Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Закон «большого пальца»

Рябцев Максим Сергеевич, директор гимназии №4 г. Красноярска, финалист Всероссийского конкурса «Директор школы-2013»

В Институте образования НИУ ВШЭ на магистерской программе по управлению учатся директора школ - участники Всероссийского конкурса «Директор школы» разных лет. Их отзывы о том, как меняется их мировоззрение в процессе учебы, их способности к анализу, мышлению, мы уже публиковали в нашем журнале. Очередная рефлексия о роли руководителя в организации по итогам деловой игры, которой решил поделиться один из наших директоров-студентов, показалась нам очень интересной и оригинальной.

             Перед началом игры ведущий  разделил всех нас на 4 группы, усадил все группы за столы и  объяснил правила игры: «Вы – все, кто здесь – представители разных кланов – клан Земледельцев (я был в этой группе вместе с финалистами конкурса «Директор Школы - 2013»), клан Скотоводов, клан Купцов и клан Ремесленников. Ваша задача – выжить к концу игры (понятно не физически), т.е. сохранить целостность клана и его собственность. Я буду представлять государство (он же «Экономика», он же «Бог», кто хотите, но орган власти), я буду вами управлять и создавать определенные ситуации, которые вам придется решать. Помните про основную задачу».  На этом объяснения закончились и игра началась.

            Недоумение, которое запечатлелось у меня в памяти, было всеобщим. Какие кланы? А что делать-то надо? Почему мы земледельцы? А кто главный?  Никто не давал более никаких пояснений.

Лакмус № 1: людям, связанным с образованием, нужно, с некоторых пор, давать четкие и пошаговые инструкции исполнения. Учитывая то, что группа на 70% представлена администраторами образовательных организаций, этот тезис достаточно диагностичен. Мы уже давно привыкли к тому, что есть приказ и надо его исполнить от А до Я. При этом между этими литерами есть прямые указания на то, что надо и что не надо делать. И если мы не получаем такой инструкции, мы испытываем определенные сомнения – а надо ли вообще и что будет, если я сделаю не так – прокуратура, Роспотребнадзор, пожарные, и другие контролирующие школу органы, очень четко выполнили свою роль. При этом количество проверяющих на единицу школьного населения все больше с каждым годом. Это говорит о том, что градус доверия к школе в целом и к руководителю в частности обратно пропорционален этому количеству, а, следовательно, управление системой образования строится по вертикальной модели – сказано-сделано-проверено-наказано. Так же проще!  И никакого творчества. Меня всегда умиляли проверки прокуратуры в отношении коррупции в школах. Так-то мы уже всю коррупцию в стране искоренили, осталось только в школе пресечь на корню и заживем!

 

Первый этап игры

            Ведущий раздает всем кланам листочки с названием ресурсов, которыми владеет клан. Земледельцы получают землю, Скотоводы – шерсть, сыр и т.д., Ремесленники – мотыги, плуги, топоры и т.д., Купцы – соль, перец, специи,  и т.д. Ведущий дает задание каждому клану – он же Государство, ему можно, –  ну, например, Земледельцы должны были договориться с Ремесленниками о передаче им орудий производства. Начинается хождение гонцов между кланами, которые меняют свои ресурсы на те, которые у них указаны в задании (вспомним Лакмус № 1 – прямое выполнение инструкции). У меня сложилось такое ощущение, что на первом этапе игры игроки все еще оставались при своих ролях – руководители, заместители и т.д.

Лакмус № 2: вы никогда не задумывались над тем, почему возрастной ценз удачных бизнесменов это примерно 23-30 лет?  Потому что у них нет страха. Страха за себя, за свою семью (у кого-то и семьи нет!), и самое главное  – страха за то, что не получится. Не получится – да и ладно, не получится – значит не мое. А у людей за 30, со сложившейся репутацией, с карьерой, обучающихся на магистерской программе ВШЭ этот страх есть. А вдруг не так? И что подумают обо мне?

В итоге, после недолгого обмена все выполнили первое задание, и Иван открыл биржу, на которой он сам продавал дополнительные ресурсы, обменивая их на те, которые принесут ему кланы. Земледельцы пожертвовали тремя ресурсами и получили шесть новых! Какова была наша радость! Ну, теперь точно выживем! К этому времени более или менее распределились неформальные роли внутри  кланов (говорю пока за свой) – было понятно, кто занимается торговлей, кто охраняет от посягательств других кланов общие ресурсы, кто решает, что продать и что купить и т.д. Но лидерских позиций никто не проявлял.

Второй этап игры

Ведущий открывает ярмарку ресурсов и предлагает представителям от кланов выйти в центр и начать процесс торговли, но уже публично, при всех. Эффект – в центре он был один, кто от лица биржи что-то продавал – все остальные опять отправили гонцов в соседние кланы и провели еще один торговый день.

Лакмус № 3: руководителю образовательной организации очень сложно принять тот факт, что только что, обменяв то, что тебе не нужно, на то, что нужно, ему предлагают сделать это снова. Это же ситуация выбора. Нужно опять выбрать то, что тебе менее потребуется и приобрести  то, что потребуется больше. Тем не менее, жизнь нас ставит в эту ситуацию ежедневно и простых решений тут нет и быть не может. Это чисто управленческие решения, от которых не может быть хорошо всем. В любом случае  управленец, принимая решения, не идет на компромисс и что-то теряет, на то он и управленец.

