Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Профстандарт педагога За и против

Пивоваров Александр Анатольевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой информационно-технологического и физико-математического образования, ИРО Кировской области

Стандартизация - процесс постоянный в любом ремесле. Сегодня мы переживаем период активной новой стандартизации в системе общего образования. В этой связи, мы предлагаем достаточно аргументированное и конструктивное обозначение нестыковок в профессиональном стандарте педагога, его плюсы и минусы.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога? Вероятно, для того, чтобы исключить резонансные явления, связанные с приходом в школу новой формации учителей «необязательно с педагогическим образованием» (наша новая школа). Необходимость стандарта в проекте, представленном Е.А.Ямбургом[2], объясняется тем, что стандарт это:

  • способ реализации стратегии образования в меняющемся мире (заметим в скобках, что не единственный);
  • инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень (что такое «качество образования?»);
  • объективный измеритель квалификации педагога (вот измерителей-то как раз и не достает, но об этом – позже);
  • средство отбора педагогических кадров в образовательные организации (дополнительное);
  • основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем (эффективного контракта).

Профессиональный стандарт педагога призван, однозначно, давать представление о мастерстве педагога. Если учитель соответствует заявленным критериям, следовательно, его можно «допускать» к детям и вести уроки. Однако не все личностные качества талантливого учителя можно уложить в «прокрустово ложе» требований. Талантливый учитель (так же как и ученик), как правило – нестандартен. Он – уникум. Поэтому вместе с принятием обязательной части стандарта (которая прописана в документах), на наш взгляд, должна присутствовать и необязательная, которая по своему влиянию на ученика, достижение запланированных результатов может быть весомее обязательной части.

Прежде всего, отметим, что стандарт [1] четко определяет образование как «оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам  образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение). Таким образом, если образование – это услуга, а не социальное благо, то она должна быть соответствующим образом произведена и «продана», то есть у услуги должны быть технологические и потребительские свойства. Указанные свойства (параметры, качества) можно измерить, сравнить, соответствуют ли они заранее заданному эталону (стандарту).

Отсюда логично следует основной смысл педагогической деятельности – изготовление образовательных услуг и их продажа. Поскольку содержание услуги разное, возникают и разные требования к их производителю: стаж, разряд, классификация, категория – классификация еще советского времени, когда образование было социальным благом.

Принципиальное отличие стандарта от вышеназванных категорий в том, что все его составляющие можно измерить, как говорят – «оцифровать»: в минутах, например. Таким образом, появляется возможность представить основные виды профессиональной деятельности педагога в виде таблицы [1] (курсив и выделение автора статьи).

Описание трудовых функций,  входящих в профессиональный стандарт 

(функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

Код

Наименование

Общепедагогическая функция

A

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования 

Обучение

Воспитательная деятельность

Развивающая деятельность

 

 

 

B

 

 

 

 

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования

Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

Модуль «Предметное обучение. Математика»

Модуль «Предметное обучение. Русский язык»

Матричное представление стандарта, весьма наглядно, но вызывает возражение вертикальное (столбчатое) представление информации. По этой причине одни и те же функции (другие характеристики) в разных направлениях деятельности нужно прописывать заново. При горизонтальном расположении матрицы стандарт можно представить в виде наращивания функций, то есть, по принципу «открытой архитектуры». Нельзя согласиться и с обозначением различных педагогических функций словом «формирование». Например, в воспитательной деятельности многие качества обучающихся можно только воспитать, вырастить, но никак не сформировать! Кстати, многочисленные применения в педагогическом  языке «формирований», «использований», «осуществлений», «внедрений» создают печальное впечатление о лексической бедности учителя.

Выделение модулей «Предметное обучение. Математика» и «Предметное обучение. Русский язык» вполне обосновано проведением  обязательного единого государственного экзамена. Вместе с тем, кроме обозначения этих модулей, желательно раскрыть содержание, что учитель должен уметь делать!

Но самый главный аргумент «против», так это невыполнимые функции, невыполнимые потому, что их нельзя измерить, сравнить с чем-то, «оцифровать»! Например: трудовая функция обучение – это «Профессиональная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС  дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования». Насколько всем известно, требования ФГОС – это знаменитые три «Т»: требования к структуре основных образовательных программ, требования к условиям реализации основных образовательных программ и требования к результатам освоения основных образовательных программ. Конечно, в требованиях к условиям есть требования к кадрам, но там ничего не говорится о «профессиональной деятельности». Каким образом эту деятельность предлагают измерить авторы документа?

Кстати, в образовательном стандарте, эти три требования прописаны очень подробно. Если речь идет о структуре основной образовательной программы, то детально выделены все составляющие эту структуру элементы, их последовательность и ранжирование.  Там нет таких общих фраз как «Структура основной образовательной программы начального общего образования должна соответствовать требованиям времени».  

Для уточнения особенностей трудовой функции обучение, приведем таблицу этой функции трудовых действий подробно[1]. (1 здесь и выше – это ссылки на приказ Минтруда России). Ко всем функциям этого раздела приведены комментарии автора, с которыми можно согласиться, или нет.

 

 

3.1.1. Трудовая функция: обучение

Трудовые действия

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы. Комментарий: измерить можно, есть конкретный продукт – программа.

Профессиональная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Комментарий: измерить нельзя – нет эталона сравнения.

Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды. Комментарий: измерить можно, есть конкретный продукт – программа развития.

