Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Интервью

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Поливанова Катерина Николаевна

профессор, доктор психологических наук, директором Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ

Считается, что руководитель обязательно должен быть хорошим психологом, чтобы лучше понимать подчиненных ему сотрудников. Но не у всех директоров это получается, да и далеко не все имеют образование психолога. Как быть? Управлять интуитивно? Или планомерно искать болевые точки, выстраивать стратегии управления и развития, распределять и контролировать? Или важно и то и другое, но как соединить такие разные механизмы в работе с людьми?

«Директор школы» №8, 2016. Записано 21.09.2016

Первая скрипка

 

— На что особенно важно обращать внимание директору школы при взаимодействии с коллективом? И что является непростительным с точки зрения психологии управления для руководителя образовательной организации?

— Основная задача руководителя, на мой взгляд, — мотивировать сотрудников, «заставлять» людей работать. То есть, он должен создать такие, психологические в первую очередь, условия, когда его сотруднику захочется что-то делать, потому что то, что делается из-под палки, как известно, делается плохо. И директору нужно создать такое пространство для самостоятельных решений своим подчиненным, которое он создает для себя. Мы на днях, например, обсуждали так называемую новую систему оплаты труда, там заложена гипотеза, что чем больше человек получает, тем выше у него мотивация. Это гипотеза, и совсем не факт, что она верна применительно к педагогической деятельности. И здесь очень сложный вопрос, что является педагогической деятельностью? С одной стороны, мы все говорим про творчество, самовыражение (причем в любой профессии, не только в педагогике), а с другой??? Я всегда привожу такой пример из медицины: «если мне будут брать кровь из вены, я бы хотела чтобы это делали не творчески, а профессионально!». Так и в педагогике.

Кроме этого, школа — это команда. Но что это за команда? Как она формируется, как она работает вместе, кто ее вдохновляет?

В свое время меня смущало, что руководитель магистерской программы «Управление образованием» Анатолий Георгиевич Каспржак все время говорил нам, что программа, в которой мы работаем, — лучшая, но со временем я поняла, что это — самосбывающийся прогноз, потому что я сама стала думать, что раз у нас лучшая программа, то и работать я должна лучше, ведь у меня и коллеги такие замечательные, а я что же. Я тоже начинала стараться еще больше. То есть получалось, что Анатолий Георгиевич выбрал правильный механизм побуждения. И так происходит, я думаю, во многих коллективах, где руководитель выбирает правильную стратегию мотивации.

Но надо понимать, что механизмы побуждения очень разнообразные, и они не универсальные. И потолок у каждого свой. Основная серьезная ошибка руководителя — это требовать от хорошего исполнителя инициативности и креативности мышления, а от креативщика — исполнительности. И самое трудное для руководителя — увидеть в каждом сотруднике именно ему присущие по характеру возможности и таланты. Потому что если директор ждет от подчиненного каких-то предложений по проекту, а он не по этой части, то вот тут возникают неудовольствия и конфликты, и снижение работоспособности как итог. Именно этим для руководителя хороша работа команды, где есть разные типы сотрудников, и при умелом руководстве не придется требовать от вратаря, чтобы он забивал голы.

Я не верю, что можно провести какое-нибудь тестирование в коллективе и стразу определить, кому и что поручать, и построить на этом управленческий процесс. Ведь психологически любой человек имеет массу особенностей, но помимо этого существует еще такое количество обстоятельств, которые совсем не укладываются в ту характеристику, которую обнаружили при тестировании. Например, если сравнивать с учащимися, то совсем не обязательно, что те же стобалльники по ЕГЭ в дальнейшем хорошо учатся в вузе, потому что обстоятельства жизни могут измениться.

В общем, психология за XX век предложила такую систему деления на типажи, которая хорошо работает в теории, но в реальности, на практике она обрастает таким количеством обстоятельств, что практические выходы этой теории обесцениваются. И сегодня любая теория управления — это, с одной стороны, планирование, выстраивание стратегии управления и развития коллектива и школы, делегирование задач, то есть операционное налаживание процесса, а с другой стороны, рефлексия, отслеживание и реагирование на те реальные обстоятельства, которые нас окружают и которые все время меняются.

