Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Формы получения образования

Ломов Алексей Иванович, почетный работник общего образования, заместитель главного редактора журнала «Практика административной работы в школе», эксперт информационного портала «Реализация Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”»

На сегодня у руководителей образовательных организаций нет полной ясности в понимании всех особенностей форм получения образования и форм обучения по основным общеобразовательным программам. Поэтому в данной статье сделана попытка ответить на вопросы, которые возникают у руководителей при реализации различных форм обучения.

Ранее в образовательном законодательстве России использовался лишь один термин «Форма получения образования» и было узаконено шесть таких форм (ч. 1 ст. 10 Закона РФ «Об образовании»):

·   очная;

·   очно-заочная;

·   заочная;

·   семейного образования;

·   самообразования;

·   экстернат.

Пять первых из них новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) определяет как «Формы обучения», которые учащиеся (п. 1 ч. 1 ст. 34 Закона) или их законные представители (п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона) могут выбрать для освоения основных общеобразовательных программ при получении образования всего лишь в двух, принципиально новых «Формах получения образования»:

·   в организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее — ОО) (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона);

·   вне ОО (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона),

Экстернат же Закон относит к форме прохождения промежуточной и итоговой аттестации в ОО лицами, получающими образование вне ОО (ч. 3 ст. 34 Закона).

Какие вопросы возникают у директоров школ в этой связи?

Относятся ли учащиеся, обучающиеся в форме семейного образования и самообразования, к контингенту школы?

Поскольку семейное образование и самообразование являются формами обучения при получении образования вне образовательной организации (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона), то учащиеся, обучающиеся в форме самообразования или семейного образовании по основным общеобразовательным программам общего образования, не относятся к контингенту образовательной организации.

Какими законодательными и (или) нормативными актами регламентируется порядок обучения в форме семейного образования и самообразования?

Поскольку действие законодательства об образовании распространяется только на организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации (ч. 7 ст. 4 Закона), а семейное образование и самообразование реализуются вне образовательной организации, нет и не может быть никаких законодательных актов федерального и (или) регионального уровня, так же как нет и не может быть никаких нормативных актов органов местного самоуправления и локальных актов образовательной организации, регламентирующих эти формы обучения.

Как часто учащиеся (их законные представители) могут менять форму получения образования (форму обучения)?

Законодательно не определены ни периодичность изменения формы получения образования и формы обучения, ни максимальное количество этих изменений, поэтому никто не вправе ограничить в этом учащихся и (или) их законных представителей. А это значит, что учащиеся или (и) законные представители вправе осуществлять выбор формы получения образования и (или) формы обучения хоть ежедневно!

Кто (учащийся и (или) его законные представители) вправе выбирать форму получения образования и форму обучения?

Право выбора формы получения образования и формы обучения принадлежит родителям (законным представителям) учащегося (с учетом мнения ребенка) до момента освоения им основной общеобразовательной программы или до достижения возраста 18 лет (п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона). А вот право выбора формы получения образования и (или) формы обучения при освоении программы среднего общего образования или при достижении им возраста 18 лет принадлежит исключительно учащемуся (п. 1 ч. 1 ст. 34 Закона).

Учащиеся каких классов имеют право обучаться в форме самообразования?

Поскольку в форме самообразования могут быть освоены только программы среднего общего образования (ч. 2 ст. 63 Закона), обучаться в форме самообразования могут только учащиеся 10-х и 11-х классов. Причем для этого не требуется согласие их законных представителей (п. 1 ч. 1 ст. 34 Закона).

Учащиеся каких классов имеют право обучаться в форме семейного образования?

Так как в форме семейного образования могут быть освоены программы начального, основного и среднего общего образования (ч. 2 ст. 63 Закона), обучаться в форме семейного образования могут учащиеся всех классов c 1-го по 11-й. Для учащихся 1–9-х классов выбор этой формы обучения осуществляют законные представители учащегося (до достижения им возраста 18 лет) с учетом мнения ребенка (п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона), а учащиеся 10–11-х классов осуществляют этот выбор самостоятельно (п. 1 ч. 1 ст. 34 Закона).

Обязана ли школа выплачивать родителям компенсацию за обучение учащихся в форме семейного образования?

