Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Две модернизации

Бабинский Михаил Брониславович, ведущий научный сотрудник Института общего среднего образования РАО, кандидат педагогических наук, г. Москва

Общеобразовательная школа: средняя, полная, всеобщая… Итоги работы ее являются решающим фактором, определяющим бытие новых поколений… После того, разумеется, как они приступают к зрелой поре своего существования…

Если школа идет в ногу со временем, тогда и модернизировать, собственно, нечего. Ни школу, ни мир бытия человеческого в зрелую пору жизни… Совсем по-другому выглядит ситуация, когда деятельность школы запросам времени не отвечает. Тогда-то и возникает необходимость «приводить ее к такому именно состоянию», которого на данный момент у нее нет, но которое должно быть… В соответствии с требованиями, предъявляемыми: природой хомо сапиенс; логикой текущего момента движения цивилизации. Смысл модернизации, таким образом, — в замене того, что реально имеется, но приведенным критериям не отвечает, тем, что следует ввести, дабы соответствие восстановить.

Модернизация мира (как она понимается в данной статье) — это, по существу, вопрос о бытии зрелой поры жизни, когда на этапе своей человеческой реализации субъект овладевает Истиной собственного существования. Тогда как постижение этой Истины составляет главную цель предшествующего этапа — становления человеческого… С центральным его (этого становления) звеном (в сравнении с до­ и послешкольными) — школьным как таковым. «Центральным» не только благодаря срединному положению, но и по тому удельному весу, который свойствен ему в процессе приготовления к взрослой жизни вообще.

Итак, общеобразовательная школа (когда в этом есть необходимость, конечно) способна выступать в качестве наиболее простого и эффективного инструмента модернизации мира. Сегодня подобная необходимость имеется. Поскольку бытие людей в зрелую пору жизни становится все бездуховней. Следовательно, модернизация школы должна протекать сейчас под знаком принятой ею задачи организовать приготовление школьников к одухотворенному зрелому бытию.

Дух не равен интеллекту… Потому что содержателен (тогда как интеллект формален). Схематизируя несколько, можно дать такое определение: интеллект — это формализованный дух. Это, фигурально выражаясь, мельница, в которую что засыплешь, то и получишь. Вот с этой подмены духа подлинного, содержательного мнимым, формальным вся трагедия современной средней полной всеобщей общеобразовательной школы и начинается. Потому что вот этот формализованный дух принимается главной целью школьного образования! Возможно ли с такого рода обезличенными приоритетами обеспечить приготовление школьника к одухотворенному бытию зрелой поры жизни? Нет, нельзя… Да и как же можно ответить иначе, если тот «человек», который «витает в представлении» разработчиков нынешних педагогических систем для школы развитых стран мира, изначально (в стадии целеполагания) неполноценен?!

Сдается мне, что духовность трактуется у нас сегодня как­то односторонне, с явным креном в направлении религии. Стоит лишь заговорить о духовности, как тут же убеждаешься, что поняли тебя именно в религиозном смысле. Ну, а светский­то смысл где? Тот, что проявляется в таких формах духовности, как искусство или философия идеализма? Или взять творчество научное?.. Разве вот эти традиции светской духовности в истории цивилизации значат меньше религиозных?

Так отчего ж тогда методология художественного, философско­гуманистического и научно-исследовательского познания в современной общеобразовательной школе задвинута в дальние дали? Ведь, казалось бы: светский характер российской школы по логике вещей должен бы прежде всего распахнуть двери ее как раз для светских форм духовности!

Не тут-то было. В качестве точки опоры при организации человеческого становления школьника в нынешней общеобразовательной школе фигурирует отнюдь не духовность, а какой­то, если можно так выразиться, обезличенный интеллектуализм… (С ЕГЭ — в качестве вполне естественного для этого принципа заключительного аккорда.)

Чем дальше на сегодняшний момент реальное бытие зрелого человека отстает от своего времени, тем круче должна быть изменена школьная педагогическая система. (Педагогическая система — проект педагогических отношений между старшим и младшим современниками.) В сегодняшней общеобразовательной школе есть звено, педагогическая система которого заслуживает не просто реформирования, а коренной реорганизации. Это звено — старшее. В сравнении с младшим и средним звеньями, наладить работу которых современная общеобразовательная школа в принципе смогла неплохо, положение в старшем звене следует признать попросту катастрофическим! Вследствие чего оно и становится тем источником, из которого вытекает главная проблема бытия современного зрелого человека: бездуховность!

