Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Директор школы

Агарков Евгений Владимирович , директор МКОУ «Береславская СОШ» Волгоградской области, призер конкурса «Директор школы – 2013»

Династия… Династия директоров школ. Как почетно и ответственно принадлежать к такой семье. И как сложно хранить традиции, создавать, строить, развивать свою самую лучшую школу так, что бы о тебе помнили…

 Я не так часто бываю в родном поселке: далеко, мало времени (должность директора школы и свободное время — понятия малосовместимые); редко захожу в родную Гмелинскую среднюю школу Волгоградской области. Школу, которая носит имя моего отца и возглавляемую в настоящее время моей сестрой. К сожалению, все это так, но в те мгновения, когда я стоял на сцене среди десятки финалистов конкурса «Директор школы – 2013», я вспоминал отца, который заслуживал звания «Директор школы» без временной привязки. Ведь как выделить какой-либо год из его более чем сорокалетней практики в роли директора школы, из целой эпохи?

Что считать точкой отсчета, объясняющей, почему отец, обладатель Сталинской стипендии в период обучения в институте, красного диплома, которого звали в аспирантуру, а позже неоднократно — на различные руководящие должности по профессиональной и партийной линии, сохранил в своей трудовой книжке запись только об одном месте работы: «Гмелинская средняя школа Старополтавского района»? Причем сюда, в самый удаленный район области, затерянный в бескрайних полупустынях на границе с Казахстаном, он приехал добровольно, поднимать целину.

Блестящий студент, отличный спортсмен (легкоатлет, альпинист, шахматист), после института перед ним открывалось огромное количество дорог, а он выбрал одну из самых трудных, дорогу сельского учителя-подвижника, и с честью прошел ее до конца. В последний путь его провожала траурная колонна, в которой были его односельчане, выпускники, слетевшиеся со всех уголков России, директора школ района, депутаты районной думы, где он работал до последних дней своей жизни. Провожали заслуженного учителя РФ, почетного гражданина Старополтавского района, воистину Директора школы с большой буквы, отца двух директоров школ…

Мы с сестрою выросли, по сути, беспризорными — и отец, и мама, тоже учитель, пропадали в школе до самого позднего вечера: школа работала в две смены, потом начинались бесконечные педсоветы, партийные и профсоюзные собрания, лектории (отец по праву не раз признавался в области лучшим лектором-международником), а летом шли бесконечные стройки — новое двухэтажное здание школы, интернат, столовая для интерната и т.д. Единственной отдушиной для отца была рыбалка, коллективные выезды на которую становились воскресными праздниками для всех мужчин-учителей в любое время года, в любую погоду.

Эрудированный, немногословный, выдержанный, интеллигентный до мозга костей, безукоризненно честный отец стал для меня образцом директора, которому хочется соответствовать, хотя это так трудно сделать. Несмотря на искренние и настойчивые просьбы и учителей, и родителей, и районного начальства, отец ушел с поста директора школы сам, осознанно, добровольно, хотя силы и здоровье позволяли еще работать, несколько лет после этого он еще продолжал вести в школе экономику. Мы много разговаривали о причинах его ухода, и на этом мне хотелось бы остановиться подробнее.

В должности директора школы отец работал с 1964 по 2004 год, то есть захватил и период оттепели, и время застоя, и лихие 90-е, справлялся со всем, но современную модернизацию образования принять душой не смог. Он говорил: «Это не мое время, даже в застойные времена не было такого “бумагопочитания”, за которым перестали видеть человека, учителя, руководителя. Бюрократия, как гербицид, уничтожает ростки творчества, свободы. Я привык разговаривать с людьми, учителями, а теперь мне предлагают общаться с ними на языке бумажек, портфолио, многостраничных отчетов…».

В то время я только начинал работать директором школы в другом районе, был полон энтузиазма, наша школа начала подниматься из болота, о чем я писал подробнее в своем конкурсном эссе. Поэтому где-то я соглашался с отцом, где-то спорил, но теперь, когда отца уже нет, а мой директорский стаж давно перевалил за 10 лет, я начинаю лучше понимать и боль отца за состояние образования, которому он реально отдал практически всю свою жизнь, и ту навязываемую сверху фальшь, разъедающую, как ржавчина, сам фундамент современной школы, с чем отец так и не смог смириться.

