "человеколюбием" от врача, чуждающегося оного. А вот как отличить профессионала своего дела от прикидывающегося таковым, знаю. ОБ АКЦИИ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ УЧИТЕЛЬ». ИНИЦИАТОРАМИ АКЦИИ СТАЛИ САМИ ДЕТИ, СТАРШЕКЛАССНИКИ. ... ОНИ ПОЧУВСТВОВАЛИ НЕКУЮ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ И ОБИДУ ЗА ТЕХ УЧИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ, ПО ИХ МНЕНИЮ, ТОЖЕ ДОСТОЙНЫ БЫТЬ ЛУЧШИМИ. Жаль, что в основе акции лежит обида ... ОСТАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИ ПО СВОЕМУ ЖЕЛАНИЮ МОГУТ ПОДОЙТИ К ЗАМЕСТИТЕЛЮ ДИРЕКТОРА ПО ВР И ПОСМОТРЕТЬ СВОИ ЛИЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. А КАК ДАЛЬШЕ ЖИТЬ И РАБОТАТЬ С ЭТИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ, ДЕЛО КАЖДОГО. Пусть, значит, сами на себя обижаются ... Пусть сами решают, жить им теперь со своей безответной любовью или нет, работать дальше с такими результатами или сразу заявление написать. КТО-ТО, КАК И ВЫ, СЧИТАЕТ, ЧТО ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ НЕ НУЖНО, СООТВЕТСТВЕННО, И В ИХ ЛЮБВИ НЕ НУЖДАЕТСЯ. А вот тут извините, передергиваете. Смысл выражений "любить не нужно" и "любить не обязательно" разный. Со второй же частью вашего суждения, я полностью согласен. Не нуждаюсь я в "их любви", не озабочен я этим. ПРО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОТВЕТСТВЕННЫХ И АКТИВНЫХ. ГРАМОТЫ, БЛАГОДАРНОСТИ, ПОДАРКИ, ПРЕМИИ, ПОМОЩЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ, НАКОНЕЦ, ПРОСТОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ «СПАСИБО!» ИЛИ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ВСЁ ЭТО НЕ НУЖНО ОТВЕТСТВЕННЫМ И АКТИВНЫМ? Ну почему же не нужно? Нужно! Дело хорошее. Только вот называть это "воздействием" бездушно как-то ... ПРО СВЯТОЕ…ПРО ДЕНЬГИ ТО ЕСТЬ. Деньги - не святое, но в рыночной экономике они имеют значение, и не малое. БЕССПОРНО ОДНО: У УЧИТЕЛЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ДОСТОЙНАЯ ЗАРПЛАТА, УРОВЕНЬ КОТОРОЙ ПОЗВОЛЯЛ БЫ ЕМУ И СЕМЬЮ СОДЕРЖАТЬ, И ОТДЫХАТЬ, И СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ (ХОДИТЬ В ТЕАТРЫ, В МУЗЕИ, ПОСЕЩАТЬ ВЫСТАВКИ…). Вот, вот, и я о том же. НО, К МОЕМУ ГЛУБОЧАЙШЕМУ СОЖАЛЕНИЮ, МЫ С ВАМИ НЕ МОЖЕМ ВЛИЯТЬ НА ЕЁ УРОВЕНЬ. По мелочи можем. И влияем. Набираем часы, повышаем категорию, везде участвуем ... . По крупному тоже могли бы. Через профсоюз, например. Только он у нас, к моему глубочайшему сожалению, нацелен на что угодно, но только не на главную и единственную свою миссию – защищать учителя и его права в спорах с работодателем. КАКОЙ СУММОЙ ВОЗМЕСТИТЬ СОТНИ БЕССОННЫХ НОЧЕЙ, ПРОВЕДЁННЫХ ЗА ПОДГОТОВКОЙ К НОВЫМ ШКОЛЬНЫМ ПОБЕДАМ? Напрасно манкируете здоровым и