Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Почему и как «выгорают» учителя?

Ножичкина Лариса Владимировна , научный сотрудник центра педагогической рискологии ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»

Проблема синдрома эмоционального выгорания педагогов, именуемого сегодня коротко – СЭВ, встала перед педагогическим сообществом в последние пять лет очень остро. Можно утверждать, на основании проведенных исследований, что и руководящие работники системы образования также подвержены СЭВ, хотя и с некоторыми особенностями. Но сами руководители школ всерьез обеспокоены последствиями данного синдрома у педагогов.

Наверное, нет ни одного учителя, который хоть однажды не задумался о том, почему он выбрал именно эту профессию. Каждый из нас пробовал найти или до сих пор ищет ответ. В тяжелые времена, когда страну сотрясали перемены,  школа как социальный институт также трансформировалась. Этот процесс был как трагичным, так и прорывным в области педагогической науки.

Трансляции открытых уроков, расширение привычных границ педагогики, введение в школу психологического сопровождения, активных методов обучения,  форм, средств, приемов, с одной стороны, и обнищание населения, детская наркомания и алкоголизм,  падение престижа педагогической профессии, с другой. У школы то отнимали воспитательную функцию, то возвращали, то вводили в штат психологов и социальных педагогов, то упраздняли. Введение ЕГЭ можно вовсе оставить без комментариев. К сожалению, российская образовательная система выживает методом проб и ошибок. И в авангарде, на передовой всегда, во все времена остается учитель.

Современные учителя не успевают адаптироваться к нововведениям. Выражают недовольство обилием бюрократической работы, жесткими рамками аттестации, большими  психологическими нагрузками, связанными с постоянным взаимодействием учителя с социумом, в котором он (учитель) уже не имеет того уважения и почитания, как в прежние времена.

Проблема синдрома эмоционального выгорания педагогов (СЭВ) – тревожная быстро разрастающаяся тенденция.  Специалисты считают, что СЭВ – это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

Обратимся к результатам исследования СЭВ у руководителей и педагогов образовательных организаций (в исследовании принимали участие более 300 чел.) в 2014 году на базе ГБОУ ВПО «Академия социального управления». Результаты данных исследований уже были описаны автором ранее. Приведем лишь некоторые из них, относящиеся непосредственно к теме данной статьи.

Сравнительный анализ результатов исследования групп педагогов и группы руководителей образовательных организаций показывает, что число педагогов, имеющих СЭВ на последней стадии, превышает число руководителей образовательных организаций, имеющих СЭВ (25% к 13%).

Однако II стадия СЭВ у руководителей образовательных организаций выражена больше (44% к 27%). Практически все руководители имеют симптомы СЭВ на момент исследования.

Анализ доминирующих симптомов СЭВ у руководителей показал, что доминирующим симптомом СЭВ у них является редукция профессиональных обязанностей (попытка сократить, облегчить профессиональные обязанности, требующие эмоциональных затрат), далее симптом первой фазы – переживание психотравмирующих обстоятельств (осознание психотравмирующих факторов деятельности, которые трудно устранить). Следующий доминирующий симптом – психосоматические и психовегетативные нарушения (симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия).

Данные, полученные в ходе исследования группы педагогов, показали, что доминирующими симптомами СЭВ учителей являются: редукция профессиональных обязанностей, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, расширение сферы экономии эмоций.

Необходимо подчеркнуть, что стиль руководства педагогическим коллективом, или отдельными учителями, может вызывать у последних негативное отношение к процессу собственной профессиональной деятельности. Длительное переживание стресса вызывает у большинства учителей чувство обесценивания своего труда, снижение самооценки и, как следствие, формирование СЭВ.

Практика показывает, что современный руководитель образовательной организации, как и любой другой, должен быть компетентным в использовании человеческого ресурса.

Перечислим ряд противоречий, с которыми сталкиваются директора школ:

во-первых,  необходимо повышать эффективность образовательной среды, создавать условия для внедрения инноваций и объективное состояние психологического здоровья, как самих руководителей, так и педагогических работников;

во-вторых, необходимость организации психологического сопровождения педагогической деятельности и отсутствие ресурсов, для решения данной задачи;

в-третьих,  возрастающая потребность в повышении компетентности руководителей школ в области психологии управления в образовании и высокой степенью бюрократической нагрузки на них.

