Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Эталон педагога

Саутина Наталья Борисовна , заместитель директора по экспериментальной и инновационной деятельности МОУ «СОШ № 26», г. Вологда

Стандарт педагога для современного учителя как планка для прыгуна в высоту с шестом. Красиво, очень высоко и, кажется, почти недостижимо. Но если проведена квалифицированная подготовка спортсмена, качественно изготовлен шест и, самое главное, есть желание взять высоту, для «наших» нет ничего непреодолимого.

Сегодня мы говорим о стандарте педагога. Без сомнений такой документ существовать должен. Людям, посвятившим или только еще собирающимся посвятить свою жизнь работе в школе, необходимо знать, что от них требует статус профессии.

Словарь иностранных слов дает следующее толкование слова «стандарт» — образец, эталон, модель, принимаемая за исходную, для сопоставления с ней других подобных объектов [1].

Итак, планка поставлена. А главная задача школы — обеспечить качественную опору, изготовить «шест» для наших учителей и сделать так, чтобы соответствие Стандарту стало внутренней потребностью каждого. Отношение к положениям Стандарта со стороны педагогов неоднозначное. Стоит только обратиться к различным форумам во Всемирной сети, посвященным этому вопросу. Но самое главное на сегодняшний день — спланировать и реализовать деятельность школы, чтобы соответствие педагогов Стандарту стало не сказкой, а былью в недалекой перспективе.

В настоящее время Стандарт рассматривается как проект. В нашей школе вся инновационная деятельность построена в виде системы проектов. Мы считаем такую организацию работы конструктивной и удобной. Наша позиция в данном вопросе поддержана и директором одной из школ Таганрога Н. Штурбиной: «Управление деятельностью может развиваться двумя способами — по плану или по программам развития определенных направлений. Просто планирование включает только постановку целей, задач и мероприятия, а программное планирование позволяет осуществлять комплексный подход к выполнению необходимых шагов, исходя из ожидаемых результатов».

Именно поэтому в основу деятельности школы положена проектная деятельность, позволяющая производить стратегическое планирование, прогнозирование результатов, вовлечение в реализацию проектов как внутренних, так и внешних ресурсов учреждения, анализ полученной информации на научной основе. В итоге происходит управление изменениями, целями, качеством и рисками на более высоком уровне за счет целостной системы проектов. Это не вновь изобретенный подход и технология. Она называется «Взращивание древа проектных стратегий» [2].

В случае со Стандартом педагога проект становится комплексным — исследовательско-реализационным.

В работе над любым исследовательским проектом выделяются четкие этапы и направления деятельности. Для начала мы определим объект и предмет нашего исследования.

Объектами исследования являются положения профессионального Стандарта педагога и педагогический коллектив нашей школы.

Предметом исследования станет деятельность школы по приведению профессиональной деятельности учителей в соответствие со Стандартом.

Мы можем выдвинуть гипотезу:

если в школе будут созданы соответствующие условия:

· материально-техническое обеспечение;

· методическое и психолого-педагогическое сопровождение;

· моральная и материальная заинтересованность учителей, —

то в течение 2013–2014 учебного года уровень профессиональной компетентности педагогов нашей школы на 70–75% будет соответствовать Стандарту педагога.

Очень важным в работе над проектом является выявление рисков его реализации. И такими рисками являются:

1) несоответствие уровня методической, педагогической и практической подготовки молодых педагогов (а их у нас 25%) требованиям Стандарта;

2) несоответствие уровня ИКТ и методической компетентности некоторых педагогов со стажем требованиям Стандарта;

3) недостаточный уровень компетентности всего педагогического коллектива в области психологии и социальной педагогики;

4) недостаточная оснащенность школы компьютерным и лабораторным оборудованием в соответствии с требованиями Стандарта;

5) недостаточная моральная и материальная заинтересованность учителей в соответствии требованиям Стандарта.

 

Определение рисков проекта — только первый шаг. Более важным является поиск путей и реализация шагов в направлении преодоления этих рисков. В нашей школе разработана целостная система таких действий и шагов.

