Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Вопрос-ответ. Часть 11

,

В ИФ «Сентябрь» вышла книга «Федеральный закон об образовании в вопросах и ответах» подготовленная экспертами информационного портала 273-фз.рф. Мы продолжаем публикацию цикла статей из книги в форме вопросов и ответов, в которых собраны наиболее актуальные и интересные темы, касающиеся сферы общего образования. В этом материале мы по-прежнему обсуждаем тему правового статуса образовательных организаций.

Как по Федеральному закону № 273-ФЗ регулируется деятельность детских садов – начальных школ? В администрации района нам сказали, что мы должны выбрать какие программы реализовывать: дошкольного или общего образования, поскольку такого вида образовательных учреждений больше нет.

 

Действительно, № 273-ФЗ не предусматривает деление образовательных организаций на виды, в том числе, не предусматривает и наличие такого вида образовательного учреждения как «детский сад – начальная школа». Не упоминается в Федеральном законе и такой тип образовательной организации как «образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста», предусмотренное Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1204.

Однако отсутствие формального выделения для таких образовательной организаций отдельного типа и вида не препятствует их деятельности по новому законодательству. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ общеобразовательной организацией признается - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования. Согласно п. 2 ч. 4 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ общеобразовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Таким образом, Федеральный закон № 273-ФЗ не запрещает функционирование детских садов – начальных школ, предусматривая для них такой тип образовательной организации как общеобразовательная организация.

При этом слова в наименовании «детский сад – начальная школа» тоже сохраняться как указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень реализуемых образовательных программ) в соответствии с ч. 6 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ. Однако, наименование такой образовательной организации, скорее всего, придется скорректировать в соответствии с требованием ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ об указании типа образовательной организации. Например, если сейчас наименование звучит как: «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная школа - детский сад № 2», то теперь наименование должно быть следующим: «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад № 2».

Заметим, что согласно ч. 5 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с новым Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года.

 

Обязательно ли в наименовании общеобразовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, использовать слова «специальная (коррекционная)»?

 

Согласно ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Каких-либо иных обязательных требований к наименованию образовательной организации данный Федеральный закон не содержит.

Образовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральным законом № 273-ФЗ в отдельный тип не выделяются. Кроме этого, в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 108 специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации.

Вместе с тем, в соответствии с    ч. 6 ст. 23   hассматриваемого Федерального закона в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Таким образом, в наименовании общеобразовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, использовать слова «специальная (коррекционная)» необязательно, но и не запрещено. Соответственно, при определении наименования образовательной организации использование данных слов остается на усмотрение учредителя.

 

Распространяются ли на организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, права и обязанности образовательных организаций?

 

Согласно п. 18 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ образовательной организацией признается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Согласно п. 19 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. Правовой статус организаций, осуществляющих обучение, урегулирован в ст. 31 Федерального закона № 273-ФЗ.

Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников в соответствии со ст. 32Федерального закона № 273-ФЗ.

В соответствии с  ч. 2 ст. 21  Федерального закона № 273-ФЗ на организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

В ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ устанавливаются компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации, которые исходя из указанной выше нормы ч. 2 ст. 21 Федерального закона распространяются на организации, осуществляющие обучение, и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.

 

В каком порядке вносить изменения в устав образовательной организации с целью его приведения в соответствие с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»? Следует ли проводить общее собрание коллектива, если такой порядок предусмотрен в действующей редакции устава?

 

Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Сам Федеральный закон № 273-ФЗ в отличие от ранее действующего законодательства об образовании не устанавливает особый порядок принятия устава образовательного учреждения коллективом образовательной организации.

Таким образом, по новому Федеральному закону «Об образовании» порядок утверждения устава, изменений и дополнений к нему определяется действующим законодательством. Рассмотрим данный порядок на примере государственных (муниципальных) учреждений.

Порядок утверждения устава казенных и бюджетных учреждений урегулирован Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Согласно ст. 14 данного Федерального закона устав бюджетного и казенного учреждения утверждается учредителем.

Изменения в устав бюджетного или казенного учреждения вносятся в порядке, установленном:

Правительством Российской Федерации - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;

высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации;

местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не предусматривает предварительное принятие или рассмотрение новой редакции устава каким-либо органом управления казенного или автономного учреждения.

