Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Google Apps

Брыксина О.Ф., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б., координаторы российского образовательного сообщества Google

В течение нескольких последних лет каждый руководитель образовательного учреждения решает общую для всех российских школ проблему создания условий для реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС. И от того, как это делается, во многом зависит успешность реализации процесса перехода на новые образовательные стандарты. Как показывает практика, большинство проблем касается сферы информационно ­коммуникационных технологий, а именно создания информационно ­образовательной среды (ИОС).

На сегодня в методическом плане (речь идет о внедрении инновационных педагогических технологий и моделей в образовательный процесс) задача создания информационно-образовательной среды как-то решается (зачастую благодаря педагогам-новаторам), но решение проблемы «эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий»* остается на повестке дня среди приоритетных.

Школа, к сожалению, в основной своей массе еще очень далека от состояния резонанса, когда разработчики новых технологических решений и руководители образовательных учреждений думают и работают «в унисон». Как это ни парадоксально, разработчики информационных систем для образования сегодня готовы более предметно обсуждать технологические решения проектирования ИОС, чем сами руководители образовательных учреждений.

Именно поэтому статья носит «просветительский характер» и показывает возможности проектирования ИОС образовательного учреждения на основе технологий, предлагаемых компанией Google.

Акцент делается на обеспечении интерактивности образовательной среды и эффективном управлении ресурсами образовательного процесса. Для доказательства актуальности достаточно привести цитату из ФГОС основного общего образования: «условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой»**.

ИОС образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС общего образования должна обеспечивать***:

информационно­методическую поддержку образовательного процесса;

планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;

дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Google Apps, состав и структура

Google Apps для учебных заведений — это пакет приложений для планирования и управления совместной деятельностью, совместной работы и общения, публикации материалов, размещения в сети видеоматериалов и многих других инструментов, необходимых в работе современного учреждения образования. Google Apps является эффективным сервисом для построения информационно-образовательной инфраструктуры школы. С помощью этого сервиса любое образовательное учреждение может создать и сконфигурировать собственный домен, в который входят аккаунты пользователей, сервисы, к которым у этих пользователей есть доступ и система управления ими.

Основное предназначение Google Apps — это создание и управление аккаунтов пользователей внутри информационной инфраструктуры школы, то есть создание такой ситуации, когда все или большинство участников учебного процесса официально «представлены» в сети школы — у них есть свои адреса электронной почты, они могут получать извещения о предстоящих событиях, они могут редактировать под своим именем учебные тексты, публиковать записи, получать доступ к электронным ресурсам сети и многое другое. Система аккаунтов индивидуальных пользователей образует школьный домен Google Apps.

Администраторы школьного домена Google Apps для учебных учреждений получают возможность настроить свой домен таким образом, что доступ различных категорий пользователей к возможностям и инструментам, которые содержит этот домен, будет строго регламентирован. Директор школы и завучи будут иметь полный доступ к управленческой информации, учителя — к планам уроков и инструментам совместной учебной деятельности, родители будут получать списки рассылки с новостями, касающимися жизни класса, в котором учится их ребенок.

Поскольку Google Apps для учебных учреждений представляет собой полностью защищенную, безопасную среду, в ней могут иметь аккаунты даже учащиеся начальных классов. Эта возможность оказывается исключительно важной в свете требований ФГОС начального общего образования к уровню ИКТ-компетентности выпускника начальной школы.

В результате конфигурирования школьного домена Google Apps в школе складывается структура пользовательских аккаунтов, позволяющая организовать эффективное взаимодействие между пользователями. В домене Google Apps существует возможность гибко управлять его структурой. Школа, выстраивающая свою информационно-образовательную среду с помощью этого сервиса, может сконфигурировать его таким образом, чтобы доступные его пользователям службы максимально соответствовали их образовательным потребностям. В структуре домена Google Apps можно выделить три уровня.

Первый уровень. Ядро пакета Google Apps составляют шесть сервисов, бесперебойная работа которых гарантируется пользовательским соглашением. Это соглашение администрация школы подписывает с компанией при регистрации Google Apps. В число этих базовых сервисов входят электронная почта Gmail, календарь Google, сайты Google, сервис приложений совместного редактирования Диск Google, служба контактов и клиент мгновенной связи Google Chat. Если мы развернули Google Apps для своего домена, то можно быть уверенным, что эти сервисы будут работать всегда и везде.