Компенсация затрат законных представителей учащихся на реализацию общеобразовательных программ вне образовательной организации в Законе не предусмотрена, поскольку Конституцией РФ (ч. 2 ст. 43) получение бесплатного общего образования гарантируется только в образовательных организациях. Но в региональных и муниципальных нормативных актах компенсация этих затрат может быть предусмотрена, в том числе и в форме оказания поддержки родителям (законным представителям) учащихся (п. 6 письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» (далее — Письмо).

В каких случаях и как часто учащиеся, получающие образование вне образовательной организации, обязаны проходить промежуточную аттестацию?

Прохождение промежуточной аттестации учащимся, получающим образование вне образовательной организации, является его правом (ч. 3 ст. 17 Закона), а не обязанностью, поэтому он, в принципе, вообще не обязан проходить промежуточную аттестацию.

Однако в связи с тем, что для получения аттестата об основном общем образовании необходимо прохождение государственной итоговой аттестации, к которой допускаются учащиеся, не имеющие академической задолженности за 9-й класс (п. 9 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. № 1394), прохождение промежуточной аттестации в 9-м классе становится необходимым для тех учащихся, которые имеют желание получить аттестат об основном общем образовании.

В том случае, когда учащийся имеет желание получить аттестат о среднем общем образовании, ему необходимо пройти государственную итоговую аттестацию, к которой допускаются учащиеся, не имеющие академической задолженности за каждый год обучения (п. 9 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1400), поэтому прохождение промежуточной аттестации в 10-м и 11-м классах становится необходимым.

С учетом сказанного прохождение промежуточной аттестации является обязательным только для учащихся 9-х (10-х и 11-х) классов, претендующих на получение аттестата об основном (среднем) общем образовании, а для учащихся 1–8‑х классов прохождение промежуточной аттестации не является обязательным.

При этом следует иметь в виду, что форма, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации самостоятельно устанавливаются образовательной организацией (п. 10 ч. 3 ст. 28 Закона) и закрепляются в локальном нормативном акте (ч. 2 ст. 30 Закона), принимаемом с учетом мнения совета учащихся и совета родителей (ч. 3 ст. 30 Закона), который обязательно размещается на официальном сайте образовательной организации в свободном доступе (пп. «д» п. 2 ч. 2 ст. 29 Закона). А это значит, что если учащегося или (и) его законных представителей не устраивают сроки, формы или порядок прохождения промежуточной аттестации, они не вправе требовать от образовательной организации конкретных, удобных именно им, сроков, периодичности и форм промежуточной аттестации, но они вправе выбрать для прохождения промежуточной аттестации другую образовательную организацию, сроки, формы и порядок прохождения промежуточной аттестации в которой их устраивают.

За счет каких средств оплачивается работа педагогических работников, проводящих промежуточную аттестацию учащихся, получающих образование вне образовательной организации?

Поскольку взимание платы с учащихся за прохождение ими промежуточной аттестации не допускается (ч. 7 ст. 58 Закона), оплата работы педагогических работников, проводящих промежуточную аттестацию учащихся, допускается только за счет фонда оплаты труда образовательной организации.

Если в ваше муниципальное (государственное) задание не включены расходы на проведение промежуточной аттестации учащихся, получающих образование вне образовательной организации, это могут быть только финансовые средства, полученные из иных источников. Поэтому стоит заранее побеспокоиться о том, чтобы в ваше муниципальное (государственное) задание такие расходы были включены, поскольку нормативные затраты, покрывающие расходы на проведение промежуточной аттестаций, могут быть определены учредителем образовательной организации (п. 5 Письма).

Учащийся (его законные представители) решил пройти промежуточную аттестацию в нашей образовательной организации. Каковы действия директора в этом случае?

Прежде всего следует иметь в виду, что для прохождения промежуточной аттестации учащийся должен быть зачислен в образовательную организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (п. 9 ч. 1 ст. 33 Закона). Такой учащийся получает статус «экстерн» и включается в контингент учащихся вашей образовательной организации на период прохождения промежуточной аттестации. В этот период экстерн пользуется всеми академическими правами учащихся образовательной организации, осваивающих соответствующие образовательные программы (ч. 3 ст. 34 Закона).

