Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Материалы

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Не отверженные

Данилова Лариса Николаевна, кандидат педагогических наук, преподаватель Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского

В европейских странах вопрос интеграции учащихся с ОВЗ в массовую школу решен на порядок лучше, чем в России. Посещая школы Австрии и Швейцарии в образовательных стажировках, мы не раз видели успешные примеры интегрированного обучения детей с разными особенностями развития. Опыт Германии, Финляндии и Голландии, описываемый в данном материале, не менее интересен и, возможно, будет в чем-то полезен директору российской школы, которого волнуют вопросы инклюзии.

 

Законодательство, регулирующее права инвалидов, существует лишь в 45 странах, и актуальной проблемой в этих государствах является вопрос «преодоления отторжения» детей-инвалидов. Существует два основных варианта ее решения. Сегрегационный подход требует реорганизации отдельных служб и учреждений специальной поддержки детей с нарушениями, т. е. дальнейшего развития системы специальных школ. А согласно интеграционному подходу оптимальные условия образования детей-инвалидов должны быть созданы в рамках обычных школ, т. е. через интеграцию специальной школы в массовые образовательные учреждения.


Данный подход доминирует в Европе. Рассмотрим особенности его реализации на примере Германии, Финляндии и Голландии —  стран, которые характеризуются толерантным отношением к инвалидам со стороны социума, развитой экономикой, сформированным гражданским обществом и образовательная политика которых направлена на преодоление проблемы неравенства образовательных шансов.
 

Германия

Считается, что интегративный подход в Германии стал применяться с 1994 года, когда были приняты Рекомендации о специально-педагогическом содействии. Однако совместное обучение в обычной школе было опробовано еще в 1980-х, после чего было установлено, что интеграция должна служить не только целью, но и средством обучения.

По достижении ребенком школьного возраста родители подают заявление в обычную или специальную школу, где комиссии определяют, насколько ему подходит данное учреждение. Если в ходе проверки выясняется, что в регулярной школе соответствующих его потребностям условий обучения нет, то ребенку рекомендуется специальное учебное учреждение соответствующего типа. А если нарушения здоровья позволяют посещать обычную школу, комиссия высказывается в пользу интегрированного подхода. Поменять школу можно и в процессе обучения, если выбранная форма не отвечает возможностям детей; решающее слово при этом остается за родителями. В Германии признается, что для усиления эффективности данного процесса помимо внешних условий его организации требуется наем квалифицированного специального персонала, индивидуализация обучения, взаимодействие всех членов школьного коллектива и социальных служб.

Поддержка оказывается ребенку как в школе, так и за ее пределами. В его распоряжении находятся специальный педаго­г и медик. Считается, что хорошим средством интеграции детей с проблемами развития является полнодневная школа —  организационная форма, при которой образовательная концепция школы предполагает гармонично скоординированную учебную и внеучебную деятельность в урочное и внеурочное время. Задача специального педагога при интеграции —  это помощь учителям-предметникам, с одной стороны, и ребенку — с другой, т. е. он является связующим элементом данной цепочки и старается снизить дискомфорт или трудности образовательного процесса для ребенка.

Большую роль в поддер­жке играют и специально-педагогические учреждения­, например центры специального содействия, тесно сотрудничающие с педагогами, в классах которых обучаются дети-инвалиды (кон­сультирование, разработка и помощь в реализации индивидуальных учебных планов, создание учебно-методических пособий, дидактических ма­териалов, совместное участие в различных мероприятиях). За интеграцией учащихся с особыми потребностями наблюдают также представители местных органов управления образованием и социальные службы.

Особое педагогическое содействие в стране полагается школьникам с нарушениями слуха, зрения, эмоционального и социального развития, речи, опорно-двигательной системы, психики, с проблемами в обучении, а также больным детям. Как правило, это школы продленного дня или интернаты.

Опытным путем в Германии подтверждено, что интегративный подход позволяет получать полное среднее и профессиональное образование гораздо большему числу учеников с особыми нуждами. Но интеграция протекает в стране весьма сложно. Распространенным мнением на этот счет является утверждение, что в рамках имеющейся системы специального образования, где продолжают существовать и расти специальные школы, решение проблемы оптимального образования инвалидов невозможно.

Финляндия

В Финляндии переход на совместное обучение ведется куда более динамично.