Второй уровень. Следующий «слой» домена Google Apps — это более 60 сервисов, разработанных компанией Google, которые также могут быть бесплатно подключены к домену. Среди сервисов второго слоя — сервис видеохостинга Youtube, социальная сеть Google+, сервис создания блогов «Блоггер», и многое другое. В подавляющем большинстве случаев пользователи Google Apps даже не замечают разницы между приложениями первого и второго слоя. Все они хорошо известны и пользуются заслуженной популярностью у пользователей продуктов Google. Но разница есть. Если круглосуточная функциональность и техническая поддержка сервисов первого слоя гарантированы пользовательским соглашением, то на сервисы второго слоя оно не распространяется.

Третий уровень. И наконец, третий, или внешний, слой домена Google Apps составляют продукты, разработанные не Google, а партнерскими компаниями. Среди них такие известные сервисы, как менеджер онлайн документов Zoho, сервис организационных диаграмм Lucid Chart, онлайн графический редактор Aviary и т. д. Подключаются они через галерею приложений Google Apps. Администратору Google Apps, устанавливающему их в свой домен, необходимо иметь в виду, что это продукты сторонних компаний и за их функциональность и техническую поддержку Google ответственность не несет. Справедливости ради надо отметить, что Google заботится о качестве приложений, подключаемых к Google Apps, и включает в свою галерею только продукты серьезных и надежных разработчиков. Сервисы второго и третьего уровней представляют собой уникальный набор инструментов совместной творческой деятельности обучающихся, проектирования учебных ситуаций, ориентированных на формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД в соответствии с требованиями ФГОС.

Кейс: Google Apps в Таллинской центральной русской гимназии

Пакет приложений Google Apps является эффективным инструментом модульного построения информационно­образовательной среды школы. Во всем мире им пользуются десятки миллионов учащихся многих стран. В постсоветском пространстве образовательные учреждения только делают первые шаги в освоении этого инструмента. В нашей статье мы расскажем об опыте использования Google Apps в Таллинской центральной русской гимназии — одной из наиболее технически продвинутых школ Эстонии.

Изменения в рабочей среде и управлении школой

Четыре года назад в гимназии была создана база электронного документооборота и инфообмена на основе публичных аккаунтов Google. Она стала основой для коренных изменений в рабочей и учебной среде школы. Тем не менее с переходом Таллинской центральной русской гимназии на Google Apps появились новые возможности, облегчившие работу школьных администраторов и учителей. Первым публичным шагом внедрения стала презентация проекта на педсовете школы, ему предшествовала техническая работа в среде управления доменом, а также подготовка первичного пакета документов по переходу школы к GApps.

Безопасность и комфорт

Безопасность и комфорт работы в системе на уровне школы обеспечиваются с помощью авторизованного личного доступа, когда каждый участник действует в среде под своими именем. Это снимает часть нагрузки с администраторов, так как ответственность за собственные действия в среде теперь лежит на самом участнике взаимодействия. Таким образом, постепенно происходит изменение многих организационных регламентов в деятельности организации.

Автоматизированная отчетность

Технологии автоматизации используются для сбора и анализа данных, а также интерпретации полученных результатов. К ним относятся современные инструменты аналитики, с помощью которых осуществляется работа с данными по всем направлениям деятельности школы. Среди удобных усовершенствований нельзя не упомянуть такие средства электронного документооборота, как организационные шаблоны. Хороший шаблон работает на упрощение работы с документацией. Автоматизация отчетности нужна для сокращения времени для анализа и принятия решений, для стандартизации школьной документации, представления информации в форме, удобной для дальнейшей обработки. Упрощенный доступ к документам и быстрый обмен информацией позволяют решить проблему корректного заполнения документации со стороны персонала и организовывать коллективную работу учителей.

Обратная связь

Сбор информации с применением опросных форм настолько прижился в школе, что каждое мероприятие или событие завершается онлайн-опросом участников. Традиционные опросы удовлетворенности или анкетирование для самооценивания деятельности запускаются периодически, обычно в конце учебного года. Анкетирование проводят администрация школы, службы социально-психологической поддержки, классные руководители, учителя-предметники и, конечно, ученики (например, в рамках исследовательских проектов). Результаты опросов публикуются на внутришкольном сайте (виртуальной учительской) или в группах рассылки. Преимущество использования опросных форм состоит в том, что кроме числовых данных, получаемых с помощью оргшаблонов, в таблицах ответов можно познакомиться с «особым мнением» участников опроса, которое невозможно усреднять, но важно учитывать в планировании деятельности.