Третий этап игры

          После того, как страсти обмена-продажи улеглись, Иван говорит, что на кланы напал враг. Он уже стоит у ворот. Слышно как храпят его кони и бряцают мечи. Кланы понимают, что обороняться им нечем и их ждет неминуемая гибель. Но в это время в кланы приезжает кузнец, который, зная сложную политическую обстановку в кланах, привозит оружие собственного изготовления и готов его реализовать по определенному прайсу. Прайсы раздаются в каждый клан. Иван садится на стул,  а в кланах закипает жизнь.

            Далее описываю только то, что происходит внутри клана Земледельцев. Получив прайс, мы выяснили, что он избыточен по наполнению (там были даже «мухоморы» как наркотик, повышающий агрессивность воинов) и безумно дорогой – стоимость меча, например, была приравнена к стоимости двух кусков земли, одного куска сыра и трех морковок. А что делать – война! И мы, помня задачу, которую нам поставили в начале игры, начинаем подсчитывать свои ресурсы, чтобы снарядить свою армию. Пришлось даже в процессе обменять у купцов соль на морковку, но ничего, мы же для себя. В итоге у Земледельцев оказалась самая экипированная армия – с мечом, медными доспехами и шлемом. Затем другие кланы, по просьбе ведущего, представили свои армии.

После представления армий кланов ведущий вынес вердикт: враг прорвал оборону кланов, все кланы уничтожены, игра окончена. В аудитории повисла минутная пауза. Мое состояние было очень удрученным – я не справился с задачей (Лакмус №1, Лакмус № 2). Далее была рефлексия игры, сначала от ведущего, как организатора, потом от каждого участника (по желанию).

Лакмус № 4: для руководителя образовательной организации очень сложно, по моему мнению, хоть на час снять свои погоны и окунуться в другую реальность, в реальность, которой живет остальное население планеты Земля, и которое не называется «школа». Здесь глубокие корни профессионального выгорания и профессионального одиночества. Этот лакмус связан непосредственно с предыдущими тремя и говорит еще о том, что руководитель, по природе своей – самодостаточен. Очень сложно признаться себе в том, что ты чего-то не можешь или не знаешь – ты же первое лицо организации. Между тем, классик менеджмента Ицхак Айдизес говорит о том, что идеального руководителя не существует, обосновывая это тем, что не может один человек сочетать в себе все четыре функции управления – производство результатов, администрирование,  новаторство, интеграторство. Очень сложная история с тем,  в какой пропорции эти качества могут сочетаться в каждом из нас и/или в наших заместителях и/или тех, с кем мы строим свои организации. Очень важно подобрать свою команду так, чтобы в ней было качественное сочетание всех функций – тогда это определенная заявка на успех организации.

 

Описание последствий

            Что сделал каждый клан? Каждый клан  выполнял цель игры – выжить! Каждый клан собирал и экипировал свою армию! Почему в одиночку? Тут, мне кажется, уместно будет объяснение, которое можно принять руководителям магистерской  программы: вторая сессия, народ знает друг друга в течение примерно месяца в совокупности и каждый раз нас делят на группы для выполнения разных задач. Психологи говорят, что на двадцать первый день систематических повторений не системное становится системой. На курсе  сложились определенные группы, которые по составу своему статичны, в той или иной степени, и они работают на себя. С делением на кланы  – та же история: сначала послушать выступление коллег, потом выступить самим. Это не хорошо и не плохо, это констатация.        

Не совсем корректный, но вполне уместный пример: речь И. Сталина о нападении Германии на СССР 3 июля 1941г. началась со слов – «Братья и сестры!». Это было основой обращения и глубоко продуманным ходом объединения всего народа вокруг общей беды. После окончания игры ведущий сказал, что если бы кланы объединили свои ресурсы, они смогли бы купить у кузнеца все оружие по прайсу – объема ресурсов хватило бы как раз, так заложено в концепции игры. Но кланы посчитали нужным, чтобы каждый отвечал за себя. В итоге – проигрыш. Не появился в процессе игры тот лидер, который мог бы сначала вбросить эту идею, а потом ее реализовать. Потому что все лидеры, априори!

            Классический пример И. Айдизеса – какой палец на руке главный?  Большой. Потому что он может достать до любого пальца на ладони. Не появился в процессе игры «большой палец» только потому, что мы все играли эту роль каждый в своем клане, я считаю, что это печальная история.

И только при помощи большого пальца окончательно формируется кулак – как орудие противостояние кризисным ситуациям в наше время, когда практически единственным ресурсом организации остается социальный капитал организации, составной частью которого является человеческий капитал каждого сотрудника. И я считаю, что развитие управленческой составляющей  образовательной отрасли именно в этом ключе, является задачей  если не государственного, то регионального масштаба точно. Уже нужны преобразования, которые реально что-то будут менять в классах во время занятий, а не в Положениях об оплате труда клана Земледельцев.

 

Рябцев Максим Сергеевич,

директор гимназии №4 г. Красноярска,

финалист Всероссийского конкурса «Директор школы-2013»

 

 

 

 

 

   
 
 
 

01.06.2015  |  Просмотров: 3656  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.