С 2004 года здесь действует специальный закон о всеобщем равенстве, запрещающий дискриминацию граждан по возрастному, мировоззренческому и другим принципам. Национальный учебный план также закрепляет необходимость соблюдения прав ребенка и обеспечение всеобщего равенства в образовании. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями в Финляндии интегрированы в массовую школу. Считается, что сегодня здесь осуществлен переход школьной системы к социально-интегрированным школам, объединяющим слабых и сильных учеников, а также детей с нарушениями в развитии. На всю страну осталось только восемь спецшкол, и в них обучаются только дети с серьезными отклонениями в поведении, а также глухие, слепые и умственно отсталые ученики. Что касается интеграции психически и душевнобольных детей, то для них существуют специальные классы в обычных школах.

Разумеется, поддержка таких учащихся требует участия в их образовательном процессе специального персонала, а потому в школах действуют целые команды детского индивидуального содействия, и в этом отношении Финляндия —  просто хрестоматийный пример работы с детьми-инвалидами в школе. Помимо учителей с ребенком занимаются специальные педагоги, школьный психолог, школьный социальный работник, школьный врач, медицинская сестра и консультант по разработке индивидуального образовательного маршрута детей. При необходимости ребенок может получить персонального помощника, который будет помогать ему на уроках (к примеру, читать слабовидящим и слепым детям). Количество и функциональная разносторонность персонала во многом объясняют, как стал возможным переход от специальных школ и как финнам удается добиваться высокой эффективности образования.

Кроме того, учителю помогают ассистент и дополнительный учитель. В итоге, с одной стороны, он действительно занимается только обучением детей, имея в своем распоряжении большую группу квалифицированных помощников, с другой — учащийся на уроках и вне занятий окружен разносторонним вниманием специалистов. Дополнительные и специальные педагоги, медики и воспитатели регулярно отслеживают, направляют, корректируют, планируют его учебно-воспитательный процесс. Безусловно, такой подход не просто облегчает работу преподавателя и смягчает трудности обучения детей с особыми потребностями в регулярных школах, но и не мешает обучению других детей.

Ответственность за интеграцию детей с проблемами здоровья несут работники школьной медицинской службы и службы образования местных органов самоуправления. Первая от­вечает за программу медицинской поддержки, вторая обеспечивает не­обходимые условия обучения. Учебная программа обычно адаптируется к возможностям ребенка. Для каждого ученика, переведенного на специальное обучение, коллективно составля­ется индивидуальный план. Ученик не обязан посещать все уроки. Методы содействия в школах отличаются. Обычно дети занимаются в малых группах, где проще адаптироваться к окружающим и справиться со своими образовательными трудностями. Интегрированные ученики, испытывающие трудности в учебном процессе, 1–2 раза в неделю в малых группах или в индивидуальной форме занимаются со специальным педагогом. Но он может работать и на текущих уроках: в течение первых пяти недель интеграции он помогает классному учителю.

Надо заметить, что государство берет все расходы за содержание такого большого специального персонала на себя, школьники получают бесплатное образование, медицинское содействие и терапию, им выдаются учебники и другие средства обучения, их проезд и школьные обеды также оплачиваются. Как и в большинстве развитых западных государств, школы получают дополнительное финансирование на детей с особыми потребностями. Отчасти по­этому они заинтересованы в росте числа учащихся с нарушениями развития среди своих воспитанников.

Голландия

В Голландии с 1980-х годов правительство пытается объединить массовое и специальное образование. Для этого, к примеру, в 1996 году был запущен проект «Идем в школу вместе», нацеленный на психолого-педагогическую помощь детям с особыми потребностями в условиях регулярной школы и на сокращение численности школ для умственно отсталых учащихся.

Число учеников, требующих особого педагогического содействия, в последние годы возрастает, но специальные школы теперь в образовательной системе являются скорее исключением.

На дошкольной ступени остаются дневные детские сады, которые до четырех  дней в неделю посещают дети с небольшими проблемами в развитии. Важные принципы организации их деятельности —  малочисленность групп (не более шести человек), усиленная психолого-педагогическая поддержка, индивидуализация воспитания, бесплатность, доступность. Каждый день родители получают письменные отчеты педагога о том, чем занима­лись дети, что и с каким аппетитом они ели, на­сколько были активны, в каком были настроении и т.д. С каждым ребенком работают два педагога, а задачи обучения в таких заведениях —  подготовить максимальное число детей к школьной интеграции, облегчить старт обучения, оказать им педагогическую поддержку на раннем этапе развития.

