Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Как ребенок!

Хван Андриан Андрианович, декан факультета психологии образования Кузбасской государственной педагогической академии

Мы предлагаем вам статью, содержание которой для кого-­то может показаться обидным или даже шокирующим. Ведь авторы утверждают, что школу можно рассматривать как ребенка, или, говоря иными словами, организационная культура школы — детская. Можно воспринимать приводимые факты как «передергивания» или частные случаи, но можно отнестись к ним и иначе. Что, если они правы? Что, если причина торможения реформы именно в этом: мы проектируем изменения в расчете на то, что основа системы — взаимодействие профессионалов, а в ее основе — детские взаимодействия. Как управлять такой системой?

Общество и система образования

Современное российское общество характеризуется очень быстрыми и глубокими изменениями. Образование как подсистема общества должно учитывать происходящие изменения, соответственно меняя свою структуру, идеологию и функционирование.

Однако отношения между обществом и образованием — целым и его частью — не просты и не прямолинейны. Образование не воспринимает пассивно и автоматически все влияния и изменения, происходящие в обществе и его подсистемах, но и само активно влияет на всю общественную систему в целом и ее динамические элементы. Кроме того, образование как саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система может в определенной степени развиваться автономно от запросов общества. Следовательно, значительную актуальность представляет вопрос о природе образования как такового.

Нам представляется, что современную провинциальную школу можно рассматривать как некое обобщенное человеческое существо, взрослого по возрасту, но ребенка по психологии. Иллюстрации этого тезиса посвящена настоящая работа. Рассмотрим наиболее типичные характеристики психологии ребенка различного возраста и сопоставим их с особенностями реального поведения реальных деятелей образования.

Речь и мышление ребенка

1. Заимствование «умных слов» из «взрослого языка»

Дети активно используют в своей речи слова, смысл и значение которых они не вполне понимают, но употребление этих слов дает им ощущение взрослости.

Приведем пример:

·   из доклада педагога: «Гипокинезия неблагоприятно сказывается на двигательной активности»;

·   вопрос на семинаре: «Как вы осуществляли мониторинг отслеживаемости результатов?»;

·   резюме ректора ИПК к докладу: «Таким образом, все остается fifty-fifty, т. е. точно так же».

В образовании использование слов, смысл которых не до конца понятен говорящему, распространенная практика.

Другой пример. Директор и заместитель директора по научной работе ИУУ пишут: «О рефлексном характере мышления и сознания говорил еще выдающийся философ Дж. Локк»*.

К сожалению, тенденция использовать «умные» слова к месту и не к месту в педагогической среде достаточно стабильна.

 2. Эгоцентрическая речь

В целом для деятелей практического образования типична эгоцентрическая речь**.

По Ж. Пиаже, ребенок думает, что другие его понимают (так же, как он сам себя), и поэтому пренебрегает различиями тезаурусов, смыслового наполнения понятий и т. д.

Распространенным в образовании является действование на основе следующей позиции — есть две точки зрения: моя и неправильная. Усложняется все тем, что в системе образования постоянно оперируют заимствованными терминами, в которые вкладывается совершенно иной смысл по сравнению с оригиналом.

Например:

·   термин «технология» в образовании — это не способ обработки предмета труда, детали и т. п., но способ постановки целей;

·   под рефлексией понимается коллективное обсуждение;

·   под гуманизмом — степень удовлетворения от собственной деятельности.

3. Нарушения причинно-следственных связей

Дополнительную сложность вносят особенности мышления в педагогической среде. Для нее достаточно часты нарушения причинно-следственных связей.

Например:

·   в квалификационной работе на соискание высшей категории педагог пишет: «Из-за нарушения слухового анализатора окружающая среда бедна стимулами»;

·   проректор по научной работе провинциального ИПК в опубликованном интервью утверждает: «Будущее не за наукой, а за умением использовать опыт в регионе. Поэтому методисты нашего ИПК стали переводчиками науки в практику».

Дети не лгут — они фантазируют

Отдельно необходимо сказать о нравственности нашего ребенка-школы. Еще Дениска Кораблев, герой рассказов В. Драгунского, вывел замечательный закон: «Все тайное становится явным!» Поэтому маленькие дети не лгут, а только фантазируют.

Это уже потом взрослые научаются не говорить, говорить не все, просто лгать и т. д. Руководствуясь этим законом Дениски Кораблева, некоторые деятели нашего образования говорят только правду, даже ту, которую говорить неприлично.

Например: в некоем ИПК создается ВНИК «Методист», цель которого «разработать содержание и модель переподготовки по специальности “Методист образовательного учреждения”. Форма отчета: текст кандидатской диссертации. Вид рецензии: предварительная защита». Тут уместно вспомнить, что ВНИК — временный научно-исследовательский коллектив, а диссертация — это индивидуальная квалификационная работа, выполняемая самостоятельно.

Другой пример такой же «детской» правдивости — «внедрение» всевозможных инноваций (ФГОСов, например). Как известно, все и всё давно ввели, что при этом изменилось на самом деле, вопрос открытый.

Игровая деятельность

Для детей дошкольного возраста наиболее типична игровая деятельность. Особенностью игровой деятельности является игровое применение предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой предмет и последний используется в связи с приданным ему новым значением. В игре кубик становится автомобилем, коробка — магазином и т. д.

