Ћогин или email

ѕароль

 
 
 

–егистраци€   Ќапомнить пароль

 
 

 
 

ћатериалы

Ќовые   ѕопул€рные   ќбсуждаемые   ¬се

»нфантильна€ культура

Ўиварев ѕавел ¬асильевич , заместитель главного редактора Ђ∆урнала руководител€ управлени€ образованиемї

√осударство вернулось в образование. Ёто свершившийс€ факт. ¬ернулось оно Ђкак смоглої, сначала передав образование с муниципального уровн€ на региональный, Ч до ‘едерального закона от 4 июл€ 2003 года є 95≠‘« за обеспечение об€зательного школьного образовани€ полностью отвечали местные власти, что характерно дл€ большинства развитых стран. «атем с иде€ми о либерализации, автономии школ и свободе учител€, а потом со списками Ђнужныхї фильмов и книг, иде€ми о форме и единых учебникахЕ ќднако дело даже не в том, как государство вернулось в образование, а в том, как образование отреагировало на это возвращение.

–одители вернулись

 лючевой тезис, который € хотел бы обозначить здесь, состоит в следующем: реакцией системы образовани€ в –оссии на попытки ее государственного регулировани€ сверху €вл€етс€ инфантилизаци€ ее организационной культуры, ее превращение в подростковую.

»де€ рассматривать школу как ребенка, наход€щегос€ на разных стади€х развити€, принадлежит ј.ј. ’вану (’ван ј.ј., ≈фименко ќ.¬.   анализу природы современного провинциального образовани€ // ƒиректор школы, 2014, є 5).

¬ этом смысле, кстати, неважно, какие лозунги вынос€тс€ на флаг реформ, отношени€ государство — система образовани€ можно увидеть в метафоре отношений «зан€тые родители — трудный подросток».

Ћиберальный этап, как правило, наблюдаетс€ в тот период, когда государство «очень зан€то» другими вопросами, а жесткий контроль начинаетс€ тогда, когда, «вернувшись домой», родители обнаружили, что у ребенка беспор€док в комнате, он завралс€, в доме запах табака, тусовка и всем от чего-то странно весело.

яркий пример последних лет — «эпоха большого пузыр€» 1990­х годов, когда элиты делили наследие —оветского —оюза, а оставленна€ «без присмотра» школа в отдельных точках дала бурный рост инноваций, а в массе была дезориентирована отсутствием контрол€ и пон€тной однозначно толкуемой идеологии.

Ёто, а также зан€тость родителей, вынужденных выживать и испытавших тот же ценностный кризис, привело к по€влению потер€нного поколени€ (детей перестройки), не получивших толком ни образовани€, ни (в особенности!) воспитани€, поскольку ценности старого общества были нивелированы, а ценности нового элиты еще не сообщили массам.

Ўкола как подросток

ѕопробую обозначить эскизно те моменты, которые свидетельствуют о «подростковости» школьной организационной культуры.

ќсновными ее про€влени€ми €вл€ютс€:

1. »спользование слов, значение которых ты не понимаешь, но которые надо выучить, потому что «старшие» говор€т именно на этом €зыке.

“ак, в образовательной лексике практиков по€вл€етс€ множество заимствований из:

· нормативных актов,

· программных и концептуальных документов,

· научной лексики, употребл€емых затем к месту и не к месту, по делу и без дела.

¬ажно то, что по€вление у педагога новых элементов €зыка зачастую происходит отдельно от изменений в де€тельности.

»ными словами, происходивший традиционно в школе процесс просто переименовываетс€, при этом делать люди продолжают то же самое.

Ёто, кстати, позвол€ет потом говорить, что «все новое — хорошо забытое старое». Ќапример, что универсальные учебные действи€ — это те же «общеучебные навыки», а дуальное обучение — то же, что производственна€ практика в ѕ“”*.

»менно по такому принципу ввод€тс€ новые стандарты, компетентностный и системно-де€тельностный подход и т.д.

„то при этом происходит реально?

2. ∆изнь в будущем времени (в фантази€х) и св€занна€ с этим демонстративность поведени€.

ƒл€ школьной организационной культуры (как и дл€ подростка) характерно следующее.

Ќамерение совершить то или иное действие или добитьс€ тех или иных результатов зачастую показываетс€ как уже совершенное действие (полученный результат).