Планирование и проведение учебных занятий.  Комментарий: измерить можно,  продукт – план.

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению. Комментарий: измерение затруднено – нет показателей эффективности. Систематически – это как часто?

Контроль и оценка учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.  Комментарий: измерить можно – достаточно посмотреть классный журнал.

Формирование универсальных учебных действий. Комментарий: измерить можно – есть средство: самостоятельные, проверочные работы.

Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ). Комментарий: измерить можно. Детализировать элементы технологий до уровня отдельных приемов.

Формирование мотивации к обучению. Комментарий: измерить нельзя. Да и внутренние качества вообще не формируются, а воспитываются!

Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей. Комментарий:  оценить можно, есть КИМы.

Остановимся, чтобы не утомлять читателя. Подход ясен. Любой желающий может продолжить этот анализ, обратившись к указанному документу[1].

Вполне понятно, что это «рамочный» документ, но применять его в готовом виде нельзя, нельзя не потому, что «verboten» – запрещено, а потому, что невозможно, пока не будут добавлены индикаторы и показатели заявленных критериев, по которым однозначно можно сделать вывод – выполняется критерий или нет.

Проект профессионального стандарта педагога, предложенный Е.А.Ямбургом[2] и который сейчас активно обсуждается в педагогичном сообществе, несмотря на благие намерения, носит в основном так же декларативный характер. Я сознательно агитирую, «вызывая огонь на себя», но декларация благих пожеланий – это одно дело, а применить это на практике – другое.   Так, например, в тексте проекта говорится, что «труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля», а на самом деле эта «мелочная регламентация» как раз и прописывается далее.

«Существующие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы, а далее в тексте как раз об умении составлять программы и говорится!) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени». То есть, «…возникает необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:

  • работать с одаренными учащимися;
  • работать в условиях реализации программ инклюзивного образования;
  • преподавать русский язык учащимся, для которых он не является родным (детям мигрантов);
  • работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
  • работать с диванными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении».

При внимательном рассмотрении, эти компетенции не такие уж и новые. Все это было и двадцать и тридцать лет назад, только в меньших масштабах и терминология была иная.

Может, убрать очевидные вещи? Современный мир немыслим без интернета. Но никто ведь не говорит, что учитель должен уметь писать мелом на доске и заполнять классный журнал? И никто не учит наших детей пользоваться сотовым телефоном. Вот она – мелочная регламентация. Опускаем общие положения и переходим к существу проекта. «Цель применения (выделение мое, А.П.):

  • определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;
  • обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
  • обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
  • содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования».

Совершенно очевидно, что ни один из этих тезисов не может быть реализован, поскольку совершенно непонятно, что такое «необходимая квалификация», «необходимая подготовка», «необходимая осведомленность» и «качество образования» – до какого уровня его надо повышать? Опять общие фразы. В содержании профессионального стандарта педагога [2] рассмотрим, как и в предыдущем случае, только первую часть – обучение.

 

4.1. Часть первая: обучение. 

 

Педагог должен:

1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности. Комментарий: все понятно, есть документ об образовании или нет. Плюс.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения. Комментарий: демонстрировать как, на каком уровне, при помощи каких средств? Минус.

3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока). Комментарий: все понятно, есть схемы плана и самоанализа. Плюс.

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

Комментарий: кто и как проверит? Сколькими формами и методами надо владеть? Минус.

5. Использовать (может быть – привлекать?) специальные подходы к обучению, для того, чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

Комментарий: какие подходы? Сколько их? Минус.

6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

Комментарий: данная позиция всегда субъективна, хотя к объективности стремиться надо. Есть нормы оценок. Плюс.

7. Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций приведены в Приложении). Согласимся, в приложении, действительно, подробно расшифровывается ИКТ-компетентность. Плюс.

Безусловно, стандарт, как некий ориентир (эталон, шаблон, модель) нужен. Но в нем должны присутствовать не только критерии, сформулированные в самом общем виде, но и индикаторы и показатели соответствия качеств педагога этим критериям.

Если уж мы говорим о необходимости стандарта педагога,  то мы не должны догадываться, что авторы документа имели в виду, прописывая те или иные тезисы. Таким образом, с одной стороны – конечно «за», стандарт как образец, нужен; с другой стороны, «против», так как при его помощи мало что можно измерить, сравнить, выяснить отклонения от нормы.

 

 

Источники:

 

  1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013. №30550.
  2. http://eseminars.adobeconnect.com/p55ftfgu6hd

 

 

 

Пивоваров Александр Анатольевич, кандидат педагогических наук,
заведующий кафедрой информационно-технологического и физико-математического образования, ИРО Кировской области

 

 

   
 
 
 

16.12.2014  |  Просмотров: 20663  |  Комментариев: 1

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

С "профстандартом педагога" больше проблем, чем ответов на них. Даже там, где уважаемый автор расставил "плюсы", всё далеко не так просто! Легко стандартизовать простые действия, например "Зажигание газовой горелки", но сложные, многофункциональные, поливариантные действия, коими и является работа учителя алгоритмизировать/стандартизовать возможно только частично. Я считаю, что внедрение "стандартов" в деятельность педагогов приведет либо к всеобщей лжи, на всех уровнях, либо к "итальянской" забастовке, когда скрупулезное выполнение всех требований просто парализует учебный процесс.

 Циренщиков Сергей Игнатьевич   18.04.2015 в 10:53

 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.