глубоким сном. Во-первых, никто не возместит незаметно потерянное здоровье. Во-вторых, сами учим гигиене умственного труда, и сами же её нарушаем? Жизнь, между прочим, может выписать за систематичный авральный характер труда такой штраф, что мало не покажется. ПРО «СТРЕМЛЕНИЕ ВЛАСТВОВАТЬ И КАРЬЕРУ, СДЕЛАН-НУЮ ЧЕРЕЗ ШКОЛУ». ПЕРВОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ВЛАСТВОВАТЬ» – ЗНАЧИТ ОБЛАДАТЬ ВЛАСТЬЮ, УПРАВЛЯТЬ. НО ВЫ ВЕДЬ НЕ ОБ ЭТОМ? ВЫ ВКЛАДЫВАЕТЕ В ЭТО СЛОВО ДРУГОЕ ЗНАЧЕНИЕ – ПОВЕЛЕВАТЬ, ГОСПОДСТВОВАТЬ. Именно так. ВЫ И ВПРЯМЬ СЧИТАЕТЕ, ЧТО В СЕГОДНЯШНИХ УСЛОВИЯХ ПОЛНЕЙШЕЙ ДЕМОКРАТИИ И СВОБОДЫ, В УСЛОВИЯХ АБСОЛЮТНОЙ ОТКРЫТОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕМ МОЖНО ПОВЕЛЕВАТЬ? Легко! Административный ресурс для этого достаточно широк, разнообразен, и в умелых руках эффективен и результативен. Сколько я уже наслушался и насмотрелся на ситуации, когда учителю абсолютно открыто "повелевают": "Не устраивает – пиши заявление. Все равно нормально работать здесь не дадим". Да и без этой крайности у власти достаточно рычагов влияния на взбрыкнувшего учителя. Ах, как мне нравятся слова об абсолютной открытости системы в условиях полнейшей демократии и свободы. Блеск! Немного завидую вашим учителям. ТОГДА ВЫ КРАЙНЕ НИЗКО ЦЕНИТЕ СВОИХ КОЛЛЕГ! Ценит нас администрация и бухгалтерия, а я, по мере сил, стараюсь воздерживаться от хвалы и хулы себе подобных. ВЫ ВИДИТЕ В НИХ НЕ СВОБОДНУЮ ЛИЧНОСТЬ, А ОБЪЕКТ ПОДЧИНЕНИЯ ЧЬЕЙ-ТО ВОЛЕ. МОЖЕТ, И САМИ ТАКОВЫМ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ? Иногда да, чувствую, но неустанно борюсь за свободу своей личности, т.е. за свободу и возможность отличаться от других. Простите за дефиницию. ЭТО ГРУСТНО. А ПРО КАРЬЕРУ СМЕШНО… УЧИТЕЛЬ-ЗАВУЧ-ДИРЕКТОР… ЭТО КАРЬЕРА? Нет, это не карьера, это её начальные ступеньки. Эти должности хлопотные. Карьеристы стремятся их побыстрее проскочить. ВСЁ, ЧТО ДЕЛАЕТСЯ В НАШЕЙ ШКОЛЕ, ДЕЛАЕТСЯ ИМЕННО ДЛЯ ИХ БЛАГА, А ВОВСЕ НЕ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ МОИХ КАРЬЕРНЫХ АМБИЦИЙ! Жаль, что мои слова о карьере и карьеризме вы приняли на свой счет. P|S. ЕЩЁ РАЗ СПАСИБО ЗА КОММЕНТАРИЙ! ... КСТАТИ, ЧТОБЫ «НЕ ОТБЫВАТЬ ОКНА», ЗАЙМИТЕ ЭТО ВРЕМЯ ЧЕМ-ТО ПОЛЕЗНЫМ: ПРОВЕРЬТЕ ТЕТРАДИ, СХОДИТЕ НА УРОКИ К СВОИМ КОЛЛЕГАМ, ПООБЩАЙТЕСЬ, НАКОНЕЦ, ЗА ЧАШЕЧКОЙ ЧАЯ, ВЕДЬ ДРУГОГО ВРЕМЕНИ НА ОБЩЕНИЕ ЧАСТО НЕ НАХОДИТСЯ. Ну вот, здрасьте. То спасибо за комментарий, то займитесь чем-нибудь полезным. Спасибо за совет. Я и так с большой пользой (а теперь с двойной) пообщался с вашей статьей за чашечкой чая :). ЕСЛИ ВСЁ ЖЕ ЗАХОТИТЕ ПРОДОЛЖИТЬ ОБЩЕНИЕ, ПИШИТЕ ЧЕРЕЗ ВИРТУАЛЬНУЮ ПРИЁМНУЮ ШКОЛЬНОГО САЙТА ... Надо подумать, но вряд ли. Все, что я хотел сказать, я сказал. Dixi.

