Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

ЕГЭ по чтению

Клишова Ольга Геннадьевна, читель русского языка и литературы ГБОУ «Гимназия № 56», г. Санкт-Петербург

ЕГЭ сегодня не ругает только ленивый. Но больше всего достается итоговой аттестации по литературе. Оно и понятно: формат ЕГЭ стандартизирован, практически не оставляет места для творчества. А между тем ЕГЭ по литературе — сложнейший и интереснейший экзамен, рассчитанный не на среднестатистического выпускника и даже не на среднестатистического читателя, а на читателя настоящего, умного, вдумчивого.

Литература — предмет, экзамен по которому не является обязательным, современному выпускнику и его родителям представляется совсем несложным, и в этом состоит загвоздка. Логика мысли человека, далекого от преподавания литературы, понятна: физику или химию просто так не сдашь — надо готовиться, а литературу ведь «наболтать можно». Определенную роль в этом, как мне кажется, играет сегодня и список вузов/факультетов, требующих сертификат по литературе. Во-первых, в этом списке сплошь «творческие» специальности (например, филологический факультет РГПУ им. А.И. Герцена литературу не требует — видимо, сами научат). А во-вторых… С филфаком или журфаком все понятно. Здесь нужна серьезная, планомерная подготовка. А вот как быть с театральным? Особенно если до марта-апреля выпускник так окончательно и не решил, кем он хочет стать: стоматологом или актером. Конечно, я утрирую, но суть проблемы данная формулировка не меняет: тут и должно сработать нехитрое «наболтаю» — пойду и попробую: литературу-то я точно сдам, потому что я творческая личность.

Да простят меня коллеги, способные очень высоко ценить детское творчество, думается, одного таланта в любом деле маловато. Необходимо еще и то, что называется словом «мастерство». А вот «мастерами», т. е. фактически ремесленниками, наши люди (как дети, так и взрослые, в том числе и многие мои уважаемые коллеги) называться и не хотят — сегодня это понятие относят к числу старомодных и невостребованных. Остается только одно — ругать на чем свет стоит всю систему образования вообще и ЕГЭ по литературе в частности.

Нельзя верить всему, что говорят многочисленные противники экзамена по литературе, большая часть которых не удосужилась открыть хотя бы так называемую демоверсию и ознакомиться с предложенными там заданиями. К этому экзамену нужно очень серьезно готовиться. И вот здесь-то будет необходима помощь учителя литературы, задача которого воспитывать в своих учениках не только любовь к чтению (честно говоря, в 10–11-м классах вряд ли можно рассчитывать на какие-то серьезные открытия в этой области), но и умение анализировать текст, понимать авторскую позицию, при необходимости по-своему ее интерпретируя. К сожалению, для многих выпускников это есть настоящее сакральное знание.

Мифы ЕГЭ по литературе

Миф 1

ЕГЭ по литературе не имеет никакого отношения к высокой словесности, к высшему постижению чудесного искусства слова, к реализации творческих возможностей выпускников. Отчасти это справедливо: в ЕГЭ по литературе действительно необходимо демонстрировать не столько творческие способности, сколько аналитические умения и навыки. Но ведь филологическое образование в школе, как мне кажется, и не должно быть направлено исключительно на реализацию творческих способностей школьника. За это вообще в первую очередь отвечает дополнительное образование: «драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота, и за кружок по рисованью тоже все голосовали». Думаю, задача учителя литературы — помочь ученику стать настоящим читателем, научить видеть цель авторского высказывания, научить замечать различные средства авторского изображения — т.е. анализировать текст. С этой точки зрения ЕГЭ по литературе как раз и показывает, смог ли выпускник на самом деле постичь искусство чужого (именно чужого — авторского) слова.

Миф 2

ЕГЭ по литературе — это система тестов, рассчитанная даже не на знание художественного теста, а на угадывание. Не случайно до сих пор на просторах Интернета ходят всевозможные «экзаменационные страшилки», подрывающие доверие к подобной форме экзамена, отрицающие, по сути, то, чего никогда не было. Позволю себе привести пример одной из таких «страшилок».

Подобный миф будет развенчан сразу, как только любой интересующийся ознакомится с демоверсией экзамена, опубликованной, например, на сайте fipi.ru. ЕГЭ по литературе не имеет части А с выбором правильного ответа, но имеет часть В с кратким ответом, иллюстрирующим знания теории литературы (художественные направления, роды, жанры литературы, композиция произведения, художественные средства и т.п.) и текста художественного произведения. Но главная роль в этом экзамене отдана части С, т.е. сочинениям. Задания С1 и С3 требуют развернутого ответа на вопрос по прочитанным текстам (эпос или драма и лирика — соответственно). Задания С2 и С4 предполагают сопоставительный анализ, а значит, требуют знания других произведений русской литературы и умения сопоставлять различные точки зрения, обосновывать свой выбор. Задание С5 представляет собой небольшое классическое сочинение — ответ на проблемный вопрос. При этом задания части В сформулированы таким образом, что для внимательного, думающего ученика являются фактически «подсказкой» для выполнения заданий части С, потому что содержат тот минимум литературоведческих терминов, который пригодится при работе над сочинением.