Если подытожить, то директор школы всегда находится в двух плоскостях: стратегия, делегирование, распределение обязанностей, то есть, собственно, управленческие действия — это первая плоскость, и рефлексия, мониторинг, контроль — вторая. То есть «управление» — это соединение этих двух плоскостей.

Директора школ сегодня находятся в очень жестких управленческих вертикалях. И они вынуждены жить и работать в этих условиях. На мой взгляд, у них есть два варианта. Первый — полностью отдаться этой вертикали и хорошо выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями сверху. Второй — выстраивать пространство своих возможностей, понимая и принимая всю ответственность за свою самостоятельность, свои поступки. Что-либо делать по указке сверху, не имея возможности шагнуть ни вправо, ни влево и быть этим удовлетворенным, — это, строго говоря, инфантильная позиция, удобная только тем, кто плывет по течению и не хочет ни развиваться сам, ни развивать свою организацию. Взрослое человеческое поведение — это когда есть пространство действия, которое пытаются расширить, наполнить, и там, где возможно, действовать самостоятельно.

Вообще, в принципе такая вертикальная иерархическая система управления — уходящая. Уже доказано, что самые успешные мировые компании работали совсем по другому принципу, в частности, делая ставку на делегирование полномочий. А у нас делегирование — это отдельная очень сложная задача именно из-за того, что в нашей среде основной упор делается на вертикаль власти. Поэтому те руководители, которые отгораживают себе пространство самостоятельных решений, сегодня выигрывают стратегически. Я, кстати, думаю, что если у человека нет стратегического мышления, то, значит, нет вообще никакого мышления.

— Начало учебного/рабочего года. Кто-то пришел работать в новый педколлектив, у кого-то сменился руководитель, а кто-то возглавил новую школу. Вопрос адаптации всех сторон в данных ситуациях (независимо от стажа и опыта специалистов) всегда непредсказуем, тревожен и часто протекает болезненно. Как директор или учитель может помочь сам себе, привыкая к новому коллективу, месту работы?

— Первое. Допустим, вы в гостях и вас попросили из кладовки принести самовар. Вы тут впервые, где и что лежит, вы не знаете, а в кладовке внезапно погас свет. Вы в незнакомом месте, вы не успели ничего разглядеть, и вы не знаете, где этот самовар. Как вы будете действовать? Вы будете действовать наощупь! Вы будете действовать потихонечку, потому что можно все сломать в этой кладовке, можно сломать себе руку, и вы этот недостаток света будете восполнять другими средствами — вы будете пробовать, то есть действовать осторожно, но все-таки действовать.

Так и в новой ситуации, на новом месте работы. Вы не знаете этих людей, вы не знаете традиции и правила жизни в этом коллективе, поэтому первое — это осторожное действие в незнакомой ситуации, когда у вас обрезаны каналы информации. То есть первое — это «включить свет в кладовке», начать видеть и попытаться нарисовать себе картину происходящего.

Второе. Надо понимать, что эта картина будет сделана наспех, и она точно будет неправильная. Этот эскиз пока еще ваше первое впечатление. И следующий шаг — это ваши действия в этой ситуации. Это темное пространство кладовки вы превращаете в свое, переставляете предметы с места на место, изучаете порядок расстановки вещей, и здесь надо быть очень осторожным. Например, если вы — директор, попробуйте что-то делегировать вновь пришедшему человеку и понаблюдайте, но в этот период контроль должен быть особенно сильным.

Кстати, все, что я говорю, касается также и работы с детьми.

Третье. Важно предлагать расширять зоны возможностей новому человеку. Он уже показал, что может быть самостоятельным, может раскрывать свои способности, и если он был просто учителем-предметником, то он вполне может стать еще и методистом, например. С того момента, как вы предоставили ему свободу действия (подразумевая ответственность за свои поступки), с этого момента он становится «вашим» человеком.

