Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Интервью

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Филонович Сергей Ростиславович

профессор, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ

Какие традиции в образовании существуют у нас в стране и всегда ли сохранение таких традиций — это плюс? Какие традиции сохранились, а какие приобретены современной системой в управлении школой? И как сегодня определить успешность руководителя, если традиционно, в последние десятилетия, мы привыкли оценивать только очень узкий сегмент его деятельности, считая директора, в основном, менеджером?

Директор школы №3, 2017. Записано 02.02.2017

 Власть достойных

 

Традиции управления в образовании в каждой стране свои. Как в этой связи можно охарактеризовать нашу страну, какие традиции у нас…?

Российское среднее образование всегда отличалось от других систем своей фундаментальностью и достаточной широтой. Эти две традиции сохранялись еще с дореволюционного гимназического образования и просматривались в советском образовании. И до начала 60-х годов прошлого века в нашем образовании все было спокойно. Пока не приняли два сомнительных по целесообразности решения: Хрущев ввел всеобщее среднее образование, и одновременно было принято решение еще больше усилить его фундаментальность, то есть усложнить.

В старших классах стали оставаться ребята, которые раньше пошли бы в ПТУ или работать, так как учиться им было дальше уже сложно, а наши академики еще больше усложнили им задачу. Так что многие последствия идут еще из тех времен, и когда говорят о нашем советском образовании, всегда надо понимать о каком периоде идет речь. Если речь идет о 70-х годах, то тогда происходила уже самая серьезная деградация.

А из современного образования, по большому счету, эти наши традиции потихоньку уходят, появляются другие. И некоторые из них — к сожалению. Например, традиция изучения иностранного языка с опорой на родной язык, так как это делали, когда я еще учился, была, на мой взгляд, очень эффективной.

Сегодня же изучение языка сводится к методике натаскивания на клише, когда в заданный текст предлагается вписать слова и буквы. В принципе, это вполне подходит для системы полного погружения при изучении языка, но в условиях, когда ты живешь в стране, для которой изучаемый язык чужой — это не работает.

К традиции можно отнести и то, что у нас в любой период времени была плеяда учителей, директоров, которых можно было назвать новаторами, которые хотели что-то делать, что-то менять, которые работали над своими методиками и зачастую добивались выдающихся результатов. Отрадно, что эта традиция существует и по сей день.

Если говорить о традициях управления в образовании, то тут тоже изменений мало. Структура школьной администрации осталась прежняя, а уже дальше в зависимости от масштабов школы и ее специфики, и собственно, администрации зависело возникновение методобъединений.

Я сам, например, учился во Второй школе*, у нас учителя объединялись, много общались между собой, решали профессиональные задачи совместно, читали лекции, на которые ходили ученики разных классов, что-то придумывали. Это очень хорошая традиция, которая тоже осталась.

Еще одна традиция состоит в том, что у нас всегда была государственная программа, которой надо было жестко придерживаться. Всегда было общее ядро и отсутствие вариативности, к которой мы сейчас активно движемся, — вот это, на мой взгляд, не очень хорошая традиция, от которой мы, к счастью, отошли благодаря стандартам нового поколения.

Также сейчас у нас уже очень явная современная традиция — укрупнение школ.

Мне эта традиция кажется очень странной. Если корпуса школы находятся не на расстоянии пешего перехода, а на расстоянии получаса езды, то в таком объединении школ я не вижу смысла. И это если город. А если это поселки и деревни, с удаленностью друг от друга на 2-3 часа на машине, и дольше..? Учителя, которые работают в разных зданиях, общаться между собой эффективно не могут, все равно в каждом здании будет свой руководитель, и директору всего Центра образования процессами руководить будет трудно…

Эта структура — перенос с университетской системы, где зачастую кампусы разбросаны на довольно большом расстоянии друг от друга, и многие студенты друг с другом вообще не видятся... ВШЭ, например, сейчас тоже живет по такому же принципу, и я не вижу в этом ничего хорошего.

В той же нашей Второй школе, например, присутствовала однородность, ребята с 7 по 10 класс учились все вместе, очень часто устраивались большие мероприятия, приглашались интересные люди, проводились концерты. В школах, где в корпусе учатся в параллелях два класса, такие мероприятия проводить трудно, особенно часто и разнообразно, и управлять ими тоже трудно, и вариативность обучения обеспечивать трудно. Если вы хотите какой-то факультатив объявить, то набрать нужное число детей в таком корпусе на два класса будет гораздо сложнее, чем, если бы у вас в параллелях было 6 классов, например.

