Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Прыжок в большой спорт или рассказ о том, как сбываются детские олимпийские мечты

Сираев Наил Рафикович, директор МКСКОУ «Школа-интернат №15 города Ижевска»

Конкурсное эссе абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Директор школы-2014» директор МКСКОУ «Школа-интернат №15 города Ижевска» Сираева Наила Рафиковича.

«Весной 2010 года ко мне в кабинет пришли старшеклассники и обратились с необычной просьбой: «Помогите нам. Мы хотим заниматься горнолыжным спортом и участвовать в олимпийских играх!» Я был крайне удивлен. Ребята объяснили мне, что их поразили выступления спортсменов на паралимпийских играх в городе Ванкувере. Далее выяснилось, что эти ребята с родителями катались на Ижевском горнолыжном комплексе  «Чекерил» и это им понравилось. Единственное, что я мог ответить тогда мальчишкам и девчонкам: «Давайте попробуем!» В том далеком 2010 году я себе и представить не мог, какие серьезные трудности нас ждут впереди…»

Эту просьбу детей о занятиях горнолыжным спортом я изложил на административном совете своим коллегам. Абсолютное большинство педагогов были категорически против занятий горнолыжным спортом, и  их аргументация была достаточно убедительной: во-первых, горнолыжный спорт очень травмоопасный вид спорта, во-вторых, наши дети — это дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие различные нарушения слуха, а одним из серьезных последствий нарушения слуха является нарушение координации движения. В-третьих, наличие нарушения слуха, являющееся первичным дефектом, автоматически ведет к глубоким вторичным дефектам: нарушение коммуникативной функции, нарушение центральной нервной системы и целый букет других патологий здоровья. После бурного обсуждения вопроса административный совет школы принял следующее решение:

  1. выяснить у медиков, имеются ли противопоказания для занятий горнолыжным спортом у детей с нарушением слуха;
  2. изучить данный вопрос в разрезе коррекционных школ I и II вида (нарушение слуха) России;
  3. подготовить информацию о развитии горнолыжного спорта в Удмуртской Республике.

Члены административного совета школы по собственному желанию выбрали свое направление вопроса и обозначили срок исполнения — одна неделя.

            Весть о том, что школа планирует (хотя еще и не планировали) занятия горнолыжным спортом быстро облетела весь коллектив, а в первую очередь детский коллектив. Очень важно подчеркнуть, что следующий административный совет школы превратился в своеобразный малый педсовет:  обсудить вопрос пришли заинтересованные учителя, воспитатели и, главное, ученики старших классов. Положительные эмоции  переполняли всех. Мы стали большими специалистами  по горным лыжам, особенно дети. Они объясняли нам взрослым, какие виды дисциплин существуют в горнолыжном спорте, какие лыжи используются на различных дистанциях, показывали горнолыжную экипировку  в журнале «Русская зима» и видеоролики в интернете. Стоял невообразимый шум и гам. И вдруг одна глухая девочка с большим сожалением сказала жестовой речью: «Ребята, мы с вами опоздали. Вы посмотрите на улицу, бегут ручьи, снега уже нет!» Действительно, весна была в самом разгаре, ярко светило солнце, на школьном дворе малыши пускали бумажные кораблики. В этот момент слова глухой девочки что-то во мне  перевернули, что-то в душе щелкнуло. В эмоциональном порыве я сказал:  «Нет, ребята, мы с вами не опоздали. Летом вы хорошо отдохнете, наберетесь сил, а в сентябре мы с вами начнем первые тренировки по горнолыжному спорту!» Восторгу детей не было предела.

Отпустив старшеклассников, административный совет школы продолжил свою работу. К нам подключились учителя и воспитатели, которые когда-то  бывали на горнолыжных курортах и имели определенные представления о горных лыжах. Мои коллеги собрали следующую информацию:

1.Медицинских противопоказаний для занятий горнолыжным спортом у детей с нарушением слуха нет, кроме общепринятых.

2.Информация о занятиях горнолыжным спортом  в школах I и II вида отсутствует.