 Основин Николай Петрович   06.11.2015 в 12:48

 

Уважаемый Николай Петрович! Почему-то я не сомневалась, что "безнадёжное продолжение полемики" неизбежно. Закончить я её хотела, во-первых, из-за недостатка времени, во-вторых, отчасти потому, что свою позицию я высказала в статье, а в ответе на Ваш комментарий подтвердила. Если бы я не хотела публичного обсуждения статьи, я бы её не писала и тем более не публиковала. Ваше мнение для меня, безусловно, важно, так же, как и мнение любого педагога моей школы. Именно поэтому я очень часто спрашиваю мнения своих коллег по всем вопросам, так или иначе связанным с их деятельностью. Для меня как для руководителя крайне важно, чтобы каждый учитель в школе чувствовал себя комфортно, с удовольствием приходил на работу и делился своими знаниями и опытом с детьми, с учителями, с родителями. Чтобы школа была для учителем местом, где он может реализовать себя и как профессионал, и как личность. Именно с этой целью создавалась представленная в статье программа. Ведь гораздо проще руководить, не интересуясь, кто как себя чувствует в коллективе, кто чего хочет, что кого не устраивает (меньше знаешь - крепче спишь...). Отвечая на Ваш комментарий, я не пыталась Вас переубедить, а лишь пояснила свою позицию. Всё, что хотела сказать, сказала. Это ещё один аргумент против продолжения полемики. НО... Позволю себе остановиться на той части Вашего комментария, которая меня заинтересовала. В части, где Вы называете условия, при которых работа учителя будет осмысленной и результативной. Здорово сказали!!! Если бы все учителя были такими, каких Вы там описываете, руководителям ничего не нужно было бы придумывать, чтобы мотивировать и стимулировать их. Что касается отчётов: не могли бы Вы пояснить, какие "бумажки" заполняете, кроме рабочих программ, КТП, поурочных планов и журналов? Заполнение этих "бумажек" прописано в должностных обязанностях. А отчёты в конце четверти и учебного года очень незначительны. На их заполнение у меня лично уходит не более 10 минут. Я тоже против бумажной работы, которая отвлекает учителей от живой работы с детьми. И ещё: насчёт того, что "у власти достаточно рычагов влияния на взбрыкнувшего учителя" Вы заблуждаетесь. На самом деле, таких рычагов нет. Во всяком случае, законных. Учитель на законодательном уровне полностью защищён. И даже на "взбрыкнувшего" учителя нет никаких рычагов влияния, если он добросовестно выполняет свои обязанности и не нарушает Устав школы, Правила внутреннего трудового распорядка. А то, что боретесь "за свободу и возможность отличаться от других", похвально. Иначе как сохранить в себе личность? Так что удачи Вам в этой борьбе!!!!!