Образованию никогда не жилось легко. Идеализировать советскую школу бессмысленно и неправильно. Тогда, как и сегодня, с большими проблемами решались вопросы финансовые. Чтобы выбить стройматериалы для новой школы, отцу приходилось порой отвозить живых баранов (шефская помощь местного совхоза) областному начальству; готовясь к лекциям, отец сидел до поздней ночи, пытаясь найти живой материал среди залежей партийных директив и многотомных собраний трудов партийных деятелей того времени; всеобуч был обязателен и в то время, и учителям приходилось правдами и неправдами убеждать детей с самых удаленных чабанских «точек» получать обязательное образование. Много чего было не так, но наряду с этим, как подчеркивал отец, прослеживалась общая идея, которая позволяла двигаться вперед. При этом при всей тогдашней партийной дисциплине не было такого жесткого, всеобъемлющего, а порой и бессмысленного контроля за творческой деятельностью учителей и руководителей. Не было такого расхождения между правилами и идеями, закладываемыми в детей в школах, и принципами реальной жизни, какое наблюдается сейчас. Мы по старой памяти пытаемся учить доброму, светлому, вечному, а в обществе конкурентное преимущество получают хваткие, цепкие, расчетливые молодые люди, не отягощенные рассуждениями о смысле жизни, который им и так очевиден — ее величество Прибыль. Вот этого старая гвардия учителей и директоров и не может принять, поэтому последние из них и уходят, подобно мамонтам, обреченно бредущим вслед за отступающим ледником.

Директор школы — фигура во многом трагическая. Он обречен быть относительно одиноким в коллективе, поскольку постоянно находится меж молотом вышестоящих инстанций и наковальней школы; он должен находиться одновременно и впереди, на белом коне, и замыкающим колонны, куда в сложных турпоходах ставят сильнейших, дабы никто не отстал, и внутри коллектива, отрываться от которого чревато, как было блестяще сказано в легендарном тосте в кинофильме «Кавказская пленница». Он постоянно находится под прицелом как всезамечающих детских и родительских глаз, так и под неусыпным оком многочисленных надзорных органов. Он должен быть и отцом, и старшим братом, и нянькой одновременно.

Отдать всю жизнь школе, жертвуя здоровьем, общением с близкими, возможностью заниматься чем-то еще, кроме работы… А что остается в остатке? Толстая стопка грамот, пожелтевших вырезок из газет, имя в названии школы, память выпускников. Много это или мало? Стоит ли оно того? Перед отцом, Директором школы, такой вопрос, похоже, не стоял. Он не работал, он жил работой, ею дышал. А когда работа перестала приносить радость, кислород закончился.

Я постоянно вспоминаю отца, но редко бываю в школе имени В.П. Агаркова. Но она живет, развивается, а поскольку нет ничего более древнего и более вечного, чем образование, память о простом Директоре сельской школы будет переходить из поколения в поколение. Я верю в это, и эта вера помогает работать дальше, несмотря на все проблемы и сомнения.

 

 © Директор школы №7, 2014

   
 
 
 

02.09.2014  |  Просмотров: 3763  |  Комментариев: 2

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Спасибо за "созвучие" - и слов, и мыслей и настроения. Всё так, как есть и так, как должно быть. Ощущуние подвижничества в этом непростом деле не покидает даже в самые сытые времена. И это - ФАКТ...

 Воронин Сергей Александрович   06.09.2014 в 18:45

 

Честно, откровенно и точно. Только "хваткие, цепкие и расчётливые молодые люди, не отягощённые рассуждениями о смысле жизни" не появились вдруг. Это поколение выросло из предыдущих. И те, предыдущие, либо не смогли (не нашли время, слова, силы, возможности), либо не захотели передать последующим какие-то другие ценности. Либо осознанно сформировали те перечисленные выше качества. В своё время я стал свидетелем того, как довольно пожилая женщина (чья-то бабушка) на волне успеха сериала "Бригада" спрашивала в книжном магазине дневник для внука с изображением "бригады" на обложке. Другие варианты не рассматривались. Конечно, можно предположить, что бабушка выполняла заказ внука. Но большая вероятность и того, что бабушка просто желала внуку сделать приятное и в перспективе желала ему хорошей жизни, справедливо полагая, что не всех же бандитов убивают. Некоторые живут долго и красиво. И как ни печально признавать, таких "бабушек" и "дедушек" мечтавших в советской реальности "о хорошей жизни" для своих потомков достаточно много. Достаточно для того, чтобы баланс романтиков и прагматиков (мещан, обывателей, лицемеров и др. какие угодно эпитеты ) в советском обществе категорически нарушился. Была же песенка-пародия "... а мы едем, а мы едем за деньгами, за туманами едут дураки...". Оставалось только это положение закрепить политически и оформить "стремление каждого индивида к лучшей сытой жизни" как императив и как единственно верный вектор развития.

 Рыжков Андрей Георгиевич   12.11.2014 в 19:02

 


 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.