Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Вопросы Министерству. Часть 2.

,

Мы продолжаем публикацию ответов заместителя министра образования и науки РФ Каганова Вениамина Шаевича на вопросы наших читателей. В середине ноября 2013 года по согласованию с Министерством образования и науки РФ мы запустили сбор вопросов, которые присылали из различных регионов страны — от Москвы до Сахалина, и касались самых разных тем: ФЗ «Об образовании», ЕГЭ и КИМы, повышение квалификации, инклюзивное образование и образование одаренных детей, локальные акты, финансы и др. Первую часть смотрите в журнале «Директор школы» №2 и на нашем сайте в разделе «Материалы».

«В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» написано, что учитель имеет право на повышение квалификации раз в три года. Это значит, он может и не повышать свою квалификацию раз в три года?»

Согласно Федеральному закону №273 ­ФЗ с 1 сентября 2013 года педагогические работники получили право на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47).

В соответствии с законодательством об образовании прохождение курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки является и правом, и обязанностью педагогических работников, поскольку согласно п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона №273 ­ФЗ педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень. По общему правилу необходимость дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель. Однако в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить обучение работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности (ст. 196 Трудового кодекса РФ).

Необходимость обучения педагогов по тем или иным программам дополнительного профессионального образования возникает по разным причинам: в силу требований ФГОС, в связи с несоответствием имеющейся квалификации профилю работы в должности, перед прохождением аттестации.

Требования к объему учебного времени по программам повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, установлены соответствующими ФГОС. Так, например, ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. №1897) предусматривает, что непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий (п. 22 данного ФГОС).

Таким образом, если отсутствует решение работодателя в порядке ст. 196 ТК РФ, а учитель, например, повышает свой профессиональный уровень другими способами, то он может и не осваивать дополнительные профессиональные программы один раз в три года, если иное требование не установлено во ФГОС. Так, например, в п. 22 Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012г. №413 установлено требование о том, что непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения должна обеспечиваться освоением ими в том числе посредством электронного обучения, с применением дистанционных образовательных технологий, дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным образовательным программам.

«В статье 17 ФЗ «Об образовании» перечислены формы получения образования, но нет подробного механизма предоставления образования по указанным формам: семейное, очно­заочное, заочное. Какими нормативно­правовыми документами должны регламентироваться указанные формы образования и на каком уровне должны быть приняты эти акты: муниципальном или образовательного учреждения?»

Согласно ч. 2 ст. 17 Федерального закона №273 ФЗ обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно­заочной или заочной форме.

В соответствии с ч. 5 указанной статьи формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон №273­ ФЗ не предусматривает регламентацию форм обучения на муниципальном уровне.

Поскольку основным различием между формами обучения является объем обязательных занятий педагогического работника с обучающимися, то перераспределение различных видов занятий находит свое отражение в учебном плане, который согласно п. 9 ст. 2 указанного Федерального закона является составной частью образовательной программы.

В соответствии с ч. 7 ст. 12 данного Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Таким образом, поскольку разработка образовательных программ отнесена к компетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность, то с учетом вышеизложенного получение образования в различных формах регулируется этой организацией самостоятельно в соответствии c федеральными государственными образовательными стандартами (при реализации основных образовательных программ).

«В прежнем законе между образовательным учреждением и учредителем заключался договор о взаимоотношениях. Необходимо ли по новому закону заключать такой договор?»

Заключение образовательным учреждением договора с учредителем было предусмотрено п. 3 ст. 11 Закона РФ от 10 июля 1992г. №326 ФЗ «Об образовании». Однако этот пункт утратил силу с 1 января 2011 года в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 8 мая 2010г. №83 ­ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Таким образом, норма Закона РФ «Об образовании» о заключении договора с учредителем на момент вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» уже утратила силу и не действовала 2 года и 8 месяцев.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» заключение такого договора также не предусматривается.

«Какие нормативно­правовые акты регламентируют применение и разъясняют ситуацию «конфликт педагогических интересов»? Какие санкции?»