 Булатова Лилия Петровна   06.11.2015 в 19:02

 

Уважаемая Лилия Петровна, мне очень приятно читать последний ваш комментарий. За ним, в отличие от двух предыдущих, гораздо виднее живой человек – переживающий, сомневающийся, ищущий. В этом комментарии нет ни менторства, ни менеджерства. Ну, почти нет, но с директора с десятилетним стажем какой спрос, ведь профессия ставит на нас несмываемую и легко узнаваемую печать. На такой комментарий не ответить невозможно. Извините за задержку ответа. Сказалась занятость перед окончанием триместра, да и быт немного подзаел. Свой стиль диалога, в отличие от вас, я все же решил не менять. ПОЧЕМУ-ТО Я НЕ СОМНЕВАЛАСЬ, ЧТО "БЕЗНАДЁЖНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОЛЕМИКИ" НЕИЗБЕЖНО. ЗАКОНЧИТЬ Я ЕЁ ХОТЕЛА, ВО-ПЕРВЫХ, ИЗ-ЗА НЕДОСТАТКА ВРЕМЕНИ, ВО-ВТОРЫХ, ОТЧАСТИ ПОТОМУ, ЧТО СВОЮ ПОЗИЦИЮ Я ВЫСКАЗАЛА В СТАТЬЕ, А В ОТВЕТЕ НА ВАШ КОММЕНТАРИЙ ПОДТВЕРДИЛА. Уважаемая Лилия Петровна, если вы не сомневались в продолжении, то непонятно, зачем так категорически пытались "прекратить полемику"? Возможно, что-то в этом есть, но я всегда тупил в женской логике. Ладно, выбор всегда за вами и, смею думать, за мной тоже. … ГОРАЗДО ПРОЩЕ РУКОВОДИТЬ, НЕ ИНТЕРЕСУЯСЬ, КТО КАК СЕБЯ ЧУВСТВУЕТ В КОЛЛЕКТИВЕ, КТО ЧЕГО ХОЧЕТ, ЧТО КОГО НЕ УСТРАИВАЕТ (МЕНЬШЕ ЗНАЕШЬ - КРЕПЧЕ СПИШЬ...). Эта простота – кажущаяся. Как известно, лихо воевать без глубокой разведки можно, но не долго. Полководец без разведки слеп. Причем для принятия правильного решения полководец должен хорошо знать не только расположение, силы и намерения противника, но и собственных солдат, их вооружение, быт, настроение и чаяния. И это один из аспектов работы руководителя коллектива, методикой которого вы поделились в своей статье, за что еще раз спасибо. ВСЁ, ЧТО ХОТЕЛА СКАЗАТЬ, СКАЗАЛА. ЭТО ЕЩЁ ОДИН АРГУМЕНТ ПРОТИВ ПРОДОЛЖЕНИЯ ПОЛЕМИКИ. Что же все-таки мешает её прекратить при таком количестве аргументов за её прекращение? Впрочем, именно это и происходит. Ведь в моем последнем агромадном комменте вас почему-то заинтересовал только пятый (последний и, по моему мнению, наименее важный) пункт условий осмысленной и эффективной работы учителя. Видимо, с остальным содержимым комментария вы полностью согласны. ;) Обсуждение бумажной составляющей учительского труда – это отдельная песня. Не хотелось бы эту проблему поднимать здесь во всех подробностях и затевать дискуссию по нескольким причинам. Во-первых, и это главное, тема и суть вашей статьи – иные. Во-вторых, этот пока еще больной вопрос и так уже, где только не обсуждается (форумы учительских сайтов полны учительских "бумажных" стенаний). Ведь не зря же наш министр не так давно (в конце октября) пообещал, что Минобрнауки избавит учителей от лишней бумажной работы, вал которой, по его же словам, нарастает в связи с введением ФГОС. В-третьих, не в моих правилах жаловаться на что-либо вообще, а тем паче принародно. Свои проблемы я решаю сам. В-четвертых, боюсь, что если я вывешу тут список всех бумаг (кроме вами перечисленных), которые я по долгу службы и/или по просьбам администрации периодически или время от времени составляю, заполняю или пишу заново, то некоторые руководители спохватятся и дополнят бумагооборот своего учебного заведения чем-нибудь из моего списка. Это, конечно же, шутка с долей шутки. В-пятых, список этот довольно сильно варьируется в разных школах, в разных районах, в разных губерниях, т.