Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 
 

 
 

Интервью

Новые   Популярные   Обсуждаемые   Все

Карпов Павел Владимирович

Начальник Управления развития кадрового потенциала системы образования Департамента образования города Москвы

Что значит сегодня руководить школой? Какими компетенциями должен обладать современный директор? Как управлять современным педагогическим коллективом?

«Директор школы» №1, 2016. Записано 19.01.2016

   Главная роль

 

 — Каким должен быть современный директор школы, лидер образовательного учреждения? Что, на ваш взгляд, самое сложное в этой профессии?

— Позиция директора школы сегодня достаточно динамично меняется как в Москве, так и во всей России, думаю, что и в мире. Это связано с тем, что в первую очередь сочетание качеств директора как учителя учителей, директора как человека, который ведет за собой педагогов, и директора как администратора, который должен выполнять определенные нормы и правила жизни школы как большой организации, — такое сочетание деконструируется сегодня, меняется и создается заново.

Если говорить о директоре как об учителе учителей, то надо сказать, что и сам педагогический корпус тоже меняется. Он меняется за счет того, что так или иначе состояние нового поколения учителей, молодого, незнакомого, становится еще более незнакомым, вынуждает расширять свой творческий поиск, а директора вынуждает к более интенсивному запросу на тех педагогов, которые станут лучшими в новых условиях.

Директор как человек, который подбирает кадры, так или иначе оказывается в ситуации выработки каких-то специфических представлений и критериев того, какой именно учитель нужен конкретной школе, что это за человек, с каким он образованием, с какими опытом и компетенциями. Мне кажется, что сегодня вообще редки случаи, когда школьный коллектив обладает многолетней стабильностью. Везде происходит обновление кадров, приходят новые люди, процессы компонования нового педколлектива в настоящее время очень актуальны и — очень сложны для директора.

Для второй составляющей — директор как администратор — условия изменились не менее радикально, чем для директора — учителя учителей, а может, даже и более. От директора требуется гораздо больше компетенций, его личной компетентности в вопросах организации хозяйственной жизни школы, финансовой стороны и т. д. Так что можно сказать, что позиция директора очень сильно изменилась за последние годы, и не только в Москве, но и вообще в России в целом.

— Вы сказали, что одно из самых сложных для директора — это формирование педколлектива. Вы можете назвать какие-то свои управленческие ошибки в этой связи?

— Я думал на эту тему и считал, что любой управленец, считающий себя успешным, должен всегда иметь и некоторые примеры своих ошибок, неудачного опыта, но если брать формирование моего педколлектива, то я значительных просчетов в своей кадровой стратегии не вижу. Хотя должен сказать, что она была достаточно радикальной и связана с очень сильным обновлением педагогического корпуса моей школы. Это не было никогда насильственным процессом, я старался не быть чрезмерно пристрастным, не пытался выяснять отношения с учителями на каком-то личностном уровне, но я пытался ставить перед ними те задачи и формулировать те вызовы, которые были на тот момент предельно актуальными и важными для школы. Учитель был волен принимать эти задачи как свои либо искать другого руководителя, который таких задач не ставил. Причем эти задачи были в некотором смысле банальны, в частности учитель должен отвечать за результаты обучения детей. Собственно, это его основная задача и основная его работа — не выяснение отношений с кем бы то ни было, а организация учебной деятельности. Эта деятельность должна планироваться, должна быть живой, должна меняться.

Например, в первый год моей работы в школе я обнаружил, что, после того как заканчиваются уроки, примерно в два часа дня, школа пустеет: дети расходятся по своим делам, а учителя — по своим. Остается только продленка. Мне казалось это настолько чудовищной несправедливостью в отношении учащихся в первую очередь, что самые первые мои изменения в работе педколлектива, первые целевые установки, которые и проявили разность между мной и некоторыми учителями, заключались в изменениях обязанностей по организации полноценного обучения детей, и во второй половине дня в том числе.

Те же, кто не принял такую проявленную мной заботу о детях, в спокойном режиме ушли сами, выбрав себе другую организацию.

Но это все равно было очень радикальным шагом и привело к тому, что в моей школе в течение первых двух лет почти на 90% обновился учительский состав. Остались только те люди, принявшие ценности, которые я им предлагал, и мы потом долго и слаженно работали вместе, я им очень за это благодарен.