1. Работа с молодыми педагогами:

· за каждым молодым педагогом закреплен учитель-наставник. Такие пары складываются не волевым административным решением, а по обоюдному согласию из людей, которым комфортно работать вместе. И такой союз на пользу обоим педагогам. Наставник делится методическим и педагогическим опытом, умением найти выход из любой педагогической ситуации, а молодой учитель — юношеским оптимизмом и большей компетентностью в области ИКТ;

· в школе проводится ежегодный конкурс «Лучший учитель», участниками которого часто и становятся молодые учителя со стажем иногда менее года. Жюри всегда отмечает, что в стиле ведения урока, качестве подготовки конкурсных заданий чувствуется влияние педагога-наставника и кафедры, в которую входит молодой учитель;

· в школе создан клуб молодых педагогов. Работу его курирует учитель иностранного языка, победитель городского и областного конкурсов профессионального мастерства. Наша молодежь настроена на активную педагогическую и жизненную позицию, и уже в декабре мы успешно провели лекционно-практическое занятие для педагогов города со стажем до трех лет;

· в апреле в школе проводится Неделя молодого учителя, где наши «мальчики и девочки» делятся пусть и небольшим, но опытом профессиональной деятельности;

· в школе ведется планомерная работа по повышению квалификации наших молодых учителей. К настоящему времени четыре молодых педагога со стажем до трех лет аттестованы на первую квалификационную категорию. В этом учебном году еще три учителя будут аттестованы;

· школьной комиссией принято решение о ежемесячных стимулирующих выплатах молодым учителям в размере 3,5 тысячи рублей, а также единовременной выплате 1000 рублей в первый месяц работы молодого учителя в школе (так как отменили 100 рублей на методическую литературу).

2. Работа с педагогами-наставниками:

· проводятся индивидуальные и групповые занятия в классе с интерактивной доской и выходом в интернет по повышению ИКТ-компетентности;

· проходят регулярные лекционно-практические занятия по вопросам использования в работе современных педагогических технологий.

3. Повышение уровня компетентности педагогов в области психологии и социальной педагогики:

· в школе сохранены ставки психолога и социального педагога;

· заключены договоры социального партнерства со службой психологического сопровождения, КДН, отделом полиции;

· проводятся психологические тренинги с педагогами.

4. Школа регулярно пополняет свой компьютерный парк, по мере финансирования закупается лабораторное оборудование, но процесс этот идет недостаточно быстро.

5. Пытаемся морально и материально заинтересовать педагогов в повышении профессиональной компетентности:

· создана и эффективно работает балловая система стимулирующих выплат педагогам школы;

· организуем методическое и психологическое сопровождение педагогов — участников конкурсов профессионального мастерства;

· материально стимулируем педагогов к трансляции опыта на региональном и федеральном уровне.

При реализации любого проекта необходимо определить ресурсы, необходимые для его реализации. Человеческий ресурс в нашей школе высок. Большинство педагогов беззаветно преданы своему делу и готовы к переменам. Над улучшением материально-технического ресурса мы постоянно работаем. И временной ресурс определен — сентябрь 2014 года — время, когда педагоги должны будут соответствовать профессиональному стандарту учителя.

Жизнь показывает: безвыходных ситуаций нет. Есть стандарт, и планка этого стандарта высока. Хотелось, чтобы были разработаны стандарты не только для учителей начальных классов, русского языка, математики, но и для всех остальных предметов. И скорее всего, так оно и будет. Надеемся, с введением Стандарта и педагогические вузы скорректируют программы подготовки будущих учителей. Школа со своей стороны сделает все, чтобы создать для учителя условия для труда, высокопрофессионального, творческого и любимого.

 

Литература

1. Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов: 25 000 слов и словосочетаний: М.: Азбуковник, 2003.

2. Штурбина Н. Как сделать управление успешным. Взгляд директора школы. URL: http://upr.1september.ru/view_article.php? ID=200901101

 

 

 

 

© Директор школы №7, 2014

   
 
 
 

02.09.2014  |  Просмотров: 7924  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.