е., скорее всего, для вас он будет не актуален, также как для меня – ваши советы или комментарии по этому пункту. Мало того, бумагу (кроме тех, что определены нашим Положением о ведении школьной документации), которую я согласился заполнить сегодня, завтра я могу категорически отказаться составлять. Это зависит от моей занятости, от настроения в данный момент, от степени настойчивости администрации и т.п. нестабильных факторов. Могу еще только отметить, что как учитель предметник я существенно меньше вожусь с бумагами, чем тратил на это время как классный руководитель. ДЛЯ МЕНЯ КАК ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ КРАЙНЕ ВАЖНО, ЧТОБЫ … … ШКОЛА БЫЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЕМ МЕСТОМ, ГДЕ ОН МОЖЕТ РЕАЛИЗОВАТЬ СЕБЯ И КАК ПРОФЕССИОНАЛ, И КАК ЛИЧНОСТЬ. С профессионалом понятно, он реализует себя, добиваясь определенных качественно и количественно оцениваемых результатов в некоторой области деятельности, применяя свои соответствующие данной профессии высокоразвитые ЗУНы. А вот как реализуется в школе учительская личность, могу только предполагать. Возможно, под реализацией личности вы понимаете поиск и обретение ответов на вопросы типа: Кто я? Для чего я существую? Чем я отличаюсь от других? В таком ключе трудно или вообще невозможно судить о степени реализации личности. НО... ПОЗВОЛЮ СЕБЕ ОСТАНОВИТЬСЯ НА ТОЙ ЧАСТИ ВАШЕГО КОММЕНТАРИЯ, КОТОРАЯ МЕНЯ ЗАИНТЕРЕСОВАЛА. В ЧАСТИ, ГДЕ ВЫ НАЗЫВАЕТЕ УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ РАБОТА УЧИТЕЛЯ БУДЕТ ОСМЫСЛЕННОЙ И РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ. … ЕСЛИ БЫ ВСЕ УЧИТЕЛЯ БЫЛИ ТАКИМИ, КАКИХ ВЫ ТАМ ОПИСЫВАЕТЕ, РУКОВОДИТЕЛЯМ НИЧЕГО НЕ НУЖНО БЫЛО БЫ ПРИДУМЫВАТЬ, ЧТОБЫ МОТИВИРОВАТЬ И СТИМУЛИРОВАТЬ ИХ. Думаю, что это не так. Руководить малообразованными неумехами, действительно, очень трудно. Постоянно приходится учить их, казалось бы, элементарному. Подняв глаза к небу, приходится всё до мелочей объяснять, разжевывать и показывать. Но, невзирая на подробные инструкции, они сплошь и рядом делают всё по-своему, в меру своего понимания, как "Двое из ларца" (м/ф Вовка в тридевятом царстве). Руководить легче всего середнячками, которые, как правило, в меру толковы, послушны и исполнительны. А чтобы руководить "гениями", нужно самому быть, как минимум, на их уровне. Нужно быть им интересным. Нужно постоянно им доказывать, что ты тоже кое-чего стоишь и руководишь ими по праву. "Продвинутые" так и норовят испытать "руководство" на прочность и профпригодность, невзирая на все предыдущие испытания. И стоит хоть раз дать слабину, прощай директорский авторитет. Поэтому работать с ними, а тем более, руководить ими, стимулировать и мотивировать их ой как нелегко, но интересно. Также и учителю легче работать в средних по уровню развития классах, или чуть выше среднего, но интереснее, хотя и труднее, – в сильных. И ЕЩЁ: НАСЧЁТ ТОГО, ЧТО "У ВЛАСТИ ДОСТАТОЧНО РЫЧАГОВ ВЛИЯНИЯ НА ВЗБРЫКНУВШЕГО УЧИТЕЛЯ" ВЫ ЗАБЛУЖДАЕТЕСЬ. НА САМОМ ДЕЛЕ, ТАКИХ РЫЧАГОВ НЕТ. ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ, ЗАКОННЫХ. УЧИТЕЛЬ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ ПОЛНОСТЬЮ ЗАЩИЩЁН. Вашими бы устами, … На законодательном уровне все мы абсолютно защищены и обеспечены всем необходимым. Чего, к сожалению, нельзя сказать об уровне "законоприменительном". Известно же: друзьям – всё, врагам – закон. Думаю, что к Вам, Лилия Петровна, это не имеет никакого отношения. Здоровья и удачи Вам, учитель учителей! С уважением, Н.О. __ P.S. Интересно, а как искатель и нажиматель учительских кнопок, осознаёте ли вы, что и у вас тоже есть кнопки, с помощью которых вас можно нужным кому-то образом стимулировать и мотивировать, т.е. управлять вами?