Перед приемом необходимо ознакомить поступающего и (или) его законных представителей с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательной программой, по которой учащийся будет проходить промежуточную аттестацию, локальными нормативными актами, регламентирующими формы, порядок и сроки прохождения промежуточной аттестации экстерном, а также с другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности учащихся (ч. 2 ст. 55 Закона). При проведении промежуточной аттестации необходимо руководствоваться требованиями ст. 58 Закона и локальными нормативными актами, регламентирующими формы, порядок и сроки прохождения промежуточной аттестации экстерном.

После прохождения промежуточной аттестации учащегося необходимо отчислить из образовательной организации. После отчисления необходимо в трехдневный срок выдать учащемуся справку о прохождении промежуточной аттестации экстерном (ч. 5 ст. 61 Закона) по образцу, самостоятельно установленному образовательной организацией (ч. 12. ст. 60 Закона).

Учащийся перестал посещать школу. При общении с его родителями по телефону выяснилось, что они решили обучать ребенка в форме семейного образования. Что в этой ситуации делать директору?

Кажется, все просто! Такого учащегося необходимо отчислить из образовательной организации.

Но поскольку в Законе предусмотрен закрытый перечень оснований для отчисления учащегося из образовательной организации, единственным подходящим для этого случая основанием будет досрочное расторжение образовательных отношений по инициативе учащегося или его законных представителей (п. 1 ч. 2 ст. 61). Поэтому для обеспечения легитимности приказа об отчислении будет необходимо письменное заявление учащегося или его законных представителей (содержащее согласие ребенка (п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона)) об отчислении учащегося из образовательной организации в связи с выбором им или его законными представителями формы получения общего образования вне образовательной организации.

При этом следует иметь в виду, что при выборе родителями (законными представителями) учащихся семейного образования в качестве формы обучения по основным общеобразовательным программам они информируют об этом выборе орган местного самоуправления (ч. 5 ст. 63 Закона), а вот информирование об этом решении образовательной организации в Законе не предусмотрено! Поэтому, в том случае, если учащийся или его законные представители не напишут заявления, получение такого заявления от учащегося (его законных представителей) станет «головной болью» именно образовательной организации.

Каков порядок организации обучения на дому в рамках нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»?

Для детей, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, этими организациями может быть организовано обучение на дому по программам начального, основного и среднего общего образования. Основаниями для организации обучения на дому являются (ч. 5 ст. 41 Закона):

·   заключение медицинской организации;

·   письменное заявление законных представителей учащегося.

Порядок регламентации и оформления отношений муниципальной (государственной) образовательной организации и законных представителей учащегося при обучении на дому определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ (ч. 6 ст. 41 Закона).

До принятия такого нормативного правового акта следует руководствоваться общими требованиями Закона, для этого следует издать приказ (распоряжение) о переводе учащегося на обучение на дому.

Поскольку при этом учащийся остается в контингенте образовательной организации, то оплату труда педагогических работников, осуществляющих обучение на дому, следует осуществлять из общего фонда оплаты труда. Если в ваше муниципальное (государственное) задание не включены расходы на организацию обучения на дому, то это могут быть только финансовые средства, полученные из иных источников. Поэтому стоит заранее побеспокоиться о том, чтобы в ваше муниципальное (государственное) задание такие расходы были включены, поскольку нормативные затраты на специальные условия получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья определяются органами государственной власти субъекта РФ (ч. 2 ст. 99 Закона).

Количество часов учебного плана учащихся, обучающихся на дому, ранее регламентировалось письмом Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17–253–6, которое теперь признано утратившим силу (приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. № 1035), однако эти рекомендации можно использовать до принятия новых требований, естественно, без ссылки на это письмо.

В систематизированном виде информация о всех формах обучения представлена в таблице.

Получение общего образования в РФ

Формы получения образования

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона)

Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона)

Формы обучения

Очная (ч. 2 ст. 17 Закона)

Очно-заочная (ч. 2 ст. 17 Закона)

Заочная (ч. 2 ст. 17 Закона)

Семейное образование (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона)

Самообразование (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона)

Кто вправе обучаться в такой форме

Учащиеся 1–11-х классов (ч. 2 ст. 62 Закона)

Учащиеся 10–11‑х классов (ч. 2 ст. 62 Закона)

Кто имеет право выбора такой формы обучения

Законные представители учащегося с учетом мнения ребенка (до получения им основного общего образования или до достижения возраста 18 лет) (п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона).

