Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Уметь общаться

Акчурина Елена Владимировна , Докторант Педагогического института Саратовского Государственного Университета им. Н.Г. Чернышевского

Что вы знаете о психологических основах общения? Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как нужно общаться с разными людьми так, чтобы это общение было максимально эффективным для вас и приносило не только пользу, но и радость и удовольствие. Общению нужно учиться! И особенно актуально это становится для молодого, только что вступившего в новую должность директора школы.


В повседневной жизни человек учится общению с детства и постепенно овладевает разными его видами в зависимости от той среды, в которой он живет, и от людей, с которыми ему приходится взаимодействовать. Причем базовые навыки общения приобретаются стихийно в житейском опыте. Но согласитесь, что для продуктивного и цивилизованного общения в современном обществе одного житейского опыта будет маловато.

Вступая в общение, т.е. обращаясь к другому человеку с вопросом, просьбой, приказом, объясняя или описывая что-то, мы ставим перед собой цель оказать воздействие на собеседника, добиться от него желаемого ответа, выполнения поручения или понимания. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Вполне очевидно, что к моменту получения должности директора школы вы уже имеете солидный опыт общения с детьми, их родителями и со своими коллегами. Если в педагогическом общении с детьми и родителями все остается достаточно стабильно, то на общение с коллегами-педагогами придется обратить особое внимание. Ведь с приобретением новой должности и обновлением своего социального статуса вам непременно придется внести соответствующие коррективы в свое общение с подчиненными коллегами-педагогами.

Педагогическое общение

Давайте начнем с привычного нам педагогического общения, успешное исполнение которого является основой эффективной профессиональной деятельности любого учителя. Под педагогическим общением понимается профессиональное общение педагога в процессе обучения и воспитания учащихся, которое имеет определенные педагогические функции и направлено на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений педагога с коллективом учащихся. В педагогическом общении реализуются коммуникативная (обмен информацией), интерактивная (организация взаимодействия) и перцептивная (восприятие и установление взаимопонимания) стороны.

Функции педагогического общения обусловлены целями профессиональной деятельности учителя и видами общения, которое может быть поверхностным (приказы, поручения) или глубинным (взаимопроникновение в мир чувств и переживаний; готовность принятия точки зрения партнера по общению). Часто оптимальным является манипулятивное педагогическое общение. Также общение бывает ролевое (деловое) и межличностное (свободное). Различные виды профессионального педагогического общения (общение педагога с учащимися, коллегами по работе, с администрацией школы, с методистом) можно классифицировать и по задачам, поставленным учителем, и по способам их решения. Владение педагогом различными видами общения обеспечивает оптимальность профессионального поведения.

Педагогическое общение отражает специфику характера взаимодействия людей по схеме «человек – человек». Основными характеристиками этой группы профессий являются:

 • умение руководить, учить, воспитывать;

 • умение слушать и выслушивать;

 • широкий кругозор;

 • речевая (коммуникативная) культура;

 • способность сопереживать;

 • наблюдательность к проявлениям чувств, ума, характера и поведения человека;

 • умение и способность мысленно представлять, моделировать внутренний мир человека, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту;

 • проективный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда сможет стать лучше.

Для учебно-дисциплинарной модели характерен авторитарный стиль общения. Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика общения: диктат или опека. Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.

Для личностно ориентированной модели характерен диалогический стиль общения. Способы общения: понимание, признание и принятие личности, основанные на способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть чужую точку зрения, не игнорируя чувства и эмоции). Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей. Личностная позиция: исходить из интересов личности и перспектив ее дальнейшего развития.

Психологи под общением понимают взаимодействие людей, основанное на обмене информацией и взаимном понимании, с целью установления взаимоотношений, влияющих на совместную деятельность. Ключевыми понятиями общения являются взаимодействие, взаимоотношения и совместная деятельность.

Межличностными взаимодействиями называют объективные связи между людьми, выражающиеся в их контактах между собой и влияниях друг друга по ходу этих контактов. Например, совместные действия и усилия, совершаемые в процессе исполнения совместной деятельности. Под межличностными взаимоотношениями понимаются субъективные связи между людьми в группах, представленные системой взаимных психологических установок, ориентаций, ожиданий, обусловленных содержанием их совместной деятельности. Межличностные взаимодействия являются объективной стороной общения и легко наблюдаются со стороны, а межличностные отношения выражают субъективную сторону и проявляются во взаимодействиях.

В целом межличностные отношения определяют психологический климат в коллективе, который, в свою очередь, является важным фактором успешности взаимодействия людей и успешной деятельности всего коллектива в целом.

Культура общения

Общение является процессом взаимодействия человека с человеком и осуществляется с помощью средств речевого и неречевого воздействия. Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные (устная и письменная речь) и невербальные средства общения (телодвижения, звуки, запахи и прикосновения). При этом невербальные средства общения являются неотъемлемой частью вербальных. Они нужны для того, чтобы выражать эмоции и отражать истолкование ситуации, регулировать сам процесс общения, создавать психологический контакт между партнерами, обогащать значения слов и направлять истолкование текста.