 Основин Николай Петрович   11.11.2015 в 17:43

 

Уважаемый Николай Петрович! Не думаю, что вопрос, которым Вы закончили свой последний комментарий, является риторическим. Поэтому продолжу наш словесный пинг-понг. О ТОМ, КАК РЕАЛИЗУЕТСЯ В ШКОЛЕ УЧИТЕЛЬСКАЯ ЛИЧНОСТЬ... Для меня реализация личности – это отнюдь НЕ «обретение ответов на вопросы типа Кто я? Для чего я существую? Чем отличаюсь от других?». Это слишком философские, на мой взгляд, вопросы, ответы на которые можно получить, не работая в школе. Для меня в принципе слова личность и профессионал неотделимы, особенно если говорить о нашей профессии. По сути, реализация себя (самореализация) – это процесс совершенствования, результат работы над развитием своего внутреннего потенциала. Поскольку мы много времени (если не ошибаюсь, по словам исследователей, треть своей жизни) проводим на работе, то личностная самореализация неотделима от реализации себя как профессионала. А школа, на мой взгляд, одно из немногих мест, где человек в полной мере может проявить себя и свои способности, не связанные напрямую с профессией. Например, если ты любишь петь, необязательно быть учителем музыки: есть КВНы, учительские капустники, школьные праздники. Ты можешь рисовать, вышивать, делать художественные фото и участвовать в педагогических фестивалях и выставках. Можно писать стихи и публиковать их в школьной газете. Любое проявление творчества (а именно оно, по мнению психологов, является главным средством, через которое наиболее полно раскрывается потенциал человека) только приветствуется. Кроме того, чем многограннее личность учителя, тем он интереснее и детям, и коллегам. Да и успешная реализация себя в профессии непременно влияет на реализацию себя как личности. ПРО РУКОВОДСТВО «МАЛООБРАЗОВАННЫМИ НЕУМЁХАМИ, СЕРЕДНИЧКАМИ И ГЕНИЯМИ». Эта часть Вашего комментария мне понравилась. Она свидетельствует о Вашем понимании того, насколько разные люди работают в школе. И Вы абсолютно верно сравнили коллектив педагогов с ученическим классом. ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ (ПРОФЕССИОНАЛ) организует работу на уроке так, что КАЖДЫЙ ребёнок, независимо от способностей, сумеет проявить индивидуальность и достичь своего, личного, максимума. Для этого необходимо знать, на что способен тот или иной ребёнок, каковы его индивидуальные особенности, потребности… Так и ХОРОШИЙ ДИРЕКТОР, на мой взгляд, должен управлять, учитывая индивидуальность, личные качества, профессиональные интересы и возможности каждого учителя. Я стараюсь быть ХОРОШИМ ДИРЕКТОРОМ, именно поэтому очень много внимания уделяю изучению своего коллектива и выработке механизма развития как каждого педагога в отдельности, так и коллектива в целом. Одним колёсиком в этом механизме и является система мотивации и стимулирования, представленная в статье. ПО ПОВОДУ ТОГО, ЧТО «ДРУЗЬЯМ – ВСЁ, ВРАГАМ – ЗАКОН» мне трудно судить: ни друзей, ни врагов у меня в школе нет. Отношения с коллегами сугубо профессиональные, поэтому и закон для всех имеет равную силу. ОСОЗНАЮ ЛИ Я, ЧТО И У МЕНЯ ЕСТЬ КНОПКИ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МНОЮ МОЖНО УПРАВЛЯТЬ? Конечно, осознаю! И речь идёт вовсе не о том, что я нахожусь в подчинении управления образованием, администрации, министерства и т.д.. Речь о том, что у меня, как и у всех людей, есть свои интересы и убеждения, свои амбиции и цели, свои мечты и стремления. Это и есть те кнопки, с помощью которых мной можно управлять. Когда Я ПОЗВОЛЯЮ это делать. Так же, как и все люди, осознающие себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед собой и другими людьми. Кроме того, я стараюсь не идти на поводу своих слабостей. Говоря же об управлении внутри школы, убеждена, что отношения в паре «учитель-директор» построены на взаимозависимости. С помощью грамотной мотивации и стимулирования я регулирую трудовое поведение педагогов. Заметьте: именно трудовое! А педагоги, отвечая на вопросы о том, чем бы им хотелось заниматься, что их устраивает/не устраивает в работе, каковы их профессиональные мотивы и приоритеты, трудности и т.д., с одной стороны, дают мне доступ к своим «кнопкам», с другой – управляют мной, заставляя меня постоянно менять и совершенствовать имеющуюся систему мотивации, выстраивать своё профессиональное взаимодействие с ними в соответствии с ИХ потребностями, ИХ возможностями, ИХ индивидуальными особенностями. Проще говоря, я спрашиваю у людей, что они могут (не могут) и чего хотят (не хотят) и стараюсь создать такие условия, чтобы их возможности и желания реализовались. А они (в большинстве своём!), в свою очередь делают всё, чтобы наши общие цели были достигнуты. P|S Кстати, я прекрасно осознаю, что Ваш последний провокационный вопрос тоже был кнопкой, с помощью которой Вы пытаетесь управлять моими профессиональными эмоциями.