Определение конфликта интересов дано в п. 33 ст. 2 Федерального закона №273 ­ФЗ. Согласно данному пункту, конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

К ситуации конфликта интересов педагогического работника относится и запрет ч. 2 ст. 48 Федерального закона  №273 ­ФЗ на осуществление индивидуальной педагогической деятельности в отношении обучающихся той организации, где педагог работает, если это ведет к конфликту интересов. Представляется, что сложно подобрать ситуацию, в которой данный конфликт не может возникнуть.

Вместе с тем доказать наличие такой деятельности и принять законные меры к педагогическому работнику, ею занимающемуся, достаточно сложно по целому ряду причин.

Во­первых, выявить наличие таких платных занятий можно будет только в случае, если обучающийся заявит, что они проводились. Администрации школы бывает достаточно сложно достоверно понять, являются ли бесплатные занятия с отстающим или талантливым ребенком занятиями в рамках обязанностей учителя или репетиторской деятельностью. В случае если занятия проходят дома у учителя или ученика, это в принципе не может быть проконтролировано администрацией.

Во­вторых, при получении такого заявления будет достаточно сложно доказать его соответствие действительности, поскольку педагог может занять позицию, что его оклеветали и денег за занятия с ученика он не брал.

В­третьих, в рассматриваемом случае мер воздействия на педагога со стороны администрации образовательной организации в Федеральном законе № 273­ ФЗ не содержится, однако ситуация конфликта интересов упоминается в п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ как основание расторжения трудового договора по инициативе работодателя: непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. Вместе с тем следует отметить, что с учетом вышесказанного доказать этот факт достаточно проблематично.

«В соответствии с законом именно школа определяет, какими будут аттестаты, выдаваемые выпускникам, то есть школа сама закупает бланочную продукцию для этих документов? Если это так, то стране грозит всплеск преступлений на этой почве. Наверняка возникнут и вопросы к аттестатам, ведь, скорее всего, они окажутся разными (от разных исполнителей заказа), примут ли их вузы?»

Ответ на данный вопрос содержится в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 ноября 2013г. № НТ­1106/08 «О приобретении (изготовлении) бланков документов об образовании». Приводим выдержки из данного письма.

В соответствии с п. 17 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 ­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации (далее — бланки) относится к компетенции образовательной организации. При этом Федеральный закон в отличие от ранее действовавшего Закона Российской Федерации «Об образовании» не содержит норм, наделяющих органы исполнительной власти полномочиями по организации обеспечения образовательных организаций бланками.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2013г. №989 «Об утверждении образцов и описаний аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и приложений к ним» (зарегистрирован Минюстом России 8 октября 2013г., регистрационный № 30109) установлено, что до 1 января 2014 года дубликаты соответствующих аттестатов и приложений к ним оформляются в соответствии с формами документов, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2009г. №295 (зарегистрирован Минюстом России 16 октября 2009г., регистрационный №15042) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2009г. №681 (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2009г., регистрационный № 15810). Неиспользованные бланки таких аттестатов с 1 января 2014 года подлежат уничтожению.

Таким образом, бланки аттестатов будут едиными для всей страны независимо от их производителя. Кроме этого, согласно ч. 9 ст. 98 Федерального закона №273­ФЗ, для обеспечения учета сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, сведения о таких документах вносятся в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», формирование и ведение которой организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования. Федеральные государственные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, сведения о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении путем внесения этих сведений в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».

Наличие указанного федерального реестра позволяет любой образовательной организации высшего образования убедиться в действительности соответствующего аттестата о среднем общем образовании.

«Насколько я понимаю, новый закон не предусматривает награждениявыпускников медалью. Действительно ли медали отменяются? Какова в этом вопросе судьба медалей выпускников 2013–2014 учебного года?»

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» академическое право обучающихся на поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно­технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности реализуется посредством установления таких поощрений на уровне образовательных организаций соответствующими локальными нормативными актами. Таким поощрением может быть и награждение медалью образовательной организации за успехи в учении.