Разностороннюю помощь в воспитании умственно отсталых детей ока­зывают также специальные службы. С детьми работают узко квалифицированные специальные педагоги, медики, воспитатели, психологи. Поддержкой интегрированных школьников занимаются коррекционные педагоги из специальных школ (в этом собственно и заключается отличие голландской системы: специальный педагог здесь обычно человек приходящий). В их функции входит не только работа с детьми, но и консультирование педагогов и школьной администрации. Они также помогают педагогическому коллективу массовых школ разрабатывать учебные планы, индивидуальные программы для учащихся с нарушениями развития, подбирать или разрабатывать учебные матери­алы, работают с родителями.

Получив дополнительное финансирование, школа может иметь и штатного специального учителя, в обязанности которого входит обеспечение интеграции детей-инвалидов. Отбор детей для интегрированного обучения производится специальными шко­лами. Но, как и в Германии, определяют место учебы ребенка родители. Если же педагоги или родители замечают, что ребенок сталкивается с серьезными проблемами в школе, он будет проходить множество тестов, отслеживающих процесс его развития. Проблемы по усвоению знаний решаются в малых группах или во время индивидуальной работы с педагогами. При неэффективности этих мер с ребенком обычно работает специальный педагог. Но его помощь носит консультативный характер, так как он не является сотрудником школы. Школа также старается интегрировать в учебный процесс родителей: их знакомят с программой, чтобы дома они могли сами заниматься с детьми. В последнее десятилетие во многих школах появилась должность внутреннего координатора, эксперта по работе с детьми «группы риска», который может выступать в качестве посредника между школой и внешними специалистами, однако сам он не имеет специального педагогического образования.

Посещение школ также бес­платно, но небольшие суммы могут взиматься за участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях (например, поездки в зоопарк, посещение бассейна или заня­тия в конно-каретном дворе). Как правило, эти мероприятия вписываются в концепцию природного воспитания детей, что не только расширяет их познания об окружающем мире, но и обога­щает эмоциональную жизнь детей, побуждают к активной дея­тельности.

Важным признаком голландского образования является свобода обучения. Конституция провозглашает право каждого гражданина открывать финансируемые государством школы на основе своих религиозных, философских или педагогических воззрений. Это привело к существованию в стране большого разнообразия образовательных учреждений. Ученики могут посещать как общественные, так и частные школы —  расходы за обучение несет государство.

Голландия одной из первых стала осуществлять политику интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями в массовую школу (прежде всего детей с легкой степенью нарушения развития, школьников с проблемами поведения и успеваемости). Интеграция отражается в учебных планах, проявляясь в усиленной индивидуальной ориентации образовательного процесса на учащихся. По признанию экспертов, проект весьма результативен.

Другой, более высокий, уровень выравнивания образовательных прав и возможностей детей-инвалидов —  это применение инклюзивного подхода. Инклюзией называют реорганизацию массовых школ, направленную на соответствие образования нуждам и потребностям каждого ребенка. Этот термин переводится как «включение», и сущность инклюзивного подхода состоит в том, чтобы уже сама образовательная среда школы содействовала включению детей-инвалидов в полноценную жизнь и снижала степень ограниченности их возможностей.

Особенность систем специального образования рассматриваемых государств еще и в том, что все они осуществляют инклюзивное образование школьников из разных социальных групп, в том числе и детей-инвалидов.

Конечно, ни одна из представленных стран не может служить идеальным образцом для подражания в реализации интеграционного подхода, и в каждой из них существует немало проблем по усовершенствованию систем специального образования. Так, в Германии налицо противоречие между реальным улучшением образовательных возможностей для детей благодаря интеграции, с одной стороны, и ограниченными возможностями учеников специальных школ — с другой. В Голландии помощь учащимся с отклонениями со стороны коррекционных педагогов, приходящих из спецшкол, ограничена законом только двумя годами, после чего школа ищет другой вариант специального педагогического сопровождения.

Несмотря на тенденцию интеграции, в Голландии, как и в Германии, остается высокой доля учащихся специальных школ (около 5%). Везде существует проблема низкой подготовленности (или неподготовленности) учителя массовой школы к работе с учащимися, требующими особого содействия. Лишь в немногих вузах в образовательную программу педагогических специальностей сегодня входит какая-либо соответствующая подготовка; в основном же проблема решается через курсы повышения квалификации действующих учителей. И тем не менее изучение зарубежного опыта позволяет увидеть его положительные моменты, избежать ошибок, а также осознать общие тенденции в развитии содействия детям-инвалидам.

 

 

   
 
 
 

15.10.2013  |  Просмотров: 11702  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 


 


 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.