 Булатова Лилия Петровна   12.11.2015 в 21:32

 

Это плохо?

 Основин Николай Петрович   13.11.2015 в 10:18

 

Нет, конечно! Ведь это подконтрольное мне управление.

 Булатова Лилия Петровна   13.11.2015 в 21:04

 

Уважаемая Лилия Петровна! Пинг-понг, так пинг-понг. ... Я ПРЕКРАСНО ОСОЗНАЮ, ЧТО ВАШ ПОСЛЕДНИЙ ПРОВОКАЦИОННЫЙ ВОПРОС ТОЖЕ БЫЛ КНОПКОЙ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОЙ ВЫ ПЫТАЕТЕСЬ УПРАВЛЯТЬ МОИМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ. Если уж так рассуждать, то вопрос был не кнопкой, а нажатием на неё. :) В своей статье, вы делитесь методикой повышения эффективности работы школы путем совершенствования системы стимулирования работы учительского коллектива и отдельных учителей, т.е. совершенствования системы человеколюбивого применения вами кнута и пряника. Дело нужное. Многим начинающим руководителям учительских коллективов (и не только учительских) будет полезно прочитать вашу статью, и, смею думать, наш "пинг-понг". У опытных же руководителей, как правило, за годы работы складывается собственная система и стиль управления, которые со временем обычно становятся настолько консервативными, что допускают лишь незначительные изменения отдельных элементов. Для них, скорее всего, будет интересен только "пинг-понг". Возможно, от прочтения статьи будет польза и молодым учителям. Вот только заголовок статьи, по-моему, неудачный, потому что вызывает подсознательный внутренний протест у обладателей кнопок против любителей их нажимать. А может быть, наоборот, удачный, поскольку достаточно провокационный, чтобы открыть дискуссию, а значит, привлечь внимание к статье. Кроме того, включив в свою статью хвалебные "отзывы экспертов", вы также нажимали на кнопки, пытаясь управлять эмоциями читателей, т.е. пытаясь создать у них заведомо положительное отношение к статье и её автору. ... ВЕДЬ ЭТО ПОДКОНТРОЛЬНОЕ МНЕ УПРАВЛЕНИЕ. Оставляете ли Вы за учителями (и читателями тоже) такое же право полностью держать под контролем нажатие вами на их кнопки?

 Основин Николай Петрович   14.11.2015 в 09:00

 


 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.