Мне думается, что если школа находится в сложном запущенном состоянии, у нее низкие показатели качества, недружественная атмосфера для детей, которые не любят школу и не хотят туда ходить, при любой возможности с легкостью с ней расстаются и переводятся в другие школы, я считаю, что за все это несет ответственность не только директор, как администратор, но весь коллектив школы, включая учителей. И оправдания вроде: «Посмотрите на этих детей, они ничего не соображают», «…а что вы хотите от нас, вы должны быть нам благодарны, что мы вообще их учим» — это недопустимо в образовании и решение такой ситуации только в радикальном обновлении коллектива. Я считаю, что в любом регионе мы способны найти на те зарплаты, что есть сейчас — а они реально значительно выросли в последнее время, — людей, готовых работать хорошо и нести ответственность за свою работу.

Я не знаю, является ли это ошибкой, такая кардинальная смена коллектива, но я уверен, что директор школы имеет на это право. Естественно, если он этим правом пользуется бездумно, то в конечном итоге педколлектив взбунтуется и принудит такого директора к увольнению, но это риски нашей профессии.

— Когда возникала необходимость принимать на работу педагогов, кто были те специалисты, которые приходили работать к вам в школу?

— Обычно это были молодые люди, некоторые только-только закончили вузы. Они были полны энтузиазма, их можно было вдохновить на подвиги, они не боялись труда, и они принимали ценность того, что учитель обязан вопреки всем обстоятельствам научить конкретного ребенка. Это была очень забавная ситуация, потому что порой ученики и учителя внешне друг от друга не отличались, и было непонятно, кто сейчас пробежал мимо тебя по коридору: старшеклассник или учитель.

— На ваш взгляд, что мотивировало этих молодых людей приходить работать именно в школу?

— Я уверен, что их мотивировал вызов. Вообще, как руководитель я пользовался не финансовой мотивацией при работе с учителями, а моральной. Да, у нас были возможности платить людям достойную зарплату, но не это было основным управленческим рычагом.

Человек должен был испытывать драйв и интерес от того, что он делает, он должен хотеть решить какие-то нерешаемые задачи. Например, запущенные дети в старших классах, которые, к сожалению, иногда практически не умели даже читать, и мы должны были подготовить их к тестам или экзаменам и вообще сделать из них выпускников, за которых не очень стыдно. И решить эту задачу было почти невероятно. Ресурсов у школы в этом смысле не так много, мы же не можем запереть детей насильно и заставить учиться, поэтому мы действовали только в рамках завоевания и поддержания интереса ребенка, его доверия к нам. Мы старались показать ему, что мы люди, которые его не подведут и не предадут. Вот это первичное доверие позволяет как-то дальше переходить к тому, чтобы дети начали пробовать учиться, пробовать ошибаться, не бояться этого, снова ошибаться и снова учиться. Мне до сих пор кажется, что основная учительская генерация в нашей школе как раз пришла, простите за пафос, по зову сердца. Им была по-настоящему интересна преподавательская работа.

— Какой основной критерий, по которому вы отбирали учителей в свою школу? И какого учителя вы никогда бы не приняли на работу?

— Есть такой критерий, который довольно сложно описать одним словом, — это способность человека к педагогической работе. Эта способность либо есть в человеке, либо нет. Это как наличие у человека музыкального слуха. При отсутствии слуха человек никак не сможет стать хорошим музыкантом, как бы ни стремился, так и здесь способность преподавать относится к подобной компетенции человека. Это не плохое или хорошее качество, просто оно либо есть, либо нет.

Это сложно описать детализированно, но это можно почувствовать, и я могу перечислить только несколько составляющих такой способности, например, отсутствие страха перед детьми, перед коллективом детей, особый уровень взаимодействия с ребенком, с одной стороны, на очень короткой дистанции, но с другой — с сохранением при этом статуса учителя, взрослого. Иногда ведь попробуй укротить эту детскую стихию! Учитель должен уметь подчинить себе детский коллектив, это естественное желание ребенка заниматься ерундой, а не учебой. Плюс к этому всему очень важна предметная компетентность, прежде чем хорошо учить, нужно все-таки знать, чему. Такое не всегда можно проверить сразу, остается только доверять тому вузу, из которого пришел педагог.