¬озможно, именно с этим св€зано практически тотальное неумение анализировать собственную де€тельность и демонстративность поведени€. ƒемонстративность — псевдо… вовлеченность, заинтересованность, открытость… Ётим общим термином в данном случае можно описать ситуацию, когда человек показывает, что он вкладываетс€ в работу больше, чем есть на самом деле, выдает желаемое за действительное.

3. Ќегативизм по отношению к старшим.

ѕодобно тому, как подросток вступает в посто€нные конфликты со своими родител€ми, дл€ школьной организационной культуры характерно негативное отношение к государству, чиновникам, реформам, €зыку власти (котора€, «как известно», только и делает, что разрушает образование, перенима€ все самое худшее от…)

— этим же моментом св€зан и эгоцентризм школьной организационной культуры:

— в педагогической дискуссии, как правило, не прин€то вставать на позицию собеседника,

— суждени€ нос€т зачастую безапелл€ционный характер, а точки зрени€ бывает две: «мо€ и неправильна€».

4. —тремление быть хорошим.

Ќегативизм по отношению к власти парадоксальным образом сочетаетс€ со стремлением «быть хорошим» в глазах вышесто€щего руководител€ и подтверждать то, что ты хороший, посто€нно.

ѕоказательно, что выполнение многообразных бессмысленных (либо не относ€щихс€ к работе) поручений не вызывает €вного протеста.

Ёто воспринимаетс€ как должное, как часть правил («послали» на курсы, на марафон, на субботник, на марш в защиту чего-либо…)

5. ƒетское отношение к ресурсам вообще и деньгам в частности.

¬зрослые зарабатывают деньги. ѕодростку их дают. ѕодобно этому в образовании деньги не зарабатывают, их:

· получают (от учредител€),

· собирают (с родителей) и

· «осваивают» (трат€т).

”слови€, при которых школа должна зарабатывать, вызывают эмоциональные реакции от обиды (ну вот, оп€ть школу не цен€т) до агрессии (а почему это мы должны…) либо не вызывают никакой реакции.

¬озможно, именно с этим св€зан еще один эффект:

”лучшение условий труда (финансовых, материальных, технических и т.п.) воспринимаетс€ не как стимул к улучшению качества де€тельности.

ќно рассматриваетс€ как должное (об€занность государства, администрации…), а доведение зарплаты до 100 % от средней по экономике как «возвращение долгов». ¬ 2011 году –јЌ’и√— при ѕрезиденте –‘ было проведено исследование по эффективному контракту, которое показало в том числе что учител€ в подавл€ющем большинстве хотели бы получать 100­процентную зарплату от средней по экономике за ставку, а не за полную зан€тость, а директора, оценива€ возможность привлечени€ в школу лучших выпускников вузов, говор€т о необходимости зарплаты пор€дка 140–150 % от средней по экономике.

”казанные выше €влени€ выход€т за рамки особенностей поведени€ отдельных индивидов. ћы имеем дело фактически с элементами организационной культуры, которые, попада€ в «скрытый учебный план»** школы, станов€тс€ реальным содержанием образовани€.

“ак школа вкладываетс€ в инфантилизацию общества.

ѕатернализм государства и инфантилизм школы

ѕодростковость организационной культуры школы возникает не на пустом месте. —ущественный вклад в то, что она формируетс€ именно так, вносит и само государство, реализующее по отношению к школе политику патернализма.

» справедливости ради стоит отметить, что это ожидаемый патернализм. Ўкола «надеетс€ на государство» не в меньшей степени, чем государство «опекает» школу.

ќбозначим также основные моменты, характеризующие управление системой образовани€ как патерналистское.

1. √осударство как заказчик образовани€.

¬ контексте патерналистской модели могут быть рассмотрены и инициативы, св€занные с реализацией ‘едерального закона є 83­‘« и выдачей муниципальных и государственных заданий.

ѕриведу здесь достаточно точную, на мой взгл€д, фиксацию:

«… в прежней логике нормативно-подушевого финансировани€ в системе общего образовани€ создавалс€ квазирынок. ¬ логике 83­‘« единственным покупателем услуги стал учредитель …  на основе критериев качества, которые он сам устанавливал»*. ( л€чко “.Ћ. Ќормативно-подушевое финансирование образовани€: замыслы, решени€ и эффекты. „. 2. // ∆урнал руководител€ управлени€ образованием. 2014 г. є 4.)