 При проведении занятий с руководителями образовательных организаций в ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» в процессе овладения ими компетенцией в области профилактики СЭВ в педагогическом коллективе мы использовали инновационные арт-терапевтические методики.

Арт-терапия в России появилась не так давно, вызывая многочисленные споры, но, несмотря на трудности, сегодня  прочно завоевывает достойные позиции в психологии, педагогике, медицине и бизнесе.

По мнению Л.Д. Лебедевой, арт-терапия – инновационная педагогическая технология, получившая в последние годы широкое распространение в педагогической практике на уровне использования отдельных арт-терапевтических технологий в работе с детьми и подростками, доказывая свою исключительную гуманистическую направленность, сохраняющую здоровье. Арт-терапию так же рассматривают как инструмент прогрессивной педагогики с целью развития потенциала психического здоровья детей и подростков, формирования полноценной, творческой личности.

Сфера применения арт-терапевтических технологий в педагогической практике c каждым годом расширяется. Нами была создана программа коррекции СЭВ учителей методами арт-терапии, которая была апробирована в рамках экспериментального исследования  в одной из московских школ и получила положительные результаты.

Элементы программы нами успешно используются в проведении практических занятий на базе ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» в процессе обучения на курсе «Менеджмент в образовании».

В данной статье мы остановимся на одной из арт-терапевтических техник, позволяющих эффективно решать не только коррекционные задачи, но и, самое главное, дает возможность изучать СЭВ, его причины и особенности. Это техника «коллаж».

Коллаж сегодня используется специалистами в области арт-терапии, педагогами-психологами достаточно успешно и позволяет получать большой объем информации. Работа в данной арт-терапевтической технике замечательна еще и тем, что она доступна практически всем возрастным и социальным группам, и позволяет работать с проблемой пролонгировано, возвращаясь к коллажу снова и снова, изменяя, дополняя.

Достоинства этой техники очевидны: простота использования (нет требований к помещению, доступность материалов), дает массу диагностической информации, позволяет практически всем участникам арт-терапевтической сессии почувствовать себя успешными, мощный развивающий потенциал. Поэтому отклики педагогов всегда положительные.

СЭВ – последствие стрессовых ситуаций, длительного переживания стресса (дистресса). Поэтому, начиная работу  над проблемой СЭВ педагогических работников, одним из первых шагов является работа над выявлением причин, вызывающих стресс, диагностика адаптивных способностей личности, а также ресурсов, позволяющих личности выходить из стрессовой ситуации успешно, с наименьшими потерями для психологического здоровья.

Описание занятия «Я и стресс. Как я выхожу их стресса».

Участникам группы – руководителям образовательных организаций, предлагается создать диптих-коллаж на тему «Я и стресс. Как я выхожу их стресса».

Творческой работе предшествует групповое обсуждение темы «Стресс в нашей жизни». Участники рассказывают о своих переживаниях, реакциях на стрессовые ситуации, делятся опытом по выходу из стресса с наименьшими потерями для здоровья.

Ведущий арт-терапевтического тренинга предлагает выполнить диптих - два коллажа на заданную тему, отражающие контрастные состояния: стрессовое состояние (напряжение, переживания) - «Я и стресс»  и состояние борьбы со стрессом «Выход из стресса» - способы борьбы, используемые ресурсы.

Для работы над первым коллажем «Я и стресс» ведущий предлагает погрузиться в воспоминания какой-либо болезненной ситуации, вызвавшей стресс: постараться вспомнить чувства, эмоции, переживания и попробовать подобрать образы, отражающие данные состояния.

Перед началом второй работы ведущий рекомендует отойти от рабочего места, отдохнуть в течение нескольких минут. Затем вернуться, вспомнить состояние покоя, комфорта, а также все то, что помогает сохранять душевное равновесие, и отобрать образы, соответствующие данному состоянию.

Стимульный материал: глянцевые журналы разной тематической направленности, листы бумаги А3, клей-карандаши, гуашь, кисти, цветная бумага, фольга, фломастеры, цветные карандаши.