Организация доступа и безопасной работы в сетевой учебной среде

Большое значение для комфортной работы имеет организация доступа учителей и учеников к информационным ресурсам: блогам, сайтам, папкам, документам. Разным целевым группам участников предоставляются разные права на редактирование страниц, добавление комментариев или полное управление ресурсом. С авторизованным доступом через Google Apps практически исчезают проблемы «хулиганства» в рабочей среде. Сами свойства сервисов оказывают влияние на культуру поведения в среде, побуждая учителя быть более свободным и независимым при проектировании активностей в виртуальной среде, а ученика — быть более дисциплинированным. Организовать учебную работу в такой среде несложно, поэтому учитель может уделять меньше внимания техническим деталям, а больше — образовательным технологиям.

Изменения в способах коммуникации субъектов образовательного процесса

Использование электронной почты Gmail учителями приобретает новые черты. Во-первых, статистика по аккаунтам учительской подорганизации показывает, что ежедневно почти 100% учителей просматривают свою почту. Во-вторых, несмотря на то, что объем информации, передаваемой по электронной почте, все время увеличивается, не стало жалоб от учителей на избыточный «поток». Гораздо больше учителей пользуются персональными настройками, ярлыками и фильтрами в личной почте. Для разделения информационных потоков используются группы рассылки (их в школе больше 30). Среди них есть отдельные информационные рассылки на весь педколлектив, на методобъединения, а также на классы или на группы учащихся. В­третьих, заметно лучше обстоят дела с сетевым этикетом при использовании электронной почты, практически не стало «школьного спама».

Повышается уровень взаимодействия и информационного обмена между учителями. Стало больше совместных проектов с участием нескольких учителей, нередки случаи создания папок на диске Google с общим доступом для учеников. Для сопроектирования используются также сайты с несколькими владельцами.

Для обмена ссылками и профессионального общения было организовано виртуальное сообщество учителей TKVG в социальной сети Google+ http://clck.ru/8mGMx. Если раньше информирование учителей о возможностях интернета и новых образовательных практиках шло через периодические электронные рассылки, то теперь инфообмен становится более разнонаправленным.

Учителя гимназии продолжили поиск новых подходов к разработке электронных учебных материалов и интерактивных заданий: используются идеи развития функциональной грамотности чтения, проектируется больше творческих заданий, организована работа с открытыми данными. Свои работы ученики публикуют на сайтах, в личных портфолио или открывают доступ на чтение и комментирование учителям. Благодаря документам Google сам процесс выполнения заданий становится доступным учителям. Практически к каждому рабочему листу или заданию разрабатывается инструмент оценивания. В дистантных курсах, разработкой которых учителя школы занимаются уже три года, используются таблицы продвижения, разные формы обратной связи, автоматизированные шаблоны для рецензий, разработанные в таблицах Google. Многими учителями практикуется комментирование ученических работ в документах Google. Во всех дистантных курсах организованы разделы ученических портфолио.

Новые формы обучения учителей

Гимназия старается использовать новые возможности обучения учителей, появившиеся у нее с внедрением среды Google Apps. Традиционных курсов по ИКТ уже практически не проводится, зато возросло количество внутришкольных курсов по запросу, привязанных к решению каких-либо конкретных практических задач — подготовки Дней дистанта, проведения уроков вне класса и т. д. По формату это краткосрочные (по 2–4 часа) курсы для малых групп, без отрыва от работы. Материалы курсов, как правило, доступны в школьной сети. Один из признаков изменений — ставший привычным запрос от учителей: «Где можно ознакомиться с материалами? Попробую разобраться самостоятельно…» В школе также активно используются возможности для неформального обучения и консультирования учителей онлайн.

Рост ИКТ­компетенции учителей

Рост ИКТ­компетентности учителей можно отследить по прямым и косвенным показателям. За год значительно увеличилось количество учителей, создавших собственные, авторские интернет­ресурсы в среде Google Apps. Всего за год создано около 100 сайтов разного назначения: сайты в поддержку уроков, сайты дистантных курсов, сайты проектов, сайты отдельных активностей и, конечно, классные сайты. Организованы учебные сайты по математике, биологии, химии, информатике, родному и иностранным языкам… Речь идет о ресурсах, на которых учителя не только систематизируют учебные материалы, но и организуют взаимодействие с учениками. Например, в качестве инструмента электронных заданий среди педагогов хорошо прижилась форма интерактивного рабочего листа. Продолжается активность в блогах классов, начатых еще 4 года назад, этот факт свидетельствует о сформированности привычек и профессиональных потребностей учителей. Работа в электронной среде стала нормой для многих учителей школы…

Итоги

Google Apps — это сравнительно молодой информационный инструмент на пост­советском образовательном пространстве. Использующие его школы лишь делают первые шаги, осваивая заманчивые возможности, которые дает использование этой технологии. Но уже сейчас можно сделать первые выводы по полученным на настоящий момент результатам.