Кроме того, различные меры поощрения обучающихся могут быть предусмотрены на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, в том числе в рамках реализации предусмотренного ч. 4 ст. 77 Федерального закона №273 ФЗ права органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на установление специальных денежных поощрений для лиц, проявивших выдающиеся способности, и иных мер стимулирования указанных лиц.

Медали «За особые успехи в учении» не являются документами об образовании или документами об обучении, соответственно, Федеральный закон не предусматривает правового регулирования поощрений обучающихся за успехи в учебе путем их награждения золотой и серебряной медалями (медалями «За особые успехи в учении»), а также полномочий Министерства образования и науки Российской Федерации по установлению их образцов.

К полномочиям федеральных органов исполнительной власти относятся установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования (п. 11 ч. 1 ст. 6), но не обучающимся и выпускникам.

Правовое значение получения таких медалей было сведено на нет несколько лет назад (с 1 января 2009г.), когда Федеральным законом от 9 февраля 2007г. №17­ ФЗ были отменены льготы при поступлении в вузы для «лиц, окончивших с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего образования». С этого времени такие медали имели исключительно поощрительное значение, что обусловило отсутствие необходимости регламентации награждения такими медалями на уровне нормативных правовых актов федерального уровня.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 сентября 2013г. №1074 признан утратившим силу изданный ранее приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2010г. №140 «Об утверждении Положения о медалях «За особые успехи в учении»». В Положении о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013г. №466, полномочия по установлению медалей «За особые успехи в учении» не предусматриваются.

Таким образом, на сегодняшний день законодательством об образовании система награждения обучающихся за успехи в учебе и ее регламентация закреплены за образовательными организациями. Соответственно, предусмотренные ранее федеральным законодательством медали выпускникам 2013–2014 учебного года выдаваться не будут.

«ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», не содержит положений об официальном использовании государственного герба РФ. ФЗ от 25 декабря 2000г. №2 ­ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» допускает помещение герба на печатях государственных организаций (ст. 4). Муниципальные образовательные организации в этот перечень не входят. Какую печать теперь ставить на документ об основном общем образовании муниципальному общеобразовательному учреждению, если пользоваться печатью с изображением герба РФ мы не имеем права, а по Типовому положению на документ об образовании должна ставиться гербовая печать?»

В соответствии со старым законом РФ «Об образовании» образовательные учреждения или научные организации, имеющие государственную аккредитацию, выдают по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации. Данные документы заверяются печатью с изображением государственного герба Российской Федерации. Учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) заверяет такие документы своей печатью, не содержащей изображения Государственного герба Российской Федерации (п. 2 ст. 27).

Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273 ­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержит положений по поводу использования образовательными и иными организациями государственного герба Российской Федерации. Следовательно, в данном вопросе необходимо руководствоваться общими правилами Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000г. №2­ ФКЗ
«О Государственном гербе Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

Согласно ст. 4 данного Федерального конституционного закона государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно­властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Таким образом, с момента вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», то есть с 1 сентября 2013 года, размещать государственный герб Российской Федерации на печатях вправе только государственные образовательные учреждения, но не муниципальные или частные образовательные организации, независимо от наличия государственной аккредитации реализуемых ими образовательных программ.

Применяя нормативные акты, принятые до вступления в силу Федерального закона №273 ­ФЗ, следует руководствоваться правилом ч. 5 ст. 111 данного Федерального закона: со дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Таким образом, в части использования печати с государственным гербом Типовое положение противоречит Федеральному закону №273­ ФЗ и Федеральному конституционному закону №2­ ФКЗ и поэтому не применяется.

Вместе с тем следует отметить, что документы об образовании, выданные лицам, прошедшим государственную итоговую аттестацию, образца, установленного Министерством образования и науки Российской Федерации, обладают юридической силой независимо от наличия или отсутствия на них печати образовательной организации с изображением государственного герба Российской Федерации. 

 

Материал подготовила Терешатова Е.

 

   
 
 
 

24.03.2014  |  Просмотров: 10804  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.