А это опасно до чрезвычайности! Поскольку в обеспечении нормального бытия человека именно одухотворенность занимает ключевое положение! Я не буду сейчас на этом останавливаться, но именно так определено быть самой природой хомо сапиенс! Стало быть, в нынешнем своем состоянии цивилизация людей движется поперек своей собственной природы! А чем подобные номера заканчиваются у нас на планете, известно очень хорошо! Будь то заяц, потерявший способность к быстрому перемещению. Или государство, утратившее централизацию. Или человек, скатившийся к бездуховному существованию…

Церковь, которая до поры до времени справлялась с проблемой одухотворения бытия зрелого человека, в настоящий момент снизила эффективность своей работы. В принципе, компенсацию религиозных форм одухотворения бытия можно было бы наладить светскими формами (искусство, философия идеалистического толка). Однако на сегодняшний день они безмолвствуют. В таком случае что же остается в распоряжении нашей бедной цивилизации для инициации собственного спасения? Да, совершенно верно! Единственной надеждой ее остается современная полная общеобразовательная школа! Выход — в ее умении произвести на свет среду людей, способных к одухотворенному существованию! Никакой гений — художественный ли, философский ли — без подобной «питательной» среды родиться не может! (Сомневающихся отсылаю к четвертой статье В. Г. Белинского о Пушкине. Г. Р. Державин, по мнению великого критика, конгениален лучшему русскому поэту. Однако развиться его незаурядному таланту до пушкинского уровня помешало то, что вокруг него не было способной к одухотворенному существованию среды.)

Да, ну так вот такая она, эта новая и почетная миссия, выпавшая нынче на долю общеобразовательной школы развитых стран! Как-то так вдруг сегодня все в цивилизации людей перевернулось, что судьба ее будет решаться именно здесь, на этапе становления человеческого. И не убеленными сединой старцами, а совсем юными, только что вступающими в сознательную жизнь людьми! (При условии, что первые им этот процесс организуют, конечно!)

Ну так что ж… Общеобразовательная школа: средняя, полная, всеобщая… Земная цивилизация сама же и породила это потенциально едва ли не высшее из всех своих достижений и теперь имеет полное право им воспользоваться как точкой опоры! Ключевой момент здесь, естественно, в готовности развитых стран предоставить каждому новому гражданину своему целых 11–12 лет (а это — седьмая часть общей продолжительности жизни современного человека) на становление человеческое. (Дело здесь, понятно, к одному общему количеству сводиться не может. Оно как раз в качестве.)

В этом контексте очень важно принять во внимание: какой же именно период взросления человеческого впервые в истории цивилизации сделался сегодня всеобщим. Это — старший школьный возраст, пора личностного самоопределения человеческого!

А поскольку процесс освоения модели одухотворенного бытия никаким другим, кроме как личностным, быть не может, постольку можно сказать, что возможности для массового овладения светским типом этой модели в цивилизации появились только теперь!

Речь, таким образом, идет о реорганизации вполне конкретного периода человеческого становления школьника: о тех двух­трех последних годах (в российской школе — это 10–11­е классы), за счет прибавления которых неполная средняя школа (1–9­е классы) превращается в полную (1–11­е классы). Значит, когда мы ставим вопрос о модернизации общеобразовательной школы, то он на 90% касается ее старшего звена. Именно оно становится решающим объектом модернизации!*

Кстати, граница, пролегающая нынче между младше­средней и старшей школой, на мой взгляд, устарела. Членение должно быть другим: 1–8­е и 9–11­е классы. Потому что, в соответствии с выявленной психологами закономерностью человеческого становления нынешнего школьника, те фундаментальные изменения качественного порядка, что протекают в его «зоне ближайшего развития», совпадают как раз с возрастом девятиклассников. Это у них впервые в качестве ведущей заявляет о себе потребность самоопределения личностного плана (прежде этот план был типичностным). А приоритетным направлением развития становится духовное.

Следовательно, каждый, кто хочет не только поспеть за динамикой перехода человека из старшего подросткового возраста в юношеский, но и в решающей степени поспоспешествовать этому, обязан с данными революционными новообразованиями в девятикласснике считаться. Признав, что тот по возрастным особенностям своим много ближе стоит к десятикласснику, нежели к восьмикласснику. И, следовательно, на него тоже должен быть распространен тот главный смысл существования, который характерен для группы людей 15–18 лет в целом: становление духовное. (В данном параграфе я опираюсь на весьма содержательное исследование отечественных психологов, результаты которого представлены в книге «Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту». М., 1987.)

