Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Эффективный контракт

Ломов Алексей Иванович, Заместитель главного редактора журнала «Практика административной работы в школе», Издательская фирма "Сентябрь", г. Москва

В Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, впервые на законодательном уровне был определен термин «эффективный контракт». Что же это такое и как с ним «бороться»?

«Эффективный контракт» — трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Конкретизация условий трудового договора, превращающего его в эффективный контракт, содержится в Рекомендациях по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (далее — Рекомендации), утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н.

Давайте попытаемся выяснить: имеются ли различия между эффективным контрактом и обычным трудовым договором?

 

Статья 57 Трудового кодекса РФ

Программа

Пункт 8 Рекомендаций

Трудовой договор

Эффективный контракт — трудовой договор, в котором конкретизированы:

 

Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) — включается обязательно;

уточнение применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права — могут быть включены

Должностные обязанности

Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику учреждения работы)

Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) — включаются обязательно;

компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте — включаются обязательно

Условия оплаты труда;

показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат;

зависимость стимулирующих выплат от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг

Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника учреждения, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник учреждения принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

рекомендуется конкретизировать условия осуществления выплат компенсационного характера (наименование выплаты, размер выплаты, а также факторы, обусловливающие получение выплаты) и стимулирующего характера (наименование выплаты, условия получения выплаты, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, размер выплаты)

Условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами — включается обязательно;

о видах и об условиях дополнительного страхования работника — могут быть включены;

об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи — могут быть включены

Меры социальной поддержки

Условие об обязательном социальном страховании работника учреждения в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;

меры социальной поддержки и другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений

 

 

 

 

Из анализа этой таблицы видно, что различия обычного трудового договора и эффективного контракта заключаются, по сути дела, в формулировках. «Новым» в эффективном контракте является включение в него условий осуществления выплат стимулирующего характера (наименование выплаты, условия получения выплаты, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, размер выплаты).

Таким образом, показателем перехода на эффективный контракт будет служить использование в тексте трудового договора термина «показатели и критерии оценки эффективности деятельности» (при определении которых можно использовать письмо Минобрнауки России от 20 июня 2013 г. № АП-1073/02 «О разработке показателей эффективности»).

Поэтому введение эффективного контракта представляет собой не что иное, как изменение условий, определенных сторонами трудового договора, и должно быть осуществлено в строгом соответствии с трудовым законодательством РФ.

Это значит, что внесение изменений в имеющиеся трудовые договоры работников в подавляющем большинстве случаев может быть осуществлено только по соглашению сторон (ст. 72 Трудового кодекса РФ). А чем детальнее будут прописаны в новом трудовом договоре (в дополнениях или изменениях трудового договора) показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, размер стимулирующих выплат, тем чаще будет возникать необходимость вносить соответствующие изменения в трудовые договоры (например, при введении ФГОС вполне логичным является установление стимулирующих выплат за этот процесс, однако когда ФГОС будет внедрен, такие стимулирующие выплаты становятся попросту бессмысленными).

В тех случаях, когда работник будет возражать против таких изменений в трудовом договоре, директор попадет в весьма неприятную ситуацию, поскольку без согласия работника директор вправе вносить изменения в трудовые договоры только по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 Трудового кодекса РФ).

Такими переменами могут быть изменения в технике и технологии производства, совершенствование рабочих мест на основе их аттестации, структурная реорганизация производства (п. 21 постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

А изменение показателей и критериев оценки эффективности деятельности работников никак нельзя отнести к изменениям организационных или технологических условий труда, несмотря на то, что изменения организационных или технологических условий труда могут повлечь за собой изменение условий оплаты труда. Поэтому детализация всех этих показателей должна быть разумной, и в трудовой договор имеет смысл включать только те компенсационные и стимулирующие выплаты, которые будут регулярными и стабильными (например, стимулирующие выплаты за квалификационные категории). Важно при этом не забыть указать периодичность и условия получения таких выплат, иначе придется выплачивать их ежемесячно независимо от результатов деятельности. Относительно тех компенсационных и стимулирующих выплат, которые будут нерегулярными, различными по величине, в трудовой договор (дополнение или изменение трудового договора) лучше всего включить фразу типа: «… а также иные компенсационные и стимулирующие выплаты, порядок, величина и периодичность которых устанавливается Положением об оплате труда».

Такой подход к описанию системы оплаты труда в трудовом договоре вполне корректен, поскольку трудовые отношения регулируются по принципу сочетания государственного (централизованного) и договорного (локального) регулирования (ст. 2 Трудового кодекса РФ).

При этом необходимо помнить о том, что невключение в трудовой договор каких-либо из прав и (или) обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений, не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей (ч. 5 ст. 57 Трудового кодекса РФ). Это значит, что даже в том случае, когда в трудовые договоры конкретных работников не внесены никакие изменения и дополнения, а федеральными и (или) региональными законодательными актами, а также нормативными актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами образовательной организации они предусмотрены, работники обладают в полном объеме предусмотренными правами (в том числе и правом на получение компенсационных и стимулирующих выплат) и в полном объеме исполняют предусмотренные обязанности.

Из вышесказанного становится ясным, что не так страшен эффективный контракт, как его представляют, и бороться с его внедрением просто нет смысла. К его внедрению нужно подойти спокойно и обдуманно!

Считаете нужным его внедрить (или будет письменное указание) — внедряйте!

Однако, чтобы быть в числе передовиков, успешно реализующих Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, не следует тянуть с его внедрением!

А теперь небольшой экскурс в новейшую историю оплаты труда работников образовательных учреждений России.

Впервые необходимость «осуществить действенные меры по улучшению материального положения и усилению стимулирующей роли заработной платы работников здравоохранения, системы социальной защиты населения, образования, культуры, науки и других учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании; упорядочить соотношения в уровнях заработной платы в зависимости от сложности труда и квалификации работников, создать механизм поддержания этих соотношений» на законодательном уровне была закреплена в постановлении Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки». Данную ситуацию в терминах современных информационно-коммуникационных технологий можно назвать «Система оплаты труда работников образования. Версия 1.0».

В следующий раз проблема «дифференциации уровней оплаты труда в зависимости от квалификации и сложности выполняемых работ, порядка определения и размеров выплат компенсационного характера, а также порядка определения выплат стимулирующего характера и критериев их установления» была рассмотрена в постановлении Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Это уже явно «Система оплаты труда работников образования. Версия 2.0».

И, наконец, «обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)», предусмотренное Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, может претендовать на «Систему оплаты труда работников образования. Версия 2.1».

Скорее всего, это не последняя версия «Системы оплаты труда работников образования», которую предстоит внедрить с целью сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в образовательных учреждениях. Хотя представляется очевидным, что ни эффективный, никакой иной контракт, никакая система оплаты труда не позволят повысить среднюю заработную плату без увеличения фонда оплаты труда или (и) сокращения численности работников вашего образовательного учреждения.

 

 

© Директор школы №2, 2014

   
 
 
 

03.03.2014  |  Просмотров: 16614  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.