ƒела€ себ€ (а не общество) заказчиком образовани€, государство усиливает патерналистскую линию в отношении школы. ƒа, пока критерии в муниципальных задани€х больше количественные, а не качественные. Ќо позици€ ћинфина состоит в том, что надо бы содержательно их детализировать. “ак что тренд тоже очевиден.

2. √осударство как организатор образовани€.

ќбразование в нашей стране носит преимущественно государственно-организованный характер.

ƒол€ негосударственного сектора в образовании незначительна. ¬ негосударственных общеобразовательных организаци€х обучаетс€ 73 515 человек (в государственных (муниципальных) общеобразовательных организаци€х — 13 362,3 тыс. человек). (ƒанные из √осударственной программы развити€ образовани€ на 2013–2020 гг).

“аким образом, дол€ негосударственного сектора в общем образовании составл€ет 0,55%.

» даже там, где в силу дефицита бюджетных возможностей (дошкольное образование) она могла бы быть увеличена, происходит «накачка» финансами государственного сектора и ужесточение требований к услови€м реализации образовательных программ, что не способствует вхождению в этот сектор частных денег.

“аким образом, планы увеличени€ негосударственного сектора в дошкольном образовании - (ћатериалы к выступлению министра ƒмитри€ Ћиванова на итоговой коллегии ћинистерства образовани€ и науки –оссийской ‘едерации, 20 марта 2013 года. URL: http://минобрнауки.рф/пресс­центр/3175) - остаютс€, к сожалению, только планами, поскольку на меры государственной поддержки может претендовать только та негосударственна€ организаци€, котора€ имеет соответствующую лицензию, а таковых не так уж и много, и очередь за лицензи€ми не растет.

3. √осударство как оценщик качества образовани€ и профессиональных компетенций.

¬ подходах к оценке качества образовани€ доминирует принцип внешней оценки. ѕо такому принципу построены ≈√Ё и √»ј. » все разговоры о том, что необходимость такой внешней оценки прежде всего обусловлена «коррупционными рисками», если оценивать будет тот же, кто учит, в действительности не более чем разговоры.

ѕо оценкам экспертов объем затрат семей на поступление в вузы в до≈√Ёшный период оценивалс€ в сумму примерно 1 миллиард долларов, а в насто€щий момент — примерно в 2 миллиарда долларов. (ѕодробнее про этот и другие аспекты ≈√Ё см.: Ўиварев ѕ.¬. ≈√Ё: мифологи€, истори€ и возможна€ альтернатива. // ∆урнал руководител€ управлени€ образованием. 2013. є 6).
 

ѕо большому счету, использование внешних инструментов оценки говорит лишь о недоверии государства школе (возможно, оно и обоснованно, но в контексте данной темы это не имеет значени€), поскольку иде€ «вы учите, а мы проверим, правильно ли вы учили» вполне себе вписываетс€ в патерналистскую модель.

“от же принцип внешней государственной оценки положен и в основу подходов к установлению уровн€ квалификации учител€ и директора или аттестации. «десь мы оп€ть имеем те же принципы, как и в оценке качества образовани€.   слову сказать, аттестаци€ не единственный способ определ€ть квалификацию, в частном секторе существуют другие инструменты и принципы, такие как портфолио, знаки качества, выдаваемые соответствующими профессиональными объединени€ми, делова€ репутаци€, рекомендации.

Ёто те ориентиры, которые позвол€ют клиенту понимать, что во взаимодействии с данным профессионалом он получит услугу высокого качества. ¬ образовании же система сертификации (аттестации) жестко централизована.

4. √осударство как тот, кто платит за образование.

—уществующа€ в насто€щий момент модель оплаты труда учител€ построена в той же патерналистской логике: «делай то, что положено, отчитывайс€ о сделанном, и зарплата будет».

 ритерии оплаты труда учител€ завис€т не от потребител€, а от администрации учреждени€ и учредител€.

Ѕолее того, в новом законе об образовании в существенной мере усилен вектор на борьбу с «незаконным репетиторством», «конфликтом интересов».