Миф 3

ЕГЭ по литературе сдать несложно — нужно только читать тексты (даже и это необязательно, так как в КИМах представлены лишь фрагменты текстов, по которым сформулированы задания частей В и С) и уметь об этих текстах «поговорить». Этот миф регулярно приходится развенчивать практикующим учителям литературы, вступающим со своими учениками и их родителями в неравный бой за понимание основной мысли произведения, авторской позиции. Выглядеть подобные конфликты могут по-разному. В качестве примера хочу привести один из узнаваемых диалогов, который мог произойти в любой школе, где учатся ребята с 7-го по 11-й класс:

Ученик: Почему вы не оценили мою работу по литературе?

Учитель: Потому что ты исказил основную идею произведения, переврал авторскую мысль.

Ученик: Но я так думаю!

Учитель: А как думает имярек (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Островский, Достоевский, Толстой, Чехов…)?

Уяснившие когда-то простую истину о том, что необходимо на все иметь свою точку зрения, ученики не берут на себя труд проанализировать художественное произведение, вчитаться в него, ответив на главный, в сущности, вопрос: что хотел сказать автор? Предпочитают прикрываться собственным мнением, не задумываясь о том, что это мнение тоже не может явиться из ниоткуда — оно может быть сформировано лишь в процессе серьезной умственной работы, помноженной на большой читательский опыт. Только тогда это называется интерпретацией. В противном случае, по словам заведующей кафедрой филологического образования СПбАППО М.Б. Багге, речь идет не о «писательском замысле», а о «читательском домысле».

Реальности ЕГЭ по литературе

Реальность 1

ЕГЭ по литературе — сложнейший экзамен, вряд ли доступный тем, кто «кое-что читает» и любит «поболтать» на уроках. Например, поделиться собственной позицией, особенно если она скандальна, в корне отличается от общепринятой, а потому кажется «свежей и оригинальной». Мало кто на этом экзамене изобретет велосипед, т.е. скажет новое слово в литературоведении. А вот продемонстрировать умение анализировать художественный текст с опорой на авторскую позицию придется каждому.

Реальность 2

Чтобы сдать ЕГЭ по литературе, недостаточно знания текстов. Нужно уметь интерпретировать произведение в контексте тех или иных исторических событий, знать и понимать особенности различных стилей и жанров, определять выбранный автором художественный метод, т. е. ориентироваться в теории литературы. Нужно уметь читать между строк, вдумываться в содержание, адекватно оценивая авторский замысел, сопоставлять различные точки зрения. Нужно уметь давать конкретный ответ на конкретный вопрос (тоже великое искусство), а не сообщать все имеющиеся сведения, например, о творчестве И.С. Тургенева и о его романе «Отцы и дети». Все эти знания, умения и навыки не появляются сами собой — как я уже говорила раньше, они могут стать лишь результатом серьезной подготовительной работы, которую проделывает ученик совместно с учителем в процессе подготовки к экзамену.

Реальность 3

Форма ЕГЭ не только не отменила классического на все времена выпускного сочинения (не зря же все чаще идут разговоры о внедрении единого для всех одиннадцатиклассников экзамена по словесности), но и усложнила его. Любое из заданий части С ЕГЭ по литературе предполагает умение выдвинуть тезис при ответе на проблемный вопрос, доказать верность этого тезиса, анализируя художественный текст, логически правильно выстроить собственное монологическое высказывание, избегая также речевых ошибок, и наконец, при анализе текста продемонстрировать знание и понимание теории литературы. К сожалению, задача для многих наших выпускников практически невыполнимая. Особенно если ко всему этому добавляется элементарное незнание художественных текстов. Вот тут-то и стоит еще раз хорошенько подумать, кем же все-таки больше хочется стать — стоматологом или артистом…

В качестве небольшого заключения справедливости ради хочу сказать, что формат ЕГЭ, честный и объективный во всем мире, как это ни печально констатировать, вовсе не является таковым в нашей стране. Но это, видимо, издержки то ли нашей ментальности, то ли социального устройства, то ли политической системы, то ли еще чего-то, простому учителю литературы недоступного. Однако факт остается фактом: несмотря на заранее открытые в Интернете КИМы, по статистике, ЕГЭ по литературе в 2013 году сдали лишь чуть лучше, чем в 2010–2012 годах. А уж процент проваливших этот трудный экзамен снова превышает проценты проваливших все другие экзамены в формате ЕГЭ (речь идет, конечно, об экзаменах по выбору). Литература была и остается трудной и, хочется верить, очень интересной. Но ведь так и должно быть. Иначе мы рискуем потерять что-то большее, чем просто энциклопедические знания, — мы рискуем потерять души, сердца, самосознание, мы рискуем потерять нашу культуру и нашу нацию… Уверена, формат ЕГЭ по литературе этого не допустит.

 

© Директор школы №4, 2014

   
 
 
 

22.05.2014  |  Просмотров: 3150  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.