 

Можно ли говорить о каких-то традиционных формах управления школой, присущих именно нашей стране?

В нашей стране директор школы чаще всего — это учитель-предметник, который доработался до этой должности, «дорос» до нее, и который в силу занятости перестал преподавать.

Для кого-то это огорчение, для кого-то наоборот, преимущество. Директора сегодня, все же, скорее педагоги, нежели менеджеры, и директорскому менеджменту у нас учатся традиционно на практике, на рабочем месте.

Это имеет свои плюсы, но и серьезные минусы, этот процесс растягивается, и многих вещей, которые должны бы знать директора, они не знают.

Например, что такое лидерство? Директор школы сегодня не имеет никакого представления о том, что такое лидерство. Менеджмент — это только одна часть управления в творческих организациях, к которым я, безусловно, отношу школу, но лидерство гораздо эффективнее, чем менеджмент.

Лидерство проявляется, когда человек своим поведением, знаниями, педагогическими идеями ведет за собой других. Когда директор может собрать интересный педколлектив, когда директор справедлив, высокоморален, высокоэтичен и тем самым является привлекательной ролевой моделью для других. Такой человек может собрать хороших учителей под одной крышей, потому что с таким человеком приятно работать.

Поэтому сейчас на Западе в образовательных учреждениях чаще говорят о лидерстве, чем о менеджменте, а у нас, к сожалению, это знание не распространено. И это я считаю примером того, о чем не знают наши директора.

Еще они не знают о том, как применять разные формы власти будучи руководителем. А ведь разные формы власти позволяют решать разные проблемы.

Я совершенно уверен, что любой директор, например, должен обладать властью, основанной на угрозе наказания. Потому что эта форма власти позволяет предотвращать нежелательные формы поведения в школе, а они всегда есть: нарушение дисциплины, девиантное поведение и т.д. Но, с другой стороны, руководитель должен понимать, что только этой властью все проблемы не решишь, мотивировать людей к эффективной работе угрозой наказания невозможно, для этого существуют другие формы власти.

Как мотивировать людей? Как формировать власть, основанную на вознаграждении? К сожалению, многие до сих пор полагают, что денежное вознаграждение — это единственная форма мотивации, которая существует, но это же не так! Надо искать эти формы, внедрять их в организацию. Поэтому, если бы молодые директора школ проходили курсы по лидерству, знакомились бы с этими концепциями, они бы скорее входили в должность, набивали бы себе, возможно, меньше шишек и были бы более профессиональны как управленцы.

Например, в Великобритании существует конкурентная очень продуманная система подготовки директоров школ. Это курсы повышения квалификации, которые возглавляет Институт образования Лондонского университета, там большая программа подготовки, которую у нас, отчасти, реализует Институт образования НИУ ВШЭ в форме магистерской программы «Управление в образовании». И я думаю, что именно британская система подготовки заслуживает более внимательного изучения и применения у нас в стране.

Ведь в управлении образованием, как в бизнесе. Когда в такую крупную компанию как Дженерал Электрик подбирают нового руководителя, его просят подготовить специальный документ, где он должен представить свое видение развития компании с горизонтом в 15 лет. Потому что в этой компании принцип такой: нельзя назначить руководителем крупной компании человека, который не понимает, что делать с организацией.

На мой взгляд, у хорошего директора тоже должно быть видение того, что он хочет сделать из своей школы. И не просто учить детей, а должна быть какая-то сверхзадача, чтобы школа обладала своим лицом, чтобы дети, которые из нее выходят ее помнили. Вот таких директоров нужно воспитывать.

 

Продолжите, пожалуйста, фразу: «успешный руководитель — это…»

…это человек, который хочет перевести свою организацию на следующий уровень развития, сделать ее отличной от других. Это человек, который умеет привлекать в школу нужных людей. И не только учителей, а например родителей, которые готовы работать со школой, большинство же учителей даже не пробуют привлекать родителей к такой деятельности.

Владимир Федорович Овчинников, директор Второй школы, в свое время договаривался с родителями о каких-то нужных для детей и школы вещах.

Например, пришел к нему однажды известный математик, хотел отдать сына именно в его школу. Овчинников предложил ему читать у него спецкурс для старшеклассников. И так со многими родителями.