Важно подчеркнуть, что суть кубика не меняется, но он выступает в качестве автомобиля. В образовании мы также часто встречаем эту функцию игры — переименование. В результате появляются департаменты и комитеты образования, многопрофильные и физико-математические, сельскохозяйственные и эстетические лицеи и гимназии и т. д.

Школа -подросток

Для подросткового возраста характерны реакции группирования с себе подобными, быстрая смена увлечений и стремление быть похожим на взрослых.

Первые две особенности отчетливо проявляют себя в таких массовых увлечениях последних лет, как развивающее обучение, личностно ориентированное обучение, гуманизация и гуманитаризация, методология и строительство гимназий, психология и валеология в школе и т. д. Интересно, что практически одни и те же люди последовательно прошли через большинство этих увлечений.

Ближайшим «взрослым» для школы являются научное сообщество и вуз.

Возможно, поэтому в школах появляются кафедры (бывшие методобъединения учителей), заместители директора по научной работе, «пары»­лекции вместо уроков, предметы из курса высшей школы и т. д.

Стремление быть похожим на взрослого у подростка отчетливо проявляется в желании иметь деньги на карманные расходы. У нормального подростка только два источника пополнения своих доходов: собственная поисковая активность и родители. В поисках денег подросток (школа) обращает свое внимание прежде всего на младших по возрасту и более слабых (по физическому и социальному статусу) сверстников, т. е. на школьников и их родителей.

В этих поисках наш подросток (школа) использует как легальные (дополнительные и активно навязываемые образовательные услуги), так и не очень (на ремонт, оборудование, подарки, учебники и т.д.) способы.

При общении с родителями (учредителями) подросток (школа) ведет себя уже как ребенок: школа не столько зарабатывает, сколько получает и осваивает (тратит) денежные и материальные ресурсы, предоставленные учредителем (родителем). Пожелание (даже не требование!) учредителя школе «зарабатывать деньги» на свое содержание вызывает острую эмоциональную реакцию в диапазоне от обиды (опять нас не ценят!) до агрессии (вы нас родили, вы и содержите!).

Первый способ получения денег активно использовался школой в 1990­е гг. и начале 2000­х. Второй — в последние годы.

Как известно, «надежды юношей питают». Юношеское «Я» в значительной степени тяготеет к будущему, но не к настоящему, не к той реальности, в которой находится. Больше того, идеальный образ «Я» согласуется только с будущим, а прошлое «Я» оценивается исключительно негативно.

В школе предпочитают рассуждать о будущем, но не анализировать настоящее, а близкое прошлое оценивается отрицательно.

Зато далекое прошлое оценивается уже положительно и проецируется в будущее: гимназии царской России и нынешние гимназии как локомотивы, выводящие образование в будущее.

Изложенные материалы позволяют рассматривать современную провинциальную школу как ребенка, находящегося одновременно на разных стадиях развития: раннее детство, дошкольное детство, отрочество, юность.

Такое смешение разных стадий позволяет интерпретировать школу как ребенка, переживающего кризис подросткового возраста, причем этот кризис разрешается скорее в пользу негативного, чем позитивного исхода. Школа как подросток колеблется между идентификацией собственного «Я» и ролевой путаницей***.

Заключение

Очевидно, что задачей такой организационной культуры становится интеграция в единое целое своего столь многоликого и противоречивого «Я», осмысление себя, необходимость связать с прошлым и спроецировать интегрированное «Я» на будущее.

При удачном протекании кризиса подросткового возраста у школы сформируется чувство идентичности, при неблагоприятном — спутанная, неполная, деформированная идентичность, сопряженная с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в обществе, жизненных перспектив.

Представляется, что предложенная метафора позволяет несколько по­другому взглянуть на природу современного образования и понять, почему реформа школы идет так долго и с такими издержками.

_____________________

* Дж. Локк говорил о рефлексивном характере сознания и мышления. Идея о «рефлексе» предложена Р. Декартом, сам термин «рефлекс» вошел в научный оборот спустя 100 лет после этого и спустя несколько десятилетий после смерти Дж. Локка.

________________________

**Эгоцентрическая речь — говорение без попыток встать на точку зрения собеседника.

_________________________

***Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М: Прогресс, 1996.

Хван Андриан Андрианович, декан факультета психологии образования Кузбасской государственной педагогической академии, 
Ефименко Ольга Гениевна, заведующая лабораторией психологических исследований факультета психологии образования Кузбасской государственной педагогической академии

© Директор школы №5, 2014

   
 
 
 

22.05.2014  |  Просмотров: 4457  |  Комментариев: 3

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Чудесно! действительно так!

 Банникова Маргарита Викторовна   22.05.2014 в 16:43

 

Честно. Ярко. Талантливо! Спасибо Андриану Андрановичу! Желаю профессиональных успехов!

 Елькина Ольга Юрьевна   26.05.2014 в 15:49

 

Всё хорошо аргументировано. Но хорошо это или плохо? Последнее предложение-вывод небесспорно. Реформа не идёт не поэтому. Мне, например, кажется более правильным объяснение другое: «Несоответствие заявляемых целей и задач преобразований тем результатам, которые достигаются в процессе их реализации, в значительной степени является следствием того, что каждый из активно действующих на открытом образовательном пространстве субъектов интерпретирует эти цели и задачи по-своему» (Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 23.12.2005. N 803).

 Чикишев Александр Анатольевич   17.06.2014 в 13:02

 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.