— Управленческий талант — дар или навык?

— На мой взгляд, и то и другое.

Не уверена, что тут подходит слово «навык»: это стратегическое, то есть целостное видение ситуации, этому можно учиться, но есть еще и интуиция, и способности.

На мой взгляд, управленческие компетентности — это еще и умение работать со временем. Ведь мы постоянно говорим о работе с людьми и очень редко говорим о работе со временем. Время — это очень странная категория для управленца, и не всем дано его понимать и выстраивать свои планы с его учетом. Время — это дополнительная ось, и команда, коллектив постоянно должны перестраиваться и подстраиваться по отношению к этой оси времени. Целостная ситуация все время меняется, надо уметь эти изменения прогнозировать и менять. И хорошие директора — это именно те, кто умеет работать и со временем в том числе.

— Можно ли говорить об управлении как о призвании? О педагогике? Цена такого призвания сегодня для человека, выбравшего эти профессии.

— Думаю, да. Когда-то мне мой аспирант сказал, что он хочет быть управленцем, — а я человек из советского времени, и у меня в голове был четкий образ противного администратора того времени, — я сперва была просто шокирована его выбором. Но быстро поняла, что он-то говорит совсем о другом типе управленцев, и совсем с другой позиции, и сегодня управленец — это дирижер. Мне лично приятнее играть на скрипке самой, когда мной никто не дирижирует, но есть люди, которые могут «делать» своей скрипкой большие коллективы, то есть оркестр для Спивакова, например, — это его скрипка.

И в этом же контексте настоящий учитель — это тоже призвание. Но беда нашей современной педагогики еще и в том, что сегодня существуют технологии, которыми наши учителя не владеют. Одна из них на английском языке называется «classmanagement». Это очень важная тема, она не управленческая, она больше педагогическая, и касается работы с классом, где сидят 25−30 человек детей, и учитель должен быть в состоянии удерживать их внимание, должен быть в состоянии разделить их на группы и т. д. То есть это педагогические технологии, и педагогическая квалификация должна быть в первую очередь именно в этом — понимать, что умеет учитель. Он сможет после урока физкультуры быстро перестроить детей под урок математики, например? Или как мне утихомирить орущий класс, когда ор, к сожалению, — это нормальная ситуация в современной школе?

Ведь, что значит, когда дети орут? Это значит, что у меня на уроке не работают педагогические технологии! Я всегда привожу здесь такой пример: у меня есть ключ, я вставляю его в замок, а он не поворачивается. Так вот ор — это когда я с силой пытаюсь провернуть ключ в замке, а не прибегаю к каким-то другим средствам, и я, разумеется, ломаю этот замок. Так и в классе: я ломаю эту ситуацию, ломаю детей силой.

Понятно, что мы работаем с низко мотивированными детьми в массе своей, им это не интересно. Так какие у меня есть средства, чтобы их увлечь, заинтересовать? Мы все строим на контроле и надзоре. Например, я с удивлением узнала, что расстановка парт в классе рядами — это способ контроля, потому что учитель может с любой стороны подойти и заглянуть в любую тетрадь…

Между тем педагогические технологии существуют, но они для нас неочевидны, мы ими не владеем, и вот здесь возникает необходимость обучения, тренинга педагога, который обязан обладать хотя бы минимальными техниками работы с детьми. К сожалению, у нас почему-то, это не развивалось.

Мне всегда было интересно сделать такой опросник для педагогов, в котором попросить их перечислить техники, которые они знают и которыми владеют. Мне кажется, что если бы сам педагог потом посмотрел на итоги такого опросника, то он бы задумался, чего ему не хватает и стал бы искать, где этому учат. Это было бы очень полезно.

Сегодня я смотрю на нашу образовательную сферу с искреннем сочувствием. Ведь раньше учитель ассоциировался с абсолютным знанием, абсолютной культурой, а сегодня уже нет такой ценности школьного образования, и школа уже далеко не единственное место получения знаний, и учитель уже совсем не самый главный носитель истины.