И ведь в каждой школе среди родителей есть масса интересных людей, которые на своем опыте и своим примером многому могли бы научить детей. В школах, где учатся мои внуки, никому не приходит в голову поинтересоваться, кто, например, у них дедушка, бабушка…Я не могу сказать, что взялся бы регулярно читать какой-то курс, но три раза в год прийти в школу, что-то рассказать детям как взрослый, обладающий опытом человек — я бы запросто согласился.

Далее, наши учителя из Второй школы привлекали выдающихся людей для ведения спецкурсов. Мне спецкурс по творчеству Пушкина читал Валентин Непомнящий, профессор, сегодня главный пушкинист России, который тогда еще был просто молодым человеком, блестяще читавшим стихи Пушкина. Мы его спросили как-то, почему он ходит к нам в физико-математическую школу читать спецкурс по Пушкину. Он ответил: «Вы хорошо слушаете, задаете вопросы, я вот поговорю с вами, а потом, глядишь, и статью напишу…». Иными словами, со школьниками интересно общаться, это другая аудитория, от которой тоже немало получаешь, взаимодействуя.

Вот это целиком заслуга директора, если он может выйти за пределы традиционной парадигмы, заключающейся в том, что родители нужны только для сбора денег и уборки классов, тогда школа становится совсем другой и для детей, и для взрослых.

В общем, успешный руководитель — это человек творческий, прежде всего!

 

Чем в системе образования управлять сложнее?

Сложнее всего управлять талантливыми людьми. Ведь если вы привлекаете в школу талантливого учителя, у которого уже есть свой взгляд на вещи, на то, как и чему надо учить, то сделать так, чтобы этот учитель встроился в школу — и трудно, и интересно. Это определенный талант руководителя. Например, наш директор Владимир Федорович Овчинников говорил, что мудрость хорошего директора заключается в том, чтобы найти хорошего учителя и не мешать ему работать. Последнее — самое сложное. Для этого учителя надо защищать от министерской дури, избыточного контроля, бумагомарательства, жесткого регламентирования его деятельности и т.д.

Хороший учитель по определению — ответственный человек, он не придет на занятия неподготовленным, он чувствует ответственность перед детьми, он дорожит их уважением.

Тем не менее, все учителя разные, каждый индивидуален, и здесь возникает другая проблема: меритократия. Меритократия — это власть достойных. Творческие люди не готовы подчиняться просто начальнику, они готовы подчиняться руководителю, за которым они числят какие-то заслуги и которого уважают за это. Поэтому, если директор не очень хороший предметник, если у него за плечами нет никаких достижений как педагога или как руководителя, ему будет бесконечно трудно с такими учителями. Но если авторитет есть, то учителя сами пойдут за ним.

 

Как Вы лично можете оценить отечественную систему высшего педагогического образования? И как она отличается от зарубежной?

Далеко не во всех странах мира есть, как у нас, педагогические вузы. Например, в США нет такого понятия как «высшее педагогическое образование», учителями школ работают специалисты, окончившие классические университеты и получившие дополнительную подготовку по педагогике. И мне кажется, что это более правильный путь, чем у нас в стране. А директоров школ вообще изначально нужно учить особо, здесь нужна единая политика.

Ведь кто такой директор школы? Вы же понимаете, что не может человек, закончивший в 22 года институт, стать директором школы. Это редчайшее исключение. Нужно пройти сперва учительство, понять, что он может дать этой школе, а для этого он должен накопить жизненный опыт, ему ж еще с родителями работать. Директор школы — профессия, которую надо получать дополнительно к учительской.

В Америке, например, готовят профессиональных администраторов, но, правда, в сфере высшего образования.

Сегодня до сих пор у нас при существовании педобразования и при не очень высокой престижности профессии учителя происходит естественный отрицательный отбор в пединституты. Туда до сих пор приходят те, кто не смог поступить на физфак, в Физтех, МИФИ, например… И понятно, что преподаватель вынужден работать с тем контингентом, который пришел.

Я считаю, что нам нужно постепенно смещаться к американской модели, и готовить именно учителей-предметников, а подготовку директоров школ осуществлять, создавая при классических университетах курсы, и готовить там директоров из тех учителей, которые имеют предметную базу.

Дальше возникает вопрос, кто их должен готовить, и это отдельная тема — это должна быть серьезная комбинация из специалистов: психологов, педагогов и практиков.