Отдельный большой разговор — что значит способность быть учителем, это совокупность разного рода компетенций человека. И то, что я перечислил, — этого мало, есть еще и чисто профессиональные вещи. Нужно уметь слышать ребенка, и это очень тонкий момент, неформальный, нужно именно понимать, что он говорит. Учитель должен быть чуть-чуть мудрым наставником, чуть-чуть «дрессировщиком», чуть-чуть шалопаем и т. д. Это сложное сочетание разных ролей, которое можно почувствовать только в ситуации урока, в классе. И если в человеке этой способности нет, то его бессмысленно оставлять работать в школе, да и вообще брать на работу.

— Когда вы впервые пришли работать в школу, какие были ваши первые ощущения?

— Я впервые пришел в школу на должность учителя биологии. К тому моменту немного понимал, куда иду, у нас в педвузе была практика, и мне было интересно: я впервые оказался по ту сторону класса, спиной к доске. Я помню, что это было всегда очень увлекательно. Я знаю массу людей, которые, будучи профессионалами в другой области, тем не менее чувствуют внутри себя педагогическую жилку и с огромным удовольствием приходят работать в школу. Я считаю, что это очень правильная ситуация, и мы всегда таких людей старались удержать в нашей школе, даже если они работали по совмещению или были волонтерами, просто приходили по зову сердца. Такие люди — очень важные элементы школьного конструктора, — несущие в себе профессионализм из другой сферы, обязательно должны быть в педагогике.

Первое впечатление от работы в школе определяется просто — либо это доставляет тебе удовольствие, либо для тебя это тяжкий труд, который со временем превратится в формальную работу за зарплату и в худшем случае выльется в жизненную трагедию. Я обнаружил в себе любопытство и интерес и — остался.

Что касается моей роли в должности директора, то тут немного иная ситуация. Директор должен уметь подчинять себе школу не только и не столько административными методами, директор должен быть признан лидером среди учителей, на это требуется время, а порой существенное обновление коллектива. Я могу сказать, что это чудовищно тяжелая деятельность и ответственность, которая гнетет ежеминутно, и это невыносимый груз. Быть директором — это как взвалить на плечи какую-то фантастическую тяжесть и, покачиваясь, идти в бесконечность. Начало моей работы именно так и выглядело, и я должен был нести эту тяжесть, потому что сам выбрал этот путь. Поначалу каких-то других эмоций я и не помню.

— Вы говорили, что современный директор школы должен обладать совершенно иными компетенциями. Какими именно?

— Во-первых, он должен быть больше менеджером, хозяйственником, сегодня у него стало гораздо больше свободы, но и гораздо больше ответственности в этой связи. Например, нынешний директор школы головой отвечает за то, есть ли у него туалетная бумага в школе или нет, буквально. Раньше директор школы мог вообще об этом не думать, так как были централизованные поставки, и т. д. Сегодня управление школой — это определенная стратегия и этому очень сложно научиться, это огромное искусство, и в зависимости от того, что он у себя в школе поощряет или не поощряет, будет разная судьба у образовательной организации.

У современного директора гораздо больше ответственности перед родителями, чем раньше, потому что нынешний родитель гораздо более заинтересованный, интересующийся, заботящийся и пристрастный по отношению к школе, что очень важно.

И если раньше директор мог указать родителю на дверь и сказать, чтобы он не вмешивался в учебный процесс, который идет по плану, то сегодня директор — главный коммуникатор с родителями, это совершенно новая для него действительность, и набор компетенций тоже должен быть соответствующим.

Или взять, например, новые стандарты… Директор должен быть экспертом в образовании. Он должен изучать опыт коллег, должен представлять, чем живут соседние школы и даже зарубежные. Он должен по-другому договариваться с учителями, учитывать, что меняется трудовое законодательство, меняются требования к учителям как к работникам, должен совершенно по-другому начинать взаимодействие с профсоюзами…

Он должен, в конце концов, вести в полной мере всю хозяйственную деятельность или как минимум точно знать, что у него происходит в школе на всех участках, даже если у него есть ответственные за это замы.