—обственно говор€, существующа€ модель стимулирует к фиктивно-демонстративной де€тельности:

· множатс€, как на дрожжах, всевозможные конкурсы дл€ детей, за участие в которых (естественно, платное) дети получают сертификаты, а учител€ — баллы стимулирующей части;

· отдельным бизнесом стала выдача свидетельств о публикации (на возмездной основе, естественно) за размещение «педагогических разработок» на всевозможных сайтах. Ёти «свидетельства инновационной де€тельности» также монетизируютс€ в баллы стимулирующих выплат, а затем и в деньги;

· проводимые школой меропри€ти€ также принос€т баллы и деньги. » важно в конечном счете не качество, а количество. Ѕольше меропри€тий — больше денег;

· примеров такого рода можно приводить довольно много, но едва ли в этом есть необходимость. ¬ажен сам принцип. ѕедагогу экономически выгодно вести себ€ инфантильно — играть по правилам, выдава€ формальный результат, потому что оцениваетс€ именно он.

ƒа, возможно, стара€ система не стимулировала работать качественно, но она, собственно, вообще ни к чему не стимулировала, нова€ же стимулирует к развитию инфантильности.

» это больша€ беда, потому что, как известно, кто платит, тот и музыку заказывает.

“аким образом, государство берет на себ€ функции заказчика, организатора, контролера качества и «спонсора» образовани€.

Ўколе остаетс€ только исполн€ть предписанные ей функции.

„то делать?

»так, если руководитель по тем или иным причинам встал перед необходимостью реального развити€ своей образовательной организации, одной из задач на этом пути станет задача преодолени€ происход€щей инфантилизации организационной структуры школы.

»ными словами, речь идет о том, что доминирующими принципами взаимоотношений должны стать профессионализм, ответственность, инициатива, самоконтроль, осознанность, самоорганизаци€, т. е. то, что в общем-то и понимаетс€ как взрослое поведение.

Ѕез преодолени€ инфантильности организационной культуры любое организуемое событие будет фиктивно-демонстративным.

Ѕолее того, развитие профессиональных компетенций сотрудников становитс€ в такой ситуации контрэффективным, поскольку профессионализаци€ приведет в конечном счете к выдавливанию (уходу) специалиста из организации.

ћетодологической основой преобразовани€ существующей школьной практики, ее «шага развити€», на мой взгл€д, могут также стать те подходы и цели, которые мы ставим в образовании в отношении подростковой и старшей школы.

„то это за подходы?***

1. «ѕодросткова€ школа — это школа формировани€ “целей” и “задач”, то есть освоени€ де€тельностных форм организации, освоение мира как де€тельности посредством предметного и пон€тийного мышлени€.

2. ≈диницей организации содержани€ образовани€ в старшей школе должна стать “проблема” и проблемна€ организаци€ антропологического материала, предполагающа€ преодоление задачно-целевой организации де€тельности и выход в следующий управл€ющий контур — в пространство смыслов, горизонтов, возможностей».
 

»так, путь в целом пон€тен — поддерживать тех, кто ставит насто€щие цели и строит де€тельность как практику развити€.

„тобы определитьс€ со стратегией и тактикой изменений, можно воспользоватьс€ теми рекомендаци€ми, которые даютс€ в отношении того, как вести себ€ с трудным подростком.

ѕриведем их в таблице ниже, предложив некие аналогии этим задачам с точки зрени€ изменени€ организационной культуры.

ќсновные задачи
в работе с трудными подростками

«адачи по преодолению инфантильности
школьной организационной культуры

1. ”влечь подростка новым, необычным делом, в котором он мог бы достичь определенных успехов

ѕредложение коллективу амбициозных задач, достижение которых потребует совместных усилий коллектива и принесет успех организации. ¬ажно, чтобы такие задачи были прин€ты коллективом, а в идеале — поставлены при его активном участии (или самим коллективом), а не нав€заны сверху, как, например, новые ‘√ќ—, Ќ—ќ“, эффективный контракт и многое другое…

2. ѕодчеркива€ достижени€, повысить статус подростка в группе сверстников

ѕовышение в организации статуса тех, чь€ позици€ в наибольшей степени характеризуетс€ как взросла€ (т.е. необходимо создавать такие услови€, чтобы самоорганизаци€, самоконтроль, ответственность и инициатива не были наказуемы, а, наоборот, поддерживались).