3.В Удмуртской Республике горнолыжным спортом занимаются слышащие спортсмены-ветераны.

4.Горнолыжный спорт очень дорогостоящий.

5.Тренерские кадры в Республике отсутствуют.                                                          

Таким образом, мы с коллегами-единомышленниками подвели итог: начинаем на голом энтузиазме при полном отсутствии финансирования и тренерских кадров.
Уже на майском педсовете все наши педагоги получили домашнее задание на период летних каникул: ищем тренеров по горнолыжному спорту.

            Почему так подробно описаны заседания  административного совета школы? Все это потому, что именно эти два заседания явились важными и судьбоносными для развития горнолыжного спорта среди детей-инвалидов не только в Удмуртской Республике, но и в масштабах Российской Федерации.

Совместная деятельность

Я часто задаю себе вопрос: почему мы решили заниматься горнолыжным спортом? Наверное, потому, что это, прежде всего, – совместная деятельность. Совместная деятельность педагогов и учащихся, детей с нарушением слуха и их слышащих сверстников. Общаясь со «слышащим миром», у глухих детей возникает естественная коммуникативная  потребность что-то спросить, рассказать о себе, высказать свое мнение. Совместная деятельность поможет педагогическому коллективу решать одну из главных задач коррекционной школы I и II вида — развивать речь глухих детей.

            Учителя, воспитатели, родители и старшеклассники все лето были в поиске специалистов-горнолыжников. Мы провели достаточно много встреч с представителями различных спортивных организаций, журналистами, спортсменами-ветеранами, но желаемого результата так и не достигли. На августовской республиканской педагогической конференции я случайно встретил своего однокашника, и в разговоре выяснилось, что он в школьные годы занимался горными лыжами на своей родине в городе Чайковском Пермского края, и посоветовал попробовать найти специалистов там. И снова встречи, беседы, но уже на качественно новом уровне — мы вели переговоры с настоящими профессионалами по горнолыжному спорту. Узнав, что придется работать с глухими школьниками, все присутствующие специалисты, а их было 14, ответили категорическим отказом. Я был в отчаянии и не знал, что делать дальше. Но мы не сдались. В очередной приезд в город Чайковский мы с коллегами привезли с собой фото и видеоматериалы о деятельности нашего учебного заведения, о творчестве наших детей. На встречу пришли только два тренера, которые были удивлены способностями и возможностями глухих школьников.  Но по-прежнему их ответ о сотрудничестве был отрицательный. Тогда я обратился к ним с убедительной просьбой посетить нашу школу и помочь оценить физические возможности  глухих детей. Оба тренера ответили согласием.

            В актовом зале школы-интерната не было свободных мест.  Педагоги и учащиеся с большим  вниманием и интересом слушали гостей, задавали самые разнообразные вопросы и я понял, что контакт состоялся.

             Тренеры Паршаков Александр Степанович и Решетников Игорь Александрович согласились работать с нашими детьми и обозначили ряд условий нашего дальнейшего сотрудничества. Необходимо было решить  следующие проблемы:

  • обеспечить наших новых коллег жильем (так как они проживают в Пермском крае, в  100 километрах от города Ижевска);
  • выделить ставки;
  • приобрести необходимое горнолыжное оборудование;
  • разработать  график работы.

 

В рамках выделенного фонда заработной платы в связи с производственной необходимостью мы ввели в штат ставки педагогов дополнительного образования.