Директор — это такая универсальная фигура, универсальный солдат в школе.

— В вашем перечислении того, что должен делать директор в школе, не было ничего о взаимодействии с детьми…

— Да, увы, на самом деле, когда я стал директором большого образовательного комплекса, количество моего взаимодействия с детьми резко сократилось. Поэтому многие директора оставляют за собой некоторую учительскую нагрузку, чтобы чувствовать этот пульс.

Но, вообще, я считал себя ленивым преподавателем, и я сам себя сократил. Я не успевал продумывать уроки, неаккуратно заполнял журналы, собой был очень недоволен, сам себя изводил самокритикой. Другое дело — это наши учительские семинары, на которых мы разбирали конкретный опыт наших педагогов. Вот это было потрясающе интересно и значимо для меня, на это я в начале работы тратил основное время.

— На ваш взгляд, профессии «директор школы» научить можно?

— Я считаю, что значительная часть управленческой составляющей должности директора — это те универсальные компетенции, которым как раз можно научить. Директор должен просто понимать структуру своей работы как управленческой деятельности. Этому учат, для этого нужно иметь образование менеджера.

Но той части, которая относится именно к сокровенной части работы директора, директора как учителя, как старшего учителя, — научить нельзя. Потому что, как я уже говорил, это либо есть в человеке, либо нет. И сочетание, когда человек умеет преподавать, понимает тонкости и драйв учительской работы, и при этом осваивает компетенции менеджера и имеет склонности к управленческой деятельности, — это и есть та категория людей, из которых потом вырастают директора школ.

— Что сегодня у вас вызывает особую тревогу, говоря о современной школе?

— У меня вызывает тревогу только одно — это люди. Это и учителя, и директора, и даже иногда чиновники, хотя чиновник просто администрирует сферу, отслеживая, чтобы в ней сохранялся юридический баланс, чтобы ничьи права не были нарушены, чтобы вообще в этой сфере не было перекосов.

Но если говорить о школе, то все зависит от конкретного учителя в конкретном классе: от его целей, от его приоритетов, его задач и его личной строгости по отношению к самому себе, к своей деятельности. И вот здесь есть нехватка людей, которые готовы тяжело, нудно и при этом хорошо работать просто потому, что это их долг, их выбор и их судьба.

То, что охранник или уборщица позволяют себе кричать на ребенка, — это вещь, которая не зависит ни от Минобрнауки, ни от министра образования… Это конкретное действие конкретного человека…

B то, что учитель равнодушно поворачивается спиной к ребенку, который требует помощи, — вот это больше всего вызывает тревогу, а не то, какого типа показатели эффективности разработаны для образовательной организации и как от этого могут пострадать учителя.

Учитель пришел в школу, и его главной обязанностью является выполнение своей прямой работы — учить ребенка, поэтому главная проблема в нас самих. Я не вижу каких-то глобальных опасностей в образовании, я вижу опасность лишь в том, что люди, которые в этой сфере работают, перестают относиться к себе критически.

А учитель без самокритики и самоедства — плохой учитель.

 

 

http://www.direktoria.org

© Информационная система «Директория», 2016

© Директор школы №1 (204), 2016

   
 
 
 

19.01.2016  |  Просмотров: 1527  |  Комментариев: 1

Опубликовать в своем ЖЖ (Livejournal) Опубликовать в Твиттере Поделиться ВКонтакте Поделиться в Моем Мире Поделиться в Яндекс.Блогах Поделиться в Facebook