Порядок утверждения устава автономных учреждений регламентируется Федеральным законом «Об автономных учреждениях». Согласно ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона устав автономного учреждения также утверждается его учредителем. Однако в отличие от казенных и бюджетных учреждений утверждению учредителем устава предшествует рассмотрение наблюдательным советом предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав (п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

По результатам рассмотрения наблюдательный совет дает рекомендации. Учредитель автономного учреждения утверждает изменения в устав после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения (ч. 2 ст. 11Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

Участие иных органов управления автономного учреждения в принятии или рассмотрении изменений в устав законодательство не предусматривает.

Такой образом,  действующее законодательство устанавливает порядок утверждения изменений в устав государственного (муниципального) образовательного учреждения, исключающий участие в таком утверждении общего собрания (конференции) образовательного учреждения. Следовательно, нормы, содержащиеся в имеющихся редакциях уставов государственных (муниципальных) образовательных учреждений, предусматривающих предварительное принятие коллективом образовательного учреждения устава не соответствуют новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и не подлежат применению.

Таким образом, изменения в устав вносятся путем их утверждения учредителем без проведения общего собрания коллектива и принятия им таких изменений. При изменения устава нормы, предусматривающие принятие изменений в устав общим собранием коллектива (конференцией), должны быть исключены с целью приведения в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

 

Учредитель требует от нашей школы полностью и целиком переписать все нормы федеральных законов в устав. Наши уставы становятся существенно больше, чем были. Имеет ли право учредитель требовать это?

 

Согласно ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ устав утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Для учреждений уставы утверждаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя вашей школы. Таким образом, именно учредитель, как лицо, утверждающее устав, принимает окончательное решение о его тексте – именно он утверждает устав, поэтому при наличии его несогласия с текстом устав не будет утвержден.

Включение в устав отдельных норм федерального законодательства не противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ. Вместе с тем, следует отметить, что воспроизведение норм законодательства в уставах образовательных организаций нельзя рассматривать как эффективную и обоснованную практику. Такой подход только увеличит объем устава, что повлечет за собой увеличение расходов на снятие копий, их нотариальное заверения в случаях, когда это необходимо. Кроме того, это потребует и регулярно вносить изменения в устав при изменении законодательства.

На наш взгляд, текст устава имеет смысл делать максимально лаконичным, не дублируя в нем нормы законов, а также, не включая положений, которые регулируются на уровне  локальных нормативных актов в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ. 

 

Требования к уставу образовательной организации установлены ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Устанавливает ли данный Федеральный закон какие-либо еще требования к уставам?

 

Действительно, основные требования к уставам образовательной организации закреплены в ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ. Это указание в уставе на тип образовательной организации; на учредителя или учредителей образовательной организации; перечисление видов реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; установление структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации. Последнее положение также конкретизировано в ч. 5 ст. 26.

Однако данной статьей не исчерпываются все нормы, регулирующие содержание уставов образовательных организаций. Дополнительные нормы можно разделить на три группы:

  1. Нормы, устанавливающие обязательные требования, которые дополняют требования ст. 25 и относятся ко всем образовательным организациям;
  2. Нормы, устанавливающие обязательные требования, которые относятся к отдельным типам или разновидностям образовательных организаций;
  3. Нормы, определяющие области, которые могут быть урегулированы уставом.

К первой группе относятся следующие требования:

  • Закрепление норм о филиалах (при их наличии) (ч. 4 ст. 27);
  • Порядок принятия локальных актов (ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 30);
  • Установление прав, обязанностей и ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ч. 3 ст. 52);
  • Определение уставных целей деятельности (ч. 1 ст. 101);
  • Порядок направления при ликвидации образовательной организации ее имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования (ч. 3 ст. 102).

Отдельно в этой группе следует выделить нормы, предусматривающие конкретизацию уставом структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации, а также участия отдельных групп участников образовательных отношений в управлении образовательной организацией. Относительно данных вопросов следует отметить следующие нормы:

  • Порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией (п. 17 ч. 1 ст. 34);
  • Определение формы участия родителей в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 7 ч. 3 ст. 44);
  • Порядок участия педагогических работников в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления (п. 9 ч. 3 ст. 47);
  • Установление порядка назначения (избрания) руководителя (ч. 1 ст. 51);
  • Определение прав и обязанностей руководителя образовательной организации, его компетенции в области управления образовательной организацией (ч. 6 ст. 51).

Ко второй группе относятся следующие требования:

  • Установление специальных названий обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе (ч. 2 ст. 33);
  • Установление порядка вхождения научных работников в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией (п. 1 ч. 2 ст. 50);
  • Определение особенностей избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации (ч. 10 ст. 51);
  • Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия (ч. 13 ст. 51).