И молодому учителю, который искренне хочет сегодня работать в школе, я могу посоветовать следить за новыми образовательными технологиями, искать их, осваивать. Это не методика преподавания предмета, это способы вовлечения в обучение.

— В чем сегодня, на Ваш взгляд, заключается главная ошибка в отношениях школы и общества?

— Самая главная ошибка в том, что мы до сих пор живем в старых обстоятельствах: считаем, что школа является безусловной ценностью, и если учитель пришел работать в школу — это значит, что он подвижник чего-то высокого и априори всегда прав и все может… Но если ты пришел работать в школу по своему призванию, тебе этого очень хотелось и если ты не можешь свою работу делать хорошо, то зачем ты там?

Однажды у моего сына было подряд шесть двоек. Я пошла к его учительнице и спросила ее: «Зачем вы ему столько двоек ставили? Первых трех было вполне достаточно: он уже получил двойку в четверти, он уже получил по шее от родителей, зачем еще три???». А ведь это просто признак бессилия учителя, который не может изменить ситуацию. Ведь у нее на поверку осталось только это средство, по сути, оскорбления ребенка…

Учитель живет в заблуждении, что он — властная фигура, но он сегодня таковым перестает быть очень быстро, ведь то безусловное уважение к учителю, которое было в советское время, сегодня надо еще заслужить. Поэтому современной школе, современному учителю надо «выдавливать» из себя эту мифологию роли школы и учителя. При этом в любой ситуации только ваши действия подлежат коррекции, не дети вокруг сегодня такие плохие, а вы сами должны признать, что работать вы с современными детьми не умеете и этому вам надо учиться, и только через собственные действия вы можете корректировать взаимоотношения и с детьми, и с родителями, и с коллективом. И это очень трудно.

 

 Интервью провела Екатерина Терешатова.

© Директор школы №8 (211), 2016

   
 
 
 

21.09.2016  |  Просмотров: 3602  |  Комментариев: 1

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

В интервью говорится про управленца, который видит коллектив и что-то пытается делать. У меня же другая ситуация. Столько проверок (Роспотребнадзор, Госпожнадзор, Ространснадзор и т.д.). я только "успеваю" изучать новые документы разных ведомств и пытаться исполнить бесконечные предписания. Практически невозможно уследить за новыми нормативными документами в каждом , работающим с образованием, Министерством. Только обслуживание, содержание и т.п. школьного автобуса отнимает сколько сил и времени! А прокуратура!? Отдельная история. Возможно, это только мои проблемы управленца, но тем не менее...

 кухарева лариса федоровна   03.01.2017 в 14:03

 


 

Новые интервью

Мокринский Михаил Геннадьевич

директор Международной школы «Летово»

Цандекиди Александр

генеральный директор компании «Музенидис Тревел»

Филонович Сергей Ростиславович

профессор, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ

Поливанова Катерина Николаевна

профессор, доктор психологических наук, директором Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ

Ленская Елена Анатольевна

декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат педагогических наук

 


 

Самые популярные интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ковалева Татьяна Михайловна

президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», д.п.н., профессор кафедры педагогики МПГУ, руководитель тьюторской магистратуры

Рачевский Ефим Лазаревич

директор центра образования №548 «Царицыно», Народный учитель России, член комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Шимутина Елена Николаевна

Директор Института развития государственно-общественного управления образованием

 


 

Самые обсуждаемые интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Бунимович Евгений Абрамович

Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве, Заслуженный учитель РФ

Иноземцев Владислав Леонидович

доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества

 


 

Все интервью пофамильно

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Аверкин Владимир Николаевич

Председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области

Адамский Александр Изотович

научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика», кандидат педагогических наук

Архангельский Александр Николаевич

телеведущий, писатель, ординарный профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Болотов Виктор Александрович

вице-президент Российской академии образования

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.