Перед административной командой встала серьезная финансовая проблема, связанная с приобретением необходимого спортивного оборудования, своих бюджетных средств не имелось. Мы решили обратиться за помощью к депутатам Городской Думы города Ижевска, Государственного Совета Удмуртской Республики, к индивидуальным предпринимателям, к коллегам и друзьям. В итоге было приобретено 15 пар роликовых коньков, несколько пар наколенников и, что  самое важное, мы смогли приобрести первые в истории школы настоящие горные лыжи — 4 пары! Педагоги, тренеры и дети радовались так, как искренне радуются чему-то очень дорогому и ценному в жизни. Мои коллеги единомышленники побывали в соседних регионах - Татарстане, Башкортостане, Пермском крае, Кировской области, откуда привозили  бывшие в употреблении горные лыжи, ботинки, палки, каски и т.д. К первому снегу нам удалось поставить на лыжи более тридцати человек. Желающих заниматься горнолыжным спортом набралось около восьмидесяти школьников в возрасте от 9 до 18 лет. Но нужна была гора для первоначальной подготовки будущих спортсменов. Наша инициативная творческая группа  во главе с тренерами приняла неординарное решение  - строим снежную гору на территории школы-интерната. Благо зима 2010 года  выдалась ранней и снежной,  и снега было предостаточно. Педагоги, родители, учащиеся и слышащие волонтеры превратили строительство снежной горки в настоящий праздник. Получилась прекрасная горнолыжная трасса длиной 120 метров. И наши глухие девчонки и мальчишки сделали свои первые шаги в горнолыжном спорте.  Улучшилась дисциплина, поднялась успеваемость, так как требования педагогов были достаточно жесткими.

Первые победы

            В ноябре 2010 года в Башкирии на горнолыжном центре «Банное» проводился первый Чемпионат Росси среди глухих. Я предложил своим тренерам сформировать команду и принять участие в этом спортивном турнире. Оба тренера в один голос заявили, что это авантюризм, что наши дети только месяц стоят на горных лыжах, что у нас нет горнолыжной экипировки, что ребята физически не готовы  и т.д. И все же мне удалось их убедить. В команду были отобраны пять человек — четыре мальчика и девочка. Перед нами стояла непростая задача -  одеть и обуть наших спортсменов, найти финансовые средства на проезд, на питание и проживание, на оплату подъемников.

            На первые всероссийские соревнования ребят собирали всем миром. Несмотря на откровенный скепсис  многих по поводу этой затеи, администрация города Ижевска, министерство спорта Удмуртии оказали нам финансовую поддержку, обеспечив тем самым возможность участия в Чемпионате России. Но самым важным событием для нашей команды, а в дальнейшем для всей школы было то, что нам выделил финансовые средства Президент Удмуртской Республики Волков Александр Александрович. Он положительно ответил на наше письменное обращение о помощи и выразил надежду на достойные результаты. И вот на первом Чемпионате России по горнолыжному спорту среди глухих на горнолыжном центре «Банное» в Башкирии.  В команду мы включили двух педагогов-дефектологов, хорошо знающих психологию глухих детей. Я выполнял в команде функции руководителя делегации, педагога-дефектолога  и сурдопереводчика. Роль сурдопереводчика важна тем, что до глухих детей необходимо было донести всю услышанную информацию. Мы оказались единственными представителями коррекционных школ для детей с нарушением слуха. Наши юные спортсмены впервые увидели настоящую горнолыжную трассу, которая соответствует всем международным стандартам. Конечно, у детей появились определенный страх и неуверенность в собственных силах. Поднявшись на стартовую площадку и увидев предстоящий спуск с высоты птичьего полета, наши ребята буквально застыли в ужасе, их по-настоящему трясло от страха. Наступил тот решающий, ключевой момент в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья, который называется преодоление. Преодоление страха, преодоление характера, преодоление самого себя. Здесь важно отметить положительную роль наших замечательных тренеров и педагогов-дефектологов, их высокий профессионализм, их чуткость и понимание психологии глухих детей. Они смогли успокоить начинающих спортсменов-горнолыжников,  объяснив им, как и по какой траектории можно совершить спуск, от ребят требовалось спокойно и без дисквалификации дойти до финиша. Все установки тренеров были добросовестно выполнены. Команда благополучно преодолела первую в своей спортивной карьере горнолыжную трассу. А наша юная воспитанница Ольга Шелемова завоевала две серебряные медали. Это, несомненно, был огромный успех, заложен фундамент для будущего развития горнолыжного спорта среди коррекционных школ I и II вида России. А наша первая победа  в 2010 году стала решающим фактором, позитивным импульсом дальнейшего развития школы-интерната.