Учащийся после получения им основного общего образования или достижения возраста 18 лет (п. 1 ч. 1 ст. 34 Закона)

Учащийся (п. 1 ч. 1 ст. 34 Закона)

Место прохождения учащимися промежуточной аттестации

В той образовательной организации, в которой учащийся осваивал соответствующую основную общеобразовательную программу (п. 10 ч. 3 ст. 28 Закона)

Экстерном в любой организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе (ч. 3 ст. 34 Закона)

Место прохождения учащимися государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования

В ППЭ, места расположения которых определяются органами исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, учредителями и загранучреждениями по согласования с ГЭК (п. 32 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. № 1394)

Место прохождения учащимися государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования

В ППЭ, места расположения которых определяются органами исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, учредителями, МИД России по согласования с ГЭК (п. 35 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Мин­обрнауки России от 26 декабря 2013  г. № 1400)

Особенности освоения основных общеобразовательных программ учащимися, нуждающимися в длительном лечении и детьми-инвалидами, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации

Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, может быть организовано обучение на дому (ч. 5 ст. 41 Закона)

Основания для организации обучения на дому

Заключение медицинской организации и письменное заявление законных представителей учащегося (ч. 5 ст. 41 Закона)

 

         

 

 

© Директор школы №5, 2014

   
 
 
 

22.05.2014  |  Просмотров: 63438  |  Комментариев: 4

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Добрый день! А разве отмена письмо 1988 года о домашнем обучении фактически не означает, что дети, которые иногда временно находятся на домашнем обучении, а уж тем более дети например с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но с сохранным интеллектом должны получать полный объем часов в соответствии с ФГОС, а не 8, 10 и 12?

 Андреевская светлана ивановна   04.06.2014 в 16:53

 

Автор статьи сам себе ставит первый вопрос, сам же на него отвечает: "Относятся ли учащиеся, обучающиеся в форме семейного образования и самообразования, к контингенту школы? Поскольку семейное образование и самообразование являются формами обучения при получении образования вне образовательной организации (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона), то учащиеся, обучающиеся в форме самообразования или семейного образовании по основным общеобразовательным программам общего образования, не относятся к контингенту образовательной организации." " Во-первых, в Законе нет понятия "контингент образовательной организации". Откуда автор статьи его взял - не понятно. Во-вторых, в ст. 33 закона чётко говорится: "К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся: (...) 9) экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации." Такая вольная трактовка автором статьи Закона, на мой взгляд, не позволительна. Тем более, что автор представляется экспертом. Читать далее такие статьи считаю бессмысленным занятием. Кроме того, подобными запутанными формулировками автор, на мой взгляд, сознательно, вводит читателя в заблуждение. И ещё, автор "скромно" умолчал, что по законодательству РФ общее образование в нашей стране является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ!!! Я могу и дальше разносить статью по Закону, однако все сомнения развеет только обращение в Конституционный Суд РФ с просьбой разъяснить некоторые положения Закона, которые в данный момент трактуются достаточно вольно.

 Никитина Оксана Михайловна   13.10.2014 в 02:44

 

Оксана Михайловна, как с Вами можно связаться по вопросу семейного образования?

 Рублев Александр Борисович   13.01.2017 в 15:03

 

Алексей Иванович, спасибо Вам огромное за столь понятную и содержательную статью, на самом деле не имея ни документов, ни методических рекомендаций по организации "самообразования" достаточно сложно работать, особенно молодому директору. Но вопросы все равно остались, если Вам не сложно, нее могли бы Вы мне прояснить следующие вопросы: 1. "После прохождения промежуточной аттестации учащегося необходимо отчислить из образовательной организации.", а для прохождения Итоговой аттестации и выдачи аттестата мы должны снова его зачислить в школу? Иначе на каком основании школа выдает аттестат этим обучающимся? (или не школа?) 2. Какая образовательная организация включает обучающегося по форме самообразования, в базу ЕГЭ? 3. Каким образом выпускники по форме самообразования смогут через несколько лет восстановить аттестат? На основании каких документов?

 Понамарева Олеся Юрьевна   27.05.2015 в 15:21

 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.