Выбор материалов должен быть достаточным, чтобы максимально обеспечить участникам свободу выбора изобразительной техники.

Проведенный анализ работ показал, что большую стрессогенную опасность для руководителей представляет хаос. В ходе рефлексии большинство отметило, что отсутствие порядка приводит их в состояние стресса. А упорядочение всех элементов гармонизирует их психологическое состояние.

В этом случае участники тренинга создавали коллажи, содержащие слова «хаос» и «порядок». Образами, отражающими хаос, становились картинки с агрессивно настроенными людьми, разорванные картинки, агрессивные лица. Ассоциации, связанные с порядком – замок, выложенные в ряд ранее разорванные и хаотично разбросанные картинки.

Для некоторых участников группы оказалось сложным описание причин, вызывающих стресс. Тогда как знание причин, вызывающих стресс, дает возможность личности успешно адаптироваться к стрессу. Трудности, связанные с описанием данной проблемы педагоги ассоциировали с непредвиденным препятствием.

Образ бегущего времени оказался очень популярным стрессогенным фактором. Именно нехватка времени является практически для всех участников, фактором, вызывающим длительное переживание стресса – дистресс. И, как следствие, - тревожные состояния, чувство неудовлетворенности, заниженная самооценка.

Образы, выбираемые в данном случае: часы, цифры, предметы и события, отражающие быстротечность времени: изображения заседаний, стоп книг, летящих машин, сцены из семейной жизни, болезни, смерть. Слова и фразы, найденные в журналах, или написанные участниками красноречивы: «Люди! Как время летит!», «Время бежит!».

Следующим достаточно распространенным фактором стресса для руководителей является социальная несправедливость и жестокость.

Образами, отражающими несправедливость и жестокость,  стали образы и лица из желтой прессы, изображения бриллиантов, светских львиц, сожженных людей, роскошных машин, денег, сцены насилия.

Рефлексивные высказывания участников группы показали, что социальная несправедливость является существенным фактором,  вызывающим стресс у руководителей образовательных организаций. Однако, анализируя коллажи и их обсуждение, возможно, предположить, что существует объективная опасность того, что руководители ищут причины стрессов вовне. Психика педагогических работников  активно сопротивляется необходимости признания стрессогенных факторов, присутствующих в их профессиональной деятельности. Иными словами, им гораздо легче говорить о проблемах во всем мире, абстрактно,  нежели о проблемах, существующих в личной жизни и профессиональном взаимодействии.

В процессе рефлексии участники группы, однако, отметили то, что большую роль в создании стрессовой ситуации играют их подчиненные, коллеги, родители, чиновники от образования. Это признание далось с трудом, но, по мнению руководителей, это является основной причиной стрессовых ситуаций, переживаемых ими каждый день.

Современная школа имеет высокую конфликтологическую напряженность. Процесс межличностного взаимодействия между участниками образовательного процесса часто перерастает в противодействие школы с социумом, вызывая конфликты в образовательной и социальной среде. Работы участников арт-терапевтических тренингов – наглядное тому подтверждение.

СЭВ педагогов становится еще одним серьезным препятствием в процессе коммуникации в образовательной среде между всеми ее участниками.

Необходимо отметить, что, несмотря на то, что, в целом, арт-терапевтические тренинги со слушателями – педагогическими работниками,  проходят достаточно эффективно, существуют объективные трудности на  этапе формирования групп, объясняемых низкой мотивацией педагогов, вызванной психологической усталостью, напряжением.  Отторжение предложения участвовать в тренинге бывает агрессивно окрашено. Однако, и данные препятствия преодолимы. И гуманный характер арт-терапевтических занятий позволяет снимать напряжение, погружая участников тренинга в безопасную среду, вызывая приятные эмоции.

К сожалению, в педагогических коллективах примеры создания системы психологических тренингов единичны. Зачастую, инициатором и непосредственным исполнителем является психолог, или просто активный и неравнодушный член коллектива, которому небезразлично, какой психологический климат царит в его коллективе. И здесь очень важно поддержать данную инициативу.