В центре внимания всех аспектов общения находится человек. Целью общения является достижение изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческих сферах участвующих в общении лиц. В процессе общения его участники обмениваются не только действиями или результатами труда, но и своими мыслями, идеями и переживаниями.

В разнообразных формах коллективной жизнедеятельности используются различные средства воздействия на людей, в которых концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в культуре людей. Например, в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе и средствах массовой информации. Такие массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания и включения человека в духовную атмосферу жизни через общение. Заговорив о культуре, наверное, уместно будет остановиться на таком важном понятии, как «культура общения».

Под культурой общения понимаются основные общечеловеческие нормы нравственности. Существуют три важнейших правила (нормы) культуры общения. Первое из них было сформулировано древними римлянами: «Договоры должны выполняться». Оно широко известно как принцип взаимоотношений между государствами. Но этот принцип также является необходимой нормой любого человеческого общения. Вполне естественно, что нарушение руководителем данного правила наносит огромный вред упрочению деловых контактов.

Второе правило «Признание человека высшей ценностью» было сформулировано в XIX веке немецким философом И. Кантом. Данная норма взаимоотношений так и останется благим пожеланием великого мыслителя, потому что ее гуманистический смысл может быть реализован лишь в том обществе, где исключено социальное и национальное неравноправие.

И третье правило взято из Евангелия и известно как золотое правило нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Общение представляет собой сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия. Общение является неотъемлемой частью практического взаимодействия людей. Оно обеспечивает планирование, осуществление и контроль любой деятельности человека.

Общение может проявляться в виде:

 • передачи информации от партнера к партнеру;

 • восприятия друг друга;

 • взаимной оценки друг друга;

 • взаимного влияния друг на друга;

 • взаимодействия друг с другом;

 • управления групповой деятельностью.

Выделяют этапы общения:

 I этап. Прогностический

 • Определение содержания и формы общения;

 • осмысление конкретной ситуации;

 • продумывание алгоритма своих действий и в определенных случаях проигрывание моментов предстоящего общения.

 II этап. Начальный

 • Краткая эмоциональная вступительная речь;

 • психологический настрой через проявление доброжелательности и интереса с учетом индивидуальных особенностей и возможностей собеседника.

 III этап. Управление общением

 • Проявление подлинного интереса к собеседнику и предмету общения;

 • поддержание целостности взаимодействия (равноправные участники общения);

 • направление общения в русло, определенное темой, задачами;

 • реализация необходимости дойти до каждого в общении.

 IV этап. Анализ осуществления действий

 • Осмысление содержания и формы общения;

 • анализ результатов;

 • обсуждение возможных вариантов дальнейшего общения.

Всегда следует помнить о том, что общение не может быть сведено к простой передаче информации. Успешное общение предполагает обязательное наличие обратной связи, т. е. получение информации о результатах взаимодействия.

Навыки продуктивного общения

К профессионально важным качествам, необходимым для общения, относятся:

 • интерес к людям и к работе с ними, наличие потребности и умения общаться, общительность, коммуникативные свойства;

 • способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;

 • гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей личности;

 • умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

 • умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами;

 • способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);

 • умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

 • хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор средств;

 • владение искусством переживаний;

 • способность к импровизации.

Навыки продуктивного общения складываются стихийно или возникают в процессе обучения. Специальным обучением навыкам общения выступает социально-психологический тренинг, или тренинг общения. Одной из форм психолого-педагогического тренинга являются деловые игры, моделирующие типичные педагогические ситуации.

В качестве несложного психологического практикума для осознания значимости общения в нашей жизни предлагаю вам в течение недели фиксировать все межличностные контакты в таблице (см. табл. 1).

Критерии наблюдения и оценки

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Субъект общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инициатор общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностная значимость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личная удовлетворенность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удовлетворенность собеседника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личная включенность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Степень активности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Степень заинтересованности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень конфликтности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проанализировав полученные результаты, вы легко убедитесь в том, что в различных ситуациях цели общения, его результаты и эффективность будут сильно отличаться друг от друга.

Итак, молодому директору следует запомнить, что под общением понимается взаимодействие людей, основанное на обмене информацией и взаимном понимании, с целью установления взаимоотношений, влияющих на совместную деятельность.

Основными функциями общения являются: информационная, побудительная, координирующая, социализирующая, эмотивная, влияющая, наслажденческая. Психологи различают семь видов общения. Специальным обучением навыкам общения выступает социально-психологический тренинг, или тренинг общения.

 

© Директор школы №2, 2014

   
 
 
 

03.03.2014  |  Просмотров: 4611  |  Комментариев: 1

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

"... Елена Владимировна , Докторант Педагогического института Саратовского Государственного Университета им. Н.Г. Чернышевского." -------------------------------------------------------------------------------------- Есть ли в журнале корректор?

 Ганузин Валерий Михайлович   09.04.2014 в 20:08

 


 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.