Работа в Google Apps обеспечивает более быстрый и удобный доступ к технологическим и образовательным ресурсам, улучшает возможности для коллективной работы учителей, учеников, совместной — тех и других. Google Apps — это бесплатное решение, ориентированное прежде всего на формирование и управление контентом информационно­образовательной среды.

В процессе работы в этой среде упорядочиваются и систематизируются внутришкольная информация, все время уточняются и улучшаются организационные и опросные формы и шаблоны. Поскольку значительная часть рутинной работы уходит в электронные формы, высвобождаются ресурсы для творческой и продуктивной деятельности учителей, у которых появляется свобода для занятий проектированием учебных сценариев, для создания качественных учебных материалов и более целевого использования новых веб­инструментов.

Использование Google Apps в школе обеспечивает вариативность и оперативность способов организации информационных потоков управленческой, учебной, методической и др. информации, возможность использования приватного и публичного, синхронного и асинхронного (в отсроченном режиме) режимов взаимодействия субъектов образовательного процесса (администрации, педагогов, учащихся и их родителей) в зависимости от решаемых задач.

С точки зрения управления школой особенно важно, что инструменты Google Apps помогают изменять организационные процессы и регламенты. Распространение информации становится адресным и более быстрым, отчеты и документы, собирающие общую статистику, становятся полнее и качественнее, а планирование — по­настоящему совместным.

Пакет Google Apps позволяет решать задачи на уровне оперативного менеджмента и прежде всего текущего планирования деятельности администрации образовательного учреждения и всего педагогического коллектива в целом, распределять обязанности и согласовывать взаимодействие всех структур (например, с помощью Google­календаря), участвующих в реализации плана, и осуществлять контроль за его исполнением.

Google Apps — это новая технология взаимодействия и организации образовательного процесса. Входящие в этот пакет сервисы предоставляют уникальную возможность организации совместной продуктивной деятельности субъектов образовательного процесса и составляют инструментальную основу инновационных педагогических технологий деятельностного типа (модель «1 ученик: 1 компьютер», «обучение вне стен классной комнаты», BYOD — «принеси свое устройство» и др.). Меняется предмет и технология оценивания.

Значительно возрастает мотивация участников образовательного процесса, работающих в информационно­образовательной среде, построенной на основе Google Apps. С чем это связано? Думается, что для школьников это связано с активным включением в деятельность (ну не хотят они «штудировать» учебник!). А для учителя это уникальная возможность профессионального самоутверждения, признания педагогическим сообществом и, конечно, учениками! Мотивация — это то, что объединяет интересы ученика и учителя, и то, в чем заинтересован каждый руководитель!

Само участие и опыт работы в среде Google Apps — это сетевой опыт, которого вне школы у некоторых учителей да и учеников может до этого и не быть. Умение решать рабочие и учебные проблемы и задачи сетевым, коллективным способом — это тоже для многих эксперимент, который может привести к значимым образовательным результатам, в том числе в контексте внедрения ФГОС.

Таким образом, Google Apps можно рассматривать как комплексное технологическое решение, которому свойственен некоторый «дуализм», если говорить о цели внедрения.

Предложение есть… Каков на него спрос? Можно констатировать факт, что первые шаги в школах Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Самары и других городов России сделаны. И сделаны успешно прежде всего там, где руководитель образовательного учреждения осознает степень значимости такого рода инноваций. А кто, если не он, несет ответственность за то, как развивается его образовательное учреждение?

 

__________________________

* ФГОС общего образования. Основное общее образование. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=2588

 

___________________________

** Там же.

*** Там же.

Брыксина Ольга Федоровна,
заведующая кафедрой ИКТ в образовании ПГСГА, г. Самара,

Рождественская Людмила Викторовна,
образовательный технолог TKVG, тренер проекта DigiTiiger по обучению учителей, Эстония

Ярмахов Борис Борисович,
координатор российского образовательного сообщества Google

 

© Директор школы №1, 2014

   
 
 
 

24.01.2014  |  Просмотров: 13227  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.