»ными словами, быть «взрослым» в организации должно быть престижно

3. ¬осстановить доверительные отношени€ со взрослыми в школе и семье

Ќеобходимо повышение в организации уровн€ довери€ ее членов друг к другу, педагогов к администрации, к органам управлени€ образованием, к проводимым в образовании изменени€м. ƒоверие должно быть тем, чем оно и €вл€етс€, — ключевым ресурсом и условием позитивных изменений в организации

4. ѕомочь включитьс€ в учебную работу, основную дл€ школьника, найд€ в этом личностный смысл

ѕедагогическа€ де€тельность не индивидуальна€ сдельщина, а коллективна€ работа. ѕоэтому, чтобы по-насто€щему активизировать жизнь школы, необходимо развитие ее социального капитала — усложнение ее внутренней структуры, развитие командного духа в работе. ѕри этом ценность такого усложнени€, ценность сотрудничества должна раздел€тьс€ всеми членами коллектива, стать элементом личностного смысла профессии. ¬ этом смысле приоритетно стимулирование совместных усилий (проектов) групп учителей, а не индивидуальных достижений

 

» главное условие эффективной работы с трудными подростками — обеспечение им успеха и признани€ в социально значимой де€тельности.

“очно такое же правило можно сформулировать и в отношении педагогического коллектива.

 

___________________________

* —м. например выступление ¬.¬. ѕутина на наблюдательном совете ј—». URL: http://www.asi.ru/news/13614/

**—м. например: ѕолонников ј. —крыта€ программа как предмет образовательных исследований и практик. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu www.woa/wa/Main?textid=2875&level1=main&level2=articles

*** —м. подробнее, например: ѕопов ј.ј. ѕрактическое мышление как основание современного юношеского образовани€.

 © ƒиректор школы є7, 2014

   
 
 
 

02.09.2014  |  ѕросмотров: 4952  |   омментариев: 0

ќпубликовать в своем ∆∆ (Livejournal) ќпубликовать в “виттере ѕоделитьс€ ¬ онтакте ѕоделитьс€ в ћоем ћире ѕоделитьс€ в яндекс.Ѕлогах ѕоделитьс€ в Facebook

ƒл€ того, чтобы оставл€ть комментарии, вам нужно авторизоватьс€ на сайте.

≈сли вы еще не €вл€етесь пользователем этого сайта Ч самое врем€ зарегистрироватьс€.

 
 


 

Ќовые материалы

 


 

—амые попул€рные материалы

 


 

—амые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  »здательска€ фирма Ђ—ент€брьї  
 

∆урналы

∆урнал руководител€ управлени€ образованием

ƒиректор школы

ѕрактика административной работы в школе

ёридический журнал директора школы

ѕрактика управлени€ ƒќ” →

 ниги

Ѕиблиотека журнала Ђƒиректор школыї

Ёлектронные книги

 омпакт-диски

”правленческий опыт

Ќормотворческа€ де€тельность

ћетодическа€ поддержка

ѕедагогика и психологи€

»нтернет-проекты

Direktoria.Org

    

»нтернет-магазин

ѕервый в –оссии специализированный интернет-магазин дл€ школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


ƒиректору
«авучу
ѕедагогу
¬оспитателю

 

«аказ товаров через интернет и по телефону. ƒоставка почтой по –оссии. Ћюбые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Ќовостные рассылки

¬ыберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейд€ по ссылке:

–ассылки дл€ руководителей образовани€ →

    

 онтакты

“елефон: (495) 710-30-01

‘акс: (495) 710-30-02

Ёлектронна€ почта: info@direktor.ru

јдрес и схема проезда

 

јвторам

–екламодател€м

–аспространител€м

ѕодписным агентствам

 

 

 

 

¬ социальных сет€х:

Ѕлог Ђƒиректора школыї на pedsovet.org —ообщество Ђƒиректор школыї в ∆ивом ∆урнале “виттер Ђƒиректора школыї √руппа Ђƒиректор школыї ¬контакте —ообщество дл€ руководителей сферы образовани€ в ‘ейсбуке √руппа Ђƒиректор школыї на ѕрофессионалы.ru —ообщество Ђƒиректор школыї в ћойћир
 

 

 
 



© ќќќ Ђ»здательска€ фирма Ђ—ент€брьї.
 оммерческое использование материалов сайта запрещено. Ќекоммерческое использование допускаетс€ только при наличии ссылки на сайт.