И, наконец, к третьей группе относятся такие требования, как:

  • Возможность формирования коллегиальных органов, не относящихся к числу обязательных (ч. 4 ст. 26);
  • Право образовательной организации на ведение научной и (или) творческой деятельности (ч. 4 ст. 28);
  • Установление иной (не образовательной) деятельности, которую образовательная организация вправе осуществлять (ч. 1 ст. 102).

Для большей наглядности все указанные выше требования объединены в таблице:

№ п/п

Краткое содержание требования к уставу

Норма Федерального закона № 273-ФЗ

Обязательные требования

  1.  

Указание на тип образовательной организации

п. 1 ч. 2 ст. 25

  1.  

Указание на учредителя или учредителей образовательной организации

п. 2 ч. 2 ст. 25

  1.  

Перечень видов реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности

п. 3 ч. 2 ст. 25

  1.  

Установление структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации

п. 4 ч. 2 ст. 25

ч. 5 ст. 26

  1.  

Закрепление норм о филиалах (при их наличии)

ч. 4 ст. 27

  1.  

Порядок принятия локальных актов

ч. 1 ст. 30

  1.  

Установление специальные названий обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе

ч. 2 ст. 33

  1.  

Порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией

п. 17 ч. 1 ст. 34

  1.  

Определение формы участия родителей в в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность

п. 7 ч. 3 ст. 44

  1.  

Порядок участия педагогических работников в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления

п. 9 ч. 3 ст. 47

  1.  

Установление порядка вхождения научных работников в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией

п. 1 ч. 2 ст. 50

  1.  

Установление порядка назначения (избрания) руководителя

ч. 1 ст. 51

  1.  

Определение прав и обязанностей руководителя образовательной организации, его компетенции в области управления образовательной организацией

ч. 6 ст. 51

  1.  

Определение особенностей избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации

ч. 10 ст. 51

  1.  

Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия

ч. 13 ст. 51

  1.  

Установление прав, обязанностей и ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции

ч. 3 ст. 52

  1.  

Определение уставных целей деятельности (Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями)

ч. 1 ст. 101

  1.  

Порядок направления при ликвидации образовательной организации ее имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования

ч. 3 ст. 102

Возможное содержание

  1.  

Возможность формирования коллегиальных органов, не относящихся к числу обязательных

ч. 4 ст. 26

  1.  

Право на ведение научной и (или) творческой деятельности

ч. 4 ст. 28

  1.  

Установление иной (не образовательной) деятельности, которую образовательная организация вправе осуществлять с использованием имущества, закрепленного за ней на праве собственности или ином законном основании

ч. 1 ст. 102

 

Если устав можно поменять в 2015 году, то как быть с локальным актом о промежуточной аттестации обучающихся и другими локальными актами? В какой срок следует изменить их?

 

Федеральный закон № 273-ФЗустанавливает ряд особых норм, действующих после его вступления в силу. В частности, ст. 108 установлен срок внесения изменений в уставы до 1 января 2016 г. Отдельного регулирования сроков приведения в соответствие с новым законом иных локальных нормативных актов не предусматривается. Таким образом, локальные нормативные акты образовательной организации должны соответствовать Федеральному закону № 273-ФЗ уже с момента его вступления в силу, т.е. с 1 сентября 2013 года.

Вместе с тем, на эту дату еще не были приняты ряд новых подзаконных нормативных актов федерального уровня, и зачастую не приведено в соответствие региональное законодательство, муниципальные нормативные правовые акты. Соответственно, у образовательной организации нет полного набора новых (принятых в соответствии с новым Федеральным законом) нормативных правовых актов, на основании которых ей необходимо разрабатывать локальные нормативные акты. В этих условиях приведение в соответствие с законодательством локальных нормативных актов необходимо осуществлять в разумный срок с момента издание необходимых подзаконных актов. При этом требования локальных нормативных актов, не соответствующие Федеральному закону и принятым в соответствии с ним подзаконным актам, не могут применяться уже с 1 сентября 2013 г.

 

На вопросы отвечали эксперты Информационного портала 273-фз.рф: Вавилов А.И., Вавилова А.А., Матвеев В.Ю., Рожков А.И., Янкевич С.В.

 

Книгу «Федеральный закон об образовании в вопросах и ответах» можно приобрести в нашей информационно-аналитической системе "Директория" (раздел "Книжная полка").

 

   
 
 
 

16.09.2015  |  Просмотров: 9139  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.