В связи с этим, выделим основные задачи, которые необходимо решить:

Первая. Создание системы психологического сопровождения профессиональной педагогической деятельности.  Цель -  снижение риска СЭВ, создание безопасной среды для всех участников образовательного пространства.

Вторая. Необходимо повысить компетентности руководителей школ в вопросах психологии управления педагогическим коллективом.

С этой задачей могут справиться учреждения дополнительного образования.

Тогда, как первая задача, потребует от руководителя школы не только инициативы, но и системного подхода.

Мы предлагаем сделать 5 шагов:

  1. Шаг первый – «Просвещение». В целях повышения мотивации педагогов к заботе о собственном психологическом здоровье внести в тематику педагогических советов школы тему профилактики СЭВ. Сделать этот разговор глубоким, профессиональным. Если есть возможность, пригласить специалистов.
  2. Шаг второй – «Диагностика». Дать поручение психологической службе школы провести диагностику СЭВ учителей, и на основании анализа результатов разработать систему индивидуального консультирования. Важно подчеркнуть, что психолог и администрация школы должны быть предельно гуманны и строго соблюдать этический кодекс. Разглашение результатов может повлечь за собой тяжелые последствия для всего педагогического коллектива. Данный шаг также предполагает, при необходимости, привлечение специалистов извне.
  3. Шаг третий – «Действие». Ввести в работу с педагогами систему психологических тренингов, направленных на коррекцию СЭВ. Для этого целесообразно разделить учителей на три группы: профилактическая (СЭВ отсутствует, или есть признаки формирования  I фазы), коррекционная (сформирована II фаза СЭВ), реабилитационная (СЭВ сформирован).  Группы должны быть зашифрованы.
  4. Шаг четвертый – «Развитие». После прохождения этапов реабилитации и коррекции СЭВ возможно объединение групп и переориентация тренинговой деятельности на развитие, например, творческой компетенции педагогов, высокий уровень которой, по мнению специалистов, препятствует формированию СЭВ, способствует эффективному сохранению благоприятного психологического климата в коллективе.
  5. Шаг пятый – «Развитие». Разработать и ввести систему мониторинга психологического здоровья учителей, а также продолжить систему профилактических мероприятий и тренингов.

 Каждый из нас задумывается о том, как обеспечить качественное образование детям, а кто-то уже и внукам? И даже, если мы сами принадлежим к сообществу учителей, наша задача нисколько не упрощается, а в некоторых случаях и усложняется.

Задача сложная, но выполнимая. Дорогу осилит идущий!

 

Список литературы:

1. Исследование особенностей нарушений эмоциональной сферы педагогов, проходящих обучение на курсах повышения квалификации. Сборник научных трудов Актуальные проблемы развития науки и образования. Международной заочной научно-практической конференции – компания "АР-Консалт", Москва . 2013 г. с. 46

2. Синдром эмоционального выгорания педагогов – источник конфликтов в образовательной среде. Журнал «Конфликтология» № 1, 2014 г. с. 149-164.

3. Непрерывное образование педагогов в современных условиях: опыт и перспективы: Сб. материалов Международной науч.-практической конференции. – АСОУ, 2014. – 416 с., - с. 305

4. Лебедева Л. Д.  Дис. д-ра пед. наук :13.00.01 Педагогические основы АРТ-терапии в образовании учителя :Дис. д-ра пед. наук : 13.00.01 Ульяновск, 2001- 383 с.

5. Пурнис Н.Е. Арт-терапия в развитии персонала. – СПб.: Речь, 2008. – 176 с.

 

Ножичкина Лариса Владимировна,

научный сотрудник центра педагогической рискологии

 ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»

 

   
 
 
 

28.04.2015  |  Просмотров: 4387  |  Комментариев: 1

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Спасибо за рекомендации. Данную тему надо уже давать в пединститутах для молодых специалистов, так как наблюдаются примеры более частого профвыгорания у молодёжи, когда действительность в школе не соотвествует их ожиданиям. У нас в школе я предложила организовать хор педагогов, сейчас в него входят 32 педагога из 38 работающих в школе. Это один из видов снятия напряжения и сплочения коллектива.

 Кучер Галина Николаевна   05.05.2015 в 15:52

 


 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.