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 

Уважаемый Павел Владимирович. С удовольствием прочитал ваше интервью. Очень своевременно, полезно и познавательно для меня. Ранее, я был очень далёк от проблем образования, но жизнь вынудила окунуться в ваше "святое" болото с головой. Заинтересовался обычной кадровой беспредельной перестановкой. Решил повнимательнее взглянуть на личность «кукловода». Расследование было интереснее любого детектива. Я нашёл среди новых московских директоров просто безграмотного человека с дипломом кандидата педагогических наук. Безграмотность «нового русского директора» ярко выражается в ужасающих ошибках при использовании русского языка, как устного, так и письменного. Видимо, то что пропускает редактор Word, им не читается и не анализируется. Это кстати очень часто встречал в процессе знакомства со школьными документами и документами ДОгМ. Замечено мной даже на сайте МЦКО. Там, в одном коротком предложении 2 ошибки. Просто редактор их пропускает. Могу показать. Касательно устного языка, имеется видеоматериал аттестационной комиссии. После этого очень просто поверить, что директор называет опоздавших учеников «ОПОЗДУНАМИ». Так же, имеются огромные пробелы в правовой сфере законодательства. Даже элементарная, пустая отписка создавалась 70 дней, вместо положенных 30. Вы же вероятно знаете как можно стать к.п.н., не имея при этом никаких знании? (К сожалению, Государственная Дума пока узаконила любой бред в области защиты научных звании.) А я теперь могу вам рассказать, как неуч может стать директором не просто отдельной московской школы, а директором образовательного комплекса. Все материалы можно найти в интернете. Сейчас этим делом занимается ваш заместитель. Так вот, в ответе этого директора в 5 строках 2 ошибки. Посмотрите ответ на Ваш исх. № 01.55-/03-1066/16 от 02.02.2016. А ведь этот человек за 1,5 года, уже создал коллектив «под себя». И что дальше? Даже если он «уйдёт», кто и как будет разбираться в последствиях такого руководства? Калина Исаак Иосифович считает, что в комплексе будет расти качество образования, услуг и вообще будет лучше. В жизни, как правило, наоборот, ведущие скатываются до уровня ведомых. Но это уже другая проблема, а проблем сейчас очень много. Дойду со временем и до них. Для ознакомления с моей точкой зрения на проблемы образования можете почитать предсмертную работу члена - корреспондента РАО Абрамова Александра Михайловича. Ещё не прочтя эту замечательную работу, я пришёл к тем же выводам. Если не найдёте, могу выслать ссылку или мой экземпляр. Например с сайта РАО работу уже удалили. С уважением и надеждой на взаимопонимание Крюков Николай Александрович nikolamosk@mail.ru

 Крюков Николай Александрович   05.02.2016 в 18:53

 


 

Новые интервью

Карпов Павел Владимирович

Начальник Управления развития кадрового потенциала системы образования Департамента образования города Москвы

Майоров Алексей Николаевич

Заместитель руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по образованию Российской Федерации, доктор педагогических наук

Сираевым Наилем Рафиковичем.

директором ижевской специальной коррекционной школы-интерната I, II и VI вида №15, победитель Всероссийского конкурса «Директор школы-2014»

Адамский Александр Изотович

научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика», кандидат педагогических наук

Ямбург Евгений Александрович

заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик РАО, директор Центра образования № 109 г. Москвы.

 


 

Самые популярные интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ковалева Татьяна Михайловна

президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», д.п.н., профессор кафедры педагогики МПГУ, руководитель тьюторской магистратуры

Рачевский Ефим Лазаревич

директор центра образования №548 «Царицыно», Народный учитель России, член комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Шимутина Елена Николаевна

Директор Института развития государственно-общественного управления образованием

 


 

Самые обсуждаемые интервью

Волков Сергей Владимирович

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 57 г. Москвы, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ.

Ямбург Евгений Александрович

директор ЦО №109, г. Москва

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Бунимович Евгений Абрамович

Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве, Заслуженный учитель РФ

Иноземцев Владислав Леонидович

доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества

 


 

Все интервью пофамильно

Поздяев Евгений Евгеньевич

Руководитель школы «Опыт нового поколения», автор игровых программ

Аверкин Владимир Николаевич

Председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области

Адамский Александр Изотович

научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика», кандидат педагогических наук

Архангельский Александр Николаевич

телеведущий, писатель, ординарный профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Болотов Виктор Александрович

вице-президент Российской академии образования

 

 
 

 

  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ →

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Интернет-проекты

Direktoria.Org

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

В социальных сетях:

Блог «Директора школы» на pedsovet.org Сообщество «Директор школы» в Живом Журнале Твиттер «Директора школы» Группа «Директор школы» Вконтакте Сообщество для руководителей сферы образования в Фейсбуке Группа «Директор школы» на Профессионалы.ru Сообщество «Директор школы» в МойМир
 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.