           Административный совет школы при участии тренерско-преподавательского коллектива  положительно проанализировал итоги  выступления  школьной команды горнолыжников на первом Чемпионате России среди глухих. Для дальнейшего успешного развития горнолыжного спорта был разработан подробный план мероприятий, основным содержанием которого было следующее:

  • поиск внебюджетных источников финансирования;
  • использование научно-методических разработок при организации учебно-тренировочного процесса учебно-исследовательской лаборатории Чайковского государственного института физической культуры;
  • активная работа со средствами массовой информации;
  • участие в различных проектах, конкурсах фестивалях физкультурно-оздоровительной направленности.

            По каждому направлению определились творческие группы, в состав которых вошли педагоги, родители, учащиеся и волонтеры учебных заведений города Ижевска.  

В начале апреля 2011 года в поселке Домбай Карачаево-Черкесии прошел второй Чемпионат России по горным лыжам среди инвалидов по слуху.  Команду Удмуртии представляли шесть воспитанников ижевской школы-интерната № 15 . Соревнования проходили на высоте 3200 м над уровнем моря при сложных погодных условиях (шел сильный, мокрый снег), на технически сложной  трассе. Но нашу команду эти обстоятельства не смутили. Наши спортсмены завоевали три золотые медали, четыре серебряные и одну бронзовую медали. Это был триумф наших юных горнолыжников!   

Другой уровень

            После домбайского чемпионата, в котором участвовали и более опытные соперники из Москвы, Санкт-Петербурга, Магнитогорска, наша команда полным составом вошла в  национальную сборную России, а  это уже совсем другой уровень.

Нашим ребятам предстояло защищать честь нашей страны на предстоящем Чемпионате Европы 2012 года в городе Давос (Швейцария).  О нашем феноменальном успехе писали газеты, о нас рассказывали на радио, снимались сюжеты на телевидении. Наша школа стала узнаваема в городе,  в республике,  в России.  Нам стали предлагать помощь совершенно незнакомые люди. Длительное время мы не могли заасфальтировать небольшую дорожку для занятий наших детей на роликовых коньках. И вдруг произошло просто чудо. В школу приехали представители крупной коммерческой организации, сделали замеры и сказали, что завтра роликовая дорожка будет сделана. На следующий день территория школы превратилась в огромную бурлящую строительную площадку. «Камазы» подвозили щебенку, асфальт, которые тут же укладывались и укатывались несколькими асфальтоукладочными машинами, сновали десятки рабочих-дорожников.   За три дня вся территория школы, все подъездные пути, все пешеходные дорожки (а это около трех тысяч квадратных метров) были заасфальтированы и выглядели, как на картинке. Нам объяснили, что это был подарок школе за высокие  достигнутые успехи. Важным событием стало и то, что у наших воспитанников появились шефы – отдел полиции №3 Первомайского района г. Ижевска. На средства наших шефов приобретаются  шашки, шахматы, коньки и т.д.   До сегодняшнего дня они опекают детский коллектив.

             Ни для кого не станет открытием тот факт, что инвалиду намного труднее адаптироваться в обществе, найти профессию и свое место в жизни. Существующая практика такой адаптации во многом несовершенна, поэтому педагогический коллектив школы-интерната №15 разработал собственную интегрированную воспитательно-образовательную модель. Приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики школе-интернату был присвоен статус республиканской экспериментальной площадки по теме «Социализация и интеграция детей с нарушением слуха в социум посредством реализации профессионального образования». Смысл эксперимента заключался в социально-образовательной и профессиональной реабилитации инвалидов по слуху в условиях рыночной экономики.

            Творческие процессы, запущенные горнолыжным спортом, привели к серьезным и качественным изменениям в школьной жизни и весьма ощутимым результатам: произошло сплочение педагогического коллектива, повысилась общественная активность, самостоятельность, и, что очень значимо, возросла инициативность родителей.  