Тут я слышу раздраженные голоса, что в сравнении с концом ХХ века девятиклассник (как и вообще старшеклассник) уже не тот. Что сегодня вследствие информационного бума, охватившего планету наподобие разве что эпидемии чумы, уровень проявления данной потребности у старшеклассника снизился и оттого возвратить его к содержательности становления человеческого будет трудно… Ну так что ж!.. Они (т.е. объективные трудности) были и есть всегда и в любом деле! И (будь на то воля и упорство людей) всегда преодолевались!

Тем более что природа нормально­содержательного личностного самоопределения в юном человеке неискоренима! Попробуйте­ка, к примеру, почитать с девятиклассниками классиков французской литературной миниатюры ХVII века Франсуа де Ларошфуко и Жана де Лабрюйера (естественно, предварительно позаботившись о создании необходимой для такого чтения атмосферы) и быстро убедитесь в этом сами! Я пробовал… Шесть раз в двенадцати девятых классах (т. е. с разным составом учащихся)… И везде проходило «на ура»! Домой еще просили хрестоматии — «самим почитать»…

И вообще, складывается такое впечатление, что современная общеобразовательная школа никак не может «освоить» вот эту приплюсовку всеобщности в 2–3 последних года пребывания человека в школе. Уровень и характер работы ее как целостной системы по-прежнему задается младше­средним звеном, а вовсе не старшим. Цивилизация как будто бы никак не может «переварить» того факта, что в мире реально, фактически имеются уже страны, в которых старшее звено школы является в такой же мере основным, как и среднее. И даже (об этом можно прочитать во всех методологических рекомендациях) — более основным, чем средне­младшее, поскольку любая система, если она желает быть законченной, должна строиться, исходя из этого вот крайнего, заключительного, звена! (А сейчас выходит, что педагогическая система общеобразовательной школы строится из середины. То есть ситуация выглядит так, будто ведущим видом общеобразовательного учреждения по-прежнему остается неполная средняя школа!)

Суть модернизации современной общеобразовательной школы заключается в том, чтобы в 8–11 классах сделать духовное развитие ведущим направлением человеческого становления школьника, со всей непосредственностью развернуть там процесс приготовления к одухотворенному бытию зрелой поры жизни. Без чего приведение этого бытия к должной современности немыслимо!

Земляне ХХ века настолько увлеклись решением социальных и технических проблем, что о личности, индивидуальности человеческой позабыли совсем. Оттого и мир, в котором нынче живут люди (включая развитые страны), далек от совершенства…

«Трагедия заключается в том, — пишет И. Бергман, — что мы не хотим менять направления»… Ну так вот и давайте начнем менять его, это направление! Поднимем приготовление школьника к взрослой поре жизни на принципиально новый уровень, сделаем так, чтобы из школы выходил не прозаический обладатель компетенций (т. е., попросту сказать, ремесленник — как сейчас), а творец поэтического мира (того самого, в котором главной производительной силой явится «красота» и за счет которой он и будет «спасен»), и в дальнейшем столь же принципиально изменится уровень взрослых притязаний этого человека! И прежде всего в сфере производства! Ведь более эффективного вида деятельности, чем творчество, в природе не существует! Сущность модернизации мира, таким образом, заключается в переходе зрелого человека к модели одухотворенного бытия.

Ну а теперь, если обратиться к нашему многострадальному отечеству… Чтобы задать вопрос о том, отчего ж это за двадцать постсоветских лет главная, доминантная проблема современной общеобразовательной школы так и не получила в отечественной педагогике своего разрешения?..

Наиболее вероятная причина — трудность. О слишком глубоких изменениях в школьном деле идет в ней речь. Ибо одно дело — вялотекущее реформирование, и совсем другое — коренная реорганизация! Одно дело — репродуцирование на нашей почве того, что имеется в общеобразовательной школе Запада, и совсем другое — созидание неведомого.

Воплощение того, чего еще нигде в мире нет, всегда трудно…

_________________________

* См.: Теория образовательного процесса / М.Б. Бабинский. — М., 2009.

 

© Директор школы №10, 2013

   
 
 
 

25.12.2013  |  Просмотров: 5528  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые материалы

 


 

Самые популярные материалы

 


 

Самые обсуждаемые материалы

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.