Возможно, я с некоторым пессимизмом обо всем этом говорю, но этот пессимизм происходит от обстановки в стране в целом. Ведь образование является частью социальной системы, очень важной частью. И не может быть блестящей образовательная система, если образование не востребовано обществом. А сейчас дело обстоит именно так. Примеров, когда люди, получившие хорошее образование, становятся успешными в современной России — единицы. У нас «на верх» выносит людей посредственных, и их присутствие там вызывает недоумение. Молодежь, глядя на это, не понимает, зачем пробиваться «сквозь тернии к звездам», когда эти тернии можно просто обойти? Нынешняя система в стране фактически дезавуирует значимость образования, поэтому все происходит так, как происходит, и каждый родитель в отдельности думает сегодня, что делать с ребенком…

 

Может ли сегодня директор обычной общеобразовательной школы, у которой нет ни особого статуса, ни возможностей суперсовременного оснащения, ни именитых педагогов в коллективе, повлиять на конкурентоспособность школы в своем регионе? И если да, то какими качествами он должен обладать, к чему ему нужно стремиться?

Если директор — личность, то может. Всегда, в любом, даже малом социуме, есть некоторая интеллектуальная элита, да, она по уровню разная, но она есть.

Умный, яркий, интересный директор школы будет центром социальной жизни в любом маленьком городке. Но при этом он, должен ощущать себя не жителем этого маленького поселения, а гражданином мира! Сейчас Интернет дает возможность чувствовать себя причастным практически ко всему, что происходит вокруг — только пожелай! Даже если у тебя нет возможности куда-то регулярно ездить, посещать какие-то уникальные мероприятия, ты все равно можешь быть в центре современных событий и тенденций, и профессиональных, и культурных. Ведь провинциализм — это не принадлежность к какой-то местности, это — состояние души. А если у человека нет этого ощущения провинциала, люди к нему будут тянуться, и он вполне может сформировать из них творческий коллектив.

Я когда-то с таким коллективом столкнулся в Вологде еще в советские времена. Директор одной из школ — физик, еврей по национальности, которого «сослали» туда работать, был яркой личностью, вокруг него образовалось сообщество людей творческих, активных, и после его смерти память о нем осталась, и сообщество сохранилось, потому что люди явно хотели изменений и движения, которое видели в директоре.

И очень важно, чтобы возник тандем главы региона, пусть и небольшого, и сильного директора или хорошего учителя, которые будут стремиться этот район поддерживать как центр культуры и развития для детей, тогда можно многого добиться.

 Беседовала Е. Терешатова

_________________________

Лицей "Вторая школа" вырос из знаменитой московской физико-математической школы №2, которая открылась в 1956 году. Уровень преподавания физики и математики столь высок, что выпускники лицея, как и ранее школы №2, побеждают на олимпиадах, включая международные, и без труда поступают в такие вузы, как МГУ, Физтех, МИФИ, а среди выпускников прошлых лет есть уже не только профессора этих вузов, но и действительные члены и чл.-корр. РАН. Так, выпускником "Второй" является академик А.Р. Хохлов, чл.-корреспонденты В.В.Лебедев, С.А.Недоспасов, А.А.Разборов.

 

   
 
 
 

02.02.2017  |  Просмотров: 692  |  Комментариев: 0

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 
 


 

Новые интервью

Цандекиди Александр

генеральный директор компании «Музенидис Тревел»

Филонович Сергей Ростиславович

профессор, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ

Поливанова Катерина Николаевна

профессор, доктор психологических наук, директором Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ

Ленская Елена Анатольевна

декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат педагогических наук

Карпов Павел Владимирович

Начальник Управления развития кадрового потенциала системы образования Департамента образования города Москвы

 


 

Самые популярные интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ковалева Татьяна Михайловна

президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», д.п.н., профессор кафедры педагогики МПГУ, руководитель тьюторской магистратуры

Рачевский Ефим Лазаревич

директор центра образования №548 «Царицыно», Народный учитель России, член комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Шимутина Елена Николаевна

Директор Института развития государственно-общественного управления образованием

 


 

Самые обсуждаемые интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Бунимович Евгений Абрамович

Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве, Заслуженный учитель РФ

Иноземцев Владислав Леонидович

доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества

 


 

Все интервью пофамильно

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Аверкин Владимир Николаевич

Председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области

Адамский Александр Изотович

научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика», кандидат педагогических наук

Архангельский Александр Николаевич

телеведущий, писатель, ординарный профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Болотов Виктор Александрович

вице-президент Российской академии образования

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.