             Начинать что-то новое всегда нелегко и сложно. Проблема заключается не только в результативности реализуемой идеи, но и в достаточном финансировании, когда еще ничего нет, а затраты уже сделаны немалые. Международный уровень предстоящих выступлений спортсменов-горнолыжников в Швейцарии требовал серьезных финансовых затрат. Благодаря эффективной деятельности коллег-единомышленников и родителей нам удалось собрать необходимые финансовые средства и подготовить команду из 6 человек.   Накануне поездки на Чемпионат Европы в Давос (Швейцария) перед командой и тренерами была поставлена амбициозная задача: войти в «десятку» сильнейших! Методически правильно организованная спортивная подготовка, положительный настрой и высокая мотивация к достижению успеха, подкрепленные финансовыми возможностями, помогли команде показать высокие результаты на Европейском уровне. Девочки заняли 4, 5, 6 места. Ребята с ограниченными возможностями здоровья в силу врожденного или приобретенного недуга, естественно, не могут вести жизнь обыкновенного человека. Но зачастую, и это подтверждает практика, они способны на чудеса мужества и, как правило, огромная воля и целеустремленность в жизни позволяют им добиться намного большего, чем их здоровым сверстникам.

«Я очень счастливый человек…»

             Размышляя с коллегами о том, что сделано, что предстоит сделать, мы единодушно приходим к мнению — наш накопленный опыт стал прекрасным примером развития спортивно-оздоровительной деятельности для других коррекционных школ I и II вида России.   

            В начале 2013 года в Удмуртии стартовал очередной этап благотворительной программы Западно-Уральского отделения Сбербанка России «Счастливое детство». Проект направлен на поддержку детских домов и интернатов.  Мы отчетливо себе представляли, какие серьезные возможности открывает детскому коллективу социальное партнерство со Сбербанком России. 

            Я очень счастливый человек и мне везет на добрых и умных людей. Наша творческая группа состоит из завуча, двух учителей, нескольких активных родителей, и я всегда приглашаю на заседания группы своего старинного друга, который работает в полиции и никакого отношения к школе не имеет. Что нас объединяет?  Нас объединяет взвешенный авантюризм, мы все понимаем друг друга с полуслова.  Для участия в конкурсе нами был разработан проект «Адаптация и реабилитация детей инвалидов средствами спортивно-оздоровительной деятельности».  Ожидание итогов конкурса казалось вечным. Наконец пришло сообщение по электронной почте: «Удмуртское отделение Сбербанка России в 2013 году берет под  свою опеку воспитанников «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат I, II,VI вида №15 города Ижевска Удмуртской Республики».    

            Наступил момент истины. В феврале 2014 года из Центрального правления Всероссийского общества глухих и Сурлимпийского комитета России получили приглашение на Чемпионат России среди глухих в Ингушетию на горнолыжный центр «Армхи». Наши девочки завоевали 5 золотых, 4 серебряные и 4  бронзовые медали. Наш лидер Анна Лосева второй год подряд стала абсолютной чемпионкой России. Алина Рябчикова, Мария Одинец и Анна Лосева заслуженно завоевали право представлять Россию на предстоящих XVIII Сурдлимпийских играх, которые состоятся в феврале 2015 года  в Ханты-Мансийске. К этому мы шли долгих пять лет.

            В минуты усталости у меня появляется нехорошее внутреннее чувство, что я не живу, а  с огромной тяжестью доживаю очередную рабочую неделю и говорю сам себе: «Господи, спасибо тебе! Я дожил до пятницы!». Но увидев счастливые и радостные глаза глухих детей, усталость, как рукой снимает. Начинаешь глубже понимать смысл своей педагогической деятельности. Как  много, мы-сурдопедагоги, делаем для глухого ребенка, отгороженного на всю жизнь от окружающего мира плотной стеной тишины.  

              Более тридцати лет назад я начал работу в своей школе и только сейчас начинаю понимать, что каждый человек пришел в этот мир для чего-то. Мне посчастливилось сердцем почувствовать свое предназначение. Цели, которые поставлены мне жизнью, необычайно сложны, они маячат далеко впереди и ждут своего решения. Работы впереди очень много, но по-другому я жить не умею и не хочу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
 
 
 

16.12.2014  |  Просмотров: 4096  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.